Урок — основная форма организации ПО
Урок как форма организации производственного обучения должен соответствовать следующим требованиям:
— иметь четкость цели и определенность содержания учебного материала;
— постоянство и однородность состава учащихся учебной группы; — ограниченность и определенность по времени, регулярность проведения, организационная четкость.
ПО организуется следующим образом:
1) каждый раздел и тема учебной программы расчленяются на ряд равных по объему учебного материала — уроков, которые рассчитаны на прохождение определенного времени;
2) каждый урок ПО имеет свою учебно-воспитательную задачу, определяемую мастером;
3) каждый урок представляет собой звено в общей цепи других уроков ПО, его содержание основывается на знаниях, умениях и навыках, полученных учащимися на предыдущих уроках и таким образом подготавливает учащихся к последующим урокам.
4) Урок позволяет мастеру, в зависимости от содержания учебного материала урока, организовать общегрупповую, бригадную или индивидуальную учебно-производственную работу учащихся, применять разнообразные методы обучения и воспитания;
5) урочная форма обеспечивает руководящую роль мастера в работе.
Типичными элементами урока ПО являются следующие элементы:
1) организация учащихся для занятий — мастер отмечает в журнале присутствующих, проверяет их внешний вид, рабочую одежду (халат, берет и т.п.);
2) вводный инструктаж проводится для подготовки учащихся к выполнению учебно-производственных работ. Мастер разъясняет учащимся учебные цели, показывает способы выполнения заданий, предупреждает брак и ошибки, обеспечивает соблюдение ПТБ, расширяет кругозор учащихся;
3) выполнение упражнений, учебно-производственных работ и проведение текущего инструктажа. Мастер во время выполнения учащимися заданий наблюдает за правильностью выполнения приемов, за организацией рабочего места, соблюдением ПТБ. Оказывает им в нужных случаях немедленную помощь. Текущий инструктаж может быть индивидуальным для каждого учащегося в отдельности и коллективным. Если мастер обнаруживает однородные ошибки у большого количества учащихся, то он приостанавливает работу группы и указывает всем на эти ошибки, объясняет их причины и способы предупреждения, показывает правильные приемы;
4) заключительный инструктаж проводится в конце урока. Мастер подводит итоги работы учащихся. Сообщает оценки результатов работы учащихся. Ниже приводится примерная развернутая схема плана урока.
СПТУ № 180 | Форма № 1 УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР или старший мастер _____________________ «____»___________200_г. |
План урока на__________________200_______г.
Группа______________Профессия_________________Мастер_____________
Тема по программе:__________________________________________________________
Тема урока:_________________________________________________________________
(написать на классной доске в мастерской)
___________
Учебные цели урока: _________________________________________________________
(написать на классной доске в мастерской)
___________
Материально-техническое оснащение урока:
чертежи, инструкционные карты, справочные таблицы, заготовки, инструменты, специальные приспособления, образцы работы.
Ход урока
I. Организационная часть,(3-5 мин.)
Линейка, рапорт командира группы о наличии учащихся, проверка внешнего вида учащихся (рабочей одежды).
II. Вводный инструктаж(15-25 мин.)
1. Сообщить тему урока.
2. Поставить перед учащимися учебные задачи (технологические, производственные, воспитательные).
3. Провести с учащимися беседу (связать тему урока с предыдущим занятием, напомнить теоретический материал темы урока, изучить чертеж и технические требования к детали или изделию).
4. Демонстрация практического выполнения операции или профессионального приема работы с одновременным объяснением и вопросами к учащимся. Показать готовое изделие-образец, сказать о назначении изделия, обсудить с учащимися технологию выполнения работы, режим обработки и показать приемы измерения или определения качества изделия, показать, как должно быть организовано рабочее место во время работы, назвать преимущества и недостатки приема, предостеречь учащихся от возможных ошибок, особенно по технике безопасности, сообщить норму времени на работу и критерии оценок.
5. Предложить учащимся (1-2) повторить практический прием работы.
6. Ответить на вопросы учащихся и разрешить приступить к выполнению задания.