Билет№17. Изучение природных зон в начальной школе.
Ознакомление с окружающими миром имеет большое воспитательное значение. Огромная широта предмета её изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить учеников с самыми разнообразными явлениями.
Ознакомление с окружающими миром рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят диалектическое единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях.
В процессе обучения ознакомлению с окружающими миром у детей закладываются зачатки диалектико-материалистического мировоззрения.
Ученикам начальной школы более доступно мышление образами. И по самой логике познавательного психического процесса целесообразно в начальной школе главный упор делать на образование у учеников конкретных представлений. Природоведческие знания, приобретаемые учениками в младших классах, и назывались раньше в программе «географическими представлениями». Обучение природоведению в этих классах имеет целью накопить представления для объяснительного чтения. Программа требует от учителя добиваться того, чтобы «за каждым прочитанным словом у детей было конкретное представление».Методические задачи:Сформировать у учащихся представление о природных зонах; познакомить с географическим положением природных зон, познакомить с растительным и животным миром.Сформировать у учащихся представление о роли природных зон в жизни человека и природы; познакомить с экологическими проблемами природных зон, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей.Формировать умение пользоваться картой и атласом, энциклопедиями и справочной литературой. Развивать познавательную активность учащихся, умение работать с литературой, анализировать с опорой на изученный материал.Творческое конструирование и моделирование в проекте составляло основной вид деятельности.
Основными показателями творческого конструирования являются:создание «образов» (конструкций);умение строить разные образы на одной основе;умение видеть целое раньше частей;интеллектуальная активность и увлечённость детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включённость.Каждый вид конструирования может оказывать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.Работая над проектом, мы постарались использовать все известные нам организации обучения конструированию. Одни из них получили широкое распространение в практике, а другие – либо из-за малой известности, либо из-за трудности организации – почти никогда педагогами не используются.
Билет №18.(ф)Цели урока: Сформировать представление о Вселенной, Солнечной системе, ее планетах, о созвездиях и космических телах.Ход урока.1)Организационный момент. Эмоциональный настрой.Урок познания мира.-Пусть наш урок принесет вам радость открытий.Эпиграфом к нашему уроку послужит поговорка (прочитаем)Нет ничего краше нашей земли.Умы готовы к старту? Готовы.Озвучьте тему сегодняшнего урока.Сядьте поудобнее в свои космические кресла. Мы начинаем.2)Знакомство с новой темой. С давних времен ночной небосвод привлекал внимание людей. Нам нужно вырваться от земного притяжения в космос.Опыт. Дети надувают шарик.-Видите, как стремительно шар носится по классу из стороны в сторону.Что толкает шарик? (воздух).Шарик движется в противоположную сторону. У нас получился простейший реактивный двигатель. Он может работать в воде, в воздухе, в пустоте.В космических кораблях струя воздуха получается от сгорания ракетного топлива.Как называется наука, изучающая звездное небо?Астрономия – наука о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.Астроном – специалист по астрономии. Первых астрономов называли звездочетами.Циолковский – русский ученый, изобретатель. Это у него были первые замыслы дирижабля и идеи вылета человека за пределы земного притяжения.Королев создал первые космические ракеты, искусственные спутники Земли. На них совершенны первые космические полеты и выход в космос.- Летим дальше в космос, его еще называют Вселенной. Вселенная это весь окружающий Землю мир. Ученные считают, что Вселенная произошла в результате огромной вспышки, взрыва.-Звезды – это раскаленные самосветящиеся небесные тела.Они излучают свет. По своей природе звезды сходны с Солнцем. На небе видны невооруженным взглядом 3000 звезд, а если смотреть в телескоп, то можно увидеть несколько млн. звезд. Всем звездам разное количество лет. Одни светятся ярче, чем другие. В космосе постоянно рождаются новые звезды. Они состоят из облаков пыли и газа.Созвездия - группы звезд. Слово «созвездие» означает «коллекция (или группа) звезд». Современные астрономы делят все небо на 88 созвездий. Названия созвездиям даны в честь мифических персонажей (Андромеда, Кассиопея, Персей и т. п. ) или животных (Лев, Дракон, Большая Медведица и т. п. ), современности (Компас, Телескоп, Микроскоп и т. п. ), а также просто по названиям тех предметов (Треугольник, Стрела, Южный Крест и т. п. ).Созвездие имеет свою легенду.Например, существует легенда о Большой и Малой медведице. Спасаясь от злого бога, пожирающего младенцев, богиня Рея спрятала своего младенца в пещере. Его кормили молоком коза Амалтея и две медведицы: Гелика и Мелисса. За это их перенесли на небо.По видимости этих звезд можно проверять остроту зрения: каждая звезда должна быть видна невооруженным глазом.Солнце – самая обычная звезда среднего размера. Это шар из светящегося газа. Оно подобно колоссальной печи выделяющей свет, тепло и другие формы энергии. Солнце – ближайшая звезда к Земле.Вокруг Солнца вращаются 8 планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Они образуют Солнечную систему. Солнце – центр Солнечной системы. Ещё недавно считалось, что в Солнечной системе 9 планет. После долгих споров, ученые всего мира пришли к выводу, что Плутон не является планетой.Все планеты имеют форму шара, разный размер, но все меньше Солнца. Некоторые планеты можно увидеть невооруженным взглядом. Они кажутся яркими звездами. Планеты не излучают свет, а только отражают солнечный свет.Солнце вместе со своими планетами оборачивается по своей орбите вокруг центра Галактики за 250 млн. лет.3)Домашнее задание. Прочитайте статью, найдите информацию про спутники планет.Итог урока. - Что ты узнал о Вселенной или космосе?
