Психокоррекционные возможности музыки как вида искусств 10 страница
Деятельность детей, связанная с музыкой, всегда эмоциональна. Вместе с тем, она непроизвольно активизирует умственное развитие детей. В музыкальной литературе можно встретить термин «музыкальное мышление». Этот термин подчёркивает осознанный характер музыкальных переживаний и специфику умственных процессов.
Логика - это наука о принципах правильного мышления. Логические операции, такие как: определение, классификация, доказательство применяются каждым человеком в его мыслительной деятельности. Умение логически мыслить быстро усваивается в детстве, если у ребёнка будет помощник взрослый, который создаёт условия для развития логического мышления.
Меня, как музыкального руководителя, заинтересовала возможность развития логического мышления с использованием моделирования посредством одного из вида деятельности - слушания музыки. Прежде всего, ещё раз уточнила задачи умственного воспитания детей в детском саду, изучила специальную литературу, определила направление работы с детьми, наметила конкретные задачи, а именно:
- знакомить детей с явлениями окружающей природы средствами музыки, расширить кругозор;
- формировать речь детей в процессе обучения их слушанию музыки (пополнить словарный запас, выработать умение точно и грамотно выражать свои мысли);
- развивать умственные способности детей, формировать умение творчески применять знания на занятиях и вне их;
- развивать любознательность посредством музыки.
Поставленные задачи решаются на музыкальных занятиях и на встречах в нашем музыкальном салоне. Перспективно спланировала работу с детьми так, чтобы материал по теме «Времена года» был равномерно распределён на весь учебный год, обеспечивая тем самым, последовательное решение поставленных задач в комплексе с другими. Продумала методы и приёмы работы по активизации мыслительной деятельности. Наиболее трудные задания, требующие большого умственного напряжения, чередую с более простыми, слежу за активность детей. В конце учебного года, с целью анализа музыкального развития детей, проводится диагностика.
Успехи своих детей мы должны рассматривать всегда с одной точки зрения, на какой стадии он был вчера и чего достиг сегодня. Ни в коем случае нельзя добиваться только того, чего хотелось бы нам.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что эмоционально-ценностное отношение к классической музыке, художественно-эстетическое воспитание дошкольников, их умственное развитие формируется успешнее с учетом возрастных особенностей детей, при применении педагогических технологий, в которых возможна интеграция разных видов деятельности.
Литература:
1. Бакминстер Фуллер. Об образовании / М.: «Просвещение», 1979.-106 с.
2. Зимина, А.Н. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников: учебное пособие / М.: ТЦ «Сфера», 2010.- 319 с.
3. Константинов, Н.А., Е.Н.Медынский. История педагогики / М.:«Просвещение», 1982.- 19 с.
Тимофеева А.Э.
АЛГОРИТМ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МУЗЫКАЛЬНОГО СПЕКТАКЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Младший школьный возраст - это период жизни, особенно значимый для детей, имеющих отклонения в развитии. Недоразвитие нервно-мозговых процессов и психики у этих детей связано с незрелостью эмоционально-волевой сферы и стойким нарушением всех форм познавательной деятельности: восприятия, внимания, памяти, мышления. Речь у этих детей не развита, бедный словарный запас, различные дефекты звукопроизношения, фонетическое восприятие не сформировано.
Поэтому такие дети нуждаются в специально организованной педагогической деятельности, в ходе которой ведущими задачами для педагога становятся такие как: нейтрализация отрицательных мотивов; воспитание положительной мотивации учения; формирование уверенности в своих возможностях; целенаправленное формирование высших психических функций и, прежде всего, речи; развитие разнообразных форм коммуникации; развитие эмоциональной сферы.
О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителей, читателя, его подготовленности к общения с искусством.
Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. В младшем школьном возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности еще не способны дать ребенку доступных для этого средств.
Одной из форм активного приобщения детей с ограниченными возможностями здоровья к миру искусства выступает детский музыкальный театр как форма дополнительного образования. Театральная форма предполагает опору и тесную взаимосвязь с эстетическим циклом школьных предметов; позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребёнка; способствует развитию целого комплекса умений, активному восприятию разных видов искусства; выступает одним из эффективных факторов развития творческого потенциала формирующейся личности.
