Вл. И. Немировичу-Данченко 1 страница. Дорогой Владимир Иванович!
13 сентября 1917
Дорогой Владимир Иванович!
Не знаю, что вызвало Ваше письмо. Я ничего не предпринимал и ничего особенного никому не говорил, тем более что я никого и не вижу. Я переживаю очень тяжелое время; мне очень тяжело и нестерпимо скучно. Но я борюсь с тем, что во мне, молча.
Что касается до самолюбия и, в частности, до "Села Степанчикова", то беда в том, что я очень рад, что не играю, и теперь мечтаю только об одном: забыть обо всем, что было, и больше не видеть ничего, что относится к злосчастной постановке1.
Относительно будущих ролей я и не думаю, так как я ничего больше не смогу сделать, по крайней мере в Художественном театре. В этом направлении, после полного краха моего плана, моя энергия совершенно упала. Может быть, в другой области и в другом месте я смогу воскреснуть. Я говорю, конечно, не о других театрах, но -- о студиях. Otello -- free!..
Ваш
К. Алексеев
1917--15/IX
В. В. Лужскому
Сентябрь 1917
Дорогой Василий Васильевич,
"Дно" могу смотреть, когда Вы назначите. Два часа -- очень неудобное время. Пропадает репетиция. Хорошо бы в один из дней (кроме 20-го -- у меня общее собрание) назначить репетицию часа в 4 -- тогда не пропала бы репетиция "Чайки"1. Имейте в виду, что жена волнуется о следующем: если придется ехать в Крым, тогда можно будет отсрочить поездку; если же на Кавказ, то 28 сентября идет последний в этом месяце поезд на Кисловодск. Я не понял хорошо -- последний ли вообще, тогда отъезд 28-го неизбежен, если же только в этом месяце, тогда...
Дело в том, что прошел слух, что 1 октября солдаты бросают ружья и уходят с фронта. Жена, по-видимому, поверила слуху и боится попасть в волну людского потока. Я советую Вам сговориться или пусть она Вам позвонит, я ей скажу.
Ваш К. Алексеев
Вл. И. Немировичу-Данченко
5 октября 1917
Москва
Дорогой Владимир Иванович!
Сегодня день тридцатипятилетия Вашей литературной деятельности1.
Мы знаем, что она прервалась для театра, всех нас. Мы всегда помним эту жертву.
Хотелось дружески обнять Вас.
К. Алексеев (Станиславский)
[Далее следуют многочисленные подписи артистов Художественного театра.]
В. В. Лужскому
Октябрь (до 11-го) 1917
Москва
Дорогой Василий Васильевич!
Репетиция "Вишневого сада" нужна будет, по-видимому, только для того, чтобы подсказать какой-то прием, чтобы говорить естественно -- громко. Все неохотно откликаются на признание этого спектакля исключительно важным. Насиловать общую волю теперь трудно. Поэтому, если все не придут к искреннему убеждению, что спектакль "Вишневый сад" необходимо освежать, и не приступят к этому делу охотно и сознательно, -- надо будет только собраться, ненадолго, чтобы сговориться о строжайшей дисциплине на этот спектакль и для опытов громкой речи1. Это займет немного времени, и довольно будет одного раза. Другой день можно будет посвятить Поповой.
11-го в 4 часа буду в театре.
11-го вечером буду дежурить.
Насчет обстановки "Вишневого сада" -- я не понял того, что Вы пишете.
Если удастся вырваться из заседания, буду сегодня в 4 часа в Солодовниковском театре.
Ваш К. Алексеев
Комментарии
1*
Письма к H. К. Шлезингеру печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив К. С. Станиславского) {При дальнейших ссылках на материалы, хранящиеся в архиве К. С. Станиславского в Музее МХАТ, указываем только шифр архива: КС.}.
Шлезингер Николай Карлович (1857--1929) -- друг К. С. Алексеева (Станиславского). Изредка участвовал в любительских спектаклях Алексеевского кружка.
1 Станиславский занимал пост одного из директоров Русского музыкального общества и Консерватории с 1886 по 1888 г.
