Направления реализации системы профилактика компьютерной зависимости у подростков
Работа с педагогами | Работа с подростками | Работа с семьёй |
Задачи: -повысить уровень профессиональной подготовки педагогов по проблеме профилактики компьютерной зависимости подростков; - создать материально-техническую базу для проведения работы по профилактике компьютерозависимого поведения подростков; - сформировать целостно-смысловое единство педагогов образовательного учреждения по отношению к проблеме профилактики компьютерной зависимости | Задачи: - сформировать и развить полноценную личность подростка, способного успешно адаптироваться в информационном обществе; - скорректировать и нивелировать негативные личностные особенности подростков, способствующие развитию компьютерной зависимости. | Задачи: -повысить психолого-педагогическую и компьютерную культуру родителей; - сформировать потребность родителей к конструктивному взаимодействию с педагогами по проблеме профилактики компьютерной зависимости подростков; - оказать социально-педагогическую поддержку и помощь семье подростка. |
Формы работы с педагогами пед.советы, лекции, курсы повышения квалификации, круглые столы, спецсеминары, методические объединения, научно-практические конференции, мастер-классы. | Формы работы с подростками специальные учебные модули на общеобразовательных дисциплинах (математика, информатика, ОБЖ), кружковые и факультативные занятия, игровое проектирование, экскурсии, целевые прогулки. | Формы работы с семьёй турпоходы, семейные прогулки, родительские всеобучи, клубы, встречи со специалистами, тренинги по развитию социально-психологической и педагогической компетентности. |
Методы работы с педагогами Анализ педагогической деятельности, мониторинг, персональный контроль, изучение документации, индивидуальное собеседование, тематические беседы, соц. опросы. | Методы работы с подростками Мониторинги, социальные опросы, психодиагностика, тематические беседы, дискуссии; вовлечение в деятельность, альтернативную компьютерной; моделирование жизненных ситуаций, тренинги, деловые игры, выбор решения из альтернатив; разрешение проблемных ситуаций; поиск суждений относительно определенного факта или явления. | Методы работы с семьёй семейное консультирование, социально-педагогическая поддержка и помощь семье |
Прогнозируемый результат:развитие адекватного поведения подростков в социуме, коммуникативных умений, конструктивной модели взаимодействия с компьютерными технологиями, исключение компьютерозависимого поведения у подростков. |
Рис.1. Система педагогической профилактики компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении (по С.В. Фадеевой)
Очевидно, что ключевой задачей образовательного учреждения в сфере предупреждения компьютерной зависимости школьников заключается в проведении ранней профилактики, основой которой является организация психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на предотвращение компьютерной зависимости учащихся, включая профилактику на основе внедрения индивидуальных и групповых программ по формированию навыков адаптивного поведения. Такое сопровождение возможно лишь при реализации следующих условий:
• достаточное методическое и материально-техническое обеспечение деятельности педагогов по профилактике компьютерной зависимости;
• повышение квалификации педагогов (специалистов службы сопровождения образовательного учреждения) в сфере профилактики компьютерной зависимости учащихся, раннего выявления у школьников признаков компьютерной зависимости;
• разработка и реализация системы взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся;
• организация межведомственного взаимодействия, предполагающая совместную деятельность школы, других учреждений и ведомств, общественных объединений и организаций, сфера задач которых связана с предупреждением компьютерной зависимости школьников [2, с. 11-12].
Обобщив всё вышеперечисленное, систему профилактики компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательных учреждениях, представим в виде схемы, предложенной С.В. Фадеевой (рис. 1) [3, с. 19].
Таким образом, можно сделать вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитание, но, и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.
Библиографический список
1. Егоров, А.Ю. Нехимические зависимости [Текст]: Монография. - СПб: Речь, 2007. – 192 с.
2. Организация психолого-педагогического сопровождения в образовательном учреждении с целью предупреждения компьютерной зависимости школьников [Текст]: Методическое пособие / Серия: «Здоровье в школе» / – Вып. 2. – СПб: ГБС(К)ОУ школа-интернат № 9, 2014. – 58 с.
3. Фадеева, С.В. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у подростков в общеобразовательном учреждении: автореферат дисс. … канд. пед. наук. - Смоленск, 2013. – 26 с.
4. Мельникова, М. Каковы причины компьютерной зависимости у детей и подростков? [Электронный ресурс]: познав. журнал «Школа жизни» / М. Мельникова. – 2009. – Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-22951/ (дата обращения: 14.11.2015).