Методы диагностики, обработки и анализа данных
Обоснование актуальности.
Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. Ежегодно растёт количество ВИЧ-инфицированных, рождаются ВИЧ-инфицированные дети, наркотики и алкоголь становятся частью молодёжной культуры. Актуальности данной проблемы подтверждают статистические данные, которые приводит Осипова Н.Г в в одной из свои работ, посвящены исследованию наркозависимости: «Распространение токсикомании и наркомании в России за последние пятнадцать лет приняло катастрофические размеры. На состоявшейся недавно коллегии ФСКН России были приведены последние статистические данные о распространенности наркомании в России.Ежегодно в России умирают около 30.000 человек вследствие приема наркотических средств. Каждый год в стране выявляются 80.000 новых наркозависимых. Общее количество наркоманов от 2.000.000 до 2.500.000 человек в возрасте от 18 до 39 лет. Из них более 140 тысяч детей-подростков.»[1]
2... Степень разработанности и современное видение проблемы
В исследовании проблемы профилактики наркомании в России можно выделить ряд этапов.
1 - На первом (конец XIX - 30-е гг. XX в.) изучались социальные причины наркомании и алкоголизма, бытовые и социально-гигиенические аспекты проблемы, выявлялась связь отклонений с другими формами девиантного поведения. Были разработаны методики обследования, пути и способы лечения и профилактики. Созданный в 1923 г. Институт социальной гигиены Наркомздрава РСФСР осуществлял координацию исследований и разрабатывал проекты профилактической работы, основными направлениями которой были санитарное просвещение и проведение массовых мероприятий.
2 - На втором этапе (30 - 50-е гг. XX в.) исследования были прекращены, поскольку тема социальных отклонений перешла в разряд запретных.
3 - На третьем (конец 50-х - 80-е гг. XX в.) в силу ряда причин ею занимались в основном узкие специалисты - психиатры, наркологи, юристы.
4 - Четвертый этап (перестроечный период) ознаменовался резким всплеском интереса к проблемам девиантного поведения, однако исследования не всегда были подкреплены методологическим анализом девиации как социального феномена.
5 - Сегодня есть смысл говорить о начале пятого этапа. Профилактика детской, подростковой и юношеской наркомании становится одной из важнейших задач общества.[2]
Наиболее удобным местом для профилактической работы является школа, где осуществляется целенаправленное и систематическое обучение на протяжении ряда лет. Типовые, а иногда создаваемые специально для данной школы профилактические программы включаются в учебный план.[3]
Таким образом, проблема наркомании и её профилактики исследуется с XIX века и только к XXI веку особое значение стали придавать подростковой наркомании и способам её профилактики.
Опираясь на взгляды отечественных исследователей А. Данилина, В.В. Ковалева, И.П. Марова, под профилактикой наркомании в условиях общеобразовательной школы мы понимаем комплекс социально-психолого-педагогических мер, направленных на предупреждение распространения наркомании среди детей и подростков.
К сегодняшнему дню среди специалистов сформировано единое видение проблемы профилактики наркомании среди молодёжи. Она заключается в следующем: Современная концепция первичного, т.е. раннего предупреждения употребления наркотиков среди детей и подростков базируется на положении о том, что в центре внимания должна находиться личность несовершеннолетнего и три основные сферы, в которых реализуется его жизнедеятельность – семья, образовательное учреждение и досуг, включая связанное с ним макросоциальное окружение.
Проблема наркомании отражена в правовой сфере в виде ряда законодательных актов. Таким образом, деятельность по профилактике наркомании среди молодежи в Санкт-Петербурге осуществляется на основании:
- Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»,
- постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2005 № 561 «О федеральной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы»
- целевой программы Санкт-Петербурга «Комплексные меры по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2009-2012 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2009 №437.
В 2010 году Указом Президента Российской Федерации Медведева утверждена концепция государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года.
Новая концепция определяет основные направления антинаркотической политики, среди которых важное место отводится созданию «государственной системы профилактики наркоманий». Подразделяя профилактику на первичную (универсальную), вторичную (селективную), и третичную (индикативную), подчеркивается важность прежде всего первичной профилактики, то есть предупреждения начала употребления наркотиков лицами, ранее не употреблявшими. Намечая основные направления антинаркотической политики, концепция дает возможность разработки конкретных мероприятий непосредственно на местах на основе консолидации усилий федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и граждан Российской Федерации.
Объект технологии
Объектом технологии в данном случае являются дети подросткового возраста 14-17 лет, которые уже имели опыт употребление ПАВ, а так же те подростки, которые находятся в зоне риска – школьники 9-11 классов.
Предмет технологии
Предметом технологии является проблема наркомании, её распространение среди подростков. Проблема снижение возраста наркопотребителей.
Цель технологии
Цель технологии - снижение уровня наркотизации среди подростков.
Цель работы – анализ методов борьбы с наркоманией в молодёжной среде, рассмотрение способов профилактической работы с подростками.
Задачи технологии
Согласно Письму Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2011 г. N МД-1197/06 "О Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде" можно выделить следующие задачи технологии[4]:
- формирование единого профилактического пространства в образовательной среде путем объединения усилий всех участников профилактического процесса для обеспечения комплексного системного воздействия на целевые группы профилактики;
- мониторинг состояния организации профилактической деятельности в образовательной среде и оценка ее эффективности, а также характеристика ситуаций, связанных с распространением употребления ПАВ обучающимися, воспитанниками образовательных учреждений;
- исключение влияния условий и факторов, способных провоцировать вовлечение в употребление ПАВ обучающихся, воспитанников образовательных учреждений;
- развитие ресурсов, обеспечивающих снижение риска употребления ПАВ среди обучающихся, воспитанников:
- личностных - формирование социально значимых знаний, ценностных ориентаций, нравственных представлений и форм поведения у целевых групп профилактики;
- социально-средовых - создание инфраструктуры службы социальной, психологической поддержки и развития позитивно ориентированных интересов, досуга и здоровья;
- этико-правовых - утверждение в обществе всех форм контроля (юридического, социального, медицинского), препятствующих употреблению ПАВ среди обучающихся, воспитанников образовательных учреждений.