билет№19. Сегодня вы будете юными астрономами. Мы продолжим постигать тайны Вселенной. А что же мы о ней знаем? И о чем будем говорить сегодня?II. Повторение изученного материала.- Как называется мир с точки зрения астрономов? (Вселенная или Космос).Что вы уже знаете о Солнечной системе? (Солнце и все планеты, которые вращаются по своим орбитам вокруг Солнца образуют Солнечную систему. Центром Солнечной системы является Солнце. Солнце – это огромный раскаленный шар. В Солнечную систему входит 9 планет).- Что вы можете рассказать о Солнце из личных наблюдений? (Солнце дает нам свет и тепло. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу).- Как наблюдать за Солнцем, чтобы не испортить зрение?Учитель: Продолжить разговор про Солнце с научной точки зрения нам поможет следующая работа.Вставьте в текст недостающие данные.Слова для справок: тел, звезда, 9 планет, раскаленное, центр, шара.Солнце – это ближайшая к Земле …(звезда). Это огромное… (раскаленное) космическое тело. Солнце имеет форму… (шара). Солнце - … (центр) Солнечной системы, в которую входят… (9 планет) с их спутниками и много мелких космических… (тел).III. Постановка цели урока.Учитель: - Ребята, вы доказали, что действительно являетесь настоящими астрономами.- А вам хочется еще узнать о Солнечной системе?- Значит цель нашего урока сегодня – раскрыть секреты планет Солнечной системы.IV. Изучение планет Солнечной системы.Учитель: Итак, мы с вами находимся в космическом пространстве.- Рассмотрите Солнечную систему. Прочитайте названия планет по порядку относительно Солнца (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон).Задание:Приглашаются 10 человек, которые выбирают карточки с названиями планет и выстраиваются по порядку, затем класс хором читает названия планет.
Учитель: Сегодня ребята подготовили небольшие сообщения о некоторых планетах. Давайте их послушаем.
1 ученик: Марс. Четвертая от Солнца планета. Названа в честь римского бога войны – за свой красный цвет, как кровь. На планете самые высокие горы в Солнечной системе.2 ученик: Юпитер. Самая большая планета. В два раза тяжелее, чем все вместе взятые планеты. Состоит планета из различных газов. На Юпитере постоянно бушуют ураганы.3 ученик: Плутон. Самая маленькая планета. Она названа в честь римского бога-повелителя царства мёртвых. Здесь царит невероятный холод -270 градусов.4 ученик: Планета Земля. Это третья планета от Солнца. Наша планета имеет форму шара. Она голубого цвета. Космонавты с любовью называют Землю «Голубая планета». А почему она такая голубая? ( на Земле много воды). Земля ещё имеет воздушную оболочку, атмосферу, и эта оболочка тоже придаёт планете голубизну. А ещё Землю называют «Планета – сад», потому что на ней растут растения и есть жизнь.