Чествование А. Г. Рубинштейна состоялось в день сто первого представления его оперы "Демон", шедшей в Большом театре в бенефис К. Ф. Вальца 22 сентября 1886 г. Станиславский вспоминает об этом вечере в книге "Моя жизнь в искусстве" (см. Собр. соч., т. 1, стр. 56--58)
2 23 сентября 1886 г. начался второй сезон Русской частной оперы С. И. Мамонтова.
2*
Письма Станиславского к родителям печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Письмо No 2 послано в Ялту.
Алексеева Елизавета Васильевна (1841--1904) -- мать Станиславского. См. о ней в книге "Моя жизнь в искусстве" (Собр. соч., т. 1, стр. 7).
1 Зина -- Зинаида Сергеевна Алексеева, в замужестве Соколова (1865--1950), сестра Станиславского. Участница спектаклей Алексеевского кружка, впоследствии актриса и режиссер-педагог.
2 Няня -- Обухова Фекла Максимовна (ум. в 1909 г.).
3 Люба -- Любовь Сергеевна Алексеева, в замужестве Струве (1871--1941) -- сестра Станиславского.
Паша -- Павел Сергеевич Алексеев (1875--1888), младший брат Станиславского.
Маня -- Мария Сергеевна Алексеева (1878--1942), сестра Станиславского. В начале 900-х годов, во время гастрольных поездок своего мужа, тенора В. С. Севастьянова, выступала в операх и опереттах.
4 Юра -- Георгий Сергеевич Алексеев (1869--1921), брат Станиславского; участвовал в спектаклях Алексеевского кружка, впоследствии вел режиссерскую работу в Харьковском народном доме.
5 Станиславский окончил шесть классов гимназии при Лазаревском институте восточных языков. "Костя умолил отца не заставлять его оканчивать Лазаревский институт. Отец согласился, и через несколько месяцев Костя стал работать в конторе на золотоканительной фабрике",-- вспоминает З. С. Соколова. (Золотоканительная фабрика принадлежала отцу Станиславского.)
6 Василий Ефимович -- Макашев, репетитор Г. С. Алексеева.
Евгений Иванович -- Венсан, гувернер братьев Алексеевых.
7 Алексеев Николай Александрович (1852--1893) -- двоюродный брат Станиславского. С 1885 по 1893 г. -- московский городской голова.
Торговые ряды на Красной площади в Москве были построены архитектором О. И. Бове в 1814 г. В 1886 г. по распоряжению Н. А. Алексеева ряды были закрыты, так как они пришли в ветхость. На их месте в 1893 г., по проекту архитектора А. М. Померанцева, были выстроены Верхние торговые ряды в стиле, имитирующем русскую архитектуру XVII века.
8 Лидия Егоровна -- Гольст, сначала гувернантка детей, а потом компаньонка Е. В. Алексеевой. Прожила в доме Алексеевых около тридцати лет.
3*
Послано в Ялту.
1 Нюша -- Анна Сергеевна Алексеева, в замужестве Штекер (1866--1936), сестра Станиславского. Играла главные роли в Алексеевской кружке. В Обществе искусства и литературы и в МХТ (1899--1903) выступала под псевдонимом Алеева.
Андрюша -- Андрей Германович Штекер, муж А. С. Алексеевой, тогда -- служащий торговой фирмы. Участвовал в хоре Алексеевского кружка.
Сережа -- Сергей Алексеевич Кашкадамов (по прозвищу Сис), приятель Станиславского. Полк, в котором служил Кашкадамов, очевидно, стоял в Коканде (отсюда встречающиеся далее выражения: "кокандские похождения", "кокандский бас").
2 "Переходом" в семье Алексеевых называли помещение, соединявшее главный дом у Красных ворот с флигелем. Во флигеле находились сцена и зрительный зал на триста человек.
"Хорошая большая сцена имела газовое освещение, шелковый малиновый занавес с золотом вытканным рисунком и с золотой в четверть аршина бахромой внизу",-- вспоминает З. С. Соколова (см. "К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", М., изд. Академии наук СССР, 1955, стр. 380).
Семья Алексеевых располагала также летним театром в Любимовке. На его сцене исполнялись первые любительские спектакли Алексеевского кружка.
