Тема: Методическая редукция учебного материала темы

Цель работы: Формирование умений анализировать учебный материал

Задачи: 1.Научиться выделять и формулировать изучаемое понятие;

2. Научиться анализировать его, определять составляющие этого понятия;

3.Научиться представлять учебный материал в наглядном виде.

Оснащение занятия: материалы лекций по курсу.

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ

Методическая редукция – это преобразование сложного, абстрактного содержания учебного материала в форму, доступную для понимания учащимися [5].

В этой части контрольной работы необходимо привести конкретные примеры редукции учебного материала рассматриваемой студентом темы с использованием трех приемов редукции – лингвистической трансформации, вербальности, мнемотехники. Рассмотрим суть и способ представления редуцированной информации для каждого из названных приемов.

Лингвистическая трансформация – преобразование слов, словосочетаний или предложений в другие, близкие по значению к исходным, но более понятных для обучаемых [5]. Использование данного приема целесообразно в том случае, если в тексте основного учебника даются недостаточно точные, «громоздкие» определения отдельных понятий, сложны объяснения процессов, явлений и др.

Вербальность – знаково-символические формы подачи учебного материала заменяются словесными [5]. Примером использования этого приема в учебном процессе может быть словесный комментарий преподавателя при демонстрации различных объектов или деятельности. Этот прием редукции необходимо использовать в случае, когда в основном учебнике не даются, либо полностью отсутствуют достаточно подробные пояснения иллюстраций (чертежей, схем, рисунков).

Мнемотехника – прием, облегчающий понимание структуры учебной информации и ее запоминание через создание дополнительных искусственных ассоциаций изучаемых новых понятий с известными объектами, помогающий организовать информацию, создать связи между элементами запоминания. При использовании этого приема учебная информация перекодируется в простые зрительные образы, «сжимается», в ней фиксируются структурно-смысловые связи. Такой прием редукции используется в случае необходимости запоминания большого объема взаимосвязанной информации, причинно-следственных связей, последовательности и др. При использовании данного приема широко используются аббревиатуры, условные обозначения, схемы, рисунки, разнообразные стрелки и др.

Например, в учебнике достаточно полно, подробно, с иллюстрациями пояснено влияние различных факторов (радиуса при вершине резца, величины подачи, главного угла в плане и др.) на шероховатость, однако, чтобы запомнить эту информацию и зависимости, можно закодировать информацию, представить ее в виде логической цепочки: Ra↑=>j↑=>r ↑=> S↑

Схемы описания каждого приема редукции. В работе можно представлять результаты редукции учебного материала как в текстовом, так и в табличном виде. В последнем случае необходимо разместить листы формата А4 длинной стороной горизонтально. Ниже приведен пример таблицы представления результатов методической редукции (таблица 2).

Приведите в этой части работы краткие пояснения к закодированной автором работы информации (аббревиатурам, символам и др.).

Таблица 2 - Методическая редукция учебного материала темы «...»

Исходная учебная информация Наименование приема методической редукции Преобразованная информация
(Текстовая форма, например, исходное определение понятия) Лингвистическая трансформация (Текстовая форма, например, новое определение понятия)
(Знаково-символьная, графическая форма, например, иллюстрация, формула) Вербальность (Текстовая форма, например, описание принципа работы устройства)
(Текстовая и (или) графическая формы) Мнемотехника (Символьно-кодовая форма)

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

1. Выписать из учебного плана название профиля подготовки или специальность, квалификацию, срок обучения.

2. Определить дисциплину, название темы урока, цели урока.

3. Выписать текст содержания темы из учебной программы дисциплины.

4. Выполнить анализ содержания темы и составить краткий конспект темы с целью детализации не раскрытых в программе учебных элементов

5. Подчеркнуть в конспекте учебные элементы. Определить основания для выявленных элементов. Определить количество порядков и их последовательность.

6. Подготовить бланк на листе формата А4 (расположить его горизонтально) в виде таблицы 2.

7. Защитить работу у преподавателя.

Практическая работа № 4(4 ч)

Наши рекомендации