Выявления и развития одаренных детей в области музыкального искусства;
Для организации творческой деятельности обучающихся путем проведения творческих мероприятий (конкурсов, фестивалей, мастер-классов, олимпиад, концертов, творческих вечеров, театрализованных представлений и др.)
Для организации посещений обучающимися учреждений культуры и организаций (филармоний, выставочных залов, театров, музеев и др.);
5. для организации творческой и культурно-просветительской деятельности совместно с другими детскими школами искусств, с СПО, с ВУЗ амии,
6. для использования в образовательном процессе образовательных технологий, основанных на лучших достижениях отечественного образования в сфере культуры и искусства,
7. для эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке педагогических работников и родителей (законных представителей) обучающихся;
8. для построения содержания программы «Фортепиано» с учетом индивидуального развития детей,
А также тех или иных особенностей субъекта Российской Федерации;
Для эффективного управления ОУ (Образов.Учреждением).
Продолжительность учебного года с первого по седьмой классы
составляет 39 недель, в восьмом классе – 40 недель.
Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели,
Со второго по восьмой классы 33 недели.
………………………………………………………..//…………………………………………………..
Из ФГОС по СПО: (из программы СПО)
Примерная
Основная образовательная программа
Среднего профессионального образования
По специальности
Инструментальное исполнительство
(по видам инструментов) фортепиано
Требования к вступительным испытаниям абитуриентов (выпускников ДМШ)
Прием на основную профессиональную программу по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при наличии у абитуриента документа об основном общем образовании или документа об образовании более высокого уровня (среднем (полном) общем образовании, среднем профессиональном образовании или высшем профессиональном образовании). При приеме абитуриентов на подготовку по данной образовательной программе образовательное учреждение проводит вступительные испытания творческой профессиональной направленности[1].
Перечень вступительных испытаний творческой направленности включает задания, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области исполнительства на инструменте и музыкально-теоретической области.
Прием на ОПОП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств, детских музыкальных школ.
При приеме на данную специальность учебное заведение проводит следующие вступительные испытания творческой направленности:
исполнение сольной программы,
сольфеджио (письменно),
сольфеджио (устно).
Требования к содержанию и объему вступительных испытаний определяются средним специальным учебным заведением и по уровню не должны быть ниже требований к выпускникам ДМШ и ДШИ, освоивших дополнительные предпрофессиональные образовательные программы.
Примерный уровень требований вступительных испытаний творческой направленности:
по виду инструментов «Фортепиано»
Исполнение сольной программы
Поступающий должен исполнить:
полифоническое произведение;
два инструктивных этюда на разные виды техники;
классическое сонатное allegro или классические вариации;
пьесу.
Примерная программа:
И.С.Бах. Трехголосная инвенция или прелюдия и фуга из «Хорошо темперированного клавира».
К.Черни. Этюды из сборника «Искусство беглости пальцев» ор. 740; М. Клементи. Этюды из сборника «Gradus ad Parnassum»; М.Мошковский. Этюды ор. 72.
Л.Бетховен. Соната для фортепиано №1, первая часть; Л.Бетховен. Соната для фортепиано № 5, первая часть; Л.Бетховен. Вариации ре мажор ор.76.
Ф.Шопен. Ноктюрн до диез минор (oeuvre posthume); Ф.Шопен. Ноктюрн ми минор ор. 72 № 1 (oeuvre posthume); С.Рахманинов. Мелодия; С.Рахманинов. Элегия; Д.Шостакович. Избранные прелюдии; пьесы П.Чайковского, С.Прокофьева, Ф.Листа, Р.Шумана.
Сольфеджио (письменно)
Уровень требований должен соответствовать программе по сольфеджио для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств с 7-ми – 8-ми летним сроком обучения.
Письменная форма экзамена предполагает запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода, протяженностью 8-12 тактов, в мажорных и минорных тональностях до 4-х ключевых знаков включительно. Размеры: 3/4, 4/4.
Интонационные и ритмические трудности:
· различные виды мажора и минора, внутритональный и модуляционный хроматизм, отклонения в тональности первой степени родства, секвенции тональные и модулирующие;
· пунктирный ритм, ритмические группы с шестнадцатыми, триоли, синкопы, длительности с точками.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности. Диктант проигрывается 10-12 раз в течение 25-30 минут.
Сольфеджио (устно)
1. Сольфеджирование. Чтение с листа одноголосного музыкального примера с дирижированием в размерах 2/4, 3/4, 4/4, примером мелодических и ритмических трудностей служат №№ 95, 111 «Одноголосное сольфеджио» (А.Рубец).
2. Слуховой анализ. Ступени лада. Определение ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора, отдельных тетрахордов. Определение альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Тональная перестройка на основе ступеней лада. Интервалы вне лада. Определение простых интервалов вне лада: чистых, больших, малых, тритонов. Тональная перестройка на основе интервалов. Интервалы в ладу: все чистые, большие, малые интервалы на основных ступенях лада, тритоны на VII (в миноре на VII#), на II, на IV, на VI (в мажоре – на VIb ступени), характерные интервалы гармонического мажора и минора. Интервальные последовательности, включающие 8-10 интервалов. Последовательность проигрывается два раза. Необходимо точно определить интервал и ступень, на которой он находится.