Билет№20Цель: познакомить детей с Солнечной системой и нашей планетой как её частью. Задачи: - вспомнить изученное ранее о звёздах и планетах; - дать элементарное представление о планетах Солнечной системы, их отличии друг от друга; - познакомить детей со сменой времён года и дня и ночи на Земле; - воспитание внимательного отношения к явлениям, происходящим вокруг нас; - показать детям, что мы – часть одной из Галактик космического пространства. 1. Подготовительная работа. Повторение ранее изученного. О чём эти загадки? 1. Что выше леса, краше света, без огня горит? 2. Встану я рано, бело да румяно, да как распущу золотые волосы, да выйду за город – и человек, и зверь возрадуется. - Конечно о Солнце. (презентация слайд 2)Что мы знаем о Солнце? (Это ближайшая к Земле звезда; раскалённый газовый шар; излучает тепло и свет) иаметр Солнца в 109 раз больше диаметра Земли, а масса примерно в 330 тыс. раз больше массы Земли. Температура Солнца около 15-20 млн. градусов. Какие ещё звёзды вы знаете? Чем они интересны? перечисляем известные звёзды, их роль в ориентировании, говорим об их размерах по отношению к Солнцу (слайд 3)) - 2. Знакомство с планетами Солнечной системы. Что ещё можно обнаружить с помощью телескопа на небе? (Кометы, метеориты, планеты, астероиды) - Всё это: Солнце и движущиеся вокруг него небесные тела - составляет Солнечную систему. - Наша задача познакомиться с планетами, запомнить их порядок и подробнее поговорить о Земле, как о космическом теле. Тема нашего урока «Земля – планета Солнечной системы» - Третья планета – Земля (слайд 7). Наша планета сравнительно небольшая. Её диаметр – 12740км. Чем наша планета отличается от всех остальных? - Это единственная планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. У нашей планеты 1 естественный спутник. Какой? (Луна.) - Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца, что объясняет некоторые явления нашей жизни. Какие? - Конечно – это смена дня и ночи и времён года. - Вспомните, от чего зависит смена дня и ночи? (опыт со свечой и глобусом). Полный оборот вокруг своей оси Земля совершает за сутки. На стр. 8 отметьте на рисунке, где на планете день, а где ночь? - Одновременно Земля движется вокруг Солнца. Наклон земной оси не изменяется и составляет 23,5 градуса (слайд 8). Из-за наклона оси наша планета, двигаясь вокруг Солнца, как бы подставляет то северную, то южную часть. Поэтому и происходит смена времён года. Когда северная часть Земли получает от Солнца больше света и тепла, там лето. А в южной части в это время зима. И наоборот. (Всё сопровождаем опытом со свечой и глобусом).
Билет№ 21.Ориентирование на местности — это действия, с помощью которых определяется местоположение. Сущность ориентирования сводится к опознаванию окружающих местных предметов, определению местоположения точки стояния, направлений и расстояний до тех или иных ориентиров. Для того, чтобы правильно определить свое местоположение, необходимо иметь навыки в определении расстояния и направления. Определить местоположение можно несколькими способами, среди которых: ориентирование по солнцу, компасу, по местным природным признакам. Ориентирование по компасу: Компасу придается горизонтальное положение, высвобождаем стрелку стопором (если такой есть). Стрелка, когда прекратит колебаться, соориентируется вдоль магнитных линий земли на север. Если встать вместе со стрелкой лицом на север, то сзади будет юг, справа - восток, слева — запад. По Солнцу и часам со стрелками и циферблатом: Встать лицом к Солнцу. Часы должны показывать местное время. Поворачивать часы пока часовая стрелка будет направлена на Солнце. Разделить угол между цифрой 1 (по зимнему времени) или 2 (по летнему времени) и часовой стрелкой пополам. Это направление на юг.Определение сторон горизонта по месным объектамАлтари православных церквей, часовен и лютеранских кирок обращены на восток, а главные входы расположены с западной стороны.Приподнятый конец нижней перекладины креста церквей обращен на север. В больших массивах культурного леса определить стороны горизонта можно по просекам, которые, как правило, прорубаются строго по линиям север-юг и восток-запад, а также по надписям номеров кварталов на столбах, установленных на пересечениях просек. На каждом таком столбе в верхней его части и на каждой из четырех граней проставляются цифры - нумерация противолежащих кварталов леса; ребро между двумя гранями с наименьшими цифрами показывает направление на север (нумерация кварталов лесных массивов в СНГ идет с запада на восток и далее на юг).Вообще ориентироваться на местности можно многими способами, но упомянутые — наиболее известные и востребованные.В начальной школе данный материал можно приподнести по-разному. Наиболее увлекательное познание темы будет когда учитель объясняет все это путем наглядности. Также можно выйти на улицу и на собственном опыте разобраться в этом материале. Учащиеся получат возможность после объяснения самостоятельно попробовать определить местоположение и т. д.
