ЧТО ЗАПИСАТЬ В ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ. Вопросы для обсуждения
Вопросы для обсуждения
1. Формы воспитания. Индивидуальные, групповые и массовые формы воспитания.
2. Понятие группы:
1) понятие группы в педагогике и психологии;
2) возможности и границы влияния группы на развитие личности.
3. Ученический коллектив:
1) понятие коллектива в истории педагогики;
2) А.С. Макаренко о коллективе;
3) коллектив как объект и субъект воспитания;
4) этапы становления коллектива.
4. Коллектив и личность.
5. Педагогическое руководство коллективом.
6. Законы развития и жизни коллектива.
Литература
1. Лихачев Б.Т. Педагогика. – М.: Юрайт, 2003. – С. 191-210.
2. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. Кн. 2. – М.: Владос, 2003. – С. 59-92.
3. Дмитрик І.С., Бурлака Я.І. Технологія виховного процесу. – К., 1991.
4. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
5. Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. Новая технология воспитательного процесса. – М., 1993.
6. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8 т. – М., 1981.
7. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. – М., 1981.
Вопросы для самоконтроля
1. Обоснуйте качественные отличия понятий:
· группа;
· коллектив;
2. Сформулируйте основные признаки коллектива.
3. Обоснуйте основные функции детского коллектива.
4. Назовите стадии развития детского коллектива.
5. Сформулируйте основные показатели сформированности ученического коллектива.
6. Поясните разницу между лидером и руководителем ученического коллектива.
7. Существует ли в нашем обществе альтернатива коллективному воспитанию? Поясните свое мнение.
8. Есть ли в детском коллективе противоречия и конфликты? Назовите типичные причины их возникновения.
Темы рефератов
1. Учение А.С. Макаренко о коллективе.
2. Традиции – эффективный способ формирования школьного коллектива.
3. Стили педагогического общения с ученическим коллективом.
Опорная схема лекции
Группа | совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков | Типы групп | |
• формальные • референтные • диффузные и др. |
Параметры группы | |
• время существования • число коммуникаций • отношения власти и подчинения | • композиция • ценности и нормы • характер межличностных отношений и др. |
Коллектив | высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами |
Этапы эволюции коллектива
Становление | выдвижение цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива; требования ставит учитель |
Стабилизация | самоуправление под руководством актива, наличие средних и дальних перспектив; требования выдвигает актив |
Расцвет | выработано общественное мнение, отношения взаимной ответственности; требования предъявляют все |
Высшая стадия | полное самоуправление, общие ценности и нормы, традиции, требования предъявляет каждый к себе |
Структура самоуправления
Самоуправление | |||
Учебное самоуправление | Клубное самоуправление | Трудовое самоуправление | Общественное самоуправление |
ЧТО ЗАПИСАТЬ В ВАШ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Индивид – отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, психологических, социальных и др.
Личность– социальная сущность человека, приобретаемая в ходе общения и деятельности и выражающаяся в достижении необходимого уровня активности и самосознания.
Группа– совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких, общих для них признаков.
Коллектив– высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами.
Сверхаддитивный эффект– более высокий в количественном и качественном отношениях по сравнению с индивидуальной работой результат групповой деятельности. Возникает в малой группе при ее приближении по уровню развития к коллективу вследствие более четких распределений обязанностей, координации действий и установления хороших взаимоотношений между людьми и т. д.
Конформизм– некритическое восприятие человеком чужого мнения, сопровождаемое отказом от собственного, в правильности которого человек внутренне не сомневается.
Нонконформизм– критическое восприятие чужого мнения на фоне готовности отстаивать свое.