Детский музыкальный спектакль, как синтез многих искусств, является средством художественно-творческого развития школьников с ограниченными возможностями здоровья, вовлечения их в активную эстетическую деятельность.
Предлагаемый алгоритм раскрывает пошагово работу с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья по созданию музыкального спектакля, а именно, музыкальной сказки, т. к. в младшем школьном возрасте детям понятен и близок по своему образному содержанию именно этот литературный жанр.
Шаг № 1. Введение в мир волшебства. На этом этапе я стремлюсь активизировать и развивать у детей интерес к миру сказок через чтение, просмотр фильмов, прослушивание музыкальных произведений на сказочные темы. Веду работу по развитию слухового внимания, воображения, способствую всестороннему речевому развитию (речевое общение, литературная речь, работа над просодикой, чёткость произношения, темп и громкость речи). Учу дифференцировать звуки окружающего мира. Развиваю ассоциативное мышление при восприятии звуков окружающего мира. Использую элементарное музицирование для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений с использованием детских музыкальных инструментов и инструментов заместителей для передачи характерных чувств. Создаю из имеющихся в ближайшем окружении предметов атмосферу сказки.
Шаг № 2. Введение в атмосферу конкретной сказки.
1. Выбор произведения. На данном этапе необходимо выбрать произведение, которое будет действительно интересовать детей, будет соответствовать возможностям и особенностям данного возраста, будет отвечать постановочным развивающим задачам, удовлетворит детский творческий порыв и желание, принесёт детям радость общения и раскроет индивидуальность.
2. Знакомство с музыкальным оформлением спектакля.
Шаг № 3. Работа над персонажами. Начиная работу над персонажами, я опираюсь на воображение детей, на личный опыт ребёнка и память. Я предлагаю ребёнку рассказать и показать, как он представляет себе данный персонаж. Поскольку личный опыт ещё не велик я корректирую и помогаю, подсказываю наиболее яркие особенности персонажа, помогаю глубже понять образ.
Шаг № 4. Создание сценического пространства. На этом этапе я провожу работу по развитию умений ориентироваться в любом пространстве, определять границы для данного действия, разделять пространство на сектора, линии, основное место действия, знать стороны (лево, право, назад, вперёд, по диагонали), определять середину, края.
Шаг № 5. Формирование актёрского состава (распределение ролей). На этом этапе я даю детям возможность реализовать своё желание и попробовать себя в той или иной роли. По мере исполнения ребёнок сам оценивает себя (свои возможности, степень выразительности, умение взаимодействовать с партнёрами). Ребёнку даётся возможность почувствовать насколько ему комфортно в этой роли. При распределении ролей я учитываю желания детей, круг их интересов, их пристрастия.
Шаг № 6. Репетиционный этап. На данном этапе проучивается текст (как литературный, так и музыкальный); ведётся работа над воплощением художественного образа героев. На этом этапе работы я провожу репетиции малыми группами. Первоначально отрабатывается каждая роль, затем проучиваются отдельные «сцены».
Шаг № 7. Постановочный этап. После того как дети хорошо овладели музыкально-литературным материалом, я перехожу к сводным репетициям, т. е. работаю на сценической площадке со всем «актёрским составом». Провожу репетиции с уже подготовленным реквизитом к спектаклю и элементами декораций. Веду работу над образом всего спектакля (даже если это миниатюра).
Шаг № 8. «Выпускной» этап. Самый непродолжительный по времени этап и в то же время самый трудоёмкий. Как правило, на данном этапе работы я провожу:
- техническую репетицию: устанавливаю декорации, настраиваю свет и звук;
- генеральную репетицию: провожу обязательно в костюмах и с декорациями.
Шаг № 8. Выступление. Выступление является самым волнующим и ответственным этапом в нашей работе. Дети получают возможность заявить о себе и поверить в себя. Формируется чувство ответственности за общее дело.
Шаг № 9. Повторные показы.Получив оценку зрителей и оценив самих себя, исполнители желают рассказать сказку «по-новому» - с дополнениями, изменениями, а то и вовсе поменяться ролями. Закрепляя, полученные навыки и умения, каждый ребёнок индивидуально проявляется, раскрывается через творческую деятельность.
