Понятие научного и стихийно-эмпирического знания
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
По написанию, оформлению и защите курсовых работ
Минск
Составитель:
Лобырина Е.В. преподаватель педагогики
Обсуждены и одобрены на заседании цикловой комиссии педагогики и психологии лингвогуманитарного колледжа Учреждения образования «Минский государственный лингвистический университет».
Протокол № 1 от 31.08. 2012 г.
Председатель ЦК _____________ Лобырина Е.В.
Аннотация.
Цель данной методической разработки – оказать помощь учащимся и их руководителям в подготовке и организации защиты курсовых работ.
Методические рекомендации представляют собой серию занятий по основным проблемам написания курсовых работ учащимися лингвогуманитарного колледжа. Данные рекомендации отражают требования нормативных документов (Правила текущей и итоговой аттестации учащихся ССУЗ, Положение об организации выполнения курсовых работ, Рабочая учебная программа по дисциплине «Педагогика»).
Необходимо отметить, что в соответствии с требованиями учебного плана специальности «Иностранный язык» (английский) учащиеся лингвогуманитарного колледжа выполняют курсовые работы в рамках дисциплины «Педагогика». На раздел «Курсовое проектирование» отводится 30 часов.
Методические рекомендации адресованы, в первую очередь, преподавателям-руководителям курсовой работы, а также преподавателям педагогики, учащимся лингвогуманитарного колледжа специальности «Иностранный язык» (английский).
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛА «КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА». 5
РАЗДЕЛ 1. Введение в научное исследование. 6
1.1. Понятие научного и стихийно-эмпирического знания. 6
1.2. Психолого-педагогическое исследование и его особенности. 7
1.3. Этапы психолого-педагогического исследования. 7
1.4. Научно-методологический аппарат психолого-педагогического исследования. 8
1.4.1. Характеристика и построение цели исследования. 8
1.4.2. Характеристика и построение объекта и предмета исследования. 8
1.4.3. Характеристика и построение рабочей гипотезы исследования. 10
1.4.4. Характеристика и построение задач исследования. 10
1.4.5. Характеристика и построение структуры курсовой работы.. 11
1.5. Общие рекомендации по написанию введения. 12
1.5.1. Обоснование актуальности, новизны научного исследования. 12
1.5.2. Краткий обзор источников по теме исследования. 12
РАЗДЕЛ 2. Культура изучения психолого-педагогических исследований и написания исследовательской работы.. 12
2.1. Основные стилевые черты научного изложения. 12
2.2. Специфика самостоятельной работы с научной литературой. 13
РАЗДЕЛ 3. Система методов психолого-педагогического исследования. 15
3.1. Классификация психологических методов исследования (по Б.Г. Ананьеву) 15
3.2. Классификация педагогических методов исследования (по В.А. Сластенину) 15
3.3. Выбор методов исследования (соответствующих теме и цели исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть гипотезу) 18
3.4. Разработка программы исследования. 18
РАЗДЕЛ 4. Культура оформления психолого-педагогического исследования. 19
4.1. Общие рекомендации по оформлению результатов исследования. 19
4.1.1. Общие требования. 19
4.1.2 Нумерация. 19
4.1.3 Иллюстрации и таблицы.. 19
4.1.4. Приложения. 20
4.2. Требования к оформлению списка литературы.. 20
4.2.1. Ссылки. 20
4.2.2. Список литературы.. 20
4.3. Общие рекомендации по написанию заключения курсовой работы.. 22
РАЗДЕЛ 5. Культура защиты курсовой работы.. 22
5.1. Общие рекомендации по оформлению положений, выносимых на защиту. 22
5.2. Ознакомление с критериями оценки и способами защиты курсовой работы.. 23
5.2.1. Общие положения о защите курсовой работы.. 23
5.2.2. Критерии оценивания курсовой работы.. 24
5.2.3. Основные способы защиты курсовой работы.. 25
РАЗДЕЛ 6. Краткий педагогический словарь ……………………………………......26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 32
ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………………………………..33
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно учебному плану специальности «Иностранный язык» в рамках дисциплины «Педагогика» для учащихся выпускных курсов предусматривается выполнение и защита курсовой работы.