Задание 1
Что такое группа? Отметьте правильный ответ:
1. форма коллектива;
2. социальная устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемая общими ценностями и нормами;
3. совокупность людей, которые стремятся к совместной деятельности, преследуя достижение общих целей;
4. совокупность людей, обладающих какими-то общими признаками;
5. _________________________________________________
(Ваш вариант ответа)
Задание 2
Что такое коллектив? Отметьте правильный ответ:
1. высокоорганизованная группа;
2. среда, в которой формируется демократическая культура личности;
3. социальная общность людей;
4. высокоорганизованная группа, членов которой объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;
5. совокупность людей в обществе;
6. __________________________________________________
(Ваш вариант ответа)
Задание 3
Какая из схем правильно отражает взаимосвязь понятий «группа» и «коллектив»? Поясните.
а | б | в |
Задание 4
Заполните следующую таблицу:
Коллектив – это... | Признаки понятия | Совпадающие признаки | Несовпадающие признаки |
«...Культурная ценность, и как таковая он составляет культурную среду жизнедеятельности учащихся; в то же время он используется воспитателем в качестве средства воспитания внутреннего мира личности воспитанников» (П.И. Пидкасистый) | |||
«...Такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения» (А.С. Макаренко) | |||
«...Система работы, строящаяся на основе отношении творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и младших товарищей» (И.П. Иванов) | |||
«...группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством» (Г.М. Коджаспирова) |
Задание 5
В.А. Сухомлинский писал: «Детей нужно учить делиться радостями, трудностями, мыслями, переживаниями. Нужно учить их творить, мечтать и беречь мечту... Вот в этом и состоит одна из великих тайн, а вместе с тем и одна из простейших истин в воспитании коллектива: настоящее наслаждение человеческим общением дети должны переживать потому, что они являются активными творцами красоты». Согласны ли вы с этими словами?
Согласен, так как | Не согласен, так как |
Задание 6
Ниже в таблице перечислены признаки коллектива. Охарактеризуйте их
Признак | Характеристика признака |
1. Общая социально значимая цель | |
2. Общая совместная деятельность | |
3. Отношение ответственной зависимости | |
4. Общий выборный руководящий орган |
Задание 7
Определите и напишите, какой стиль педагогического руководства был использован в ситуациях:
1. При…………………………………….. стиле было выполнено меньше работы и качество ее было хуже. Дети не получили удовлетворения от занятий, отношения между ними [учителем и учениками] остались без изменений.
2. ……………………………………… стиль оказался более эффективен. Дети сдружились, возникло самоуправление. Появилось чувство гордости за общие успехи, уверенность в себе, желание работать лучше. Повысилось качество выполнения работ, они стали более оригинальными. Но количественные результаты работы ниже, чем при……………………..……………….стиле.
3. При ………………………………………………стиле зафиксирована враждебность во взаимоотношениях, а также множество проявлений непокорности и заискивания. Работы выполнено много, но удовлетворения от нее никто не получил (Подласый И.П. Педагогика. – М., 2000).
Задание 8
Установите соответствие между характерной деятельностью учителя и этапами формирования коллектива (по А.С. Макаренко)
Деятельность учителя | Становление | Стабилизация | Расцвет |
Формирование актива учащихся | |||
Корректирующая функция | |||
Организация коллектива | |||
Единоличное требование учителя к коллективу | |||
Регуляция общения, предъявление требований к коллективу через актив | |||
Развитие творческой индивидуальности каждого ребенка | |||
Совершенствование структуры коллектива, его укрепление | |||
Создание условий, обеспечивающих совпадение взглядов и оценок детей |
Педагогические кейсы
Кейс № 1. «Мощь улыбка несет»
Цель кейса:обсудить со студентами силу улыбки педагога; формировать умения использования улыбки как средства позитивного воздействия на ребенка, как средства, способствующего созданию позитивных отношений в коллективе.
Улыбка является мощным педагогическим средством. Улыбающийся педагог несет свет, радость, вселяет уверенность детей в свои возможности. Улыбка непременный атрибут педагога-гуманиста. Улыбка педагога – это не только показатель его здоровья и душевного благополучия, но и условие успешного развития детского коллектива, средство раскрытия потенциальных возможностей каждого его члена. Педагог должен умело пользоваться большим спектром улыбок, если желает иметь морально здоровый климат в коллективе воспитанников. «Улыбнись миру и он улыбнется тебе» – жизненный девиз творческого, всегда позитивно настроенного педагога. В качестве материала рекомендуется отрывок из книги Ш.А. Амонашвили «Улыбка моя, где ты?».
