Активные формы и методы обучения
1. Метод анализа конкретной ситуации.
2. Метод разыгрывания ролей.
3. Учебные дебаты.
4. Учебные дискуссии.
1. Ситуация – совокупность обстоятельств, создавшегося положения.
КС – подразумевает события, включающих противоречия (конфликт), либо событие вступает в противоречие с окружающей средой.
Типы:
- стандартные – повторяющие постоянно при одних и тех же условиях;
- критическая – надо что-то изменить;
- экстремальная – ситуация, аналогов которой не было.
Используется в учебе:
1) ситуация-иллюстрация;
2) ситуация-оценка – описание КС и принятых мер, затем формулируется задача оценит причины, значение, следствие ситуации и принятых мер;
3) ситуация-упражнение анализ данной ситуации требуется обращение к источнику информации.
2. МРР – инсценировка ситуации, в которой участвуют определенные лица, чьи роли предстоит исполнить обучаемым. Используется часто с 1 методом. Этапы реализации:
1) общая информация для всей группы;
2) распределение ролей;
3) информация о ситуации с ТЗ тех лиц, чьи роли предстоит исполнить;
4) вживание в роли;
5) инсценировка ситуации;
6) обсуждение инсценировки;
7) подведение итогов.
3. От французского слова debats – прения, обмен мнениями.
Председатель – по центру.
По правую руку – группа, ставящая тезис. По левую – антитезис.
Первые номера команд – когда возникла проблема, определения, как и что. – 5 минут. Вторые номера приводят доводы – 4 минут.
Третьи – опровергнуть доводы вторых номеров – до 4 минут.
Четвертые – подводят итог.
Неопределившиеся могут задавать вопросы, дать информацию. До 2-х минут. Итоги. Голосование по тезису или по игре команд.
4. Дискуссия (традиционно) – критический диалог, деловой спор. Назначение – поиск истины посредством сопоставления и столкновения разных ТЗ. В учебных целях является хорошим средством соединения теории с практикой. Тема должна быть:
- актуальная;
- затрагивать интересы участников;
- содержать полемический заряд.
Полемика – высшая форма (точка) дискуссии (Жириновский).
1. Главное выступление на заданную тему (5-7 минут).
2. Выступления участников (2-3 минуты).
3. Комментарии по выступлению (0,5-1 минуты).
4. Заключительное выступление (2-3 минуты).
Ведущий:
- жесткая регламентация;
- никогда не спорить самому;
- пресечение оскорблений;
Американский метод: «Вертушка общения».
Группа на 4 команды. Новаторы (предложение улучшения), оптимисты (хвалить тему), пессимисты (не хвалить), реалисты (предложение решения). Могут поочередно.
Эффективное групповое учебное взаимодействие (сем. 17.09. – 08.10.2012 г.)
1. Бейдж.
Лист формата А4 согнуть в 5 раз. На каждом листике написать: 1) имя, которым хочется, чтобы называли; 2) человек или персонаж, с которым сегодня хочется встретиться; 3) где хотелось бы жить; 4) о чем бы была ваша книга; 5) 1 – ваш символ, картинка, 2 – ваша фраза, которая отражает ваше мнение, мировоззрение.
2. Углы выбора.
Разноцветные листики с темами (дефинициями) клеят в 4 угла. Люди собираются около тех листов, где написано то, с чем они согласны; придумывают свои аргументы в защиту своей ТЗ.
3. Правильное число.
4. История любви.
Текст про Номсу и Тэбо; оценить каждый лично по 5-балльной шкале героев ситуации. Затем в группах по 3-5 человек. Сравнить результаты.
5. Переговоры.
6. Игра «Гостиница».
Сделать таблички с названиями профессий. Половина социально-одобряемых, половина – нет. Каждый не глядя берет табличку, ему ее прикрепляют на спину. Люди определяют, с кем бы в одном номере хотелось жить. Затем в группах с помощью вопросов угадывают, какой профессии. В какой группе участники быстрее всех угадают свою профессию (социальную роль), та и выиграла.
7. «В нашей группе общей».
Искать общее в парах; в маленьких группах; во всей аудитории.
Какие позиции необходимы для успешного взаимодействия в группе.
Обязательно:
- общая цель;
- полезное интересное научное творчество;
- педагогическое управление.
Желательно:
- интересное по форме задание;
- дух соревнования.
Учет, контроль и оценка знаний (рейтинговая система оценки)
(Презентация).