Работа на основе использования данного алгоритма позволяет пробудить у детей интерес к музыкальной и театральной деятельности, способствует личностному росту детей, развитию социальных навыков, общему развитию.
Литература:
1. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. Е. Х. Афанасенко и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
2. Кошмина И.В., Ильина Ю.В., Сергеева М.П. Музыкальные сказки, игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
3. Протасов М.Н., Степанов В.А. Песни и музыкальная сказка для дошкольников и младших школьников.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.
4. Соснин С.М., Степанов В.А. Музыкальные спектакли для школьного театра.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Черняева Т. А., Кавардакова Н. Ю., Печенюк О. Ю.
ПРИМЕНЕНИЕ МУЗЫКИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
В последние годы педагоги общеобразовательных дошкольных учреждений всё чаще сталкиваются с проблемами воспитания и обучения детей, развитие которых несколько отстаёт от возрастной нормы. Постоянный рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья выдвигает диагностико-коррекционное и профилактическое направления деятельности дошкольных образовательных учреждений в ряд наиболее значимых и приоритетных. Поэтому на базе МДОБУ «Медведевский детский сад № 1 «Ягодка» комбинированного вида была создана районная экспериментальная площадка «Дошкольник в системе интеграции».
Анализ образовательной работы в детском саду показал, что увеличилось число детей с задержкой психического развития. Среди детей старшего дошкольного возраста 17 детей имеют задержку психического развития. Предполагаем, что в дошкольном образовательном учреждении целесообразно создать условия для оказания коррекционной помощи детям с нарушениями в развитии. В результате чего дети с ограниченными возможностями здоровья получат равные стартовые возможности для их социализации в обществе. «Мы никогда не можем, не смеем ставить крест над ребёнком, который в данный момент кажется совершенно испорченным; детская душа может неожиданно и незаметно перемениться и совсем отойти от всего, что угнетало нас в ней. Как тает снег от лучей солнца, так исчезает и в детской душе тёмные движения, когда свет и тепло смягчает детскую душу, - и как часто встречаем мы такие удивительные перемены в детской душе» - писал Зеньковский В. В.
Д.Б.Эльконин подчёркивал, что «процесс развития есть, в известном смысле, необратимый процесс, здесь невозможны «рекламации» - нельзя возвратить юношу в школу для «доделки». Поэтому так важно заметить начальные формы отступления от хода нормального развития ребёнка. Следовательно, в коррекционно-развивающей работе принимают участие все субъекты образовательного процесса - это учителя-логопеды, учитель-дефектолог, воспитатели, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель. Среди многих факторов (социально-экономических, демографических, культурных, гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья детей, физическое воспитание занимает важное место.
Сегодня не вызывает сомнение, что в условиях возрастания объёма и интенсивности образовательной деятельности гармоническое развитие организма дошкольников не возможно без физического воспитания. В.M.Бехтерев считал, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения.
Поэтому в мы в своей работе применяем элементы психогимнастики на занятиях по физической культуре, при проведении которой используется музыкальное сопровождение. При подборе музыкальных произведений для упражнений с дошкольниками, направленных на овладение навыками произвольного расслабления и некоторыми этюдами психогимнастики, используем специальную музыку, тематически связанную с сюжетом (В.Шаинский «Чунга-чанга», Р.Шуман «Смелый наездник», М.Раухвергер «Гром» и др.), для релаксации в сочетании с естественными природными звуками (аудиозаписи музыкальных композиций включающих звуки природы «Волшебство природы», «Малыш у моря» и др). Звуки океанских волн, шума моря, согласно данным научно-методической литературы, самые расслабляющие, способствуют снятию психоэмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, развитию психических способностей.
Роль музыкального сопровождения на физкультурных занятиях с использованием элементов психогимнастики неоспорима. Она помогает войти в нужное эмоциональное состояние. Так лирическая музыка - даёт настроение успокоения, тихой радости и грусти, ровное внешнее поведение; драматическая - создаёт настроение возбуждения, повышенного жизненного тонуса, подвижное и неспокойное поведение. Музыка усиливает и делает ярче образные представления детей. Так же в игровой деятельности применяются развивающие игры, которые посредством музыки способствуют развитию воображения, коммуникативных навыков, выразительности движений. Например, во время слушания произведений Э.Грига «Бабочки», К.Сен-Санса «Лебедь», «Слоны» дети входят в образ и изображают его по своему представлению. В таких играх все дети успешны.