Задачи технологии так же можно классифицировать с точки зрения видов профилактики(перичная, вторичная, третичная)
Задачи первичной профилактики:
1) создание школ, свободных от психоактивных веществ (изменение школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей);
2) выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям);
3) работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме, способствующую эффективному социально-поддерживающему и развивающему поведению; выявить родителей, нуждающихся в профессиональной медико-психологической помощи; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов);
4) работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактики в школах и по выявлению группы риска)[5]
Задачи вторичной профилактики:
1) работа с детьми групп риска (выявление патологии, лечение и наблюдение у специалистов; создание программ для работы с ними);
2) создание центра реабилитации, где все методы психотерапевтической работы направлены на социализацию и адаптацию (тренинги повышения самооценки, уверенности в себе, снятие напряжения и т.д.);
3) работа с родителями данной группы (лекционные и практические занятия оказывающие профессиональную медико-психологическую и психотерапевтическую помощь нуждающимся родителям; создание групп взаимопомощи, обучение навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и взаимоотношениях с детьми) (21, с.154). [6]
Задачи третичной профилактики:
1) формирование реабилитационной среды (реализация реабилитационных программ, включающих психотерапевтические, психологические, социальные и духовные методики);
2) создание групп взаимопомощи;
3) взаимодействие с группами «Анонимные алкоголики» и «Анонимные наркоманы».
Методы диагностики, обработки и анализа данных
Никакой эффективной профилактики не может быть без реальной оценки наркоситуации, состояния и основных тенденций в этой области. Так, по данным официальной статистики, основывающихся прежде всего на показателях болезненности и заболеваемости наркоманией, свыше 90% наркоманов в Российской Федерации страдают героиновой зависимостью. Однако выборочный мониторинг показывает, что применение героина среди несовершеннолетних составляет лишь небольшой процент (менее 1%) от всех используемых наркотических средств. Применение же производных конопли и стимуляторов в десятки раз превышают цифры официально зарегистрированных больных с героиновой зависимостью и подавляющее число таких наркозависимых за медицинской помощью не обращаются и, соответственно, остаются нераспознанными. Современная наркоситуация характеризуется также появлением и распространением новых средств, вызывающих зависимость, таких, в частности, как «курительные смеси», «заменители» или «аналоги наркотиков», которые достаточно долго остаются вне зон контроля за нелегальным распространением наркотиков. Без учета этих тенденций традиционные профилактические мероприятия, направленные чаще всего на профилактику употребления героина, остаются малоэффективными, так как большинство молодых лиц, употребляющих другие наркотики, не ассоциируют себя с употребляющими героин, себя наркоманами, как правило, не считают, продолжают принимать наркотические средства и лишь через несколько лет многие их них переходят к употреблению героина и, наконец, попадают в поле зрение врачей и, соответственно, впервые официально учитываются.
Прежде чем переходить к профилактике, необходимо применить методы диагностики, обработки и анализа данных, и на их основе разрабатывать технологии работы с наркозависимыми подростками.
Возможно применение следующих методик:
- Методика «Характерологические акцентуации личности и нервно-психологическая неустойчивость»;
- Методика диагностики степени готовности к риску Шуберта;
- Опросник мотивации достижения Мехрабиана;
- Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера;
- Тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН);
Указанные методы диагностики позволяют выявить группу риска подростков склонных к зависимости от ПАВ, в том числе и от наркотиков. Знание и понимание психологических особенностей наркозовисимых людей позволит повысить эффективность лечебной работы в специализированных реабилитационных центрах.
Факторами наркомании могут быть не только личностные особенности подростка, но и влияние внешней среды.
Диагностические методы могут применяться и с целью определения, находится ли подросток под влиянием ПАВ или нет. Существуют следующие индикаторы того, принимает подросток наркотиками или нет:
- Зрачковый рефлекс
- Дома можно найти упаковки от шприцов, закопченные чайные ложки, смятую фольгу
- Состояние полусна
- Эффект заплаканных глаз
- Изменение голоса. Впечатление, что человек говорит с трудом.
- Развивается наркотический насморк.
Методы обработки и анализа информации включают:
1. анализ проблем,
2. анализ факторов, вызывающих проблему,
3. анализ взаимного влияния этих факторов
В процессе диагностики требуется определить степень важности тех или иных проблем и порядок срочности их решения. Для этого разработан ряд методов.
1. Широкое распространение получил метод ранжирования альтернатив, в процессе которого эксперт упорядочивает все имеющиеся варианты решения исследуемых социальных проблем по определенному рангу, как наименее или наиболее предпочтительные. Такая группировка альтернативных вариантов облегчает окончательный выбор одного из них, сообразно возможностям и условиям.
2. Метод дерева целей исходит из того, что каждая глобальная цель делится на подцели, которые стоят на пути достижения главной, пока не будет достигнут уровень настолько конкретных целей, с точки зрения интересующих нас задач, что дальнейшее деление не будет иметь смысла.