Классификация отклонений в развитии
План работы
1. Характеристика понятий «нормы» и «аномалии» в развитии.
2. Общая классификация типов нарушенного психического развития.
3. Единство общих закономерностей психического развития.
4. Нарушение интеллектуального развития, его причины.
5. Сенсорные нарушения в развитии детей.
6. Нарушения двигательной сферы.
7. Нарушения речевого развития.
Контрольные вопросы
1. Охарактеризуйте возможные причины и факторы аномального развития.
2. Дайте характеристику классификации нарушений психического развития по В. В. Лебединскому.
3. Что представляют собой первичные и вторичные нарушения развития?
4. Специфика познавательной деятельности при сенсорных нарушениях.
5. В чем проявляется влияние речевых нарушений на психическое развитие?
6. Дайте характеристику нарушений интеллектуального развития.
7. Что представляет собой обратимый и необратимый характер дефекта?
Тема 4. Специальная педагогика, её цели и задачи
План работы
1. Характеристика объекта и предмета специальной педагогики.
2. Основные категории специальной педагогики.
3. Специфика организации воспитания дошкольников с нарушениями в развитии.
4. Особенности коррекционно-образовательного процесса лиц с нарушениями в развитии.
5. Специальная учебная техника в образовании лиц с нарушениями в развитии.
6. Специфика профориентационной работы в системе специального образования.
Контрольные вопросы
1. Раскройте сущность основных категорий специальной педагогики.
2. Охарактеризуйте виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений для лиц с нарушениями в развитии.
3. В чем особенности содержания воспитания и образования детей с нарушениями в развитии.
4. Дайте общую характеристику специальной учебной техники для лиц с различными формами дизонтогенеза.
5. Охарактеризуйте специфику реализации принципа наглядности при обучении детей с сенсорными дефектами.
Тема 5. Современное состояние и проблемы специального образования
План работы
1. Характеристика современной системы специального образования в России.
2. Ранняя помощь детям с нарушениями в развитии и их родителям.
3. Инновационные подходы в образовании лиц с нарушениями в развитии.
4. Доступность высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Контрольные вопросы
1. В чём проявляется принцип сегрегации в воспитании и обучении детей с нарушениями в развитии?
2. Раскройте сущность интегрированного обучения детей с нарушениями в развитии.
3. В чём проявляются трудности в организации ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушениями в развитии?
4. Охарактеризуйте современное состояние высшего профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Темы, вынесенные на самостоятельное изучение
1. Категориальный аппарат современной отечественной специальной психологии и педагогики.
2. Становление отечественной специальной психологии как самостоятельной науки.
3. Вклад Л.С. Выготского в развитие отечественной специальной психологии.
4. Ознакомление с работой Л.С. Выготского «Дефект и сверхкомпенсация».
5. Основные закономерности развития при сенсорных нарушениях.
6. Причины нарушений интеллектуального развития.
7. Влияние речевых нарушений на формирование личности.
8. Становление и развитие отечественной специальной педагогики.
9. Дидактические принципы специальной педагогики.
10. Специальная учебная техника в обучении детей с нарушениями в развитии.
11. Интегрированное обучение в образовательной системе России.
12. Проблемы оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с нарушенным развитием.
Вопросы к зачету
1. Норма и отклонения в психофизическом развитии человека.
2. Причины нарушений в развитии. Единство биологических и социальных факторов.
3. Классификации различных видов нарушений в развитии.
4. Цели и задачи специальной психологии, ее основные категории.
5. Коррекция, ее понятие и сущность в специальной психологии.
6. Компенсация, ее понятие и сущность.
7. Структура дефекта; первичный дефект и вторичные отклонения.
8. Сложные виды нарушений в развитии.
9. Отрасли специальной психологии, их взаимосвязь.
10. Вклад Л.С.Выготского в развитие специальной психологии.
11. Профилактика, диагностика недостатков развития детей.
12. Обратимый и необратимый характер ряда аномалий развития.
13. Особенности сенсорного дизонтогенеза.
14. Задержка психического развития, ее особенности.
15. Искаженное психическое развитие. Ранний детский аутизм.
16. Нарушения двигательной сферы.
17. Дисгармоничное развитие детей.
18. Речевые нарушения и их последствия.
19. Личность и деятельность при дефектах сенсорной сферы.
20. Виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений, их основные задачи.
21. Сегрегация и интеграция в специальном образовании.
22. Проблемы интегрированного обучения, на современном этапе.
23. Особенности использования современных образовательных технологий в специальном образовании.
24. Проблема ранней педагогической помощи в специальной педагогике.
25. Специальная педагогика, основные цели и задачи.
26. Социальная адаптация и социальная реабилитация аномальных детей.
27. Дидактические принципы специальной педагогики.
28. Основные отрасли специальной педагогики.
29. Специальная учебная техника, ее роль в обучении аномальных детей.
30. Профориентационная работа в школах для детей с отклонениями в развитии.
31. Специфика содержания обучения детей с нарушениями в развитии.
32. Особенности воспитательной работы с аномальными детьми.
33. Работа с семьей по воспитанию ребенка с нарушениями в развитии.
34. Основные направления коррекционной работы в школах для детей с нарушениями в развитии.
35. Социально-правовые проблемы отечественного специального образования.
36. Возможности получения высшего профессионального образования для лиц с нарушениями в развитии.
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Студент должен знать:
- основные понятия специальной педагогики и специальной психологии;
- виды нарушений в развитии детей;
- категории детей, подлежащих обучению в коррекционно-образовательных учреждениях;
- особенности воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии;
- формы, принципы и методы организации коррекционно-образовательного процесса;
- современные проблемы специального образования;
- подходы в оказании специализированной помощи детям с отклонениями в развитии;
- виды специальных (коррекционных) образовательных учреждений.
Студент должен уметь:
самостоятельно извлекать необходимую научную информацию из библиографических источников и анализировать её;
- использовать теоретические знания в практической работе по организации психолого-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии;
- оказывать консультативную помощь родителям детей с нарушенным развитием, учителям и воспитателям, не имеющим специальной дефектологической подготовки.
6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Основная
1. Специальная психология [Текст] : учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский [и др.] ; под ред. В. И. Лубовского. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 464. 287 экз.
2. Специальная педагогика [Текст] : учеб. пособ. для высш. пед. учеб. заведений / Л. И. Аскенова [и др.] ; под. ред. Н. И. Назаровой. – М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 400 с. 192 экз.
Дополнительная
1. Специальная дошкольная педагогика [Текст] : учеб. пособие / Е. А. Стребелева [и др.] ; под. ред. Е. А. Стребелевой. – М.: Изд. центр «Академия», 2001. – 312 с. 407 экз.
2. Специальная психология [Текст] : учеб. пособ. / В. М. Сорокин; под. ред. Л. М. Шипицыной. – СПБ.: «Речь», 2004. – 216 с. 5 экз.
3. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: опыт словаря справочника [Текст] / авт. сост. А. Н. Нигаев, О. Л. Алексеев, Е. В. Шиврина. – 2-е изд. стереотип. – Екатеринбург, 2003. – 118с. 10 экз.