Ii этап занятий основного цикла 4 страница
Если дети хорошо подготовлены к этому заданию на занятиях по аппликации, то можно предложить им размещать вагончики соответственно расположению колесиков разного цвета, заранее нарисованных на ватмане.
Речевая инструкция: «Вот колесики! А вот такой же вагончик! Ставим вагончик на такие же колесики! А где вагончик для этих колесиков? Правильно! Этот вагончик такой же! Вагончик такого же цвета, как и эти колесики!» Если это задание является новым для детей, то оно проводится после основного занятия индивидуально с каждым ребенком.
Когда работа по картинкам закончена, логопед сообщает детям, что сегодня они будут играть в «Поезд». Начинаются сборы в дорогу. Сначала один ребенок получает задание принести из гардеробной комнаты свой шарф и шарфы для одного-двух других детей. Следующий ребенок должен будет принести свою шапку и шапки других детей. Для облегчения задания одежду нескольких детей, участвующих в задании, надо предварительно разместить на отдельной полочке или на соседних полочках (стульчиках) в прихожей (гардеробной комнате). Все одеваются в дорогу: надевают шапки, шарфики, варежки — сборы закончены.
Затем вместе с детьми строится поезд из нескольких вагончиков — стульев.
Речевая инструкция: «Этот стул — вагончик в нашем поезде. Сейчас мы и наши игрушки поедем на поезде. Вова! Света! Саша! Принесите сюда другие стулья. Пусть каждый принесет по одному стулу. Вот поезд готов!» (Помогите детям расставить стулья друг за другом.)
После дети будут должны рассадить в поезде свои игрушки. Детские игрушки заранее размещаются в игровой комнате так, чтобы любой ребенок мог выбрать несколько нужных игрушек из целой группы предметов.
Речевая инструкция: «Это наш поезд. Вот вагончик! Здесь поедет Саша и его игрушки. Саша возьми с собой друзей: этого зайку и тех мишек! Посади зайку и мишек на свой стульчик: вот так! Хорошо!»
«Света! А это твой вагончик! Здесь вместе с тобой поедут куклы. Посади кукол на свой стульчик. Молодец!» «А это Вовин вагончик! Вова, посади к себе в вагончик зайчиков и лисичку. Хорошо!» Затем произнесите: «Ой, кажется, зайчики что-то говорят». Присядьте на корточки и слушайте, что говорят зайчики. Затем расскажите детям о том, что вам сказали зайчики: «Зайчики не хотят ехать вместе с лисичкой. Вова, посади лисичку в Светин вагончик. Назови, кто теперь остался сидеть в твоем вагончике. („Зайчики“.) Покажи на пальчиках, сколько игрушек сидит в твоем вагоне (жест „два“ или „много“ — в зависимости от условий игры и возраста детей). Правильно!»
«Света! Лисичка не хочет ехать с куклами. Тогда куда мы ее посадим? (Логопед подсказывает ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик? („Сашин“.) Кто едет в его вагончике? („Зайка и мишки“.) Сколько мишек сидит в вагончике? (Жест „два“ или „много“ — в зависимости от условий игры и возраста детей.)»
«Саша! Сколько зайчиков сидит в твоем вагончике? («Один» и соответствующий жест.) Зайка может ехать вместе с лисичкой? („Нет“.) Куда мы можем пересадить зайку? (Логопед подсказывает ребенку ответ, указывая на нужный вагон.) Чей это вагончик? („Вовин“.)» Все игрушки рассажены. Надо определить с помощью любой считалки, кто будет отправлять поезд в дорогу. В конце занятия проводится игра «Семафор».
Все игроки вместе с взрослым просят ведущего разрешить поезду отправиться в путь. Они громко произносят: «Ту-ту!», демонстрируя соответствующий жест. Ведущий поднимает зеленый круг семафора, и поезд едет: «Чух-чух-чух!» (произносят дети хором, демонстрируя соответствующий жест). Если ведущий поднимает красный кружок семафора, поезд останавливается и гудит: «Ту-ту!»