Курсовая работа представляет собой самостоятельную комплексную работу, выполняемую учащимся на заключительном этапе изучения дисциплины «Педагогика» в соответствии с учебным планом специальности, логически завершённое и оформленное в виде текста изложение учащимся содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в определённой области педагогики.
Она может носить характер реферата (аналитико-синтетического обзора литературы по заданной проблеме) или являться описанием результатов исследования, проведённого учащимся с использованием конкретных эмпирических и теоретических методов научного познания.
Выполнение курсовой работы как одной из форм учебно-познавательной деятельности предлагается учащимся с целью углубленного изучения отдельных тем дисциплины «Педагогика» и овладения исследовательскими навыками.
В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:
Ø закрепление и углубление теоретических и практических знаний по дисциплине и применение их для решения конкретных задач;
Ø формирование навыков ведения самостоятельной научно-исследовательской работы и овладение методикой научного исследования;
Ø приобретение навыков обобщения и анализа результатов, полученных другими исследователями;
Ø развитие интереса к научно-исследовательской работе.
В результате работы по курсовому проектированию учащиеся должны знать:
Ø понятие научного исследования,
Ø структуру курсовой работы,
Ø методы психолого-педагогического исследования,
Ø правила оформления курсовых работ,
Ø критерии оценки и способы защиты;
должны уметь:
Ø формулировать научный аппарат исследования;
Ø обосновывать систему методов, необходимых для проверки выдвинутой гипотезы;
Ø организовать элементарный психолого-педагогический эксперимент;
Ø обобщать и оформлять результаты исследования и курсовой работы в целом;
Ø пользоваться литературой и составлять библиографию в соответствии с выбранной темой курсовой работы;
Ø осуществлять обзорный и критический анализ литературы;
Ø логично связывать между собой теоретические положения из психологии, педагогики, философии, социологии и других наук;
Ø обобщать передовой педагогический опыт в образовательных учреждениях;
Ø пользоваться научным стилем изложения материала;
Ø готовить выступление для защиты результатов курсовой работы.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАЗДЕЛА «КУРСОВОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ» ДИСЦИПЛИНЫ «ПЕДАГОГИКА»
Тема | К-во часов |
ВВЕДЕНИЕ | |
РАЗДЕЛ 1. Введение в научное исследование 1.1. Понятие научного и стихийно-эмпирического знания. 1.2. Психолого-педагогическое исследование и его особенности. 1.3. Этапы психолого-педагогического исследования. 1.4. Научно-методический аппарат психолого-педагогического исследования. 1.5. Общие рекомендации по написанию ВВЕДЕНИЯ. | |
РАЗДЕЛ 2. Культура изучения психолого-педагогических источников и написания исследовательской работы 2.1. Основные стилевые черты научного изложения. 2.2. Специфика самостоятельной работы с научной литературой. | |
РАЗДЕЛ 3. Система методов психолого-педагогического исследования 3.1. Классификация психологических методов исследования (по Б.Г. Ананьеву). 3.2. Классификация педагогических методов исследования (по В.А. Сластенину): 3.3. Выбор методов исследования (соответствующих теме и цели исследования, позволяющих подтвердить или опровергнуть гипотезу). 3.4. Разработка программы исследования. | |
РАЗДЕЛ 4. Культура оформления психолого-педагогического исследования 4.1. Общие рекомендации по оформлению результатов исследования. 4.2. Требования к оформлению списка литературы. 4.3. Общие рекомендации по написанию заключения курсовой работы. | |
РАЗДЕЛ 5. Культура защиты курсовой работы 5.1. Общие рекомендации по оформлению положений, выносимых на защиту. 5.2. Ознакомление с критериями оценки и основными способами защиты курсовой работы. | |
Всего: |
РАЗДЕЛ 1. Введение в научное исследование
Понятие научного и стихийно-эмпирического знания
Научное познание представляет исследование, которое характеризуется своими, особыми целями, а главное — методами получения и проверки новых знаний.
Научное знание всегда отличается последовательным и систематическим характером.