3 Шидловский Э. А. -- друг братьев Алексеевых.
Данцигер Андрей Андреевич -- сын известного в то время биржевого нотариуса, впоследствии сам занимал эту должность.
Данцигер не расставался с веером, так как ему была поручена роль японского "министра на все руки" Пу-Ба в оперетте А. Сюлливана "Микадо, или Город Титипу".
4 Об увлечении постановкой "Микадо" С. В. Алексеев рассказывал в письме к Е. В. Алексеевой: "У нас, надо тебе сказать, микадное помешательство, слово "Микадо" не сходит с уст, начиная с Елизаветы Ивановны и кончая, кажется, Мишуткой, а упражнения с веером обуяли всех. Приходим к Нюше -- веера, приходим домой -- веера, наконец, вчера вечером приехал Данцигер, тоже с веером,-- одним словом, ветру много" (Музей МХАТ, архив КС).
На репетициях "Микадо" исполнители старались подражать японским жонглерам, их жестам, походке, манере носить и завязывать кимоно и т. д. Настоящие японские кимоно и веера были куплены в Париже. Декорации писал художник К. А. Коровин.
5 Хоровые спевки начались за семь месяцев до премьеры "Микадо", что свидетельствует о серьезной постановке дела в Алексеевской кружке.
6 Володя -- старший брат Станиславского, Владимир Сергеевич Алексеев (1861--1939), впоследствии режиссер-педагог.
...по адресу ученых певцов -- речь идет о Станиславском и его сестре, бравших в то время уроки пения у Ф. П. Комиссаржевского.
7 Костенька -- Константин Константинович Соколов (1857--1919), врач-хирург, муж З. С. Алексеевой. Талантливый актер-любитель. Участвовал в Алексеевской кружке. В то время разучивал партию Коко, обер-палача города Титипу ("Микадо").
8 Этот альбом хранится сейчас в Доме-музее К. С. Станиславского. В нем собраны программы и фотографии спектаклей Алексеевского кружка.
4*
Послано в Ялту. Год устанавливается по связи с письмами к матери от 10 и 11 октября 1886 г.
1 В оперном театре С. И. Мамонтова гастролировали известные итальянские певцы.
2 А. Г. Рубинштейн был основателем (1859) и руководителем Русского музыкального общества, а с 1862 г.-- Петербургской консерватории, первого в России высшего музыкального учебного заведения.
3 В 1881 г. Станиславский был распорядителем на похоронах Н. Г. Рубинштейна. Его рассказ об этом см. Собр. соч., т. 1, стр. 413--414 и т. 5, стр. 69--71.
4 Опера "Песнь торжествующей любви" была написана композитором А. Ю. Симоном и поставлена Немировичем-Данченко и Станиславским в 1898 г. (любительский спектакль во дворце великого князя Сергея Александровича, в Москве).
В 1898 г. А. Ю. Симон был приглашен Станиславским для работы в Художественном театре.
5*
Письма к К. К. Альбрехту печатаются по подлинникам, хранящимся в Государственном центральном музее музыкальной культуры (рукописный отдел, фонд Альбрехта, No 1400--5).
Альбрехт Константин (Карл) Карлович (1836--1893) -- музыкант, помогавший Н. Г. Рубинштейну в организации Московской консерватории. С открытием консерватории вошел в состав ее преподавателей и занял место инспектора.
Переписка Станиславского с Альбрехтом касается разных сторон консерваторской жизни. В одном из писем Станиславский напоминает Альбрехту, что в газетах нет извещения о приемных экзаменах и начале занятий в консерватории, в другом советуется с ним об окраске консерваторского зала, о рисунке ширм для оперного класса и т. п.
1 Известная артистка Большого театра, певица M. H. Климентова (Муромцева) выразила желание выступить в благотворительном концерте в пользу учениц консерватории.
6*
1 Фиф -- Федор Алексеевич Кашкадамов, любимый друг Станиславского. Умер от туберкулеза в 1886 г., двадцати лет от роду.