Тогда ведущий опускает красный круг и опять поднимает зеленый. Игра продолжается.
38. «Зимняя дорога»
Цель: закрепить умение выполнять сложную речевую инструкцию (в два действия), выраженную с помощью глаголов в изъявительном и повелительном наклонениях.
Задачи:
• закрепить в пассивном словаре названия качественных прилагательных, обозначающие цвет (красный, зеленый), и активизировать употребление слова «белый» в словосочетании «белый снег»;
• проверить понимание значений наиболее распространенных глаголов движения (бегать, стоять, идти, прыгать) и наречий (вперед, назад);
• стимулировать детей к самостоятельному произнесению в игре речевых команд, содержащих глаголы в побудительной форме.
Оборудование: игрушечный семафор, личные игрушки детей
(мишки, зайки, кошечки, собачки и т. п.).
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
В начале занятия повторите с детьми задания из темы «Едем в гости»: сначала дети строят поезд (из стульев) и рассаживают в нем свои игрушки. Помогите детям пересадить игрушки в вагончиках так, как они просят (см. вариант аналогичной речевой инструкции из предыдущего занятия). Проводится игра «Семафор». Затем сообщите детям о том, что поезд приехал в лес. В лесу зимой много снега и ехать в поезде дальше нельзя.
Речевая инструкция: «Стоп! Красный свет! Ехать дальше нельзя! Вокруг только снег, дороги не видно. Игрушки остаются в вагончиках, а мы идем искать дорогу в лесу!»
В комнате на полу широкой лентой отмечается дорога: дети по очереди должны пройти по ней вперед, пробежать назад. Первым команды дает взрослый, а затем каждый ребенок повторяет их, обращаясь к другому ребенку. Удобнее всего организовать это занятие, как игру-эстафету, когда одно движение выполняется последовательно всеми детьми, причем команда на выполнение определенного движения также повторяется каждым ребенком.
Речевая инструкция (для движения шагом по широкой ленте):
«Ваня! Иди!» (Произнесите эти слова громко.) «Вперед!» (Покажите соответствующий жест рукой в нужном направлении.) «Света! Иди!» (Это произносит Ваня.) Хорошо, если ребенок не только повторяет слова за взрослым, но и самостоятельно показывает направление движения — жест «Ко мне!». «Саша! Иди!» (Это произносит Света.)
Последовательно с каждым ребенком отрабатывается произнесение каждой команды: «Иди!» «Беги!» «Прыгай!». Команда «Стой!» отрабатывается вместе с любой из этих команд, как противоположная ей. Можно заменять ее в речевой инструкции аналогичной командой «Стоп!», чтобы продемонстрировать детям, что эти слова обозначают одно и то же: конец действия, прекращение движения. Команда «Прыгай!» в этой игре означает «прыгать на двух ногах». Команды «Вперед!» и «Назад!» используются только взрослым и обозначают именно направление движения относительно исходной точки начала дороги (ленты). Если двигательные возможности детей еще очень несовершенны и поэтому с ними нельзя организовать групповую подвижную игру, можно облегчить задание. Двигаться по команде должны не дети, а игрушки в их руках. Соответственно меняются протяженность «дороги» (она уменьшается), ее местоположение (лента кладется на поверхность детского стола, вокруг которого располагаются дети) и речевые инструкции:
1. «Мишка! Иди!»
2. «Зайка! Прыгай!»
3. «Котик! Беги!»
