Трансформированные типы этнической идентичности
Этничность (этническая идентичность) играет большую роль в современном обществе, несмотря на процессы глобализации и культурной унификации. Многие ученые связывают возрождение этнического самосознания с интеграционными процессами, а также со стремлением этнических сообществ сохранить свою духовную культуру в условиях процессов глобализации.
Анализ научной литературы позволил автору работы сделать вывод, что в современной науке нет понятийного единства в отношении определений «этничность», «этническая идентичность» и «этническое самосознание». Отсутствие в науке однозначного определения «этничности» и «этнической идентичности» позволило автору обратиться к определению, представленному в Этнопсихологическом словаре.
Этнопсихологический словарь определяет категорию «этническая иден-тичность (этничность)» как эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы, а также его позитивное ценностное отношение к истории, культуре, национальным традициям и обычаям своего народа, к его идеалам, чувствам и интересам, фольклору и языку, территории проживания этноса и его государственности» [1, с. 208].
Б.Е. Винер выделяет следующие формы этнической идентичности:
1. классическая этничность (этнос) – представляет собой корреляцию между этнической идентичностью и другими этническими переменными («признаками» этноса): человек рождается и живет на территории своих предков, говорит на их языке, исповедует религию предков, следует многим обычаям и т. п.;
2. этническая непрерывность появляется, когда этническое самосознание в определенных условиях жизни общества можно определить как этнолингвистическое самосознание;
3. безэтничность (безэтничные группы) - группы, которые не относят себя ни к какой определенной этнической группе;
4. символическая этничность – предназначена главным образом для того, чтобы ощущать специфическую этничность или идентифицироваться с ней, но без участия в существующих этнических организациях формальных и неформальных или без существующей этнической культуры;
5. мультиэтничность - принадлежность к нескольким этническим группам, часто возникает при смешанных браках;
6. сдвоенная этничность - появляется в результате смешивания нескольких этнических групп;
7. квазиэтничность – тип этничности, возникающий в случае идентификации индивидом себя с несколькими группами одновременно. Формальным признаком квазиэтничности является разрыв в преемственности самоидентификации: информант идентифицирует себя не с теми этническими общностями, с которыми идентифицируют себя его родители, а с этнической общностью кого-то из своих отдаленных предков [2, c.143 – 150].
В своем исследовании С.Г. Кара-Мурза указывает на существование «навязанной» этничности, тип этничности, навязанный людям извне [3, с.26].
Анализируя формы этничности, следует обратить внимание на тот факт, что во время кризиса в обществе могут создаваться элементы новой идентичности. Г.У. Солдатова выделяет три типа трансформации этнической идентичности:
1. этническая идентичность может размываться, и это выражается в неопределенности этнической принадлежности, неактуальности этничности;
2. возможен отход от собственной этнической группы и поиски устойчивых социально-психологических ниш не по этническому критерию;
3. этническая идентичность может гиперболизоваться и в контексте межэтнических отношений принимать дискриминационные формы.
В результате изменения этническая идентичность приобретает следующие формы: позитивную, этнонигилизм, этническую индифферентность, этноэгоизм, этноизоляционизм и этнофанатизм [4, с.104].
Изменение этнической идентичности индивида происходит по ряду причин. По мнению отечественного социолога Ж. Т. Тощенко, трансформация может быть вызвана потерей профессиональной, социальной и культурной самоидентификации, которая замещается национальной (этнической) и распространением этноэгоизма [5, с.206].
Другой причиной, по мнению В.Г. Городяненко, является разрушение культурной опоры и поддержки, в результате чего «упрощенно-собственнические инстинкты превалируют над национальной самоидентификацией» [6, с.93].
Основным фактором изменения идентичности является государство. По мнению К.О. Калинина, «ослабление его мощи приводит к ослаблению имперской и росту этнической и наоборот» [7, с.68].
Возникает вопрос, какая идентичность наиболее благоприятна в обществе. В исследованиях ряда ученых приводится аргументация в пользу преобладания гражданской идентичности над этнонациональной. По мнению Л.М. Дробижевой, категория гражданско-государственная (национально-гражданская) идентичность включает не только лояльность государству, но и отождествление индивида со своими согражданами, представления об этом сообществе, ответственность за судьбу страны и сопутствующие этому чувства (гордость, обида, разочарование, пессимизм или энтузиазм) [8, с.69].
Автор этой работы считает, что в поликультурном обществе следует формировать позитивную этническую идентичность, поскольку,именно, она влияет на толерантное отношение к представителям других этнических групп, вызывает чувство уважения к культуре других народов, способствует готовности к сотрудничеству, несмотря на национальные различия.
Таким образом, анализ отечественной и зарубежной литературы, посвященной категории этничности (этнической идентичности), позволили автору работы сделать следующие выводы:
1) этническая идентичность (этничность) представляет собой эмоционально-когнитивный процесс объединения субъектом себя с другими представителями одной с ним этнической группы; 2) этничность играет большую роль в обществе, выполняя социальные функции, которые реализуются как на индивидуальном, так и групповом уровне. Одна из её функций - регулирование социального поведения и социальных отношений; 3) этническая идентичность индивида может изменяться. Во время кризиса в обществе могут проявляться элементы позитивной и негативной этнической идентичности. В условиях многонационального государства наиболее благоприятна позитивная и гражданская этническая идентичность. Преобладание негативной этнической идентичности ведет к росту националистических настроений и межнациональным конфликтам в обществе.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Этнопсихологический словарь. / Под редакцией В.Г. Крысько. – М.: Мос-ковский психолого-социальный институт, 1999. – 343 с.
2. Винер Б.Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторон-ники академика Бромлея могут взять у новых теорий // Журнал социологии и социальной антопологии.- 2005. - Т. VIII. - № 2(31). - С. 142 – 164.
3. Кара-Мурза С.Г. Кризис России и этничность: упорядочение понятия // Со-циально-гуманитарные знания . – 2007. - № 2. – С. 22 – 38.
4. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. - 389 с.
5. Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. – М.: Гардарики, 2001. – 398 с.
6. Городяненко В.Г. Положение русских в Украине и проблемы их идентичности // Социологические исследования. – 2009. – № 1. – С. 89 – 96.
7. Калинин К.О. Русский национализм (Сравнительный анализ 1995 и 2003 годов) // Общественные науки и современность. – 2008. - № 3. – С. 64 – 76.
8. Дробижева Л.М. Процессы интеграции в полиэтническом российском об-ществе (тенденции и проблемы) // Общественные науки и современность. -2008. - №2. – С. 68 – 77.
А.А. Попкова