Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей
Педагогические умения представляют совокупность самых различных действий учителя, которые прежде всего соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции.
Три основных умения преподавателя:
1) умение переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условия новой педагогической ситуации.
2) умению находить для каждой педагогической ситуации новое решение
3) умению создавать новые элементы педагогических знаний и идей и конструировать новые приемы для решения конкретной педагогической ситуации
Авторитет учителя - это сложный феномен, который качественно характеризует систему отношений к педагогу. Отношения учащихся к авторитетному педагогу положительно эмоционально окрашены и насыщены. И чем выше этот авторитет, чем важнее для воспитанников науки, основы которых преподает учитель, тем справедливее кажутся его требования, замечания, тем весомее каждое его слово
У учителей наиболее часто встречаются следующие виды ложного авторитета.
Авторитет подавления: завоевывается путем систематической демонстрации превосходства в правах и возможности держать учеников в постоянном безотчетном страхе перед наказанием или высмеиванием за неудачный ответ или выполнение упражнения, перед окриком, наказанием.
Авторитет расстояния. Педагог, воспитатель стремится всегда держать учащихся на дистанции. Вступает с ними только в официальные контакты. Стремясь быть недоступным и загадочным, такой преподаватель возвеличивает свою персону, создает для себя привилегии вплоть до занятий на уроке посторонними делами, прохождения в президиум школьного или студенческого собрания, хотя его никто туда не выдвигает, получения в столовой еды без очереди.
Авторитет педантизма. У учителя- воспитателя существует система мелочных, никому не нужных условностей, традиций. Он постоянно придирается к занимающимся. При чем его придирки не согласуются со здравым смыслом, они просто неразумны. Педант несправедлив и его действия малоэффективны. У такого педагога ученики теряют уверенность в своих силах, на занятиях одна часть учащихся грубо нарушает дисциплину, другая - держится скованно, напряженно.
Авторитет резонерства. Учитель, пытающийся завоевать авторитет таким образом, бесконечно поучает воспитанников, полагая, что нотации - главное средство воспитания. К словопрениям таких педагогов учащиеся быстро привыкают, перестают на них реагировать и раздраженно, а иногда посмеиваясь, слушают поток нравоучений, вытекающих из уст увлеченного собеседника красноречием педагога.
Авторитет мнимой доброты. Чаще, чем другие виды ложного авторитета, встречаются у молодых педагогов. Не имея достаточного педагогического опыта, эти руководители молодежи считают, что учащиеся оценят их доброту, попустительства и ответят послушанием, вниманием, любовью. Получается лишь наоборот. Ученики игнорируют указания и даже просьбы старшего и вдобавок над ним же смеются.
1. Психология и педагогика высшей школы: предмет,объект, задачи, категории. Связь с другими науками. | ||
2. Общепсихологический контекст формирования психологии и педагогики высшейшколы. | ||
3. Основные направления реформирования образования 21 века и проблемы современной высшей школы. | ||
4. Основные задачи высшей школы в соответствии с Законом Украины «О высшем образовании», «Национальной доктриной развития образования Украины» | ||
5. Образовательные уровни и образовательно-квалификационные уровни. Уровни акредитаци и типы вузов. | ||
6. Методы сбора эмпирических фактов. Исследовательские умения преподавателя высшей школы. | ||
7. Понятие личности в современной психологии. Теории личности в оснвных направлениях современной психологии. | ||
8. Методы психологического исследования личности. | ||
9. Методы педагогического воздействия на личность. | ||
10. Общая характеристика студентческого возраста, как периода поздней юности или ранней врослости. | ||
11. Противоречия и кризисы студенческого возраста. | ||
12. ВУЗ как один из ведущих факторов социализации личности студента как специалиста. Адаптация студентов к обучению в высшей школе. | ||
13. Профессиональное становление личности студента как будущего специалиста с высшим образованием. | ||
14. Самообразование и самовоспитание, их значение в профессиональном росте будущего специалиста. | ||
15. Психологические особенности студенческой группы, ее структура. | ||
16. Развитие студенческой группы, характеристика студенческого коллектива. Межличностные отношения в студенческой группе. | ||
17. Проблема лидера в студенческой группе. Социально-психологический климат группы в группе и его влияние на трудоспособность. | ||
18. Психология воспитания студенческой молодежи. Современные требования к личности специалиста и задания воспитания студентов. | ||
19. Единство процессов обучения, развития и воспитания. Движущие силы обучения. | ||
20. Основные линии развития в процессе обучения и воспитания. | ||
21. Развитие интеллекта в процессе обучения и воспитания. | ||
22. Личность и ее развитие в процессе обучения и воспитания. | ||
23. Категория субъекта. Особенности субъектов образовательного процесса. | ||
24. Студенты и преподаватели – субъекты образовательного процесса. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности. Субъектные свойства педагога. | ||
25. Психологические механизмы формирования качеств личности и анализ соответствующих функций восприятия. | ||
26. Этапы становления морального самосознания и критерии моральной воспитанности человека. | ||
27. Особенности педагогического общения как формы педагогического взаимодействия. | ||
28. Стили педагогической деятельности, их общая характеристика. | ||
29. Трудности и барьеры в профессионально-педагогическом общении преподавателей и студентов. Педагогическая этика. | ||
30. Педагогический профессионализм деятельности преподавателя. Авторитет преподавателя. Типологии преподавателей. |