Все эти фразы произносятся детьми по речевому образцу (после взрослого) и сопровождаются точным выполнением соответствующего движения игрушкой в руках того ребенка, у которого она находится. В конце занятия дети возвращаются к поезду и садятся в вагончики. Они нашли дорогу в лесу, но, чтобы по ней проехать, надо расчистить снег. Вы произносите: «Снег! Снег! Белый снег!» Затем, обращаясь к детям, спрашиваете: «Снег какой? Белый? На дороге ... белый снег. Давайте подуем, и он улетит! Вот так: фу-у-у! Еще сильнее: фу-у-у! Белый снег! Белый снег, улетай!» Дети сильно дуют, прогоняя белый снег с дороги. (Очень хорошо поднести к губам ребенка вату: малыш увидит, как летит белый снег.) «Все! Снега больше нет!» Поезд опять едет. Игра «Семафор» завершает это занятие: отрабатывается согласованное произнесение команды «Стоп!» и поднимание красного круга с каждым ребенком по отдельности. Хорошо учить эту команду в парах: один ребенок произносит «Стоп!», а другой должен поднять красный сигнал семафора. Затем все дети гудят: «Ту-ту!», и поезд едет дальше (ребенок опускает красный сигнал). При организации этой игры надо учитывать, что маленьким детям очень трудно поочередно поднимать то красный, то зеленый сигнал, как это должно быть в реальной жизни. Для них игру надо адаптировать: один ребенок (например, тот, который держал красный сигнал, садится на свое место в поезде, а другой ребенок выходит вперед и дает зеленый сигнал (поднимает зеленый круг).
В дальнейшем можно будет разучить с каждым ребенком и выполнение обеих команд, но на данном занятии акцент надо делать на самостоятельное произнесение детьми команд в игре, а не на усложнение выполнения этих команд.
39. «Как зимовали мышка и мишка?»
Цель: закрепить умение различать в речи взрослых людей уменьшительно-ласкательные суффиксы существительных при назывании предметов, явлений.
Задачи:
• тренировать детей в умении различать на слух звуки, произнесенные высоким и низким голосом;
• учить при ответе различать большие и маленькие предметы и соотносить их с определенным морфологическим показателем в речи взрослых (стол — столик, ложка — ложечка);
• учить подражать голосам «больших» и «маленьких» (звуки, слоги, простые слова).
Оборудование: две игрушки — мягкая игрушка мишка и маленькая пластмассовая мышка (она может быть заменена фигуркой, вылепленной из пластилина) — размеры этих игрушечных животных должны различаться между собой в пропорции не менее 1 : 3, игрушечная берлога (большая бумажная коробка с боковой прорезью, обложенная сверху ватой), набор детской кукольной мебели и посуды, веточки елки или сосны, стол, стулья.
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Пригласите детей к столу, на котором предварительно подготовлена берлога: перевернутая бумажная коробка из-под обуви с боковой прорезью (лазом), обложенная сверху ватой. Вокруг берлоги елки (веточки ели) в лесу. Рядом с берлогой стоит мышка. Она прячется в елках. Попросите одного ребенка показать, где мышка спряталась. Другого ребенка спросите, как мышка пищит («пи-пи-пи» или «и-и-и»). Затем расскажите детям историю про мышку: «Жила-была мышка. Она была маленькая-маленькая. Вот такая! (Жест, демонстрирующий, какая мышка маленькая.) У нее не было своего домика. Она бегала везде и искала себе хлебушек. Но зимой выпал снег. (Указательный жест в сторону снега.) И маленькой мышке стало нечего кушать. Вокруг (жест вокруг мышки) только снег и елки, и ни одного кусочка хлеба. Мышке очень плохо! Мы пожалеем мышку, погладим ее. (Дети гладят мышку.) Надо помочь мышке и найти для нее домик. Посмотрите, где мышке можно спрятаться? Мы спрячем здесь мышку? (Жест в сторону входа в берлогу, подсказывающий детям правильный ответ.) („Вот туда!“) Дети прячут мышку в отверстие сбоку коробки-берлоги.) Мышка спряталась! А снег все идет и идет!»