В каждой группе составлена фонотека с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки. Педагог подбирает музыкальное сопровождение в соответствии с поставленными задачами. При прослушивании произведения С.Рахманинова «Итальянская полька» дети младших групп ритмично постукивают кончиками пальцев рук по поверхности стола в соответствии с темпом музыки, что способствует развитию мелкой моторики, а в старших группах детям предлагается нарисовать то, что они услышали в музыке, тем самым, развивая воображение и слуховое восприятие ребёнка.
В зависимости от возраста ребёнка, оттого, в какой сфере наблюдается отставание в развитии, предлагаются и различные музыкально-ритмические игры и задания направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия, речи, воображения, мелкой и общей моторики и др. Играя с музыкальным колокольчиком, дети приобретают опыт ориентироваться в пространстве, учатся действовать по звуковому сигналу. В игре «К какой картине музыка?», ребёнок прослушав музыку выбирает картину и наоборот в игре «Выбери музыку для картины» подбирает музыкальное произведение для предлагаемой картины. Таким образом, применяя музыку в работе с дошкольниками, можно отметить её важное значение для коррекции психического и физического развития.
Литература:
1. Алябьева, Е.А. Психогимнастика в детском саду: Методические материалы в помощь психологам и педагогам. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 88 с.
2. Волковская, Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - М.:Книголюб, 2004. - 104с.
3. Картушина, М.Ю. Зелёный огонёк здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
4. Костина, Э.П. Камертон: программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2008. - 320 с.
5. Необычные физкультурные занятия для дошкольников/авт.-сост. Е.И.Подольская. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2011. - 167 с.
6. Чистякова, М.И. Психогимнастика/ Под ред. М.И.Буянова. - М.: Просвещение, 1990, - 128 с.
Шишкина Т.Н.
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ПСИХОТЕРАПИИ
В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного воспитания: растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного воспитания, разрабатываются оригинальные методические материалы.
На фоне этих прогрессивных изменений развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выгодский, А.В.Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. Забота об эмоциональном благополучии детей на основе признания права каждого ребенка на индивидуальное своеобразие, в том числе и эмоциональных проявлений, является одной из основных задач гуманистически ориентированного педагога. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.
Для современных дошкольников в эмоционально-эстетическом плане характерным является понижение эмоционального тона, усиление негативных эмоциональных проявлений, и как результат этого - снижение уровня интеллектуального развития. Это определяет необходимость создания условий для эмоционального комфорта детей дошкольного возраста, подчеркивает значимость личностных переживаний ребенка в познании многообразия и красоты мира, в самовыражении и самоутверждении личности.
Важную роль в гуманизации воспитания дошкольников, по нашему мнению, играет музыкальное искусство.
Положительные эмоции от общения с искусством оказывают лечебное воздействие на психосоматические процессы, содействуют психоэмоциональному напряжению человека, мобилизуют его резервные силы, обусловливают его творчество во всех областях искусства, науки и всей жизни в целом. Именно эти выводы отечественных ученых легли в основу научного обоснования использования искусства в коррекционной и воспитательной работе с детьми.
К сожалению, музыка как вид искусства в образовательном процессе ДОУ занимает недостаточно большое место в повседневной жизни ребенка. Она принимает вид специально-организованной музыкальной деятельности с ограниченным временем, что является недостаточным для получения эмоционально-эстетического наслаждения. Но сегодня мы можем констатировать тот факт, что разработанные положения о построении пространственно-предметной среды ДОУ (С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Р.Б.Стеркина, Р.М.Чумичева и др.) находят все более широкое практическое применение и в средовое пространство групп чаще включается музыка, которая выступает фоном жизнедеятельности ребенка. Но при этом положительном явлении педагогами не используется данная возможность как эффективное условие развития эмоциональной сферы дошкольника, обеспечивающее уравновешенность эмоциональных проявлений как в процессе взаимодействия со сверстниками, так и при ознакомлении с произведениями искусства.
Мы считаем, что музыкальная психотерапия имеет как коррекционную, так и профилактическую направленность и может широко применяться в работе со здоровыми детьми в целях их эмоционального развития.
