Использование современных технологии в обучении и R детей с ограниченными возможностями (1).
Современные информационные технологии (ИТ)- способы создания фиксации и переработки и распространения информации.
Функции ИТ:
1.Компенсаторнаяф-я(возместить, компенсировать, заменить отсутствующую функцию.
Напр: Программы звукового текста, кохлеарная имплантация).
2. Дидактическая ф-я – ф-я обучения (различные обучающие программы и устройства для обучения. Напр: Вибрационная обратная связь. Дельта 130)
3. Коммуникативнаяф-я (взаимодействия между людьми, поиск работы, друзей и т.д.)
и тактильное).
Преимущественность ИТ:
1. Большая информационная емкость.
2. Интенсификация самостоятельной работы (Ребенок может сразу попробовать сделать)
3. Создание коммуникативных ситуаций, значимых для любого человека (задает еще и мотивационные основы обучения. Создание из не интересной ситуации в интересную.)
4. Создание благоприятного психологического климата (дети не бояться проиграть, не бояться получить неудовлетворительные оценки, т.кпроигрыш в игре не фатален. Компьютер сразу предлагает все исправить).
5. Учет возрастных особенностей (из принципа гибкости и индивидуализации. Технология меняется при изменении задач. Программу можно найти для любого возраста).
6. Качественная индивидуализация (любая программа она как игра. Каждый человек проходит её по-своему, своем темпе, свой уровень трудности).
7. Возможности визуализации скрытых явлений (как работает пищеварительная система, как происходит голюцинация тромбоцитов).
8. Насыщение продуктивными видами деятельности (в обучающие программы встраиваются возможности конструирования, прогнозирования, сочинения музыки и. д.)
Современные информационные технологии: Игры для тигры; речевой калейдоскоп; сирс–игры.
Клас-ция Крючковой(как метод корр, м-д протезирования компенсации, м-д дистанционного обуч, ср-во общения и реабилитации трудовой адаптации).
Симановского:инстр.диагн, инстр корр и раз-я, инстр соц и труд адапт, ср-во накопления и использ баз данных.
Кукушкиной компенсат.сфера, дидак сфера, коммуникат сфера. Информац технологии-способы создания фиксаций, переработки и распред.информ. делятся на традиц и соврем компьют. Когнитивн и.т. на раз-е интел СП-тей,коммуникат.
Основные понятия психологии УО дошкольника (1).
УО- это стойкое нарушение познавательной сферы, обусловленное органическим повреждением гол мозга, наследуемого или приобретенного (недоразвитие позн деятельности, снижение познавательного интереса).
Тотальное нарушение всех познавательных процессов.
УО полностью никогда не компенсируется до нормы.
УО включает в себя 2 формы нарушений:
* Олигофрения(преобладающаяформа) - УО возникла из-за различных органических поражений мозга, главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся мозг систем в период до R речи (3 лет). Дети практически здоровы, но наблюдается стойкое недоразвитие психики (отставание и своеобразие).
По выраженности интеллект дефекта выделяют несколько степеней УО:
Идиотия (глубокая степень) - не доступны сложные движения, нечленораздельные фразы, не понимают речь окр, только интонацию. Не могут обслуживать себя. Эмоции зависят от самочувствия или потребностей.
Имбецильность(средняя ст) -реакция на окружающих более дифференцирована, речь более развита, некоторый словар запас, дефекты произношения, способны на приобретение несложных трудов навыков, мышление конкретно, нет обобщений. Нерешительны, дружелюбны, вспыльчивы.
Дебильность (легкая степень), не способны ориентироваться в сложных ситуациях. При хорошем внимании и механической памяти – приобретение достаточного количества знаний. Речь бедная, но есть трафаретные выражения. Могут быть застенчивыми или с высоким самомнением, не критичны к своим возможностям.
* Деменция- УО в период после 3 лет, в результате травм головного мозга, и заболеваний (менингит, энцефалит) -происходит распад сформированных псих функций. Интеллект дефект при деменции необратим. Поражения неоднородны, при нарушениях одной области, другие могут быть сохранны. Чаще наблюдаются нарушения внимания, памяти, работоспособности, чем восприятия, мышления, речи.
Степень повреждения при деменции:
1.Церебрастения.Неспособность к умственному напряжению; повышенная утомляемость. Снижение объема памяти в слуховой и зрительной модальностях, трудности концентрации, устойчивости и распределения внимания, нарушение динамики мыслительных процессов. Адаптация детей в целом удовлетворительная (посещают школу), но при усложненных жизненных ситуациях у них могут наблюдаться обострения в виде головокружения, нарушения сна, общего психического тонуса.
2.Церебропатия.Может проявиться у детей в вялости, общей заторможенности, в апатодинамическом синдроме (безразличие, нежелание что-либо делать). Или наоборот, в повышенной возбудимости, двигательной расторможенности. Существенные трудности в обучении. Психопатоподобные реакции. В структуре личности неадекватная самооценка, снижение критики своего состояния.
3.Слабоумие. Резкий упадок интеллектуальной деятельности и активности. В структуре личности отмечается выраженное снижение критики своего поведения, нарастание бездеятельности. Тугоподвижность мыслительных операций.
по МКБ-10 выделяют 4 степени умственной отсталости.
Лёгкая (FHYPERLINK "http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/2010/en"70.70.) — дебильность. IQ 50—69.
Умеренная (FHYPERLINK "http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/2010/en"71.71.) — имбецильность. IQ 35—49.
Тяжёлая (FHYPERLINK "http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/2010/en"72.72.) — имбецильность, тяжёлая умственная субнормальность. IQ 20—34.
Глубокая (FHYPERLINK "http://apps.who.int/classifications/icd10/browse/2010/en"73.73.) — идиотия. IQ < 20
По певзнер: неосложненная форма олигофрении, олигофрения с нейродинамическими нарушениями, олигофрены с нарушением ф-ий анализаторов, олигофрения с психопатоподобным поведением, дети с олигофренией в сочетание с выраженной лобной недостаточностью