Основные задачи занятий художественным трудом в детском саду
1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты.
2. Содействовать формированию эмоционально-ценностного отношения к художественному труду как проявлению жизни человека во всем многообразии ее граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику результата художественного труда – единство пользы и красоты (функционального и эстетического).
3. Расширять представление о видах художественно-творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника-конструктора, дизайнера. Сформировать представление о том, что все виды труда могут быть творческими, если сам человек – творец/
4. Обогащать опыт художественно-продуктивной деятельности на всех ее уровнях: восприятие–исполнительство–творчество, в соответствии с возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями.
5. Развивать эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное (гибкое, творческое) мышление, универсальные художественные способности и воспитывать качества человека труда – трудолюбие, ответственность, честность, коммуникативность и др.
6. Содействовать освоению художественных способов, техник, технологий и развитию общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности.
7. Создать условия для личностного роста каждого ребенка.
Следует выделить основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания художественного труда как интегрированной деятельности:
– разнообразие видов художественно-продуктивной деятельности;
–– постоянная смена видов деятельности, объединенных образовательной целью и программой развития (единство стратегии и тактики);
– индивидуальные программы и маршруты развития;
– роль педагога состоит в создании условий для свободной, самостоятельной деятельности и организации учебного процесса методом реального сотворчества (с педагогом, родителями, художником, народным мастером, другими детьми) в разных формах взаимодействия;
– наличие специально оборудованного места (мастерская, дизайн-студия, центр ремесел и т.д.), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.
Вместо традиционных занятий предлагается форма творческих проектов, для которых характерно следующее:
– выявление не конкретной темы, а смысла как способа постижения каждымребенком окружающего мира и своего бытия в этом мире;
– расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);
– вовлечение в проектную деятельность других людей — взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников, выхода за рамки сложившейся группы;
– обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) с педагогом и другими детьми для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;
– презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, аранжировки, инсталляции, коллекции);
– отсутствие единой для всех задачи и единого критерия оценки результата.
Создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных) и организация выставок детских творческих работ — общая задача, в решении которой принимают участие педагоги, родители и сами дети.
Сегодня педагоги и психологи отмечают, что каждый ребенок сам должен ставить перед собой цели, не может быть принуждения к творчеству, навязывания идей, интересов и решений. Индивидуальные программы развития, самостоятельная художественно-продуктивная деятельность в ситуации реальных «живых» дел, нацеленность на практическое постижение детьми смыслового поля народной культуры, эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, подлинная интеграция интеллектуального и эстетического развития, презентация и фиксация результата, организация образовательной деятельности методом проектов — вот важнейшие черты проектирования художественного труда в современном детском саду.
это универсальная деятельность, имеющая давнюю историю и многовековые традиции. Все известные нам художественные техники и технологии имеют в своей основе древнейшие действия или операции: плетение, связывание, нанизывание, сшивание, резание, скручивание, свивание, моделирование и т.д. При этом ручной труд - это очень свободная деятельность, связанная с экспериментированием и самореализацией на уровне подлинного творчества.
Детство - чуть ли не единственный отрезок человеческой жизни, где творчество становится универсальным и естественным способом существования человека. Вхождение ребенка в человеческий мир - это непрерывная цепочка «открытий для себя». Но благодаря этим «открытиям» через деятельность подрастающих поколенийосуществляется глобальное воспроизводство творческих способностейв масштабах всего общества. Именно это часто давало повод считать ребенка олицетворением общечеловеческого, богочеловеческого, а то и божественного творческого начала, на которое следует ровняться взрослому творцу. По словам английского философа Ф.Бэкона, чтобы войти в науку, мы должны уподобиться детям. Вторя ему, русский философ П.А.Флоренский писал, что секрет творчества -в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь
МАСТЕР_КЛАСС для педагогов ДОУ
Тема: «Художественный ручной труд в детском саду»
Цель: расширить представления о детском ручном труде и на практике показать доступные для дошкольного возраста способы изготовления поделок.
Первоосновой, стержнем всего умственного, физического, нравственного и эстетического развития личности является труд. Наше ближайшее окружение — предметная среда — есть продукт труда рук человеческих. На основе домашнего и общественного труда людей складываются традиционные ремесла, художественные промыслы, которые представляют собой культурное достояние и гордость народа. «Дух ремесла» заложен в ручном труде, к которому следует приобщать детей сызмальства.
