II. Закрепление опорных знаний. · Игра. «Впишите слова в клеточки» (чайнворд).
· Игра. «Впишите слова в клеточки» (чайнворд).
Надо заполнить пустые клеточки ответами на загадки, не забывая, что это чайнворд. Все слова-отгадки начинаются на букву А.
Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист.)
Берега зеленые, вода красная,
Рыбки черные. (Арбуз.)
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
И питается бензином! (Автобус.)
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный,
Он стеклянный,
Нету номера на нем…
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы
Знаменитые пловцы. (Аквариум.)
Отгадки записываются на доске: аист, арбуз, автобус, аквариум.
– Какие из этих слов можно вписать в клетки первого, второго и следующих рядов?
Для среднего ряда (с цифрами) слова не хватило. Оно зашифровано. Назовите, что изображено на рисунках:
1 2 3 4 5 6
Аист ворона гусь утка слон тюлень
Если по букве, ребята, возьмете
У нарисованных птиц и зверей,
Месяц хороший вы нам назовете…
Какой это месяц? Скажите скорей. (Август.)
· Игра «Пирамида».
О _ О
О _ _ О
О _ _ _ О
О _ _ _ _ О
О _ _ _ _ _ О
О _ _ _ _ _ _ О
О _ _ _ _ _ _ _ О
(Вариант ответа: око, окно, озеро, облако, опахало, общество, отечество.)
Учитель выясняет, как дети понимают значение слова отечество.
Физкультминутка
& Работа по учебнику: с. 212–213.
1. Слово учителя.
На доске портрет Константина Дмитриевича Ушинского (1824–1870).
▲ Чтение учителем текста.
Основоположник русской научной педагогики. Родился в 1824 г. в Туле. Когда Косте исполнилось 11 лет, умерла его мама. Мальчик был определен в гимназию. В 1840 г. поступил в Московский университет, который окончил в 1846 году. Ушинский известен не только как основоположник русской педагогики, но и как автор прекрасных книг для детей.
Серия рассказов: «Поездка из столицы в деревню», «Столица и губернский город», «Деревня и уездный город», «Переселочная дорога», «Наше отечество» – написана в форме путешествия. Объединенные общими героями (мальчик и девочка путешествуют с отцом) эти рассказы в живой и увлекательной форме описывают природу, обычаи мест, куда попадают по воле автора действующие лица.
Сегодня вы прочтете отрывок «Наше отечество» К. Д. Ушинского.
▲ Выразительное чтение текста.
Вопросы:
– Почему мы называем отечеством Россию?
– Почему Россию называем родиной?
– Почему мы ее называем матерью?
– Какие вы еще знаете государства?
▲ Повторное чтение текста («цепочкой»).
2. Работа по иллюстрации, с. 212.
На иллюстрации изображен Георгий Победоносец.
Давным давно на землю одного царя нападал жестокий дракон. Он уничтожал посевы, разрушал жилье. Жители страны, чтобы прекратить разбойные набеги дракона, согласились отдавать ему на растерзание своих детей. Все жители поочередно отдали своих детей, пришла очередь царской дочери Елизаветы. Вывели дракону царскую дочь. В это время в стране оказался молодой воин – Георгий. Он сразился с жестоким драконом и одержал победу.
Георгия стали называть Победоносцем.
Сегодня мы видим изображение Георгия Победоносца на гербе РФ. (Дети рассматривают герб).
Физкультминутка
3. Рассматривание картинки, с. 213.
На картине изображен летописец.
Летописец – человек, записывающий происходящие события.
Благодаря летописцам до наших дней дошли описания событий, которые произошли очень давно.
III. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно запомнилось и понравилось?
Урок 102. в. крупин «первоучители словесности»
Цели: развивать речь, логическое мышление, память, навык выразительного чтения.
Оборудование: учебник, предметные картинки.
Ход урока