Встаньте из-за стола, достаньте из кармана несколько ватных шариков и сдуйте их со своей ладони вниз. Ватные кусочки падают вниз, на стол: снега становится все больше и больше. Дети встают из-за стола и тоже начинают дуть над столом, сдувая вату с руки взрослого. Снег падает вниз. Затем спросите у детей: «Кто живет в этом домике?» («Мышка».) Предложите детям посмотреть, как мышка живет в своем домике. Поднимите коробку и воскликните: «Ой! Здесь кто-то есть! Кто это?» Дети видят, что в домике две игрушки: мышка и мишка, который, укрывшись, спит на маленьком диване. («Мышка и мишка».) «Кто спит на диване? („Мишка“.) А где же мышка?» (Ребенок должен показать, что мышка «спряталась» под диваном.) («Вот».) Мышка и мишка ставятся на стол. Еще раз обратите внимание детей на то, что мишка большой, а мышка маленькая.
Игра «Большое и маленькое» проводится в виде беседы с детьми. Каждый ребенок должен ответить на вопросы «Где большое?» и «Это большое или маленькое?». Например, спросите: «Где большой стол? А столик: он большой или маленький?» Игра проводится на предметном материале, размещенном внутри домика (это могут быть ложка и ложечка, миска и мисочка, подушка и подушечка). Важно, чтобы все пары слов изменялись по единой словообразовательной модели — с помощью суффиксального способа словообразования (-очк-,-ечк-).
Затем проводится игра «Чей голосок?». Держите за спиной обе игрушки так, чтобы дети их не видели. Для этой игры ребенок должен узнать голос игрушки и выбрать в доме предмет, который она попросит. В этой просьбе не должно содержаться прямого указания на предмет, т. е. мишка (голосом взрослого) не должен говорить ребенку «Дай мне мою кровать!». Речевая инструкция может быть сформулирована по следующему образцу: «Ы-ы-ы. Хочу спать! Хочу спать! Куда мне лечь? Где мне лечь? Ваня, помоги мне!» Названный ребенок должен узнать игрушку по голосу и дать мишке его кровать. В заключение занятия дети вместе с взрослым хором говорят голосами мышки и мишки. Мышка пищит: «И-и-и!» Мишка воет: «Ы-ы-ы!»
40. «Делаем кормушку для птиц»
Цель: активизировать в речи детей устойчивые словосочетания и выражения, в том числе и включающие в свой состав некоторые глаголы и прилагательные в форме облегченных слов.
Задачи:
• научить каждого ребенка соотносить свои действия со словесной инструкцией, получаемой от другого ребенка (по речевому образцу, предложенному взрослым);
• тренировать детей в умении выражать голосом качественные характеристики хорошо знакомых предметов (большой — маленький);
• сформировать устойчивое словоупотребление словесных оборотов: большая птичка, маленькая птичка, положи сюда, дай мне это.
Оборудование: сюжетная картинка по теме «Кормушка для птиц», деревянная или картонная кормушка для птиц, кусочки хлеба, семечки, сало и т. п.
Место проведения: в игровой комнате, а после на прогулке.
Ход занятия
Для этого занятия надо заранее попросить родителей приготовить для каждого ребенка пакетик с кормом для птиц. Эти пакетики будут использоваться на занятии. Сначала детям демонстрируется картина, на которой нарисованы птички, клюющие корм с кормушки. Проводится короткая вводная беседа по картинке, в ходе которой опрашиваются все дети, участвующие в занятии. Детям надо дать следующие задания:
«Покажи всех птичек».
«Покажи только тех птичек, которые сидят на земле (на веточках)».
«Покажи птичек, которые клюют корм из кормушки».
«Покажи мальчика, который кормит птичек».
«Покажи девочку, которая кормит птичек».
А затем спросите: «Это большая птичка?» (Вы показываете на маленькую птичку.) («Нет, это не большая птичка! Это маленькая птичка. Скажи, как я: маленькая птичка».)
Аналогично задается вопрос про маленькую птичку. Затем попросите одного из детей помочь вам собрать корм для птиц.
