Бронхиальная астма у детей

Чаще всего у детей встречается инфекционно-аллергичес-кая форма бронхиальной астмы. Частота распространенности бронхиальной астмы в России — 1 %, по данным американских специалистов, дети с астматическими проявлениями составля­ют от 2—3 до 4—7%.

Клиническая картина: у больного ребенка периодически от­мечаются приступы удушья, связанные с резким сужением просвета бронха (рис. 35). Приступу предшествуют повышен­ная возбудимость, раздражительность и состояние угнетенно­сти, неприятное ощущение в груди, свистящие хрипы. При ин-фекционно-аллергической форме предвестником становится ин­фекция дыхательных путей. Во время приступа грудная клетка расширена и приподнята, мышцы надплечий напряжены, го­лова втянута, дыхание шумное, сухой затрудненный изнури­тельный кашель. Невозможно осуществить выдох, расшире­ны зрачки и учащен пульс. У детей с многолетней бронхиаль­ной астмой изменяется форма грудной клетки, приобретая боч­кообразный вид.

Бронхиальная астма у детей - student2.ru

Рис. 35. Бронх в разрезе:

а — нормальный просвет бронха; б — сужение просвета бронха

при бронхоспазме и утолщении слизистой оболочки дыхательных

путей; / — слизистая оболочка; 2 — подслизистый слой;

3 — мускулатура, сжимающая бронх

Задачи ЛФК при бронхиальной астме: уравновешивание процессов возбуждения и торможения в ЦНС; нормализация бронхиальной проходимости; улучшение эвакуаторной функ­ции бронхов; укрепление дыхательной мускулатуры и норма­лизация внешнего дыхания; профилактика нарушений осанки и деформации грудной клетки, повышение неспецифической сопротивляемости организма. Средства: физические упражне­ния — ОРУ и дыхательные, упражнение на расслабление, мас­саж.

Широкий спектр дыхательных упражнений включает: зву­ковую гимнастику с произношением шипящих, свистящих, которые вызывают дрожание голосовой щели и вибрацию брон­хиального дерева, снижающие тонус гладкой мускулатуры; упражнения с удлиненным выдохом, с задержкой дыхания на выдохе; дренажные упражнения. В межприступный период предлагается использовать метод волевого управления дыха­нием (модифицированный метод К.П. Бутейко), направленный на устранение психоэмоционального напряжения, подавление навязчивого покашливания. Постепенно увеличивается время задержки дыхания от 4—5 до 15—30 с, кроме этого использует­ся велоэргометрия: 1—2 раза в день из расчета 1,5 Вт/кг при скорости вращения педалей 60 об/мин, по 10—20 мин. Курс лечения 2 недели. Рекомендуется вдыхание газовых смесей с пониженным содержанием кислорода до 12—15%. Такой под­ход при легкой и средне-тяжелой формах бронхиальной астмы позволяет существенно уменьшить или полностью отменить лекарственное лечение.

Комплексное использование традиционной методики ЛГ с включением элементов релаксации, дренажной гимнастики Б. С. Толкачева, йоготерапии вызывает улучшение функции внешнего дыхания. По мнению Т.Л. Васильевой с соавт., ме­тодики волевой ликвидации глубокого дыхания, респиратор-но-звуковая ритмическая гимнастика с элементами аутогенной тренировки повышают эффективность восстановительного ле­чения до 87 %. Помимо традиционных методик Л Г при бронхи­альной астме у детей в практике физической реабилитации ис­пользуют методику К.П. Бутейко и парадоксальную гимнасти­ку А.Н. Стрельниковой. Принципиальное отличие парадоксаль­ной гимнастики заключается в том, что вдох делается в мо-





мент, когда грудная клетка сжата, дыхательные мышцы полу­чают наибольшую нагрузку. В традиционной же методике ле­чебной гимнастики вдох выполняется в момент наибольшего раскрытия грудной клетки. По А.Н. Стрельниковой, вдох дол­жен быть коротким и активным с большим количеством по­вторений в высоком темпе. Выдох является результатом вдоха и выполняется самопроизвольно.

По мнению К.П. Бутейко, главным лечебным действием физических упражнений является не «вымывание» глубоким вдохом и выдохом углекислоты из легких, а наоборот, ее со­хранение при выполнении упражнений с уменьшением глуби­ны дыхания.

РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ
НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ_____________________

Лечебная физкультура используется при различных забо­леваниях нервной системы ребенка на всех этапах реабилита­ции. Особенности методик лечебной гимнастики для детей с неврологической патологией сводятся к более широкому при­менению игрового метода и различного оборудования. Из мно­гообразия заболеваний нервной системы в настоящей главе рассмотрены особенности методик при неврозах, ДЦП и мио-патии у детей. Неврозы — функциональные заболевания, вы­званные расстройством высшей нервной деятельности, чаще всего развиваются у ослабленных детей на фоне психических травм, длительного перенапряжения эмоциональной и интел­лектуальной сферы, конфликтов. Клиническая картина невро­зов у детей стертая. В комплексном лечении детей ЛФК реша­ет следующие задачи: оказать общеукрепляющее воздействие на организм, нормализовать психоэмоциональное состояние ребенка, повысить физическую работоспособность, укрепить волевые качества. Поставленные задачи решаются всеми сред­ствами ЛФК — разнообразными физическими упражнениями, играми, аутогенной тренировкой. Целесообразно проводить занятия малогрупповым способом. Сложность занятий посте­пенно повышается в течение курса ЛФК.

Наши рекомендации