2 "...Наш дом часто менял свою физиономию в зависимости от происходивших в нем событий,-- вспоминал Станиславский.-- Так, например, отец -- известный благотворитель -- учредил лечебницу для крестьян. Старшая сестра влюбилась в одного из докторов лечебницы, и весь дом стал усиленно интересоваться медициной. ...Скоро вторая сестра заинтересовалась соседом -- молодым немцем-коммерсантом. Наш дом заговорил по-немецки и наполнился иностранцами. Увлекались верховой ездой, бегами, скачками, всевозможным спортом. Мы, молодые люди, старались одеваться по-европейски, и, кто мог отпустил себе небольшие бачки и перечесался по-модному. Но вот один из братьев влюбился в дочь простого русского купца в поддевке и в длинных русских сапогах,-- и весь дом опростился" (см. Собр. соч., т 1, стр. 41--42).
3 Родители Станиславского не только поощряли увлечение детей сценическим искусством, но и сами участвовали в семейных спектаклях и вечерах, а также в любительских спектаклях Мамонтовского кружка.
7*
Год устанавливается по данным биографии M. H. Корф (см. А. И. Южин-Сумбатов, Записи. Статьи. Письма, М., 1951).
1 Речь идет о семье известного педагога Н. А. Корфа. Его дочь Мария Николаевна Корф (по сцене Вронская) была артисткой Малого театра с 1883 по 1886 г. В 1887 г. вышла замуж за А. И. Южина. Младшая дочь Н. А. Корфа, Лидия Николаевна, в том же году стала женой А. П. Ленского.
2 К двадцати трем годам артист-любитель Станиславский пользовался уже большой популярностью в Москве. Сам он оценивает свои сценические успехи с присущей ему скромностью.
8*
Год устанавливается по "Художественным записям" Станиславского. 2 мая 1887 г. состоялось четвертое представление оперетты "Микадо".
9*
Письма к И. Н. Львову печатаются по подлинникам, хранящимся в Музее МХАТ (архив КС).
Дата письма No 9 устанавливается по почтовому штемпелю. Послано в Харьков, где И. Н. Львов находился тогда на военной службе.
Львов Иван Николаевич (1857--1922) -- репетитор в семье Алексеевых. Львов был инициатором и режиссером первого спектакля Алексеевского кружка в Любимовке.
"Иван Николаевич Львов сыграл в нашей жизни большую роль. Это был превосходный, нравственный, трудолюбивый и знающий человек. Скоро он сделался нашим другом и близким человеком в нашей семье",-- вспоминал В. С. Алексеев (сб. "О Станиславском", М., изд. ВТО, 1948, стр. 51).
1 "Стройность и осмысленность хоровых масс, состоявших из образованных исполнителей, были замечательны... Что касается солистов, то все они были так жизненны и остроумны, что и опереточным нашим артистам можно бы многому у них поучиться. Первое место занимал по красивому голосу, осмысленной фразировке К. А-в" ("Московский листок" от 3 мая 1887 г.).
Станиславский играл в "Микадо" роль принца Нанки-Пу.
2 8 апреля 1886 г. Станиславский писал И. Н. Львову о своем первом дебюте в опере: "Ученики Комиссаржевского устраивают в нашей зале спектакль, в котором я изображаю Мельника и Мефистофеля" (Музеи МХАТ, архив КС).
3 Малинин Михаил Дмитриевич -- оперный певец (баритон). В Русской частной опере Мамонтова исполнял партии Мизгиря ("Снегурочка"), Валентина ("Фауст"), Петра ("Вражья сила").
В Русскую частную оперу М. Д. Малинин пришел из любительского Мамонтовского кружка.
10*
Дата устанавливается по фразе письма: "в воскресенье 15 ноября... в театре Мошнина".
1 Станиславский приглашал Н. К. Шлезингера на премьеру спектакля "Майорша" И. Шпажинского, в котором он исполнял роль арендатора мельницы Карягина. Этот спектакль Московского музыкально-драматического любительского кружка состоялся 15 ноября 1887 г. в помещении театра К. В. Мошнина.
2 Перевощиков Дмитрий Петрович -- брат М. П. Перевощиковой (Лилиной).
Шидловская (Шиловская) Евгения Викторовна -- участница любительских кружков, приглашенная Станиславским в Общество искусства и литературы.