Практические задания:
1.Ш.А. Амонашвили представляет спектр улыбок, которыми педагог должен одаривать детей в зависимости от различных педагогических ситуаций. Разбейтесь по парам и разыграйте роли педагога и ученика. Смоделируйте самостоятельно педагогическую ситуацию (общение педагога и ученика), в которой учитель наглядно продемонстрирует улыбку как средство позитивного воздействия на ребенка.
2.Пофантазируйте на тему: «Мир без улыбок».
3.Докажите, что улыбка, является средством позитивного воздействия на коллектив воспитанников.
Материал к кейсу
Это было давно, очень, очень давно, когда люди еще не умели улыбаться...
Да, было такое время.
Жили они грустно и уныло. Мир был для них черно-серым. Блеск и величие Солнца они не замечали, звездным небом не восторгались, не знали счастья любви.
В эту незапамятную эпоху один добрый ангел на Небесах решил спуститься на Землю, то есть воплотиться в тело, то есть родиться и испытать земную жизнь.
«Но с чем я приду к людям?» – задумался он.
Ему не хотелось прийти к людям в гости без подарка.
И тогда он обратился к Отцу за помощью.
– Подари людям вот это, – сказал ему Отец и протянул маленькую искру, она светилась всеми цветами радуги.
– Что это? – удивился добрый ангел.
– Это Улыбка, – ответил Отец. – Положи ее себе в сердце и принесешь людям в дар.
– И что она им даст? – спросил добрый ангел.
– Она принесет им особую энергию жизни. Если люди овладеют ею, то найдут путь, по которому утверждаются достижения духа.
Добрый ангел вложил удивительную искру в сердце свое.
– Люди поймут, что рождены друг для друга, откроют в себе любовь, увидят красоту. Только им нужно быть осторожными с энергией любви, ибо...
И в это самое мгновение добрый ангел спустился с Небес на Землю, то есть воплотился в тело, то есть родился, и он не дослушал последние слова Отца...
Новорожденный заплакал. Но не потому, что испугался темной пещеры, угрюмых и еле различимых лиц людей, с недоумением глазевших на него. Заплакал он от обиды, что не успел дослушать: почему людям надо быть осторожными с Улыбкой. Он не знал, как быть: подарить людям принесенную для них Улыбку или утаить ее от них.
И решил: извлек из сердца лучик искры и посадил его в уголке своего ротика. «Вот вам подарок, люди, берите!» – мысленно сообщил он им.
Мгновенно пещеру осветил чарующий свет. Это была его Первая Улыбка, а угрюмые люди увидели Улыбку впервые. Они испугались и закрыли глаза. Только угрюмая мама не смогла оторвать глаз от необычного явления, сердце ее зашевелилось, а на лице отразилось это очарование. Ей стало хорошо.
Люди открыли глаза, их взгляд приковала к себе улыбающаяся женщина.
Тогда младенец улыбнулся всем еще, еще, еще.
Люди то закрывали глаза, не выдерживая сильного сияния, то открывали. Но наконец привыкли и тоже попытались подражать младенцу.
Всем стало хорошо от необычного чувства в сердце. Улыбка стерла с их лиц угрюмость. Глаза засветились любовью, и весь мир для них с этого мгновения стал красочным: цветы, Солнце, звезды вызвали в них чувство красоты, удивления, восхищения.
Добрый ангел, который жил в теле земного младенца, мысленно передал людям название своего необычного подарка, но им показалось, что слово «улыбка» придумали они сами.