Билет№22.Умение определять расстояние до объектов на местности может пригодиться в самых различных ситуациях. Для точного и быстрого определения расстояния существуют специальные приборы (дальномеры, шкалы биноклей, прицелы и стереотрубы). Впрочем, даже не имея специальных приспособлений, вы можете научиться узнавать расстояние при помощи самых простых подручных средств. Самый нехитрый способ определить расстояние на местности связан с использованием глазомера. Главное тут – натренированная зрительная память и умение мысленно отложить на видимой местности постоянную меру длины, например, 50 или 100 м. Закрепите в памяти эталоны и при необходимости сравните с ними то расстояние, которое вам необходимо измерить на местности. Один из самых простых эталонов – расстояние между столбами линии электропередач, которое составляет обычно около 50 м. 2Измеряя расстояние посредством мысленного откладывания постоянной меры, учитывайте, что местные предметы будут казаться уменьшенными в зависимости от их удаления. Иными словами, при удалении в два раза предмет покажется в два раза меньше. 3При использовании глазомера имейте ввиду, что в условиях недостаточной видимости (в тумане, в сумерки, пасмурную погоду, при дожде и т.п.) предметы кажутся расположенными дальше, чем есть на самом деле. Точность такого способа, прежде всего, зависит от тренированности наблюдателя. Обычная ошибка на расстоянии в километр составляет около 15%. 4Используйте способ определения расстояний по линейным размерам. Для этого возьмите линейку и держите ее на расстоянии вытянутой руки. Измерьте по линейке в миллиметрах видимую ширину (высоту) объекта, до которого измеряете расстояние. Действительную ширину (высоту) предмета, известную вам, переведите в сантиметры, затем разделите на видимый размер в миллиметрах, а результат умножьте на 6 (постоянная величина). Получившийся результат будет искомым расстоянием до объекта.
билет№24. масштаб. Виды масштабов. Работа с масштабом в начальной школе.Масштаб в широком смысле - это отношение двух линейных размеров. На практике масштабом называется отношение размера изображения объекта к его реальному размеру.Численный масштаб (например, 1:50 000) фиксирует соотношение между линией на карте и соответствующей ей линией на отображаемой картой местности. Так, одна единица длины на карте масштаба 1:50 000 соответствует 50 тысячам тех же единиц на местности. Иными словами, реальный мир воспроизводится на карте в одну пятидесятитысячную своего действительного размера. Таким образом 1 см на карте масштаба 1:50 000 представляет 50 000 см (то есть 500 м, или полкилометра) на местности.Именованный масштаб
Именованный (словесный) масштаб — вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке, записывается как в 1 см 100 кмЛинейный масштаб
Линейный масштаб имеет вид простой линии или полосы, разделенной на единицы длины (обычно на километры или мили) . Измерить по карте расстояние между двумя точками можно с помощью циркуля-измерителя (либо совместив с обеими точками край листа и отметив карандашом расстояние между ними по карте) , который затем накладывается на линейный масштаб со считыванием значения реального расстояния на местности в привычных единицах измерения расстояний.На уроках географии мы изучили, что такое план местности.– Что называют планом местности?(Ответ: Планом местности называют чертёж, который изображает небольшую часть земной поверхности в уменьшенном виде.)– Как узнать отношение расстояний на плане к расстояниям на местности?(Ответ: Для этого надо знать, во сколько раз их следует уменьшить)– Что такое масштаб? (Слайд 3) – при ответе на вопрос – по щелчку мыши на слайде появляется определение масштаба.(Ответ: Масштаб – это отношение длины отрезка на карте или плане к его действительной длине на местности)– Какие виды масштабов мы знаем? (Слайд 4) – при ответах на вопросы – по щелчку мыши заполняются соответствующие ячейки таблицы.Ответ: Именованный, численный и линейный)Заполним вместе следующую таблицуВиды масштабов (заполнить таблицу по результатам фронтальной беседы) (Слайд 5) – при ответах на вопросы – по щелчку мыши заполняются соответствующие ячейки таблицы.