Экспериментальное исследование по заявленной проблеме проходило на базе: МДОУ № 92 «Искорка» города Йошкар-Олы. В экспериментальную группу вошли дети и их родители, посещающие клуб «Здоровье и музыка».
В рамках работы клуба нами был разработан перспективный план мероприятий по использованию различных видов музыкальной психотерапии в режимных процессах ДОУ.
Обозначим несколько методических аспектов по использованию музыкотерапии в работе с детьми, на которые мы делали акцент с целью эмоционального развития старших дошкольников:
1. Заторможенные дети с вялыми двигательными и эмоциональными проявлениями нуждались в соответствующей стимулирующей музыке, которая повышала генерацию возбуждения в коре головного мозга ребенка и стимулировала, таким образом, его общий жизненный тонус. Для таких детей мы использовали музыкальные произведения подвижного, быстрого и очень быстрого темпа: «Утята», «Дважды два четыре», «Вместе весело шагать», «Песенка о лете», «Детскотека» музыка Г.Гладкова, «Камаринская» П.И.Чайковского, «Кенгуру», «Антилопы» К.Сен Санса и др.
2. Возбужденные дети наоборот, нуждались в периодическом прослушивании музыкальных композиций с умеренным, медленным и весьма медленном темпом, снижающих общее гипервозбужденное состояние коры головного мозга. Это своего рода успокаивающая музыка: Х.Глюк «Мелодия», П.Чайковский «Ноктюрн», К.Сен-Санс «Лебедь» и др.
3. Дистонический тип представлен детьми, у которых в течение дня может происходить резкая смена состояния нервной системы: от выраженной агрессии до полнейшей апатии. Для таких детей мы использовали стабилизирующую музыку умеренного характера с акцентами, повторяющими через равные интервалы, и с одинаковым уровнем громкости звучания.
Сеансы рецептивной музыкотерапии с дошкольниками проводились также в форме «моделирования» эмоционального состояния (регуляция, повышение эмоционального тонуса, снятие психоэмоционального возбуждения).
Активная музыкотерапия позволяла активно включать детей в музыкотерапевтический процесс посредством пения (вокалотерапия) или движения (кинезитерапия - танцетерапия, хореотерапия) и игры на музыкальных инструментах (инструментальная музыкотерапия).
Несмотря на то, что наш эксперимент не завершен, результаты проведенной нами работы уже сейчас дают нам основание для заключения, что эмоциональное воспитание детей старшего дошкольного возраста будет более эффективным, если педагог в своей работе с детьми систематично использует разнообразные элементы музыкальной психотерапии. Мы убеждены, что музыка обладает огромной силой эмоционального воздействия на ребенка.
Литература:
1. Медведева, Е.А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ.сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова. М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 236 с.
2. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1987. - 344 с.
3. Запорожец, А.В. К вопросу о формах и структуре детских эмоций // А.В. Запорожец // Вопросы психологии. - 1974. - № 6. - С. 59-73.
Щеголева А.Е.
РОЛЬ МУЗЫКИ В АКТИВИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И
КОРРЕКЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ОНР
Проблема детской игры оказалась в центре внимания с первых лет развития советского дошкольного воспитания. Педагоги и психологи обращали внимание на необходимость изучения ребенка в игре для выбора более обоснованных методов воздействия на всестороннее его развитие. В трудах ученых (Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже, М.Монтессори и др.) отмечается, что игра, направленная на всестороннее развитие ребенка, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Большое значение имеет игра для детей с ОНР. Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаются позднее появление речи, скудный запас слов, дефекты произношения, также наблюдаются отклонения в развитии таких психических процессов как внимание и память. Игра предоставляет большие возможности для развития и совершенствования речи ребенка с ОНР, физического и эстетического воспитания, коррекции его эмоциональной сферы.
Актуальность работы заключается в том, что у детей с ОНР нарушена как игровая деятельность, так и эмоциональная сфера. А средствами музыки мы можем успешно их активизировать.
Цель исследования: выявить значимость музыки для развития игровой деятельности и коррекции эмоциональной сферы для детей с ОНР.