Наука отличается от обыденного знания тем, что представляет собой не простую совокупность «сведений» о мире, «набор» информации, а определенную систему знаний. Научное исследование является целенаправленным познанием, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Научное и обыденное знание взаимосвязаны, однако наука не является простым продолжением знаний, основанных на здравом смысле. Она представляет познание особого рода, со своими специфическими средствами, методами и критериями.
Прежде всего, в отличие от обыденного знания наука не ограничивается нахождением новых фактов и результатов, а либо стремится объяснить их с помощью существующих гипотез, законов и теорий, либо специально вырабатывает для этого новые теоретические представления. Эта отличительная особенность науки дает возможность лучше понять систематический, последовательный и контролируемый характер научного знания. Действительно, чтобы объяснить то или иное явление, необходимо располагать определенной теоретической системой или в крайнем случае гипотезой, из которых суждение о данном явлении получается в качестве логического следствия. Но чтобы получить такое следствие, надо предварительно установить логическую взаимосвязь между различными суждениями, обобщениями и гипотезами, а самое главное — располагать такими законами, принципами, гипотезами или допущениями, которые могут служить в качестве посылок для логического вывода менее общих суждений той или иной науки.
Наука не просто регистрирует эмпирически найденные факты и результаты, а стремится объяснить их. Точное оперирование понятиями, суждениями и умозаключениями позволяет также лучше контролировать результаты научного исследования.
Однако никакая систематизация и организация знания не будут составлять науки, если они не будут сопровождаться созданием новых понятий, законов и теорий. Именно с их помощью как раз и удается не только объяснить уже известные факты и явления, но и предсказать факты и явления неизвестные.
Существенная особенность процесса научного познания — раскрытие сущности исследуемых явлений. Поскольку сущность не лежит на поверхности явлений, для се раскрытия приходится «водить абстракции и идеализации, обращаться к гипотезам и теориям.
В обыденном знании хотя и прибегают к догадкам и предположениям, но, во-первых, они касаются непосредственно наблюдаемых вещей и событий, во-вторых, эти догадки никогда не контролируются специальной техникой, не говоря уже о постановке особых экспериментов. Наука даже на эмпирической стадии исследования руководствуется теми или иными теоретическими представлениями и контролирует свои гипотезы с помощью специальных приборов и инструментов, которые в свою очередь сконструированы на основе определенных теоретических принципов.
Любая достаточно зрелая наука представляет систему теорий, которые объединяют в единое целое ее исходные принципы, понятия и законы вместе с твердо установленными фактами. Именно благодаря систематичности, обоснованности и контролируемости выводы науки отличаются наибольшей надежностью и проверяемостью, тогда как обыденное знание, а тем более вера или мнение, в значительной мере субъективно и ненадежно, Однако, как бы ни было важно подобное различие, его нельзя абсолютизировать.
Важнейшей предпосылкой обыденного знания является его подчиненность решению непосредственных, узкопрактических задач, вследствие чего оно не может создавать такие абстрактные модели и теории, с помощью которых познаются глубокие, внутренние особенности и закономерности явлений.
Обычно когда сравнивают научное познание с обыденным, то существенное различие между ними видят прежде всего в тех способах и средствах, с помощью которых достигается знание в науке и повседневной жизни. Надежность, систематичность и контролируемость научных знаний обеспечивается с помощью специальных и общих методов исследования, в то время как обыденное знание довольствуется рутинными правилами, опирающимися на «здравый смысл», и простейшими индуктивными обобщениями непосредственно воспринимаемых предметов и явлений.
Научное исследование не ведется вслепую, оно не сводится к непрерывной цепи догадок. Даже в повседневном познании мы в какой-то мере предварительно отсеиваем явно неправдоподобные догадки. При выдвижении гипотез, поиске законов, построении и проверке теорий ученый руководствуется определенными приемами, правилами и способами исследования, которые в своей совокупности и характеризуют метод исследования. Хотя такие методы и не гарантируют достижение истины, тем не менее, они в значительной мере облегчают ее поиски, делают их более систематичными и целенаправленными.
Наука отличается от обыденного знания тем, что она применяет и разрабатывает специальные и общие методы познания, которые опираются на открытые ею закономерности той или иной области реального мира.