Нормативно‑правовая база системы специального образования
Важнейшим благом для человека являются его права и свободы. Защита этих прав и свобод, социальная защита населения и механизм реализации ее базируются на конституционно‑правовых установлениях и международных актах о правах и свободах человека. Международные правовые документы о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных правах провозглашают и признают права всех людей на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство, свободу убеждений, слова, религии, мирных собраний и ассоциаций, право на труд, отдых, социальное обеспечение, защиту материальных и моральных интересов.
Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме: Всеобщая декларация прав человека; Декларация о правах инвалидов; Декларация о правах умственно отсталых лиц; Конвенция о правах ребенка; Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.
Среди этих документов Всеобщая декларация прав человека явилась отправным пунктом для разработки многих других документов по этой проблеме. Было обращено особое внимание на необходимость обеспечения защиты детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребенка – «великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка». Главная цель Конвенции – максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права «неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе». Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Не менее значимой является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, они должны пользоваться особыми правами в предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) направлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям.
Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сделать следующие выводы.
1. Принцип равенства прав, отраженный во всех рассматриваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
2. Лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав, например право неслышащего человека пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса.
3. Особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном, а во многих правовых документах.
Законодательная политика в Российской Федерации направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в течение 1990‑х гг. были приняты меры по ратификации и реализации ряда международных документов. Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации.
Принципиально важными законотворческими решениями в области защиты прав человека в Российской Федерации являются следующие.
1. Закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, постановление Правительства РФ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ „Об образовании“, Указ Президента РФ „О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности“, Федеральная целевая программа „Дети России“).
2. Разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей и взрослых с ограничейными возможностями здоровья (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РФ «О социальной защите инвалидов», Федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов»).
3. Разработка и принятие мер, направленных на улучшение признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям.
Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сделать следующие выводы.
1. Принцип равенства прав, отраженный во всех рассматриваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
2. Лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав, например право неслышащего человека пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса.
3. Особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном, а во многих правовых документах.
4. Разработка и принятие мер, направленных на улучшение положение наиболее уязвимой категории населения России – детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, как особой социально‑демографической группы, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.
Система специального образования и службы социальной помощи руководствуются такими основными документами, как Закон РФ «О социальной защите инвалидов» (1995), Семейный кодекс Российской Федерации (1996), Закон РФ «Об образовании» (в редакции № 12 от 13.01.96), а также Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», принятый Государственной думой 18 июля 1996 г.
Закон «О социальной защите инвалидов» (1996) имеет большое значение потому, что ранее действовавшее законодательство не имело единого правового акта об инвалидах. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным законодательным актам, принимались в разное время, касались разных категорий инвалидов и отличались непоследовательностью, противоречивым характером, затруднявшим их применение. Инвалидность трактовалась только как утрата трудоспособности, что означало невозможность причисления к категории инвалидов детей до 16 лет.
Лишь с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14.12.79. в нашей стране официально появился термин «дети‑инвалиды», однако данный приказ не являлся правовым документом. В соответствии с новым законом вводится правовое понятие «инвалид». Это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием, 2) последствиями травм, 3) анатомическим дефектом. Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма и ведет к ограничению жизнедеятельности организма (а не просто трудоспособности).
Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. «О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка‑инвалида в возрасте до 16 лет». К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем». Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов.
Воспитанию и обучению детей‑инвалидов посвящена статья 18 Закона «О социальной защите инвалидов». Согласно ей образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей‑инвалидов, получение детьми‑инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей‑инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому. Содержание детей‑инвалидов в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В законе оговариваются особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.
Гарантированные законом права инвалидов и особые условия их реализации направлены на повышение социального статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного общества, на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности.
Закон «Об образовании» закрепляет государственные гарантии на получение образования лицам с отклонениями в развитии. В частности, статья 50 пункт 10 Закона предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Направление детей и подростков в эти учреждения осуществляется только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению специальных психолого‑педагогической и медико‑педагогической комиссий.
В России приведение прав лиц с ограниченными возможностями в соответствие с нормами международного права осуществляется на политическом, социальном, экономическом, законодательном и организационно‑программном уровнях. Конституция как основной Закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно‑правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения.
Деятельность государственных, муниципальных специальных (коррекционных) школ и детских садов регламентируется такими документами, как «Типовое положение о специальном (коррекционном) учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии», «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I–VIII видов».
Вопросы и задания
1. Назовите важнейшие правовые документы – отечественные и международные, в которых закреплены права лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов).