11*
Печатается по подлиннику Государственного центрального музея музыкальной культуры (архив РМО, No 2, инв. No 201).
Третьяков Сергей Михайлович (1834--1892) -- известный коллекционер живописи, один из основателей Третьяковской галереи, член дирекции московского отделения Русского музыкального общества.
1 В московском отделении РМО было пять директоров: П. И. Чайковский, С. И. Танеев, С. М. Третьяков, К. С. Алексеев (Станиславский) и П. И. Юргенсон.
12*
Послано в Самару.
Год устанавливается по содержанию письма ("Горькая судьбина" была поставлена в Обществе искусства и литературы 11 декабря 1888 г.). Дата уточняется по словам: "недавно... в троицын день".
1 Вскоре болезнь младшего брата Паши приняла угрожающий характер, и Станиславский вместе с З. С. Соколовой выехали на Висячий хутор (дача под Самарой). Члены семьи поочередно дежурили у постели больного. В письме к В. С. Алексееву от 7 июня 1888 г. Станиславский рассказывает: "Я, в мою очередь, входил на минутку к Паве, но, каюсь, не мог долго оставаться там, мне слишком ясно вспомнился Фифа [Кашкадамов]. Однако не заключай из этого, что я раскис... я не растеряюсь в серьезную минуту.
...Меня сейчас оторвали от этого письма фальшивой тревогой: думали, что Паша отходит... должно быть, до утра не доживет" (Музей МХАТ, архив КС). Смерть наступила 10 июня 1888 г.
2 Елизавета Ивановна -- Леонтьева, в молодости была гувернанткой матери Станиславского. Жила в доме Алексеевых до самой смерти.
3 Степан Васильевич -- Тараканов, управляющий домом Алексеевых у Красных ворот.
4 Савелий Иванович -- служащий в имении Алексеевых в Любимовке.
5 Владимир Сергеевич был женат на Прасковье Алексеевне Захаровой. Шура и Коля -- их дети.
6 Милиоти Константин Юрьевич -- друг отца Станиславского. Его жена -- балерина Большого театра Полина Михайловна Карпакова.
Письма к З. С. Соколовой печатаются по подлинникам, хранящимся в личном архиве ее дочери З. К. Васнецовой.
Письмо No 13 относится ко времени организации Общества искусства и литературы; устав Общества был утвержден 7 августа 1888 г.
1 "Брат много раз приглашал меня и Константина Константиновича [Соколова] войти активно актерами в их Общество, но я не могла: у меня была маленькая дочь... муж мой занялся хирургией и, хотя был очень талантлив как актер, считал, что годится лишь для любительских спектаклей",-- вспоминала З. С. Соколова ("К. С. Станиславский. Материалы. Письма. Исследования", стр. 402).
2 Васильев -- Флеров (Васильев) С. В.-- см. письма к С. В. Флерову-Васильеву и прим. к ним.
Гольцев -- по-видимому, Гольцев Виктор Александрович, публицист и критик, редактор журнала "Русская мысль".
3 Алекс. Влад.-- Александра Владимировна Алексеева, родственница Станиславского.
Далее перечислены московские семьи, большей частью близкие Алексеевым по родству и по общим театральным интересам.
4 Александровские пьесы -- пьесы Виктора Александрова (псевдоним В. А. Крылова).
5 Станиславский называет любителей из Алексеевского кружка и других любительских трупп: сестры Зинаида и Анна (Нюша), брат Георгий (Юша), увлекавшийся актером Малого театра М. А. Решимовым, П. А. Алексеева (Панечка) и др. В труппу Общества из перечисленных Станиславским лиц вошли: Анна Сергеевна Штекер (псевдоним -- Алеева), Мария Петровна Перевощикова (по сцене Лилина), Анна Михайловна Алянчикова (Лордина), Юлия Константиновна Деконская, Александр Александрович Федотов (Филиппов), врач Александр Павлович Деконский, редактор-издатель журнала "Артист" Федор Александрович Куманин (Карелин), Дмитрий Феофилактович Вансяцкий (Неволин), Петр Васильевич Погожев (выступал под фамилией Молчанов), Николай Сергеевич Третьяков (псевдоним Сергеев), Александр Акимович Шенберг (выступал в спектаклях Общества под фамилиями Бежин и Санин).