Младенец был счастлив, что принес людям такой чудодейственный подарок. Но иногда он грустил и плакал. Маме казалось, что он голодный, и она спешила дать ему грудь. А он плакал, потому что не успел дослушать слово Отца и передать людям предупреждение, какую им нужно проявить осторожность с энергией Улыбки.
Так пришла к людям Улыбка.
Она передалась и нам, людям настоящей эпохи.
И мы оставим эту энергию последующим поколениям.
Но пришло ли к нам знание: как нам нужно относиться к энергии Улыбки? Улыбка мощь несет. Но как применять эту мощь только во благо, а не во зло?
Может быть, мы уже нарушаем некий важнейший закон этой энергии? Скажем, улыбаемся фальшиво, улыбаемся равнодушно, улыбаемся насмешливо, улыбаемся злорадно. Значит, вредим самим себе и другим!
Нам нужно немедля разгадать эту загадку, или же придется ждать, пока не спустится с Небес наш добрый ангел, несущий полную весть об энергии Улыбки.
Лишь бы не было поздно.
Что может сотворить энергия Улыбки?
Вот на что она способна:
– поднимает настроение тому, кто улыбается, и тому, кому улыбается;
– закрепляет устремленность к благу в том, кто улыбается, и в том, кому он улыбается;
– иначе говоря, облагораживает того, кто улыбается, и того, кому он улыбается;
– усиливает доверие людей друг к другу, способствует возникновению и закреплению духовной общности;
– помогает зарождению и усилению в людях веры, надежды, любви;
– зовет и ведет людей по пути сотрудничества, облагораживает их общность;
– служит целебной эманацией;
– гармонизирует характер людей, делает их более терпеливыми и уступчивыми;
– облегчает и сокращает путь сближения людей, служит взаимопониманию;
– служит накоплению даров духа;
– гасит злобу, вражду, неприязнь, ненависть;
– делает жизнь людей красивой, радостной. Так улыбка несет мощь.
Улыбка есть духовное даяние, и потому она не может не быть: искренней, сердечной, доброй, спокойной, теплой, светлой. Она исходит от сердца и пропитана любовью. Все это есть качества Улыбки.
Улыбка есть знак, через который выражаются разные спектры отношений и передается человеку мощь того спектра, в котором в данный момент он нуждается больше всего.
Вот какими могут быть спектры Улыбки:
· дружеская улыбка,
· приветливая улыбка,
· улыбка сорадости,
· улыбка ободрения,
· ласковая улыбка,
· улыбка одобрения,
· улыбка согласия,
· улыбка единения,
· улыбка понимания,
· улыбка восхищения,
· улыбка успокоения,
· улыбка сожаления,
· улыбка сочувствия,
· улыбка сострадания.
Человек с духовным состоянием улыбки – это земное солнышко. Такие люди нас согревают, защищают, воодушевляют. Они воспринимаются нами как обаятельные, добрые, чуткие и близкие. Каждый из нас тоже солнышко, если в сердце теплится улыбка для других.
Улыбка есть Особая Мудрость.
Но Мудрость не в том, чтобы улыбка не сходила с лица педагога. А в том, чтобы сердцем почувствовать, кому, когда и какой улыбкой улыбнуться, чтобы энергия Улыбки ребенком была принята.
Улыбка, проявленная в момент истины, может сотворить чудо в воспитании.
Педагогическая Улыбка как духовное состояние учителя, как качество его духа, сопровождает его постоянно, он наращивает в себе ее мощь, он сам становится Улыбкой и распространяет вокруг себя эманацию добра и надежды. Это состояние есть его самое важное достояние, в нем обилие даров его духа. И улавливая тонкие моменты истины или творя их, учитель из своего внутреннего мира излучает нужного спектра улыбку. А ученик в этот момент переживает радость, облегчение, успех, успокоение, то, что именно сейчас ему нужно было (Амонашвили Ш. А. Улыбка моя, где ты / Ш. А. Амонашвили // Культура и время. – 2002. – № 4 – 2003. – № 1.).