2. Какие основные права и свободы инвалидов и умственно отсталых лиц закреплены в международных правовых документах?
3. Какие права и гарантии дает Закон «О социальной защите инвалидов»?
4. Какие права и гарантии дает Закон «Об образовании» для детей с отклонениями в развитии?
5. Какими нормативными документами регламентируется деятельность специальных образовательных учреждений?
ЛИТЕРАТУРА
Аксенова Л.И.Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.
Актуальные вопросы психолого‑педагогической и социальной помощи детям с проблемамив развитии. М., 2002.
Баряева Л.Б., Зарин А.Обучение сюжетно‑ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития: Учеб. – метод, пос. СПб, 2001.
Белая К.Ю.Руководство ДОУ: Контрольно‑диагностическая функция. М, 2005.
Борякова НЮ.Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей. Учеб. – метод, пос. М., 2000.
Борякова Н.Ю., Касицына МА.Коррекционно‑педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития. (Организационный аспект). М., 2004.
Власова ТА., Певзнер М.С.О детях с отклонениями в развитии. Изд. 2‑е, испр. и доп. М., 1973.
Вяликова Г. С.Становление и развитие проблемы профессиональной компетенции учителя в истории и теории педагогики: Учеб. пос. Под науч. ред. З.И. Равкина. М., 2004.
Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. Под ред. М.И. Рожкова. М., 2001.
Головчиц Л.А.Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пос. для студентов высш. учеб. зав. М., 2001.
Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия по курсу «Коррекционная педагогика и специальная психология». Сост. Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. М., 2001.
Дефектология. Словарь‑справочник. Авт. – сост. С.С.Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. М., 2005.
Дмитриева Е.Е.Проблемные дети. Развитие через общение: Пособие для педагогов, психологов‑практиков, родителей. М., 2005.
Ермаков В.П., Якунин Г.А.Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ. – метод, пос. для учителя. М., 1990.
Жигорева М.В.Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учеб. пос. для студ. высш. учеб. заведений. М., 2006.
Замский Х.С.История олигофренопедагики. М., 1980.
Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 2005.
Калягин В.А., Матасов Ю. Т., Овчинникова Т. С.Как организовать психологическое сопровождение в образовательных учреждениях. СПб., 2005.
Калягин В.А, Овчинникова Т. С.Психолого‑педагогическая дигностика детей и подростков с речевыми нарушениями: Учеб. пос. для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб., 2005.
Качество дошкольного образования: состояние, проблемы, перспективы. М., 2002.
Концепция педагогического стимулирования в зарубежной и отечественной педагогике. Монография. М., 2005.
Коррекционная педагогика и специальная психология: Словарь: Учеб. пос. Сост. Н.В. Новоторцева. Изд. 4‑е, перераб. и доп. СПб., 2006.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пос. для студентов сред, пед. учеб. заведений. Б.П. Пузанов, В.И.Селиверстов, С.Н. Шаховская, ЮА. Костенкова. Под ред. Б.П. Пузанова. Изд. 2‑е, стереотип. М., 1999.
Коррекционно‑педагогическая работа по физическому воспитанию дошкольников с задержкой психического развития: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. Под общ. ред. Е.М. Мастюковой. М., 2002.
Костенкова Ю.А, Тригер Р.Д., Шевченко С.Г.Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения. М., 2004.
Лебединский В.В.Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пос. для студентов психол. фак. высш. учеб. заведений. М., 2003.
Левченко И.Ю.Патопсихология: Теория и практика: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М, 2000.
Левченко И.Ю., Приходъко О.Г.Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно‑двигательного аппарата: Учеб. пос. для студентов сред. пед. учеб. заведений. М., 2001.
Малофеев Н.Н.Реабилитация средствами образования: социо‑культурный анализ современных тенденций. Подходы к реабилитации детей с особенностями развития средствами образования. М., 1996.
Малофеев Н.Н.Современное состояние коррекционной педагогики. Дефектология. 1996. № 1. С. 3–10.
Мамайчук И.И., Ильина М.Н.Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. Научно‑практическое руководство. СПб., 2004.
Мастюкова Е.М.Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. М., 1997.
Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А.Основы олигофренопедагогики. М., 2006.
Настольная книга логопеда: справ. – метод, пос. Авт. – сост. Л.Н. Зуева, Е.Е. Шевцова. М., 2005.
Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве. Под ред. Е.В. Кожевниковой и Клочковой. СПб., 2007.
Никольская О. С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М., Костин И.А., Веденина М.Ю., Аршатский А.В., Аршаткая О.С.Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. М., 2003.
Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пос. для учителей и студентов дефектолог. ф‑тов пед. ин‑тов. Под ред. В.В. Воронковой. М., 1994.
Обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. Серия «Библиотека Федеральной программы развития образования». М., 2003.
Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений: Учеб. пос. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. Сост. и авт. коммент. Ф.Ф. Водоватов, Л.В. Бумагина. М, 2000.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития (олигофренопедагогика). Под ред Б.П. Пузанова. М., 2001.
Организация обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: Сборник документов, регламентирующих работу по обучению и воспитанию детей с задержкой психического развития дошкольного и школьного возраста. М., 1993.
Петрова В.Г., Белякова И.В.Психология умственно отсталых школьников. М., 2004.
Программно‑методические материалы. Коррекционно‑развивающее обучение. Начальная школа: Русский язык. Литературное чтение. Окружающий мир. Природоведение. Сост. С.Г. Шевченко. Изд. 4‑е, перераб. М., 2002.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду. Под ред. Л.И. Плаксиной. М., 2003.
Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. СПб., 2003.
Психолого‑педагогическая диагностика: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и др. Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.
Сборник программ по учебным дисциплинам педагогического цикла. Сост.: Г.А. Андреева, С.А. Ермолаева, Н.П. Сочалов, И.А. Тютькова. Под ред. Н.П. Сочалова. Коломна:, 1998.
Семаго Н.Я., Семаго М.М.Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. Изд. 3‑е, испр. и доп. М., 2003.
Семенович А.В.Введение в нейропсихологию детского возраста: Учеб. пос. М., 2005.
Скороходова О.П.Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. – Изд. 3‑е, испр. и доп. М., 1990.
Смирнова И.А.Специальное образование дошкольников с ДЦП. Учеб. – метод, пос. СПб., 2003.
Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие. Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова и др. Под ред. Е.А. Стребелевой. М., 2002.
Специальная педагогика: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И.Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. Изд. 2‑е, стереотип. М., 2001.
Стребелева Е.А.Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Книга для педагога‑дефектолога. М., 2004.
Сурдопедагогика: Учеб. пос. для студентов дефектол. фак. пед. ин‑тов. Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева и др. Под ред. М. И. Никитиной. М., 1989.
Титов В.А.Специальная педагогика: Конспект лекций. М., 2004.
Ткачева В.В.Психологическое изучение семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. М., 2004.
Улъенкова У.В.Дети с задержкой психического развития. Изд. 2‑е, испр. и доп. Н. Новгород, 1994.
Улъенкова У.В., Лебедева О.В.Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002.
Учебно‑методический комплекс по учебной дисциплине «Введение в педагогическую профессию». Сост. Г.А. Андреева, Л.В. Волковницкая, С.А. Ермолаева, О.И. Казенкина, Л.В. Мартынова. Под ред. Г.А. Андреевой. Коломна, 1998.
Хапаева С. С.Специальная педагогика: конспект лекций. М., 2005.
Шамарина Е.В.Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий в классе коррекционно‑развивающего обучения. Пос. для учителей начальных классов и психологов классов коррекционно‑развивающего обучения. М., 2003.
Шевченко С.Г.Коррекционно‑развивающее обучение: Организационно‑педагогические аспекты: Метод, пос. для учителей классов коррекционно‑развивающего обучения. М., 1999.
Экспериментальные материалы для аттестации дошкольного образовательного учреждения по коррекционно‑педагогическому направлению работы. М., 2003.
Ястребова А.В., Бессонова Т.П.Инструктивно‑методическое письмо о работе учителя‑логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). М., 1996.
[1]Инструктивно‑методическое письмо «о гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» от 14.03.2000 № 65/23‑16.
[2]Из интервью первого заместителя здравоохранения и социального развития РФ Галины Кареловой журналу «Мир особой семьи», 2004, № 1 (2).
[3]Методология –это основа, база любой науки (философская категория); методика – это содержание и методы, используемые наукой для решения поставленных задач(педагогическая категория).
[4]Желательно, чтобы в учреждении был принят Кодекс этических норм и правил для педагогов‑участников диагностического процесса. Он может быть приложением к должностным инструкциям психологов, учителей‑дефектологов и логопедов. С примером такого документа можно познакомиться в кн. «Диагностика в детском саду». Под. ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов‑на‑Дону, 2004.
[5]Желательно, чтобы в учреждении был принят Кодекс этических норм и правил для педагогов‑участников диагностического процесса. Он может быть приложением к должностным инструкциям психологов, учителей‑дефектологов и логопедов. С примером такого документа можно познакомиться в кн. «Диагностика в детском саду». Под. ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов‑на‑Дону, 2004.
[6]Институт коррекционной педагогики Российской академии образования.