Отечественная война 1812 года в судьбах народов южного урала

До 200-летнего юбилея Отечественной войны 1812 года остается совсем немного времени. Сегодня мы вспоминаем о героях того времени, так или иначе связанных с нашим башкирским краем. Башкирские воины, принимавшие участие в военных действиях Отечественной войны 1812 года, прошли славный ратный путь в составе русской армии до самого Парижа. По всей Европе прогремела слава башкирских воинов, которых французы прозвали «северными амурами».

«Всего в Башкирии и из прилегающих уездов Пермской и Челябинской областей было сформировано 28 башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка. Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан» [1].

В начальный период Отечественной войны 1812 года в боевых операциях принимало участие несколько полков из Башкортостана – 1-й башкирский полк воевал в составе II армии генерала П.И. Багратиона, 2-й башкирский – в составе III армии генерала А.И. Тормасова, 1-й тептярский полк – в составе 1 Западной армии генерала М.Б. Барклая-де-Толли, 1-й и 2-й оренбургские и 1-й и 2-й уральские казачьи полки находились в составе Дунайской армии, которой командовал адмирал П.В. Чичагов.

На счету 1-го башкирского полка под руководством атамана М.И. Платова поражение 27 июля дивизии Себастиани; благодаря батальону Уфимского пехотного полка и Оренбургскому драгунскому полку, генерал А.П. Ермолов сумел отбить захваченную французами в день Бородинского сражения батарею Н.Н. Раевского. Девять башкирских офицеров-драгунов за участие в той операции получили награды «За храбрость и неустрашимость». В период подготовки контрнаступления русской армии конные полки из Башкирии входили в состав подвижных конных отрядов, действовавших в тылу наполеоновских войск. Обескураженный бесстрашием башкирских солдат, наполеоновский генерал де Марбо в своих мемуарах писал об огромном впечатлении, произведенном на французскую армию башкирскими воинами, которых за мастерское владение луками французы прозвали «амурами». «Эти новички, - отмечал генерал, - еще совсем не знавшие французов, были так воодушевлены своими предводителями, что, ожидая превратить нас в бегство при первой встрече в самый день своего появления, в виду наших войск кинулись на них бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей и мушкетов, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рой ос, прокрадываясь всюду. Настигнуть их было очень трудно» [2].

Уральские казачьи 3-й, 4-й и 5-й башкирские полки принимали участие в боевых операциях корпуса генерала П.Х. Витгенштейна, прикрывавшего дорогу на Петербург и препятствовавшего отходу армии маршала Макдональда. С ноября 1812 г. пятнадцать башкирских полков (с 6-го по 20-й) в составе Поволжского ополчения прикрывали от неприятеля Украину. В составе Дунайской армии находился 3-й уральский казачий полк. Оренбургские казаки составляли личный конвой М.И. Кутузова, охранявший его штаб. В сентябре 1812 г. 1-й башкирский полк находился в армейском партизанском отряде полковника И.Е. Ефремова, затем его передали полковнику Н.Д. Кудашеву, полк успешно действовал на Серпуховской, Коломенской и Калужской дорогах. Вслед за отступающими французами 7 октября вступили в Москву воинские части, среди которых были несколько сотен воинов башкирского полка и 1-й мишарский полк, оставленный впоследствии в Москве для несения гарнизонной службы с 1812 по 1814 гг.

Башкирская и казачья легкие конницы показали себя боеспособной частью армии. Сообщая оренбургскому военному губернатору Г.С. Волконскому о победоносном наступлении русской армии и бегстве французов, М.И. Кутузов писал: «Вы не можете представить, Ваше сиятельство, радости и удовольствия, с каким все и каждый из русских воинов стремится за бегущим неприятелем и с какою храбростью наши воины, в том числе и казаки и некоторые башкирские полки, поражают их» [3]. Полководец не ограничился похвалой башкир только в донесении: сразу же после Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря [3], и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодец, молодец!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских воинов-конников, прошедших с боями пол-Европы, сохранена народной памятью и по сей день.

Все участники Отечественной войны 1812 г. были награждены серебряными медалями «В память войны 1812 года».

В Отечественной войне 1812 г. ярко проявилось братское содружество народов России. В боях за свободу России крепла боевая дружба народов Башкортостана.

ЛИТЕРАТУРА.

1. Асфандияров А.З. Участие башкир в войнах и походах России в период кантонного управления//Из истории феодализма и капитализма в Башкирии. – Уфа, 1991, с. 75-78.

2. Материалы по историко-статистическому описанию Оренбургского казачьего войска. – Оренбург, 1904. вып.5, с. 151.

3. Соколов Д.Н. Башкирское войско в походе русских против Наполеона. Из мемуаров французского генерала Марбо.// Труды Оренбургской ученой архивной комиссии – Оренбург, 1897.

4. Очерки по истории Башкирской АССР – Т.1, Ч. 2, с. 67.

Г.Т. Алимбаева,

учитель истории МБОУ ООШ д. Кучербаево

(Стерлитамакский район РБ)

Наши рекомендации