Виды масштабов | Как изображается | Что показывает | Для чего используется |
Именованный | Словами и числами | Во сколько раз уменьшается расстояние на карте | Для краткой записи |
Численный | Дробью | Величину масштаба | Для определения величины масштаба |
Линейный | Делениями на линии | Соответствующие делениям расстояния на местности | Для измерения расстояний циркулем |
А теперь применим теоретические знания на практике. Выполним несколько заданий.Переведите численный масштаб в именованный и наоборот (Слайд 6) после решения – по щелчку мыши на слайде возникают правильные ответы.Численный в именованныйа) 1:1 000 (Ответ: в 1 см – 10 м)
б) 1:75 000 000 (Ответ: в 1 см – 750 км)Именованный в численныйа) в 1см – 50км (Ответ: 1:5 000 000)б) в 1см – 200м (Ответ:1:20 000)– Какой из масштабов крупнее? (Слайд 7).После ответа на вопрос по щелчку мыши выделяется правильный ответ.а) 1:25 б) 1:300в) 1:5000(Ответ:1:25)
Билет №25Океаны и моря. Методика изучения в начальных классах.На уроках окружающего мира в начальных классах дети должны познакомиться с такими понятиями как моря и океаны, научиться их отличать, правильно показывать их на физической карте. Учитель должен познакомить детей с Мировым океаном, расширить знания детей о животном мире океана и моря, познакомить с морями, омывающими Россию. При подаче материала должны использоваться понятные детям формулировки, факты должны иметь под собой научную основу. Материал должен быть разнообразным, при разговоре о каком-либо море или океане необходимо показать детям его расположенность, принадлежность к конкретному океану. Обязательно должны быть задания, направленные на закрепление полученных знаний.
Билет№26. Озера. Виды озер. Изучение в начальной школе.
О́зеро — компонент гидросферы, представляющий собой естественно возникший водоём, заполненный в пределах озёрной чаши водой и не имеющий непосредственного соединения с морем.
По происхождению озёра делятся на два основных типа: природные; антропогенные (искусственные)
По происхождению:Тектонические: образуются путём заполнения трещин в земной коре. (Байкал)Ледниковые: образуются тающим ледником.ПровальныеЗавально-запрудные: образуются при обрушении части горы (озеро Рица в Абхазии).Горные: расположены в горных котловинах.Кратерные: расположены в кратерах потухших вулканов и трубок взрыва. По положению:Наземные, воды которых принимают активное участие в кругообороте воды в природе и подземные, воды которых если и принимают в нём участие, то лишь косвенно.
Подземные. К числу подземных озёр может быть отнесено и подлёдное озеро в Антарктиде.По водному балансу:Сточные (имеют сток, преимущественно в виде реки).Бессточные (не имеют поверхностного стока или подземного отвода воды в соседние водосборы. Расход воды происходит за счет испарения).По типу минерализации:пресные;ультрапресные;минеральные;солоноватые;солёные.
Задачи изучения в н.ш.: познакомить с естественными и искусственными водоёмами; формировать представление учащихся об озёрах нашей Родины и их обитателями; формировать умение грамотно работать с информацией: пересказывать близко к тексту, не нарушая логики, выделять связи между явлениями,формулировать выводы и обобщать;развивать творческое видение учащихся, воображение, память; развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать; воспитывать бережное отношение к природному сообществу «Озеро».
Билет №28Конспект урока по географии Строения Земного шараЦель урока: сформировать представление о внутреннем строении Земли и способы его изучения; дать элементарные представления о земной коре; сформировать понятия «мантия», «ядро», « литосфера».Сегодня мы начинаем знакомство с каменной оболочкой земного шара — литосферой, или земной корой. Земля состоит из трёх частей: в центре ядро, оно окружено мантией, снаружи тонкая земная кора. Ядро окружено мантией. Она составляет 83% объёма Земли.Мантия делится на два слоя: до глубины 900км — верхняя мантия, до глубины 2900 км — нижняя мантия. Мантия раскалена до 2000 градусов Цельсия, вещество мантия находится под огромным давлением.В верхней мантии, на глубине от 100 до 200 км, обнаружен пластический слой — астеносфера. От этого слоя и считается граница литосферы.Литосфера имеет толщину от 50 — 200 км. Верхняя часть литосферы, земная кора. Она состоит из горных пород и минералов, находится в твердом состоянии и называются каменной оболочкой.Земна кора — верхняя твердая оболочка Земли, граничащая мантией. Толщина земной коры различна. Самая мощная земная кора под горами и нагорьями Памира. Тибет, Гималаи, где она достигает 75 км.Геологи изучают горные породы, которые видны в обрывах, на крутых берегах, на склонах гор. Изучения земной коры помогает создание шахт, где добывают каменный уголь или другие полезные ископаемые. Метод бурения скважин. Самая глубокая в мире скважина заложена 24 мая 1979г. около города Заполярный в Мурманской. Глубина составляет около 15 км, диаметр — 215 мм.Земной шар 3DПри этом Вам откроется трехмерное изображение нашей планеты. Приложение очень яркое и захватывающее. Смотреть прогноз погоды теперь гораздо интереснее. Приложение содержит уникальную анимацию и Вы сможете ею управлять.Сам прогноз очень подробный и содержит всю нужную информацию о температуре воздуха, влажности, скорости ветра и даже индекс UV-лучей.Более восмидесяти тысяч городов; Показание комфортной температуры в зависимости от влажности и силы ветра; Время восхода и заката.
