Процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения ребенка цикличен и предусматривает следующие этапы.
Первый — этап проблематизации. Педагоги обнаруживают и актуализируют вместе с ребенком предмет психолого-педагогического сопровождения, каковым является проблема или трудность, конкретная жизненная ситуация. Выявляется суть, причины возникновения, обнаруживаются противоречия, формулируется проблема, которую надо решить.
На втором (поисково-вариативном) этапе ведется поиск вариантов решения проблемы и определяется степень участия взрослых в этом процессе, а также средства сопровождения.
На третьем (практически-действенном) этапе совершаются совместно с ребенком реальные или виртуальные (в случае имитации ситуации) действия, которые помогают ему решить проблемы.
На четвертом (аналитическом) этапе ребенок и педагог анализируют происходящее, прогнозируют возможность появления новых трудностей и путей их преодоления.
Особое значение имеет сопровождение ребенка в ситуациях выбора, когда он должен осознанно принять решение. Для этого ему важно знать цель выбора, иметь определенный объем информации о ситуации, в которой он находится. В результате анализа ситуации с помощью взрослых или сам ребенок делает свой выбор.
Каждая сложная жизненная ситуация порождает множественность вариантов решения. Психолого-педагогическое сопровождение может трактоваться как помощь ребенку в совершении этого выбора, формировании ориентационного поля, ответственность за действия в котором несет сам ребенок. Однако при осуществлении права свободного выбора специалистам сопровождения необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации и сделать первые шаги[2].
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения ребенка предполагает соучастие взрослых в определении и реализации жизненных и профессиональных планов сироты за счет отслеживания его образовательных и личных достижений, развитие профессиональных склонностей и возможностей, позволяющих ребенку самому осознать дальнейшие образовательные и жизненные перспективы, профессиональные планы.
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения направлено на создание условий для выявления и развития образовательных и профессиональных возможностей, склонностей ребенка в процессе образовательной и воспитательной деятельности, при этом педагог и воспитанник вступают в особые взаимоотношения, результатом которых является самостоятельное принятие ребенком оптимальных решений, связанных с жизненными планами и выбором профессионального пути.
В приложении 1 предлагается примерная программа оказания поддержки воспитаннику в его жизненном и профессиональном самоопределении.
Таблица 9
Функции психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения детей-сирот
Группа функций | Название функции | Краткая характеристика функции |
Целевые функции | Развивающая | Целенаправленное влияние на развитие ребенка, его профессиональных интересов и склонностей, способностей жизненных и профессиональных планов. Создание ситуаций, способствующих появлению новообразований в личностных качествах ребенка и раскрытию его потенциалов, отражающих профессиональные намерения и замыслы. |
Психолого-педагогической поддержка | Совместное с ребенком определение его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий и проблем. Помощь в выявлении и осознании ребенком своих профессиональных целей, склонностей, планов и возможностей, затрудняющих его профессиональное самоопределение, реализацию жизненных и профессиональных планов, поиск вариантов решения проблем, анализ последствий этих решений. Опора на силы и возможности ребенка, вера в него. | |
Психолого-педагогической помощь | Реальное содействие ребенку в преодолении возникающих у него трудностей, в решении конфликтной ситуации, выполнении какой-либо работы, в достижении профессиональных целей. Выявление потребности ребенка в помощи, определение меры этой помощи, оказание помощи через действия ребенка, воспитателей, специалистов, друзей и др. (Помощь предложена, а не навязана.) | |
Фасилитация развития и действий ребенка | Обеспечение адекватного выбора ребенком своих действий, в новых ранее неизвестных ему условиях, выполнение нового вида работы, освоение более сложной роли, решение более сложной задачи, чтобы приблизиться к намеченной цели, совместный с ребенком анализ новой ситуации, определение его отношения к ней, поиск вместе с ним способов действий и поведения. | |
Коррекционная | Направленность на определенные изменения в достижениях ребенка, мотивах его поведения и деятельности, на корректировку его жизненных и профессиональных планов, с учетом его индивидуальных особенностей и социальных условий. Поддержка тех, кто потерял уверенность в себе, имеющих проблемы в учебе, которые затрудняют реализацию намеченных профессиональных целей, корректировка его отношения к учебе, профессиональным планам, окружающему миру. | |
Инструментальные функции | Диагностическая | Изучение ребенка, выявление его профессиональных интересов и склонностей, сбор данных о планах и намерениях, мотивах, готовности к социально-профессиональному самоопределению; систематическое изучение и выявление проблем при профессиональном выборе и самоопределении; контроль динамики достижений, профессиональных интересов и склонностей, поиск возможностей реализации планов, развития профессиональных и личных перспектив с учетом индивидуальных и социальных ресурсов; выявление эффективных педагогических средств и способов профориентации. |
Коммуникативная | Подготовка к общению, к установлению контакта, совместное переживание проблемы, поиск ее решения, постоянное уточнение ролей участников коммуникации, а также коррекция ее состояния. | |
Прогностическая | Обоснование прогноза изменений, которые могут произойти в образовательной деятельности ребенка, его достижениях, планах базирующихся на проверенных диагностических данных, а также определение на основе выявленных интересов, возможностей и склонностей ученика его образовательных и профессиональных перспектив, жизненных планов. | |
Проектировочная | Проектирование образовательной деятельности и жизненного пути ребенка, результатом которого являются программы индивидуальной образовательной деятельности сироты, индивидуальные жизненные и профессиональные планы, маршруты (см. раздел 3.4. книги). | |
Организаторская | Организация действий не только самого ребенка, но окружающих его людей, одноклассников, а также координация деятельности воспитателей, учителей школы, социального педагога, психолога и других специалистов, взаимодействующих с ребенком, организация образовательной среды ребенка. |
[1] См.: Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот. — С. 9.
[2] См.: Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот. — С. 12.