Специальная педагогика о закономерностях развития детей
Центральным вопросом как специальной психологии, так и специальной педагогики является проблема компенсации функций.
Задача специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Компенсация психических функций (от лат. compensatio - уравновешивание, уравнивание) - это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций.
Л.С. Выготский в своих работах критически проанализировал существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. При рассмотрении теории компенсации психических функций Л.С. Выготского можно выделить несколько важных моментов.
Во-первых, Л.С. Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта.
Во-вторых, Л.С. Выготский ввел понятие структура дефекта. Первичное нарушение, например снижение слуха, зрения и т.д., влечет за собой вторичные отклонения в развитии и отклонения третьего порядка. Вторичные отклонения носят, как правило, системный характер, меняют всю структуру психического развития ребенка. Педагогическое воздействие направлено в первую очередь на преодоление и предупреждение вторичных дефектов. С помощью педагогических средств может быть достигнута значительная компенсация нарушенных функций.
Своеобразие структуры психического развития, например глухого ребенка, можно представить в следующем виде: первичный дефект - нарушение слуха, вторичное отклонение - нарушение развития речи, отклонение третьего порядка - своеобразное развитие всех познавательных процессов. Для преодоления первичных дефектов необходимо медицинское воздействие, вторичные отклонения поддаются корригирующим педагогическим воздействиям. Причем чем теснее связано вторичное отклонение с первичным дефектом, тем сложнее его коррекция.
В-третьих, основной путь компенсации людей с различными нарушениями Л.С. Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества.
Таким образом, психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.Особенностями развития психики являются необратимость изменений, их направленность, закономерный характер.
Основой для специальной психологии и специальной педагогики послужило заключение Л.С. Выготского о том, что развитие психики аномальных детей подчиняется тем же основным закономерностям, которые обнаруживаются в развитии нормального ребенка:
1. психическое развитие имеет цикличный характер, т.е.сложную организацию во времени.
2. Неравномерность психического развитияобусловлена, во-первых, активным созреванием мозга в определенные периоды жизни ребенка, во-вторых, тем, что отдельные психические функции развиваются на базе ранее сформированных.
3. Нервная система пластичнаи на этом основана способностьк компенсации: чем меньше ребенок, тем более он раним, но в то же время его нервная система обладает большими резервами пластичности, а следовательно - компенсаторными возможностями. Это приводит к тому, что в процессе психического развития ребенка сочетаются процессы эволюции и инволюции - то, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется.
4.Большое значение для специальной психологии имеет положение о единстве биологических и социальных факторов в процессе психического развития.К биологическим факторам относятся темперамент, задатки способностей, особенности протекания внутриутробного периода жизни ребенка. К социальным факторам относится все то, что характеризует общество, в котором живет ребенок, - тип идеологии, культурные традиции, религия, уровень развития науки и искусства, которые определяют принятую в данном обществе систему обучения и воспитания. В развитии более простых психических функций велика роль биологических, наследственных факторов, в развитии более сложных психических функций - социокультурных.
Закономерности общие для всех типов аномального развития:
1.Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации. Например, замедленная скорость переработки информации при зрительном восприятии у детей с нарушенным слухом отмечается в дошкольном и младшем школьном возрасте (до 10-11 лет).
2. Трудность словесного опосредствования. Как правило, умственно отсталые дети испытывают большие трудности при необходимости устанавливать и сохранять в памяти опосредствованные связи, припоминание по ассоциации дается им с большим трудом.
3. Замедление процесса формирования понятий.
Вопросы и задания
1. Разберите структуру дефекта на конкретном примере.
2. Перечислите закономерности, общие для детей с нормальным и аномальным развитием.
3. Каковы закономерности аномального развития?