Датируется по связи с предыдущим письмом.
1 "Скупой рыцарь" А. С. Пушкина и "Жорж Данден" Мольера были сыграны в Обществе искусства и литературы 8 декабря 1888 г.
В "Скупом рыцаре" Станиславский исполнял роль Барона, в комедии "Жорж Данден" -- Сотанвиля.
15*
Письма к С. В. Флерову печатаются по подлинникам, хранящимся в Государственном центральном театральном музее имени А. А. Бахрушина.
Подлинник письма No 15 предоставлен для данного издания мемуарной комиссией Всероссийского театрального общества.
Дата устанавливается по репетиции "Каменного гостя", которую провел Станиславский 16 февраля 1899 г. с новой исполнительницей роли Лауры -- О. А. Поздняковой (Фосс).
Флеров (Васильев) Сергей Васильевич (1841--1901) -- театральный критик.
1 Костюмированный бал и художественный праздник Общества искусства и литературы состоялся 18 февраля 1889 г. в залах Благородного собрания (ныне помещение Дома Союзов). Станиславский был одним из организаторов этого бала.
2 Ватто Антуан (1684--1721) -- французский живописец.
3 Вольф М. О. -- издатель и книготорговец.
Готье -- издатель иностранной литературы, владелец книжного магазина в Москве.
Дурново Михаил Александрович (1837--1914) -- артист Малого театра, преподавал дикцию, декламацию и сценические упражнения в училище при Обществе искусства и литературы.
Павильон литературы был оформлен по рисункам Н. А. Богатова.
4 Бодри и Брокар -- владельцы фирм парфюмерных товаров.
5 Декорацию к "Царству леших" писали художники К. А. Коровин, Ф. Л. Соллогуб, В. В. Переплетчиков, А. С. Степанов.
6 В программе бала указывалось, что декорация "Сельской ярмарки" была сделана по рисункам Н. А. Богатова.
7 Декорация "Кавказа" была выполнена по рисункам Н. А. Богатова.
8 Декорации В. М. Васнецова к опере Н. А. Римского-Корсакова "Снегурочка", поставленной в Русской частной опере С. И. Мамонтова.
9 Берендейки -- действующие лица в опере "Снегурочка".
10 Мамонтов Савва Иванович -- см. письма к нему.
16*
Дата устанавливается по "Художественным записям", где говорится о последнем спектакле сезона, сыгранном 13 апреля 1889 г.
1 "Вернувшись в уборную, я нашел уже там Шлезингера, который смотрел пьесу в первый раз. Он был в восторге..." (Собр. соч., т. 5, стр. 113).
17*
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Государственной Третьяковской галерее (отдел рукописей, фонд В. Д. Поленова, No 54/1180). Дата помечена на письме неизвестным лицом.
Поленов Василий Дмитриевич (1844--1927) -- художник, входивший в объединение "передвижников", наряду со станковой живописью широкой известностью пользуются его театральные декорации. Народный художник РСФСР.
Знакомство с Поленовым состоялось еще в юношеские годы Станиславского, когда они выступали в спектаклях Мамонтовского кружка. Поленов писал декорации к спектаклям кружка. "Обыкновенно,-- вспоминал Станиславский,-- спектакли происходили во время рождественских праздников. Тогда на целую неделю или на две весь дом превращался в театральные мастерские и швальни. В одной из комнат расстилалось полотно для Василия Дмитриевича Поленова, и он со своим молоденьким помощником К. А. Коровиным готовил декорацию своего акта" ("Воспоминания о С. И. Мамонтове", Собр. соч., т. 6, стр. 98).
1 Выйдя из состава правления Общества искусства и литературы, Поленов остался членом Общества и прислал членский взнос (25 руб. серебром).
18*
Дата устанавливается по году женитьбы Станиславского.
1 Перевощикова (Лилина) Мария Петровна (1866--1943) -- в то время артистка Общества искусства и литературы, позднее -- Московского Художественного театра.
Дочь нотариуса, классная дама Екатерининского института для благородных девиц, Лилина тайком от начальства участвовала в любительских спектаклях. Ее первое совместное выступление со Станиславским состоялось 29 февраля 1888 г. в пьесе В. Крылова "Баловень".