Трудовое воспитание дошкольников немыслимо без активного ручного труда. В таком труде ребенок обнаруживает самую высокую заинтересованность, успехи и — что еще немаловажно — малую утомляемость. Эти факторы оказывают положительное влияние и на общее психическое и умственное развитие детей. Особую значимость для них имеет художественный труд как один из компонентов эстетической деятельности, в основе которой лежит художественное содержание декоративно-прикладного искусства.
Теория современного дизайна для детей и практика их ручного труда, художественного творчества раскрывает широкие возможности такой продуктивной деятельности, которая может увлечь ребят, чтобы заполнить их свободное время интересным и содержательным делом, развить стремление к прекрасному, воспитать вкус и уважение к народным традициям.
Приобщение ребенка к трудовой деятельности в народной педагогике складывалось веками. Формирование ремесленнических навыков всегда было связано с изготовлением необходимых и полезных бытовых вещей. В семье старшие обучали младших разнообразным элементам трудового процесса до тех пор, пока не была «поставлена рука». Основой предпосылки такого учения являлись условия окружающего быта.
Деятельность детей с различными материалами в народной педагогике классифицировалась следующим образом:
а) работа с природным материалом; обработка льна, шерсти, изготовление пряжи и ткачество;
б) резьба по дереву, камню, кости, коже;
в) чеканка по металлу;
г) работа с глиной, изготовление керамических изделии.
Передача навыков ремесла из поколения в поколение, творческий процесс изготовления различных изделий под руководством взрослых содействовали закреплению положительных эмоций, овладению спецификой ремесленного мастерства, формированию первоначальных представлений о народно-декоративном искусстве. Понятия «наследие», «традиции» в обучении художественному мастерству всегда имели важное значение. Наиболее ценным считался тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.
Высокий художественный уровень творческого освоения детьми доступных форм материала в современном декоративном искусстве позволяет утверждать, что и сегодня ручной художественный труд рассматривается в педагогической теории как необходимый элемент нравственного, умственного, эстетического воспитания детей.
Художественный ручной труд — это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, отдыха). Такой труд является декоративной художественно-прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов, на основе которых развиваются его представления, знания, практический опыт, приобретаемый в процессе трудовой деятельности и на художественных занятиях в детском саду. Окружающие ребенка взрослые должны не только формировать и совершенствовать его трудовые навыки, но и постепенно расширять содержание трудовой деятельности малыша, добиваясь осознанности и целенаправленности мотивов труда. Многие педагоги считают важным развитие у ребенка способности заранее предвидеть результаты своих действий, планировать последовательность исполнения, творчески преобразовывать свой опыт. Известный психолог А. В. Запорожец писал, что «способность понимать прекрасное умом и сердцем наиболее успешно развивается тогда, когда ребёнок активно воссоздает художественные образы в своем воображении при восприятии произведений искусства, одновременно участвуя в доступных ему формах художественной самостоятельности.
Содержание художественного труда дошкольников в практике детского сада составляют: работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом), изготовление декоративных панно, объемных и плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников и развлечений, декораций и сувениров, макетов кукольных комнат;
работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, ткачество, изготовление панно, одежды для кукол, деталей костюмов для игр, предметов сервировки стола, сувениров, театральных и декоративных кукол);
работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур; декоративных коллажей и объемных композиций из сухих растений, соломки; плетение изделий из прутьев, сухой травы; составление декоративных букетов из сухих и живых растении; оформление живого уголка);
работа по дереву (поделка и сборка деревянных игрушек, сувениров, изготовление мелкой скульптуры с применением элементов природного материала, кукольной мебели, мелких предметов быта);
работа с глиной (создание декоративных украшений, керамических панно для оформления интерьера, изготовление настенных вставок, мелких скульптур, игрушек-сувениров, кукольной посуды);
работа с искусственным материалом (вязание и плетение из синтетической и полимерной пленки, декоративной тесьмы, цветной мягкой проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, одежды, театральных и декоративных игрушек и сувениров из синтетических тканей).
Правильно организованный ручной труд в детском саду и семье дает детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, стимулирует желание трудиться и овладевать особенностями мастерства, приобщает к народному декоративному искусству, подготавливает ребенка к последующему обучению в школе. Следовательно, есть все основания рассматривать ручной труд как важный элемент гармонического развития детей.
В этом процессе немаловажное значение имеет подготовка педагога, которая должна быть направлена на овладение знаниями об отдельных видах художественных ремесел. И для расширения вашего кругозора, я предлагаю вам памятки, где можно познакомиться с историей возникновения макраме, вязания, оригами.