Аккорды вне лада: трезвучия (мажорные и минорные с обращениями, увеличенное и уменьшенное трезвучия с обращениями), септаккорды (малый мажорный с обращениями, малый минорный, малый с уменьшенной квинтой, уменьшенный с обращениями). Тональная перестройка на основе трезвучий и их обращений, а также уменьшенного септаккорда.
Аккорды в ладу: тоническое, доминантовое, субдоминантовое трезвучия с обращениями, уменьшенные трезвучия на VII и II ступенях мажора, VII# ступени и II ступени минора, увеличенные трезвучия на VIb ступени гармонического мажора и III ступени гармонического минора с обращениями. Доминантсептаккорд с обращениями. Септаккорды II и VII ступеней с обращениями. Аккордовые последовательности, включающие 8-10 аккордов. Последовательность проигрывается два раза.
Форма ответа:
назвать функцию аккорда и вид;
спеть аккорды;
сыграть последовательность на фортепиано.
Интонационные упражнения вне лада и в ладу на уровне требований, предъявляемых к слуховому анализу. Интонирование различных видов гамм, ступеней натурального, гармонического, мелодического мажора и минора. Интонирование альтерированных ступеней: II#, IIb, IV#, VIb в мажоре; IIb, IV#, IVb, VII# в миноре. Пение обозначенных выше интервалов и аккордов от данного звука вверх и вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу с разрешением.
Устная форма экзамена по сольфеджио предполагает устные задания по музыкальной грамоте по следующим темам: «Кварто-квинтовый круг тональностей»; «Хроматизм»; «Альтерация»; «Энгармонизм»; «Тональности первой степени родства»; «Наиболее употребительные музыкальные термины»; «Буквенные названия звуков и тональностей»; «Группировка длительностей».
…………………………………………………………………………………………………………………………………
Цели и Задачи Музыкального Обучения
1.2.
Главные ЦЕЛИ музыкального обучения.
I. Научить понимать музыкальный язык и его интервальную, интонационную символику:
а) закономерности:
- мелодия – это речь, декламация, (речевая интонация), пение, мелодекламация (речитатив);
- гармония – это цвет музыки: напряжённость доминант, «вопросительность» субдоминант, или покой тоники, магнетизм и сила Кадансов и т.д
- динамика – это результат взаимодействия мелодии + гармонии +фактуры и др. средств;
- фактура произведения влияет или определяет жанр, жанр определяет энергию движения(размер), размеропределяет форму движения и пластики рук; плотность или прозрачность фактуры создаёт то или иное эмоциональное напряжение;
- тонально-ладовая структура – влияет на форму произведения, его архитектонику и кульминацию.
б) выразительные возможности:
звук имеет тембр, тембр - влияет на туше, туше - влияет на штрих, штрих влияет на характер и образ, образ возбуждает дальнейшее воображение исполнителя и т.д.*
в) конструктивные связи:
интонация вливается в мотив, мотивы сливаются во фразы, фразы складываются в предложения, предложения в периоды, периоды складываются в целостнуюформу.
II. Научить технике игры:
- На основе теории когнитивных ключей Пиаже, теории Павлова об условных рефлексах.
- На основе теории Брока и Вернике; на основе Слухо-психо-моторного комплекса и звукотворческой воли Мартинсена:
а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;
б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторныепредставления правильных игровых ощущений во всех технических формулах и фактурах;
в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через
взаимодействие всех частей аппарата, на основе слухо-музыкальных представлений (слухопсихо-моторный комплекс) и двигательной природосообразности, рациональности жестов.
III. Способствовать развитию индивидуальных особенностей творческой натуры ученика, его личности, самосознания, широкого кругозорана основе нравственных критериев,
и стремления к самосовершенствованию в своём деле. Дать необходимые ЗУНы в области:
- Знание жанров музыки
- Знание стилей музыки и их представителей – композиторов.
- Знание исполнительских стилей и их представителей.
- ЗУНы в области самостоятельного разбора пр-ий и исполнения на сцене
- ЗУНы в области чтения с листа, аккомпанемента, ансамбля, игры с оркестром.
- ЗУНы в области подбора, гармонизации, переложения, оранжировки, транспорта.
IV. Научить профессиональному способу (навыку) мышленияв процессе
регулярных занятий на уроках и дома:
- активному, требовательному слуху - вслушиванию в процесс вибрации звука, интонации, мотива, фразы и т.д.
- слуховому контролю за ритмической энергетикой – внутридолевой, долевой, внутритактовой, тактовой;
- мышечному и слуховому контролю за уровнями веса руки при озвучивании длительностей, долей такта, сильных и слабых тактов и т.д.
- сценической выдержке, сценическому поведению,умению направлять стратегический слух (внимание), опережая звукоизвлечение, успевая корректировать будущее звучание от предыдущего и управлять необходимыми эмоциями.
- любознательности к познанию новой музыки: чтению с листа, слушанию музыки и чтению литературы о музыке и т.д.
V. Научить ребёнка самостоятельно работать над музыкальным произведением.