Тема 3. «Концепция построения развивающей среды в ДОУ».

Тема 1. Проблема программности воспитания и развития детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.

Цель:Обобщить знания об истории становления программ для дошкольников в отечественной науке и практике.

Основные понятия: «программность», «вариативность», «гуманизация».

План занятия:

1. Становление законодательной базы в системе дошкольного образования 90 гг. 20 века.

2. Появление «Концепции дошкольного образования», «Временного положения о дошкольном учреждении» и другое.

3. Гуманизация педагогического процесса.

Задания для студентов

В рамках СРС предполагается подготовка рефератов по проблематике раздела и формирование педагогического словаря.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).

2. Конструктор образовательных программ детского сада / под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2012.

3. Арапова-Пискарева, Н. О Российских образовательных программах / Н. Арапова-Пискарева //Дошк. воспитание. 2005. № 8. С. 3—8.

4. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М., 2002.

5. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2012.

6. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками .М.: Линка-Пресс, 2000.

7. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.М.: Просвещение, 2012.

8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. М., 2003.

9. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др М.: Просвещение, 2012.

10. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / под ред. Т.И. бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.

12. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. М.: Просвещение, 2012.

Тема 2. «Концепция дошкольного образования».

Цель:Проанализировать «Концепцию дошкольного образования».

Основные понятия: «концепция», «педагогическая концепция», «гуманизация».

План занятия:

1. Педагогическая концепция. Принципы построения педагогической концепции.

2. Концепция дошкольного образования (1989 г.).

3. Особенности организации процессов воспитания и обучения в рамках данной концепции.

4. Примеры реализации данной концепции на практике.

Задания для студентов

В рамках СРС предполагается письменный анализ следующих документов: «Концепции дошкольного воспитания».

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).

2. Конструктор образовательных программ детского сада / под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2012.

3. Арапова-Пискарева, Н. О Российских образовательных программах / Н. Арапова-Пискарева //Дошк. воспитание. 2005. № 8. С. 3—8.

4. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М., 2002.

5. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2012.

6. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками .М.: Линка-Пресс, 2000.

7. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.М.: Просвещение, 2012.

8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. М., 2003.

9. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др М.: Просвещение, 2012.

10. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / под ред. Т.И. бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.

12. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. М.: Просвещение, 2012.

Тема 3. «Концепция построения развивающей среды в ДОУ».

Цель:Уточнить и обобщить знания о специфике построения образовательного процесса в ДОУ на основе принципов построение развивающей среды.

Основные понятия: «среда», «развивающая среда».

План занятия:

1. Причины появления концепции.

2. Основные принципы концепции. Характеристика принципов.

3. Примеры реализации данных принципов в практике ДОУ.

Задания для студентов

В рамках СРС предполагается письменный анализ следующих документов: «Концепции построения развивающей среды в ДОУ».

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).

2. Конструктор образовательных программ детского сада / под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2012.

3. Арапова-Пискарева, Н. О Российских образовательных программах / Н. Арапова-Пискарева //Дошк. воспитание. 2005. № 8. С. 3—8.

4. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М., 2002.

5. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2012.

6. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками .М.: Линка-Пресс, 2000.

7. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.М.: Просвещение, 2012.

8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. М., 2003.

9. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др М.: Просвещение, 2012.

10. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / под ред. Т.И. бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012.

11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.

12. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. М.: Просвещение, 2012.

Наши рекомендации