Речевая инструкция: «Ваня, скажи Мише: Дай мне это!» Произносите эти слова на ухо ребенку, в руках у другого ребенка находится пакетик с кормом для птиц. Так вы используете помощь ребенка — посредника для громкого озвучивания своей просьбы. Подобным образом каждый ребенок должен помочь собрать корм в кормушку.
Речевая инструкция: ребенок, получивший пакетик с кормом для птиц, затем сам по просьбе другого малыша («Положи сюда!») высыпает его содержимое в кормушку.
В конце занятия кормушку с кормом выносят ближе к входной двери и оставляют там до начала прогулки. В дальнейшем на улице можно будет неоднократно закреплять:
1) умение называть птичку: большая птичка, маленькая птичка;
2) умение обращаться с просьбой к другому ребенку при кормлении птиц, употребляя при этом определенные слова по речевому образцу взрослого.
Наблюдение за настоящими птицами, слетающимися к кормушке, будет стимулировать у детей активное употребление всех устойчивых словосочетаний и выражений, разученных на занятии.
41. «Праздник „Прощание с зимой: Масленица“»
Цель: активизировать в речи детей новые слова (существительные, глаголы, прилагательные по темам «Одежда», «Продукты питания», «Предметы и явления вне дома»).
Задачи:
• учить проявлять в игровой ситуации элементы речевой инициативы;
• учить умению соотносить свой практический опыт и наблюдения за явлениями природы с определенными словами и выражениями, обозначающими чувственные представления детей об окружающем мире;
• учить договаривать фразу взрослого до конца, используя свои знания о свойствах окружающих предметов и действиях, наиболее часто выполняемых с ними.
Оборудование: снежная баба (высотой не более 0,5 м), сухие веточки или солома, спички, ведро с водой.
Место проведения: в игровой комнате и на прогулке (на игровой площадке детского сада или во дворе перед домом).
Ход занятия
Занятие проводится в помещении и на улице. Во второй части занятия могут принимать участие одновременно все дети группы, но для проведения первой части надо разделить детей на подгруппы, как на всех занятиях основного цикла, кроме итоговых занятий, так как малышам будет жарко стоять в одежде и ждать, пока всех детей оденут.
Предварительно перед выходом на улицу с детьми проводится беседа о том, что сейчас происходит на улице. Для того чтобы детям было легче соотнести слова взрослого с конкретной ситуацией, рекомендуется или наблюдать в окне за происходящим на улице, или использовать сюжетную картинку «Тает снег». Скажите детям: «Сейчас мы пойдем гулять. Какая сегодня погода? На улице очень холодно? Нет! На улице тепло. Подойдите к окну! („Посмотрите на эту картинку!“) Светит ... (указательный жест в направлении солнца) солнышко. На улице много снега? Нет! На улице мало снега! Снег тает».
Затем пригласите детей в гардеробную комнату. Доставая одежду ребенка из его шкафчика, спросите у каждого малыша: «На улице холодно? („Нет! Тепло!“) Наденем эту кофту? („Да“.) А это что? („Еще кофта!“ Этот парный предмет одежды предварительно прячется в шкаф.) Оденем сразу две кофты? („Нет. Одну!“) Тебе не будет холодно? („Нет“.) А мама одевала тебе две кофты или одну? („Одну“.)» Можно варьировать вопросы в зависимости от того, какие лишние парные предметы положили в шкаф ребенку (шапку, шарф, варежки). Когда все дети будут одеты, их организованно выводят на улицу. Там уже подготовлена снежная баба. Спросите у детей, какой праздник бывает зимой. Если дети не вспомнили, можно задать им наводящие вопросы: «Что Дед Мороз положил тебе под елочку? Дед Мороз приходит каждый день? Нет, Дед Мороз приходит только в Новый год. В какой праздник приходит Дед Мороз? В Новый год? Кто нам приносит подарки в Новый год? Дед Мороз!»