Кейс № 2 «Проявите человечность!»
Цель кейса:развитие эмоционально-чувственной сферы будущего педагога.
Очень часто люди не задумываются над тем, что их слова, поступки, а во многих случаях бездействие и равнодушие, негативно отражаются на других людях, меняют их судьбы и даже приводят к гибели. Равнодушие учителя страшней вдвойне. Он знает, по долгу службы, что не должен быть безучастным к жизни воспитанника, но проявляет цинизм, равнодушие и полную «глухоту» к проблемам ребенка. Небольшой отрывок из педагогической мудрости Ш.А. Амонашвили дает возможность каждому задуматься над проблемой равнодушия, озлобленности учителей и вынести уроки добра.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Как Вы понимаете закон отдачи?
2. Охарактеризуйте учителя родной литературы.
3. Дайте характеристику каждому звену этой неприятной цепочки людей.
4. Чтобы Вы сказали каждому человеку из этой цепочки?
5. Словесно нарисуйте картину будущего «Обновленный учитель, обновленная школа».
Материал к кейсу
Коллеги!
Не будет никакого обновления жизни школы, если каждый из нас не обновит душу свою.
Закон отдачи торжествует: отдавшие должны получать.
Дети взрослеют, и мы получим.
Что мы получим?
– Ты опять без домашнего задания?
– Я же вам объяснил...
– Уходи из класса... Пусть придет отец!
– Я же вам объяснил...
– Убирайся из класса!
– Я же вам сказал...
– Ты оглох?.. Мало того, что ты глухой, ты еще и кретин... Убирайся, слышишь?
– Зачем грубите мне?.. Я же сказал вам...
– Говори это своей девчонке... Вон из класса...
Парню было стыдно взглянуть в сторону своей девушки, которую походя облили грязью. Он злобно посмотрел на свою учительницу родной литературы, плюнул ей в лицо и выбежал из класса.
Надо догнать его, надо остановить!
Вы дежурный учитель?
Помогите, пожалуйста, мальчику, который мчится по коридору, ему плохо, его оскорбили, задели за самое больное, живое. Он в отчаянии. Проявите человечность, сострадание, хотя бы вежливость.
– А ну-ка стой! – кричит вслед убегающему дежурный учитель. – Стой, кому говорят!
А почему так грубо, дежурный?
Бегите за ним, проявите вашу сердечность. Он – будущая слава школы. Три дня не выходил из своей домашней лаборатории, смастерил новый прибор, проводил опыты.
Он у порога нового открытия! Ну, дежурный, спасите его!
– Дурак! – кричит дежурный учитель.
Из класса выбегает любимая девушка, вся красная, и хочет догнать парня.
Дежурный, не останавливайте ее, пусть догонит, пусть поговорят они, может быть, она и есть спасение!
Дежурный заграждает путь девушке.
– В чем дело? Пошли к директору!
И девушка не может высвободиться из крепких рук дежурного учителя.
А парень бежит по улице.
Тогда хоть вы, уважаемые прохожие, хотя бы кто-нибудь среди вас заметит душевное смятение парня? Он оскорблен до глубины души, учительница родной литературы оскорбила его! Видите, бежит он, как невменяемый. Остановите его, спросите что-нибудь, отвлеките его внимание на несколько минут.
– Вот дебил, ходить по улице не умеет, такой верзила! – злобно шипит на парня прохожий.
Парень вбегает в аптеку.
Милая женщина в белом халате, вас, кажется называют провизором, но вы ведь еще и человек! Теперь вся надежда на вас! Не выписывайте ему чек, скажите, что у вас нет таких таблеток и что их нельзя достать ни в одной аптеке города. Посмотрите ему в глаза, вы же вроде врача, и вы поймете, зачем ему нужны ваши таблетки в таком количестве.
– Пять упаковок! – говорит она, подавая аккуратно упакованный заказ. Ей поручено продавать все, что только покупают, а не людей спасать.
Мальчик вбегает в подъезд своего дома.
