Тема 3. «Концепция построения развивающей среды в ДОУ».
Тема 1. Проблема программности воспитания и развития детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике.
Цель:Обобщить знания об истории становления программ для дошкольников в отечественной науке и практике.
Основные понятия: «программность», «вариативность», «гуманизация».
План занятия:
1. Становление законодательной базы в системе дошкольного образования 90 гг. 20 века.
2. Появление «Концепции дошкольного образования», «Временного положения о дошкольном учреждении» и другое.
3. Гуманизация педагогического процесса.
Задания для студентов
В рамках СРС предполагается подготовка рефератов по проблематике раздела и формирование педагогического словаря.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).
2. Конструктор образовательных программ детского сада / под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2012.
3. Арапова-Пискарева, Н. О Российских образовательных программах / Н. Арапова-Пискарева //Дошк. воспитание. 2005. № 8. С. 3—8.
4. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М., 2002.
5. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2012.
6. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками .М.: Линка-Пресс, 2000.
7. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.М.: Просвещение, 2012.
8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. М., 2003.
9. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др М.: Просвещение, 2012.
10. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / под ред. Т.И. бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012.
11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.
12. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. М.: Просвещение, 2012.
Тема 2. «Концепция дошкольного образования».
Цель:Проанализировать «Концепцию дошкольного образования».
Основные понятия: «концепция», «педагогическая концепция», «гуманизация».
План занятия:
1. Педагогическая концепция. Принципы построения педагогической концепции.
2. Концепция дошкольного образования (1989 г.).
3. Особенности организации процессов воспитания и обучения в рамках данной концепции.
4. Примеры реализации данной концепции на практике.
Задания для студентов
В рамках СРС предполагается письменный анализ следующих документов: «Концепции дошкольного воспитания».
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).
2. Конструктор образовательных программ детского сада / под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2012.
3. Арапова-Пискарева, Н. О Российских образовательных программах / Н. Арапова-Пискарева //Дошк. воспитание. 2005. № 8. С. 3—8.
4. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М., 2002.
5. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2012.
6. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками .М.: Линка-Пресс, 2000.
7. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.М.: Просвещение, 2012.
8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. М., 2003.
9. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др М.: Просвещение, 2012.
10. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / под ред. Т.И. бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012.
11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.
12. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. М.: Просвещение, 2012.
Тема 3. «Концепция построения развивающей среды в ДОУ».
Цель:Уточнить и обобщить знания о специфике построения образовательного процесса в ДОУ на основе принципов построение развивающей среды.
Основные понятия: «среда», «развивающая среда».
План занятия:
1. Причины появления концепции.
2. Основные принципы концепции. Характеристика принципов.
3. Примеры реализации данных принципов в практике ДОУ.
Задания для студентов
В рамках СРС предполагается письменный анализ следующих документов: «Концепции построения развивающей среды в ДОУ».
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (17.10.2013 № 1155).
2. Конструктор образовательных программ детского сада / под ред. Т.В. Цветковой. М.: Сфера, 2012.
3. Арапова-Пискарева, Н. О Российских образовательных программах / Н. Арапова-Пискарева //Дошк. воспитание. 2005. № 8. С. 3—8.
4. Дошкольная педагогика / под ред. С.А. Козловой, Т.А. Куликовой. М., 2002.
5. Из детства — в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1 года до 7 лет/ Доронова Т.Н., Галигузова Л.Н., Голубева Л.Г. и др. М.: Просвещение, 2012.
6. Козлова, С.А. Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру / С.А. Козлова // Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками .М.: Линка-Пресс, 2000.
7. Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений / Григорьева Г.Г., Кочетова Н.П., Сергеева Д.В. и др.М.: Просвещение, 2012.
8. Рыжова, Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений / Н.А. Рыжова. М., 2003.
9. Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада / Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В. и др М.: Просвещение, 2012.
10. Программа развития и воспитания в детском саду «Детство» / под ред. Т.И. бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. Санкт-Петербург.: Детство-Пресс, 2012.
11. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей / под ред. Т.И. Ерофеевой. М.: Академия, 1999.
12. Успех. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Березина Н.О., Бурлакова И.А., Герасимова Е.Н. и др. М.: Просвещение, 2012.