Вы продолжаете: «Деда Мороза больше нет. Он вернется только в Новый год. На улице осталась только снежная ... (баба). Снежная баба сделана из... (снега). Ее нос сделан из ... (морковки). Сегодня мы будем прощаться со снежной бабой. Солнце светит тепло-тепло, и нам на улице тоже ... (тепло), и снежной бабе тоже ... (тепло). Снег тает, и снежная баба ... (тает). Снег боится лучей солнца, и снежная баба боится лучей ... (солнца). Мы попросим солнце: „Солнце, свети!“ Еще раз все вместе скажем: „Солнце, свети!“»
«Солнышко светит, и снежная баба ... (тает). Снежная баба тает, а солнышко сильнее и сильнее ... (светит)».
«Надо помочь солнышку? Да, надо помочь! Снежная баба боится огня. Всем от снега холодно, а от огня горячо. Снежная баба холодная, а огонь ... (горячий)».
«Снежная баба горячая? Нет, снежная баба ... (холодная). Она какая? (Холодная!) Огонь холодный? Нет, огонь ... (горячий!)» Неоднократно обращайтесь к каждому ребенку с неправильным вопросом (т. е. формулируйте вопрос заведомо неправильно, чтобы вызвать у малыша протест, выраженный в форме правильного речевого высказывания). Этот прием очень эффективен для стимуляции речевой инициативы самого ребенка. Затем дети вместе со взрослым собирают веточки для костра, предварительно разбросанные по площадке. Речевая инструкция взрослого варьируется в зависимости от индивидуальных способностей каждого ребенка к ориентации в пространстве и понимания значений пространственных предлогов. Зажигают костер. Организуйте всех детей в хоровод, спойте песенку о проводах зимы, например:
Свети, свети нам, солнышко,
Свети, свети сильней
И каждого ребеночка
Своим лучом согрей.
Костер горит, снежная баба тает и превращается в воду. Тлеющие остатки костра заливаются водой из ведра. Расскажите детям о том, что в конце зимы всегда жгут чучело Масленицы, — это обычай нашего народа. Когда зима кончается, становится тепло, все люди радуются и веселятся. Обычно в эти дни все угощают друг друга блинами. Если есть возможность, то в детском саду можно накормить детей блинами в этот день или попросить родителей приготовить детям блины дома на ужин.
42. «Что мы видели зимой?» (итоговое занятие)
Цель: стимулировать детей к поддержанию короткого диалога со взрослым при обсуждении темы «Зима» (инициатором диалога является взрослый).
Задачи:
• тренировать детей отвечать на вопросы взрослого и самим задавать вопросы другим детям по предложенному взрослым речевому образцу;
• закрепить в речи детей употребление устойчивых словосочетаний и некоторых высказываний в форме повествовательных и побудительных предложений (как правило, в «замороженной» форме).
Оборудование: сюжетные картинки по темам «Новый год», «Кормушка для птиц», «Снег тает», предметные картинки: снежная баба, солнышко, луна, елка, птичка, стол, стулья.
Место проведения: игровая комната.
Ход занятия
Пригласите детей к столу и достаньте первую картинку с изображением елки.
Речевая инструкция: «Что это?» («Елка».) Достаньте вторую картинку — «Новый год». «Какой праздник мы отмечаем с елкой?» («Новый год».) «Кто нам приносит подарки в Новый год?» («Дед Мороз».)
«Дети, в Новый год на улице очень тепло?» («Нет, холодно».) «На прогулку нам не надо надевать шапки и шарфы? Не надо?» («Нет, надо!») «Мы любим гулять на улице в сильный мороз?» («Нет, не любим».)
Достаньте третью картинку — «Птичка». Спросите: «Кто это?» («Птичка».) «Зимой птичке не хочется кушать? Не хочется?» («Нет, хочется».) «Зимой в лесу еды очень-очень много?» («Нет, не много, а мало!») Последний ответ можете подсказать самому сообразительному ребенку в группе, энергично жестикулируя (жесты «нет» (головой), «не» (рукой), «мало» (двумя руками).