Сосед, хорошо, что спускаетесь по лестнице! Видите, мальчик возвращается домой не вовремя. Он вам в сыновья годится. Взгляните на него, в нем роковая решимость.
Теперь уже вы тот единственный, кто может защитить его от отчаянного шага.
Да, он странный, но ведь никогда никого из соседей не обижал, не грубил.
Когда-нибудь ваш дом прославится тем, что он жил здесь.
Видите, как он бежит вверх по лестнице, задел вас и даже не извинился. Такого еще никогда не бывало. Позже вы узнаете, как оскорбила его учительница родной литературы, понимаете, родной литературы! Потом вы вместе со всеми соседями будете возмущаться, и вы вспомните, что он как-то неестественно выглядел в тот день.
Но сейчас, в эту минуту, вы можете спасти его. Бегите за ним, не оставляйте его одного!
– Ослеп, что ли? – бормочет недовольный сосед. – С ума что ли сошел?
Он открывает дверь своей квартиры.
Карандашом пишет на клочке бумаги: «Прости меня, мама, но я не могу так жить дальше», – и оставляет записку на столе.
Хоть бы кто-нибудь позвонил сейчас по телефону... Конечно, этого не сделает учительница родной литературы. Она злобно вытерла с лица плевок, бросила убегающей за парнем девушке: «И эта туда же!» – и объявила всем: «Это им так не пройдет... Я им еще покажу!»
Не будет звонить и дежурный учитель. Выгнали парня? Значит, так надо! Учительница родной литературы опытный педагог, со стажем. Не ошибется. Он крепко держит девушку и силою пытается отвести ее к директору. Наконец девушка вырывается и бежит догнать любимого. Хоть бы она успела, закричала, что она здесь и любит его.
Никто не звонит, никто не стучит, никто не зовет.
Парень входит в свою крохотную лабораторию, которую он так любит и где проводит бессонные ночи. Так он провел и последние три ночи, забыв все на свете, и любимую девушку тоже.
Он улыбнулся своему прибору, который спустя несколько лет будет назван его именем. Скажут еще, что мальчик из девятого класса был на грани удивительного открытия.
Он сел в кресло.
Разом проглотил горсть таблеток.
Скоро ушел в небытие.
Ушел насовсем.
Улыбка понимания! Зачем покинула ты учительницу родной литературы, оставя ее один на один с накопившейся злостью?
И ты, улыбка сочувствия! Трудно ли было тебе сделать человечнее огрубевшее сердце дежурного учителя?
О, ты, Великая Улыбка!
Говорит статистика казенным языком: «в среднем».
В среднем каждые сутки кончают жизнь самоубийством школьников из-за проблем с учителями и родителями.
В среднем каждые сутки убегают из детских домов несколько сотен детей из-за грубого и жестокого обращения с ними педагогов.
В среднем каждые сутки убегают из семьи более тысячи подростков из-за агрессии родных людей против своих же детей.
В среднем каждые сутки...
О, ты, Великая Улыбка!
Дай нам, учителям Великой Страны, учителям всей планеты Земля энергию и свет жизни, которые ты несешь в себе. Помоги нам оставлять перед входом в школу все суетное, сиюминутное, всю тяжесть нашей повседневной жизни... Вдохнови нас на подвиг против педагогической тьмы, чтобы восторжествовала Педагогика Света! (Амонашвили Ш. А. Как любить детей (Опыт самоанализа) / Ш. А. Амонашвили. – Донецк: Изд-во «Ноулидж», 2010.).
Кейс № 3 «Доверие»
Цель кейса:анализ педагогической мудрости А.С. Макаренко по воспитанию личности в коллективе.
Большое значение в воспитательном деле имеет доверие, которое проявляет педагог к своему воспитаннику. Иногда проявление доверия бывает рискованным делом, как например, в случае, описанным А.С. Макаренко в «Педагогической поэме», но не верить – значит расписать в педагогической несостоятельности.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Является ли проявление доверия к Семену Карабанову педагогическим приемом?
