Этап 2. Выбор проблемы проекта
Задача: выбрать реальную социальную проблему для проекта.
· Организуется анализ широкого спектра вопросов, которые являются социальными проблемами (значимы для данной территории и требуют своего решения).
· Условно этот этап можно представить в виде «ромашки», «лепестки» которой – это актуальные проблемы села, района, города, региона. Они связаны с экономической жизнью местности, ее экологией, демографией, социальной незащищенностью различных групп населения, благоустройством и инфраструктурой, образованием и т.д.
· Обсуждение названных проблем (приемы: «ящик предложений», «банк идей», «мозговой штурм» и др.).
· Деление учащихся на малые группы (3-5 человек).
· Каждая группа готовит аргументы в пользу решения называемой проблемы.
· Каждая группа представляет аргументы всему коллективу.
· Организуется изучение актуальности и значимости проблемы в социуме. Вариант А): социологический опрос по проблеме, интервью с родителями, родственниками, соседями, учителями; экскурсия с фотоаппаратом или видеокамерой, подготовка видеоматериалов и др. Вариант В): анализ материалов средств массовой информации. Вариант С) А+В.
Проблема выбирается с учетом следующих моментов:
- посильность задачи для школьной команды;
- ее соответствие возрасту и возможностям учеников;
- сумма затрат и сроки необходимые для реализации проекта;
- ожидаемые результаты.
· В команде организуется обсуждение выбора проблемы: учащиеся дискутируют, оценивают предложения одноклассников.
Примерные вопросы: Почему данная проблема приобрела особую актуальность? Какое влияние оказывает она на окружающее социальное пространство? Почему проблема, признанная особенно острой, оставалась до сих пор нерешенной? Что можно узнать об этой проблеме из СМИ? Можно ли ее решить посредством общественной политики? Какими способами можно решить проблему?
· Проблема выбирается большинством голосов как соизмеримая возможностям учащихся, и реально решаемая на данной территории.
· Педагог – в роли консультанта и организатора работы в малой группе (команде).
Этап 3. Сбор информации.
Задача: собрать исчерпывающую информацию по проблеме.
· Деление коллектива на исследовательские группы:
одна группа проводит социологические исследования среди различных категорий населения по поводу их точки зрения на данный вопрос, насколько он важен и злободневен для этой местности;
другая группа занимается изучением материалов СМИ по этой теме, как они на протяжении определенного времени обсуждали ее, какова была реакция властей и населения;
третья группа изучает законодательные материалы государственного, регионального и муниципального уровней по изучаемой проблеме;
четвертая группа входит во взаимодействие с компетентными специалистами (возможно при помощи администрации школы, родителей) для получения взвешенной, аналитической информации о состоянии дел на территории по этому конкретному вопросу, кто несет за него ответственность и каков механизм принятия конструктивного решения.
· Итогом работы должна стать всеобъемлющая доступная школьникам информация по проблеме, которая составит основу следующей стадии работы над проектом.
Правила для участников проекта:
правило 1. Распределите силы и обязанности.
правило 2. Точно выберите источники информации.
правило 3. Выбирайте только ту информацию, которая необходима для
вашего проекта.
правило 4. Используйте лишь достоверную информацию.
Эти виды различных источников информации позволят:
Средства массовой информации:
- изучить подшивки газет,
- провести встречи и беседы с журналистами, специализирующимися на конкретных темах,
- оформить некоторой подборки материалов и документов по определенной проблематике.
Библиотеки:
- собирать информация на основе изучения книг, журналов, газет,
- размножить необходимая для работы часть информации,
- подготовить копии отдельных статей и материалов.
Сеть Интернет:
- познакомиться с сайтами органов государственной власти и местного самоуправления,
- получить информацию об их структуре, режиме работы, направлениях деятельности, должностных лицах, контактных телефонах,
- найти правовые акты по выбранной проблеме,
- найти публикации в электронных СМИ по проблематике проекта.
Научные работники, преподаватели ВУЗов, учителя:
- выяснить у них информацию, необходимую по проблеме проекта,
- найти среди них тех специалистов, кто может выступить в роли экспертов по проблеме проекта.
Юристы:
- выяснить с их помощью наличие нормативной, законодательной базы, необходимой при решении проблемы проекта,
- проконсультироваться по вопросам конституционности и правомерности действий властных структур по реализации отдельных проблем.
Административные органы:
- получить у них исчерпывающую информацию о том, кто ответственен на местном или районном, городском или областном уровнях за решение проблемы, обозначенной в проекте.
Законодательные органы.
- установить контакт с представителями законодательной власти (по телефону, по переписке, при встрече),
- получить информацию о развитии конкретной территории.
Этап 4. Выбор варианта решения проблемы.
Задача: обработать и систематизировать полученный материал;
распределить его по соответствующим разделам проекта.
· Школьники распределяют материалы по разделам:
- актуальность и важность данной проблемы для села, района, города, области,
- информация о различных подходах к решению данной проблемы,
- юридическая база решения проблемы,
- анализ разнообразной информации,
- программа действий, которую избрал класс,
- разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования позитивного решения конкретной властной структурой.
· Школьники представляют в органы управления данной территории свою версию, свой проект решения проблемы проекта. В качестве аргументов участники проекта могут быть предъявить:
- петиции граждан, которые собирают учащиеся и в последствии передаются в соответствующие инстанции.
- варианты технико-экономического обоснования того или иного решения проблемы, просчитанных на перспективу действий, как управленческих структур, так и самих школьников.
Этап 5. Реализация плана действия.
Задача: реализовать намеченный план действий по решению проблемы.
· Школьники предпринимают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы. Для этого:
- возможны различные акции учащихся: письменные обращения в исполнительные и законодательные органы, передача своих предложений в СМИ, общественные организации, подключение к этой работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов и т.д.; трудовые акции, сбор средств, организация фестивалей и др.;
- встречи с партнерами и обсуждение совместных действий, акций, заключение договоров, необходимых для решения проблемы проекта.
· В работе по реализации проекта объединяются силы школьников, педагогов, родителей, чиновников в единую социальную силу.
· Все события, связанные с реализацией проекта, отражаются на информационном стенде или в стенгазете, в школьных радио- и телепередачах, а также на школьном сайте.
· Школьники делятся тем, что сделано в проектной деятельности с другими учащимися, с учителями, с родителями. Выступайте на классных часах, педагогическом совете, родительском собрании, общешкольном гражданском форуме.