День их венчания -- 5 июля 1889 г.
Дата устанавливается по связи с предыдущим письмом.
20*
Письма к А. Г. Достоевской публикуются по подлинникам, находящимся в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР имени В. И. Ленина (шифр Дост/II, 9/3).
Достоевская Анна Григорьевна (1846--1918) -- жена Ф. М. Достоевского.
1 "Фому Опискина назвал Фомой Оплевкиным, Обноскова -- Отрепьевым, Мизинчикова -- Пальчиковым и т. п. В таком виде пьеса была разрешена цензурой почти без помарок",-- рассказывает Станиславский (Собр. соч., т. 1, стр. 138). На рукописи инсценировки было указано, что "сюжет заимствован".
2 Станиславский поставил спектакль "Фома" в Обществе искусства и литературы в 1891 г. и исполнял роль Костенева (Ростанева). Главу "Моей жизни в искусстве", в которой описано исполнение роли Ростанева, Станиславский назвал "Успех у себя самого". Эта его работа была высоко оценена критикой. "В роль Ростанева он вложил такую массу таланта, был так прост, так естествен... Верхом совершенства была у него сцена изгнания Фомы... Я смело заявляю, что русское общество теряет очень много от того, что такой художник, как г. Станиславский, подвизается на частной сцене" ("Развлечение", 1891, 1 декабря).
Сохранились зарисовки декораций к "Селу Степанчикову", сделанные Станиславским (Музей МХАТ, архив КС). Художниками спектакля были К. А. Коровин и В. В. Гурнов.
21*
1 Прочитав инсценировку повести "Село Степанчиково и его обитатели", сделанную Станиславским, А Г. Достоевская писала ему 28 марта 1890 г.: "Вы чрезвычайно умело справились с Вашею задачею. В таком виде вещь непременно должна иметь успех на сцене" (Музей МХАТ, архив КС).
2 Юрьев Сергей Андреевич (1821--1888) -- переводчик Шиллера, Лопе де Вега, Шекспира. Редактор журнала "Русская мысль".
22*
1 Свою первую дочь К. С. Станиславский и М. П. Лилина назвали потом Ксенией. Через три месяца она умерла от воспаления легких.
2 В это время в Москве гастролировала немецкая труппа придворного театра герцогства Саксен-Мейнинген (см. "Моя жизнь в искусстве", глава "Мейнингенцы").
В марте 1890 г. Станиславский писал родителям: "По большей части мы читаем с нею (М. П. Лилиной) Шекспира, так как я готовлюсь к приезду Росси и мейнингенцев. Бедная Маруся, ей не удастся познакомиться с приезжими гостями" (Музей МХАТ, архив КС).
3 "Дело Клемансо" -- драма в 5 действиях Армана д'Артуа по роману Дюма-сына. Перевод с французского К. С. Станиславского. Станиславским уже были собраны "мотивы и эскизы декораций", но постановка осталась, неосуществленной.
4 "Плоды просвещения".
5 Ольга Тимофеевна -- Перевощикова, мать М. П. Лилиной.
23*
Письма к О. Т. Перевощиковой печатаются по подлинникам (Музей МХАТ, архив КС).
1 8 июля 1890 г. праздновалась свадьба сестры Станиславского -- Любови Сергеевны Алексеевой.
2 В детстве братьев Алексеевых учили столярному делу, резьбе по дереву и т. д.
3 Иматра -- водопад в Финляндии.
Печатается по подлиннику, хранящемуся в Государственном музее Л. Н. Толстого (отдел рукописей, КП 9390, 131/37).
Письмо No 24 написано на бланке Общества искусства и литературы переписчиком, подписано Станиславским.
1 Станиславский был режиссером спектакля "Плоды просвещения" и играл в нем роль Звездинцева (см. Собр. соч., т. 1, глава "Первая режиссерская работа в драме "Плоды просвещения").
2 Был ли Л. Н. Толстой на спектакле "Плоды просвещения", установить не удалось.
25*
Датируется по содержанию письма.
1 Вера Карловна -- сестра Н. К. Шлезингера.