2. Охарактеризуйте этот прием.
3. Можно ли этот прием применить в современных условиях? (обоснуйте свою точку зрения).
Материал к кейсу
В самый разгар сельскохозяйственной ажиотации, в начале февраля, в колонию зашел Карабанов. Хлопцы встретили его восторженными объятиями и поцелуями. Он кое-как сбросил их с себя и ввалился ко мне:
– Зашел посмотреть, как вы живете.
Улыбающиеся, обрадованные рожи заглядывали в кабинет: колонисты, воспитатели, прачки.
– О, Семен! Смотри! Здорово!
До вечера Семен бродил по колонии, побывал в «Трепке», вечером пришел ко мне, грустный и молчаливый.
– Расскажи же, Семен, как ты живешь?
–Да как живу… У батька.
– А Митягин где?
– Ну его к черту! Я его бросил. Поехал в Москву, кажется.
– А у батька как?
– да что ж, селяне, как обыкновенно. Батька еще молодец… Брата убили…
– Как это?
– Брат у меня партизан, убили петлюровцы в городе, на улице.
–Что же ты думаешь? У батька будешь?
–нет… У батька не хочу… Не знаю…
Он дернулся решительно и придвинулся ко мне.
–Знаете, что, Антон Семенович, – вдруг выстрелил он, – а что если я останусь в колонии? А?
Семен быстро глянул на меня и опустил голову к самым коленям.
Я сказал ему просто и весело:
– Да в чем дело? Конечно, оставайся. Будем все рады.
Семен сорвался со стула и весь затрепетал от сдерживаемой горячей страсти:
– Не можу, понимаете, не можу! Первые дни так-сяк, а потом – ну, не можу, вот и все. Я хожу, роблю, чи там за обидом как вспомню, прямо хоть кричи! Я вам так скажу: вот привязался к колонии, и сам не знал, думал – пустяк, а потом – все равно, пойду, хоть посмотрю. А сюды пришел да как побачил, що у вас тут делается, тут же прямо так у вас добре! От ваш Шере…
– Не волнуйся так, чего ты? – сказал я ему. – Ну и было бы сразу прийти. Зачем так мучиться?
– Да я и сам так думал, да как вспомню все это безобразие, как мы над вами куражились, так аж…
Он махнул рукой и замолчал.
– Добре, – сказал я, – брось все.
Семен осторожно поднял голову:
– Только… может быть, вы что-нибудь думаете: кокетую, как вы говорили. Так нет. Ой, если бы вы знали, чему я только научился! Вы мне прямо скажите, верите вы мне?
– Верю, – сказал я серьезно.
– Нет, вы правду скажите: верите?
– Да пошел ты к черту! – сказал я смеясь. – Я думаю, прежнего ж не будет?
– От видите, значит, не совсем верите…
– Напрасно ты, Семен, так волнуешься. Я всякому человеку верю. Только одному больше, другому меньше: одному на пятак, другому на гривенник.
– А мне на сколько?
– А тебе на сто рублей.
– А я вот так совсем вам не верю! – «вызверился» Семен.
– Вот тебе и раз!
– Ну, ничего, я вам еще докажу…
Семен ушел в спальню.
С первого же дня он сделался правой рукой Шере. У него была ярко выраженная хлебородская жилка, он много знал, и многое сидело у него в крови «з дида, з прадида» – степной унаследованный опыт. В то же время он жадно впитывал новую сельскохозяйственную мысль, красоту и стройность агрономической техники.
Семен следил за Шере ревнивым взглядом и старался показать ему, что и он способен не уставать и не останавливаться. Только спокойствию Эдуарда Николаевича он подражать не умел и всегда был взволнован и приподнят, вечно бурлил то негодованием, то восторгом, то телячьей радостью.
Недели через две я позвал Семена и сказал просто:
– Вот доверенность. Получишь в финотделе пятьсот рублей.