Билет№29Общий обзор Земного шара по карте. Работа по теме в начальной школе.Цели:рассмотреть глобус и карту полушарий; учить пользоваться ими для нахождения местоположения предметов;содействовать развитию у обучающихся умений сравнивать; делать выводы.содействовать воспитанию активной познавательной деятельности, расширять кругозор.ХОД УРОКАI. Подготовительный этап1. Организационный момент2. Повторение изученного. Проверка домашнего задания– Какое слово зашифровано?(Показать ребус, дети отгадывают, на экране появляется слово план– Расскажите, что вы знаете о плане? – Соедините изображения предметов верхнего ряда с их условными обозначениями на плане в нижнем ряду (Приложение 1, слайд 3)– Где нам могут пригодиться знания о плане?Страны без людей,Города без домов,Леса без деревьев,Моря без воды (Карта. – Что такое карта?– Чем отличаются план и карта?II. Операционно-познавательный этап1. Постановка проблемной ситуации и актуализация знаний– Чем мы выше поднимаемся вверх, тем большую часть Земли мы видим. Предметы уменьшаются на столько, что видны только условные знаки.– Какая наша Земля?– Наша Земля круглая. У меня в руках… (глобус). Глобус – уменьшенная модель Земли – Как и Земля, глобус имеет форму шара. На глобусе можно найти изображение любого места на Земле, но в путешествия люди обычно берут с собой карту. Почему?2. Тема, цель– Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Ответы детей)– Будем рассматривать в качестве модели Земли – глобус и перенесем ее на плоский лист – карту. (Открывается запись темы урока: Глобус и карта полушарий).4. Объяснение новой темы– Вспомним, как мы чистим апельсин (показать). Дольки его кожуры можно разложить на плоскоститак, как они покрывали апельсин. Вот так и изображение на глобусе можно превратить в плоскую карту. При этом в некоторых участках его придется растянуть (показать), а в других – сжать. На карте будут искажения (показать развертку глобуса).– Карту земного шара обычно изображают в виде двух полушарий: Западного и Восточного (показать на карте).– Такую же карту полушарий вы можете увидеть на странице 8-9 атласа.– Откройте. Покажите Западное полушарие, Восточное полушарие (все объекты показывают дети на карте и глобусе).– Покажите Северный полюс. Южный полюс.– Все ли одинаково на глобусе и карте полушарий изображено? (Все одинаково)– Значит, какой вывод можно сделать? (Изображения на карте и глобусе одинаковые).– На глобусе и карте мы видим линии, идущие от одного полюса к другому. Покажите. Они называются меридианами – На глобусе и карте есть еще другие линии. Откройте учебник стр. 65. Самостоятельно прочитайте абзац (читают).– Как называются эти линии? (Параллели) – Покажите самую длинную параллель (Экватор) (Приложение 1, слайд 8) – Где находится экватор?– Нарисуйте экватор. Дорисуйте параллели и меридианы. Стр. 66 № 45. Самоконтроль– А сейчас предлагаю Вам проверить себя, внимательно ли вы слушали, и все ли услышали. Разгадайте кроссворд – Какое ключевое слово получилось? (Экватор)III. Контрольно-оценочный этап– Наше занятие подходит к концу. Мы ответили на главный вопрос нашего урока: можно ли изобразить нашу землю на карте? (Можно)– Что общего и чем отличаются глобус и карта?Глобус выпуклый нет искажений одинаковые изображения используется масштабКарта плоская есть искажения– Зачем нам нужен был этот урок?– За что можешь себя похвалить?– Кого и за что ты можешь похвалить в классе?
