X. Декоративное оформление
Готовые предметы посуды надо сделать схожими не только по их форме и колориту, но и по декоративным деталям. Подумайте, как можно украсить ваши поделки, какие на них могут быть орнаменты. Имейте в виду, что в их украшении должны быть общие детали — какие на чайнике, такие и на чашке. Причем украшать можно не только бока этих предметов, но и их ручки. Не забудьте про блюдце - и оно должно стать красивым.
Какой рисунок для украшения вы выберете? Это могут быть какие-то фигуры или узор в виде цветов.
При выполнении отделки можно воспользоваться специальными заостренными палочками, которые называются стеки. Их можно изготовить из простой заостренной спички. С помощью такой спички удобно наносить украшения, выдавливая их на пластилине. Какую часть предмета легко украсить такими выдавливаниями? Например, края вокруг крышки у чайника и сделать похожую каемку по верху чашечки. Или, наоборот, украсить мелкими точками низ чайника и чашечки. Не забудьте и про блюдце — его тоже можно украсить такой техникой.
Сделайте украшение сначала на одном каком-то предмете, затем, если у вас узор получится удачным, перенесите его на второй предмет. Как вы думаете, на чайнике узор может быть крупнее, чем на чашке? Ведь и сам этот предмет по объему немного больше.
(Школьники выполняют декоративное оформление посуды.)
XI. Продолжение практической работы
Вспомните название предмета для чайного стола, который не входит в состав чайного сервиза. Без него раньше чайный стол не обходился. Отгадать название этого предмета вам помогут две загадки.
(Педагог читает народные загадки, а школьники отгадывают.)
Сверху дыра, снизу дыра,
А внутри — огонь да вода. (Самовар.)
Хочется попить чайку,
Разогнать прочь хворь-тоску.
Вот теперь раздуем жар,
И запышет... (самовар).
Какую замечательную посуду вы сегодня слепили. Сейчас эта работа будет продолжена - надо будет слепить еще некоторые пещи, без которых сервиз будет неполным.
- Что же еще осталось? (Сахарница, кувшинчик для молока или сливок, вазочка для конфет.)
Любой из этих предметов надо вылепить и оформить в едином с тиле с предыдущими компонентами сервиза. (Школьники продолжают работу.)
XII. Физкультминутка
Завершим танец предметов чайного сервиза. Сначала повторите прошлые движения, потом выучите новые.
(Школьники под музыку повторяют выученные движения.) Теперь посмотрите танцевальные действия оставшихся предметов.
1. Сахарница - две руки, упертые в бока. Движения - маленькие приседания-пружинки.
2. Маленькие розетки для варенья - изображаются по образу чайных чашек, только при этом ребята слегка приседают, согнув колени.
3. Самовар - изображается раздвинутыми и закругленными, разомкнутыми руками. Этот персонаж прыгает на месте, попыхивая на ходу: «Пых, пых!»
Вот как весело танцует наш чайный сервиз!
XIII. Рефлексия
- Как называется комплект посуды, оформленный в едином стиле? (Сервиз.)
- Какие, помимо чайных, еще бывают сервизы? (Столовые.)
- Когда используются столовые сервизы? (За обедами для первых и вторых блюд, закуски.)
- Какие предметы входят в столовые сервизы? (Разные тарелки — глубокие, мелкие, пирожковые, закусочные; супницы, соусники, селедочницы, салатники.)
- Как называется согласованность предметов друг с другом? (Гармония.)
- Когда про предметы посуды говорят: «Они гармонично смотрятся друг с другом»? (Одинаково оформлены, похожи по форме.)
- Что такое колорит?
- Какой колорит является традиционным для посуды из Хохломы?
- Какой цвет является основным для посуды из Гжели?
А теперь сочиним синквейн на тему «Сервиз». (Школьники выполняют задание.)
XIV. Уборка рабочего места, задание на следующий урок
Ваш пластилин, который пока не нужен, надо убрать обратно в коробку. А уже готовые слепленные предметы осторожно положите вспециальную упаковку — пакетик или коробочку.
На следующий урок принесите бумагу, краски и принадлежности для работы с ними.
Тема: Обои и шторы в твоём доме
Цели: познакомить с назначением и многообразием штор и занавесок иих целевым назначением; научить изготовлению вариантов их рисунков с помощью шаблона; привить навыки коллективной работы; познакомить с понятиями «цветочный рисунок», «природные элементы», «ритм», «периодичность».
Вид деятельности: работа с бумагой и фломастерами.
Планируемые результаты: школьники научатся созданию рисунков взависимости от их назначения.
Оборудование: образцы обоев и штор для разных видов помещений, фломастеры, бумага, ножницы.
Ключевые слова и понятия: обои, шторы, теплые тона, холодные тона, цветочный рисунок, ритм, трафарет.
Ход урока
I. Организационный момент
(Приветствие, проверка готовности класса к уроку.)