Система или уклад?

Система – это совокупность принятых и организуемых методов и форм педагогической деятельности. Она обеспечивает выполнение школой своих функций и побуждает ребенка действовать соответствующим образом. Система задает общие контуры работы педагогов и часто не разбирает «лица» отдельного ребенка. В укладе же ребенок самоопределяется, может действовать по выбору. Система – преднамеренна, направлена на внешне заданные цели, заявлена. Уклад – не намерен, он не направлен на решение внутренних задач, он проявлен в конкретном выборе, он самоосуществляется. Поэтому уклад всегда возникает как развитие системы на глубинном уровне соорганизации, в то время как система часто может быть заявлена, но не укоренена в укладе. Укорененность системных заявлений – это вошедшие в привычку будни, повседневные культурные практики детей и взрослых.

Заявить систему сейчас могут все школы. Создать сайт, заполнить его страницы, написать красивые концепции, охарактеризовать формы. Но если нет уклада – система пуста. Это часто ощущаешь, когда идешь в школу, заявившую о своей особой системе. Но уже по характеру разговоров детей и учителей в вестибюле, по их взглядам, по стилю внешнего оформления школы чувствуешь, есть ли уклад, понимаешь, почему заявленная система не укоренилась в укладе, осталась формальной: ведь «система» – одно, а характер отношений – то, что составляет реальную основу школьной жизни, – другое.

Уклад не может быть заорганизован, это всегда – живая событийность, в то время как системные мероприятия чаще всего целенаправленно организованы, а иной раз и отрепетированы, что делает их еще более формальными.

Система – матрица с заявленными ячейками. Уклад – их конкретное заполнение. Уклад – пространство жизнедеятельности, отвечающее потребностям ребенка, он обеспечивает интересную и комфортную жизнь ребенка. Дети теряются на фоне больших мероприятий, им по душе нечто похожее на задушевный семейный праздник, который помогает им быть самими собой. Только конкретное содержание взаимодействия детей и взрослых может сделать мероприятие живым совместным бытием.

Если к системе воспитания непосредственно можно отнести основные школьные события, вокруг которых периодически развертывается внеучебная деятельность (вроде традиционных сборов, фестиваля или праздника знаний), то уклад – это то, как проходят уроки, какрождаются и складываются все события.

Воспитательная система и уклад школы сосуществуют, и мера близости такого существования зависит от способности воспитательной системы быть созвучной реально сложившемуся укладу жизни. Если они близки, то так называемая «эффективность воспитания» обретает какой-то смысл. Но если в школе правит формальная воспитательная система (а это чаще всего и происходит, поскольку уклад созидается человеческими взаимодействиями снизу), эффективность работы педагогов весьма ограниченна.

Каждый ребенок примеряет школьную систему на себя. Кто-то остается довольным, кто-то равнодушен – поскольку самодостаточен (вне системы и без нее), а кому-то она становится «поперек горла». И это – слабое место любой воспитательной системы, которую обязательно надо укоренять. Поэтому не столько систему надо строить в школе и в каждом классе – а создавать «многополярный» школьный мир, где каждый ребенок сам (самоопределяясь) найдет себе место. От стиля взаимоотношений с ребятами зависит, будет ли школьный мир радостным (к чему и стремился Сухомлинский) или скучным, формальным, тусклым, а порой и ненавистным.

Сухомлинский смог сделать его радостным. Он вместе с детьми создал атмосферу взаимопомощи и душевного равновесия, доброжелательности и нравственной взаимной ответственности. Создал особый школьный мир, уклад, который определялся каждым ребенком и учителем.

Наши рекомендации