Семен открыл рот и глаза, побледнел и посерел, неловко сказал:
– Пятьсот рублей? И что?
– И больше ничего, – ответил я, заглядывая в ящик стола, – привезешь их мне.
– Ехать верхом?
– Верхом, конечно. Вот револьвер на всякий случай.
Я передал Семену тот самый револьвер, который осенью вытащил из-за пояса Митягин, с теми же тремя патронами. Карабанов машинально взял револьвер в руки, дико посмотрел на него, быстрым движением сунул в карман и, ничего больше не сказав, вышел из комнаты. Через десять минут я услышал треск подков по мостовой: мимо моего окна карьером пролетел всадник.
Перед вечером Семен вошел в кабинет, подпоясанный, в коротком полушубке кузнеца, стройный и тонкий, но сумрачный. Он молча выложил на стол пачку кредиток и револьвер.
Я взял пачку в руки и спросил самым безразличным и невыразительным голосом, на какой только был способен:
– Ты считал?
– Считал.
Я небрежно бросил пачку в ящик.
– Спасибо, что потрудился. Иди обедать.
Карабанов для чего-то передвинул слева направо пояс на полушубке, метнулся по комнате, но сказал тихо:
– Добре.
И вышел.
Прошло две недели. Семен, встречаясь со мной, здоровался несколько угрюмо, как будто меня стеснялся.
Так же угрюмо он выслушал мое новое приказание:
– Поезжай, получи две тысячи рублей.
Он долго и негодующе смотрел на меня, засовывая в карман браунинг, потом сказал, подчеркивая каждое слово:
– Две тысячи? А если я не приведу денег?
Я сорвался с места и заорал на него:
– Пожайлуста, без идиотских разговоров! Тебе дают поручение, ступай и сделай. Нечего «психологию» разыгрывать!
Карабанов дернул плечом и прошептал неопределенно:
– Ну, что ж…
Привезя деньги, он пристал ко мне:
– Посчитайте.
– Зачем?
– Посчитайте, я вас прошу!
– Да ведь ты считал?
– Посчитайте, я вам кажу.
– Отстань!
Он схватил себя за горло, как будто его что-то душило, потом рванул воротник и зашатался.
– Вы надо мною издеваетесь! Не может быть, чтобы вы мне так доверяли. Не может быть! Чуете? Не может быть! Вы нарочно рискуете, я знаю, нарочно…
Он задохнулся и сел на стул.
– Мне приходится дорого платить за твою услугу.
– Чем платить? – рванулся Семен.
– А вот наблюдать твою истерику.
Семен схватился за подоконник и прорычал:
– Антон Семенович!
– Ну, чего ты? – уже немного испугался я.
– Если бы вы знали! Если бы вы только знали! Я ото дорогою скакав и думаю: хоть бы бог был на свете. Хоть бы бог послал кого-нибудь, чтоб ото лесом кто-нибудь набросился на меня… Пусть бы десяток, чи там сколько… я не знаю. Я стрелял бы, зубами кусав бы, рвал, как собака, аж пока убили бы… И знаете, чуть не плачу. И знаю ж: ваы отут сидите и думаете: чи привезет, чи не привезет? Вы ж рисковали, правда?
– Ты чудак, Семен! С деньгами всегда риск. В колонию доставить пачку денег без риска нельзя. Но я думаю так: если ты будешь возить деньги, то риска меньше. Ты молодой, сильный, прекрасно ездишь верхом, ты от всяких бандитов удерешь, а меня они легко поймают.
Семен радостно прищурил один глаз:
– Ой, и хитрый же вы, Антон Семенович!
– Да чего мне хитрить? Теперь ты знаешь, как получать деньги, и дальше будешь получать. Никакой хитрости. Я ничего не боюсь. Я знаю: ты человек такой же честный, как и я. Я это и раньше знал, разве ты этого не видел?
– Нет, я думал, что вы этого не знали… (Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: Правда, 1979 – 639 с.).