В практической части я познакомлю Вас с приемлемыми для дошкольников видами художественного ручного труда.
Волшебные превращения веревочки
Учиться рисовать можно не только карандашом, мелками, кисточкой, но и с помощью обыкновенной веревочки. Для этого нам потребуется отрезок шнура от 0,5 до 1-1,5 м. Возьмите короткий шнур (0,5 м), расположите удобно на ровной поверхности стола или ковра. Начинать изображение нужно с простых по форме предметов – цветка, яблока, груши. При исполнении форм яблока и груши, шнур вначале складывают пополам, делают небольшое углубление, а затем выкладывают овал формы из двух отрезков движением снизу вверх, замыкают веревочку «хвостика» плода.
Любое изображение фигур животных в движении начинать нужно с головы, далее следите за характером формы туловища того или иного животного.
Если ребенок, полюбив это занятие, старается привносить в изображение формы свои дополнения, одобрите его начинание. Рисунки посредством веревочки имеют свою образную характеристику – мягкость получаемых форм вызывает чувство покоя, завершенности, тем самым, приближая ребёнка к восприятию декоративно-прикладного искусства, в частности художественной вышивки, кружевоплетения.
Аппликация из пластилина
Пластилин — чудесный поделочный материал для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Разнообразный по цвету, он очень интересно смотрится в работах. Дети любят заниматься лепкой пластилина, т.к. работа с ним позволяет познакомить их с различными видами искусств — скульптура, графика и др. Занятия пластилином способствуют развитию мелкой моторики рук, т.к. это необходимо для развития и повышения интеллекта ребенка. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем лучше он развивается, лучше говорит и думает.
Лепкой из пластилина рекомендуют заниматься с трех лет. В более раннем возрасте, работа с пластилином малышу непосильна. Но, если периодически показывать ему какие-то манипуляции с пластилином, давать его в руки, чтобы он помял его, пальчиком малыша надавливать на шарик из пластилина, раскатывать. Малышу это понравится, и он с удовольствием будет возвращаться к этому занятию. Главное умело выводить его из этой игры.
И поэтому, мне хочется предложить вашему вниманию пластилиновые аппликации.
Для изготовления вишенки нам потребуется: красный или бордовый пластилин — для вишенки; зеленый — для листиков; коричневый — для веточки и плодоножек. Картон для фона любого подходящего цвета.
Приступаем к работе.
Намечаем центр, где будет расположена веточка.
Раскатываем не очень тонко «колбаску» коричневого цвета — это будет веточка, и крепим ее в центре. Затем плодоножки коричневого цвета для двух вишенок, отрезаем и укладываем на намеченное место, слегка придавливаем.
Раскатываем жгутики красного или бордового цвета, складываем их так, чтобы получился круг. Нам нужно 2 круга для 2 вишенок. Укладываем их на место.
Затем делаем жгутики из зеленого пластилина, скручиваем из них 2 овала — это будут листики. Листикам можно придать слегка заостренную форму. Крепим листики к веточке.
Получились очаровательные «принцессы» - вишенки.
А чтобы сделать слоника нам потребуется: серый пластилин — для слоника; черный — для глазок; белый — для зрачков. Картон для фона любого подходящего цвета.
Приступаем к работе.
На картоне отмечаем положение головы и туловища.
Изображение слоника может состоять из кружочков и овалов. Вы придумайте свои варианты.
Раскатываем длинный жгутик из пластилина серого цвета. Скручиваем его по кругу, формируем голову и сразу делаем хобот. Для туловища раскатываем длинный жгутик и их него формируем овал, туловище заканчиваем хвостиком. Переносим на картон, слегка придавливаем. Ноги делаем из жгутиков, скручивая их овалом, и соединяем с туловищем. Делаем глазик из черного пластилина, скатываем шарик и немножко сплющиваем его при соединении с головой, зрачки делаем из белого пластилина.
Оригами
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
Систематические занятия с ребенком оригами — гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Изготовление различных поделок из цветной бумаги – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста.
Практический показ изготовления кораблика, рыбки, лебедя, цветка.
Игрушка, которую мастерит ребёнок вместе с взрослым, вкладывая частичку своего труда, выдумки, фантазии и любви, особенно дорога ему. Творите чудеса вместе и, поверьте, - это принесёт радость и Вам, и ребенку.