Билет №30.Изучение родного края на уроках окружающего мира(ф).Существует необходимость того, чтобы школьники хорошо знали свой край, его историю и культурные традиции, природу, хозяйство, ресурсы, экологическую ситуацию, планы социально-экономического и культурного возрождения и развития.Важнейшим в конструировании учебной дисциплины»Окр.мир» является краеведческий подход, основанный на привнесении в учебный предмет конкретности, образности, личного социального опыта школьника, полученного в результате изучения своего родного края. Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, развивающие и воспитывающие функции. Использование краеведческого подхода на уроках окружающего мира в начальных классах помогает реализовать:-воспитание у школьников чувства гражданской ответственности, правового самосознания и любви к родине;-всестороннее развитие личности учащихся в условиях национально-региональных традиций;-формирование у учащихся картины мира, -защита системой образования национальных и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;-формирование мировоззренческой, нравственной, социальной и экологической культуры школьников.Реализация краеведческого подхода на уроках окружающего мира будет способствовать формированию у младших школьников научного мировоззрения и целостного взгляда на окружающий мир; углублению знаний учащихся о родном крае (его природе, населении, культуре, социально-экономических и экологических особенностях); воспитанию у учащихся чувства патриотизма, гражданской ответственности, любви к природе родного края.Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы.Краеведческий материал изучается по концентрам («Мой дом», «Родная школа», «Мой микрорайон», «Мой город», «Мой район», «Моя область») в направлении расширения познания.Первоклассники изучают свою семью, школу, микрорайон, город, область. Причем на уроках в 1 классе мы чаще всего используется термин «наша местность», поскольку у детей в этом возрасте плохо сформированы пространственные представления, и они не могут четко представить границы изучаемых концентров. Во 2 и 3 классах кроме данных этого изучается наш район, а в четвертом и наша область. Краеведческие знания постепенно наслаиваются друг на друга, формируя в представлении младших школьников четкую картину родного края и, на ее основе, картину всего мира в целом. Картина родного края становится в сознании детей полной и насыщенной благодаря тому, что он изучается с разных сторон: исторической, географической, природоведческой, экономической, экологической, культурной.В 1 классе дети знакомятся с растениями школьного цветника, с деревьями своего микрорайона. Во 2 классе младшие школьники расширяют представления о различных деревьях, кустарниках, травах, произрастающих на территории нашего района. В 3 классе учащиеся систематизируют знания о видах растений района, о растениях, нуждающихся в охране и о мерах по их охране, а в 4 классе они узнают о типах лесов области, об экологических проблемах леса, о растениях различных природных сообществ края, о редких растениях области.При изучении родного края предпочтение отдается наглядным методам обучения Важное место занимают проблемно-поисковые методы (проблемное изложение, частично-поисковый метод, исследовательский),также словесные методы обучения при работе с краеведческим материалом – рассказ, беседу, работу с текстами книг. Большую роль в стимулировании познавательного интереса к изучению родного края занимают дидактические игры («Мы туристы», «Чистая река» и др.), организованные в форме путешествий, экспедиций, аукционов, а также загадки, кроссворды, викториныНаибольшего результата в усвоении учащимися краеведческих знаний можно добиться лишь при комплексном использовании всех этих методов на каждом уроке и в каждом классе. Так, например, изучая растения родного края в 1 классе, используется метод рассказа, загадки о растениях, ребусы, игры. Во 2 проводятся беседы, викторины по данной теме, конкурсы рисунков. В 3 дети пишут доклады о растениях, а в 4– составляют Красную книгу своего края.Результатом краеведческой работы младших школьников на уроках окружающего мира может стать краеведческий справочник, в котором собраны все основные сведения о своей местности, добытые детьми. Учащиеся готовят презентацию этого справочника. В наибольшей степени принцип наглядности в обучении проявляется во время проведения экскурсий по родному краю. Реализация предложенных путей работы с краеведческим материалом на уроках окружающего мира в начальных классах основана полностью на педагогическом мастерстве учителя, его способностях, умениях и желаниях творчески работать с учебным материалом и организовывать учебный процесс, на том, в какой степени он сам является краеведом, искренне любящим свою малую родину.