Достаньте картинку «Кормушка для птиц». «Ваня, спроси у Светы, кто это. Это птички?» «Вова, спроси у Вани, птичка маленькая? Это маленькая птичка?» (Показывайте именно на маленькую птичку: дети могут подражать только правильно сформулированным вопросам, неправильные вопросы не принимаются ими для подражания, потому что детское восприятие еще очень привязано к конкретной ситуации: малыши еще не готовы повторять одно, когда видят другое.)
Когда беседа по картинке «Кормушка для птиц» закончена, все ранее показанные картинки уберите со стола и дайте детям посмотреть сразу две предметные картинки.
Попросите их показать, где солнышко. Затем в зависимости от индивидуальных речевых возможностей детей и общего уровня развития их представлений об окружающем мире с ними проводится беседа по следующим вопросам: «Солнышко светит ночью или днем?», «Солнышко греет или не греет?». Некоторым детям могут быть адресованы неправильные вопросы: «Луна греет? Солнце светит ночью? Зимой солнце очень горячее?» Надо обязательно следить за тем, чтобы в своих ответах все дети использовали нужные глаголы и прилагательные, а не ограничивались только односложными ответами типа «да», «нет». Вопрос, который был трудным для одного ребенка, надо переадресовать другому малышу. Для этого можно использовать и прием озвучивания ребенком слов взрослого из занятия «Кормушка для птиц».
Заключительная часть занятия проводится по картинке «Снежная баба», которая напомнит детям о празднике Масленицы. Рекомендуется использовать примерные вопросы и задания детям из второй части предыдущего занятия.
Результаты итогового занятия оцениваются индивидуально для каждого ребенка по следующим критериям:
1. Уровень слухового, зрительного внимания.
2. Уровень общей моторной ловкости; точность движений, выполняемых руками.
3. Использование жестово-мимических и других выразительных средств в общении.
4. Самостоятельная речевая продукция, сопровождающая выполнение действий.
Первые два показателя оцениваются как «низкий», «средний», «хороший» уровень, два последних — как «очень редкие проявления», «иногда используются», «используются часто».
По окончании занятий II этапа основного цикла обязательно проводится заполнение анкеты-опросника родителями и сравниваются результаты наблюдения логопеда с оценкой речевой продукции ребенка его родителями.
Подробная анкета-опросник по начальному детскому лексикону представлена в книге «Путь к первым словам и фразам» (М.: Просвещение, 2008). Данный опросник представляет собой краткий перечень слов русского языка, которые маленький ребенок сначала понимает, а потом и произносит самостоятельно одними из первых.
На этапе усвоения фразы необходимо записать несколько самых длинных высказываний ребенка, чтобы можно было понять, какой уровень грамматического оформления фразы ему доступен в конце занятий II этапа основного цикла. Одни дети могут пользоваться короткой фразой, состоящей из 2—3 слов, неоформленных грамматически («Мама, папа бай-бай»). Другие дети на первый взгляд используют в речи правильное грамматическое оформление фраз. Однако их высказывания — это успешно воспроизведенные образцы из речи взрослых. При дальнейшем развертывании высказываний становится заметно грамматическое несогласование слов («За мной бабушка пришла! Мама нет, папа нет, работы много!»).
Наиболее успешные в развитии лексических навыков дети уже способны в конце II этапа занятий основного цикла правильно употреблять флексии (окончания) и предлоги при произнесении фраз, часто повторяющихся в речи, однако у них еще встречаются многочисленные неточности грамматического оформления.
Дети, которые отстают от всей группы в своем речевом развитии, должны быть направлены на дополнительную консультацию к детскому психологу, а также логопеду (специалисту по ранней коммуникации).
В случае необходимости дети могут быть направлены этими специалистами на обследование к другим специалистам (невропатологу, психоневрологу, педиатру и т. д.).