Информация для размышления. Определяя свою позицию, поразмышляйте о сущности человеческой природы, о проблемах ее развития

Определяя свою позицию, поразмышляйте о сущности человеческой природы, о проблемах ее развития.

И.П. ПАВЛОВ (физиолог): "Человек есть... система в высшей степени саморегулирующаяся, поправляющаяся и даже совершенствующаяся..." (95, с. 187-188).

И.М. СЕЧЕНОВ (физиолог): "Человек мало-помалу эмансипируется в своих действиях от непосредственных влияний материальной среды, в основу действий кладутся уже не одни чувственные побуждения, но мысль и моральные чувства" (125, с. 268).

Г.С. КОСТЮК (психолог): "Внешнее формирует внутренний переход от низших уровней регуляции взаимодействия с окружающей средой к более высоким уровням, к высшим формам саморегуляции" (57, с. 12).

П.Г. РЕДКИН (педагог): "Человек - активно саморазвивающаяся личность, он - творец самого себя, и дело воспитания сделать это творчество прогрессивным" (111, с. 14).

2.2. Формы саморазвития личности

Можно говорить о следующих формах участия ребенка в собственном развитии (70):

Ø ориентация ребенка на взрослого;

Ø ориентация ребенка на группу (коллектив) сверстников;

Ø подражание (копирование);

Ø приспособление бессознательное, интуитивное;

Ø самовоспитание.

Проявление каждой из данных форм саморазвития личности зависит от ее возраста, уровня сформированности самосознания, волевых качеств, жизненного опыта, умения оценивать мир и свои собственные силы и возможности, от уровня сформированности таких личностных качеств, как организованность, настойчивость, самодисциплина, самостоятельность, уверенность в себе и др.

В процессе самовоспитания проявляется высший уровень сформированности этих качеств. Что же такое самовоспитание? В чем Вы видите роль педагога в развитии данного процесса?

2.3. Понятие о самовоспитании и его источниках

В понятиях "самовоспитания" отражаются самые разнообразные взгляды и представления людей. Ниже мы приводим известные нам суждения, в которых отражается попытка их авторов раскрыть сущность данного явления. Итак, самовоспитание - это:

Ø самопринуждение;

Ø самосозерцание, самопознание;

Ø самоочищение души; самоусовершенствование;

Ø саморазвертывание идеального внутреннего мира;

Ø самостоятельность;

Ø целенаправленная деятельность человека по саморазвитию своей личности;

Ø самоисправление негативных поступков (перевоспитание);

Ø подражание идеалу;

Ø приспособление к внешним требованиям (группы сверстников, родителей, учителей и др.);

Ø сознательное отношение к совершенствованию своего поведения;

Ø самоконтроль своего поведения в целом и отдельных поступков;

Ø самообязательство по исправлению конкретных поступков или качеств личности;

Ø самоутверждение личности в группе сверстников;

Ø самоподчинение требованиям, которые личность предъявляет к себе;

Ø самоотчет в выполнении своих планов;

Ø самовозвышение над обществом (коллективом);

Ø самоизоляция от окружающей среды (например, поведение монахов);

Ø сознательная систематическая работа над собой в целях устранения недостатков в соответствии с личными интересами;

Ø …………………………………………………………..

Возможно, у Вас есть своё определение процессу самовоспитания?

________________________________________________________________

Вопросы для размышления

Проанализируйте каждое определение, выберите из них то, которое раскрывает, на Ваш взгляд, существенные характеристики. На основании отдельных суждений и изучения литературы попытайтесь дать характеристику процессу самовоспитания, выделите его составляющие элементы и этапы развития, возможные формы проявления.

________________________________________________________________

2.4. Приемы и средства процесса самовоспитания

Самовоспитание возникает и совершенствуется по мере развития в личности способностей к самопознанию и совершенствованию себя. В данном процессе выделяют следующие приемы и средства:

- самонаблюдение и самоанализ - свойство сознания, делающее человека способным осмысливать свои потребности и интересы, разбираться в собственных потребностях и поступках;

- самооценка - оценка собственных действий с точки зрения их целесообразности;

- самокритика - недовольство собой, выявление в процессе самоанализа недостатков, ошибок, промахов;

- саморефлексия - осознание собственных возможностей и желаний, соотнесение их с реальными условиями, когда необходимо принять нужное решение, выполнить нужное предписание;

- саморегуляция - проявляется в таких качествах личности, как самообладание, самодисциплина, самоконтроль и т.п.; как умение устранить отклонения в мыслях, чувствах, поступках, несоответствующих намеченным целям; как корректировка действий в соответствии с идеалом;

- самопринуждение - требование к себе, проявляется в форме самоприказа, самоотчета, самозапрета, самоотказа, самоубеждения, самонаказания и т. п.

Ранее мы пришли к выводу, что деятельность по самовоспитанию возможна на определенном уровне активности и общего развития личности. НО каждая ли личность в своем развитии (саморазвитии) достигает уровня самовоспитания? Чем обусловлен этот переход: спонтанным развитием личности или воспитанием?

Какую из двух точек зрения Вы считаете правильной?

1-ая точка зрения - саморазвитие и самовоспитание - этоидентичныепроцессы. Самовоспитание рассматривается как врожденная способность индивида в самореализации себя, следовательно, все происходит само собой, нет необходимости в педагогической помощи личности по формированию умений самовоспитания.

2-ая точка зрения - самовоспитание проявляется какследствиесаморазвития, поднятого до уровня сознательного управления становлением своих сил, возможностей и способностей. Не каждый человек в процессе своего развития (саморазвития) достигает уровня самовоспитания, поэтому так важна помощь взрослого по целенаправленному формированию умений самовоспитания (самоанализ, самонаблюдение, самооценка, саморефлексия и т. п.).

Отвечая на данные вопросы, мы предлагаем Вам самостоятельно сформулировать выводы по данному разделу.

1.В чем Вы видите разницу между процессами "саморазвитие" и "самовоспитание"? Сравните эти процессы по данной схеме:

________________________________________________________________

Саморазвитие ! Самовоспитание

________________________________________________________________

Движущая сила:

Условия успешности развития данных процессов:

Особенности контроля:

Другие характеристики:

________________________________________________________________

2. Что мешает (или помогает) личности достигать в своем развитии уровня самовоспитания?

3. В чем Вы видите роль педагога в развитии процесса самовоспитания?

4. Докажите, что самовоспитание - высшая форма развития личности или обоснуйте иную точку зрения.

(см. тему занятия № 7 в Приложении данного пособия).

________________________________________________________________

Наши рекомендации