Исследования эмоционально-личностного развития детей с ОНР (Л.С.Волкова, И.Ю.Левченко) выявили значимое влияние эмоционального состояния на возникновение и преодоление общего недоразвития речи. Состояние эмоциональной сферы дошкольников с ОНР (повышенная тревожность, сниженный эмоциональный фон, невнимание детей с ОНР к эмоциональному состоянию других людей) оказывает негативное влияние на развитие ребенка.
В процессе игры происходит становление личностных качеств, формируются особенности характера, эмоционально-волевой сферы, эмпатия, волевая регуляция поведения, действия, коммуникации. Отсутствие развернутого сюжета также характеризует игру детей с ОНР. У ребенка ограничен жизненный опыт в силу особенностей его развития, недостаточен объем знаний и представлений о предметах окружающего мира, а главным образом об отношениях людей в процессе их деятельности. У детей наблюдается недостаточность эмоциональных реакций по ходу игры. Дети однообразно проявляют эмоции, редко передают удивление, одобрение, испуг. Через сюжетно-ролевую игру мы можем развивать эмоциональную сферу таких детей.
При помощи музыки мы можем воздействовать на эмоциональное состояние, способствовать раскрепощению слишком замкнутых детей, у расторможенных детей можем формировать способность к концентрации внимания. Музыкальные занятия улучшают настроение, снижают чувство тревоги, повышают мотивацию к общению. Музыкальные упражнения развивают у ребенка активность и воображение, координацию и выразительность движения. Поэтому мы можем использовать музыкальные занятия как подготовительные, перед сюжетно-ролевой игрой. В них мы настроим детей на определенное эмоциональное состояние, повысим их активность и воображение.
Для развития сюжетно-ролевой игры, а вместе с ней и эмоциональной сферы у детей с ОНР мы можем воспользоваться музыкальными фрагментами. Перед тем, как предложить детям поиграть в сюжетно-ролевую игру на определенную тематику, мы можем заинтересовать их, повысить эмоциональный фон, обогатить представления детей о жизни взрослых, различных профессиях. Для этого мы можем дать детям послушать мелодию на определенную тематику (например, если дети собрались играть в больницу, то мы можем прослушать пьесу П.И.Чайковского «Болезнь куклы»; песенку про Доктора Айболита - К.Чуковского/А. Кудрявцева и т.д.).
После или во время прослушивания музыки детям можно позволить подвигаться, передавая свои эмоции в пластических композициях, поговорить о музыке, вызывая у детей желание высказываться. Такие музыкальные занятия способствуют развитию интереса детей к данной профессии, вызывают сильный эмоциональный отклик, помогают глубже вжиться в образ, чувствовать его душой и телом. Тем самым ребенок в процессе игры будет перенимать от своего героя не только поведение, но и переживания и эмоции, а следовательно учиться чувствовать и сочувствовать.
А еще, ролевая игра - способ снятия эмоционального напряжения. Проигрывая какую-либо напряженную эмоциональную ситуацию ребенок словно «выговаривается», сбрасывает накопившиеся эмоции, освобождается от лишних мыслей. Например, в процессе прослушивания пьесы «Болезнь куклы», ребенок вспоминает, как и он когда-то болел, свои переживания, и в процессе определенных движений под музыку, сюжетно-ролевой игры он может освободиться от своих переживаний. Ребенок может играть в доктора перед походом в больницу или после него. Таким образом, он либо готовит себя к визиту к врачу, который вероятно пугает его, либо пытается снять с себя эмоции уже после его посещения. Через понимание эмоционального состояния героев ребенок учится сопереживать, намечает дальнейший ход событий («Котик заболел, надо его полечить и не пускать на улицу, чтобы не замерз»).
Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. Она является деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни. Но у детей с ОНР игровая деятельность, а вместе с ней и эмоциональная сфера находятся на недостаточном уровне развития. Таким образом, игровую деятельность и эмоциональную сферу детей с ОНР необходимо развивать, а помочь нам в этом может музыка.
Литература:
1. Абрамян, Л.А., Антонова, Т.В., Артемова, Л.В. Игра дошкольника Под ред. С.Л. Новоселовой / Л.А. Абрамян. – М.: Просвещение, 1989. - 286 с.
2. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А.П. Усова - М.: Просвещение, 1976. – 206 с.
3. http://www.bisound.com
Ямаева М.В.
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С СОВРЕМЕННЫМИ ШКОЛЬНИКАМИ