Вот схема развески таблиц и размещения полки для работы с кубиками

Таблицы, сделав предварительную разметку, приклейте прямо к стене, как приклеивают обои, - так они будут лучше выглядеть и лучше сохранятся. Не покрывайте их плёнкой плёнка бликует, затрудняет зрительное восприятие. Не приклеивайте таблицы на щиты, это дорого и не так аккуратно выглядит. Нижняя доска полки на высоте поднятой руки трёхлетнего ребенка, а может и повыше - пусть лучше на скамеечку заберётся, чтобы поставить кубик. Ширина каждой доски и расстояние между ними - 15 см.

Существующие рекомендации о развешивании учебных материалов на уровне глаз не состоятельны. Это аргументирование обосновывает доктор медицинских наук В.Ф. Базарный, многие годы борющийся за оздоровление образования. Учителю и учащемуся таблицы на уровне вытянутой руки также неудобны:

ребята толпятся у них, закрывая друг другу обзор, привыкая работать только в плане ближнего зрения, развивающего близорукость; надрывают таблицы, оставляют метки. Работая с длинной указкой, ребята отодвигаются от таблиц, разгибаются, увеличивается поле обзора, движения головы и глазных яблок становятся шире, идёт активная работа стоя, а не сидя. Другим удобно наблюдать за товарищами издали, сидя в свободной позе с высоко поднятой головой, а ещё лучше - лежа на коврике, с каната, колец или шведской стенки. Каждому хочется поработать с кубиками на полке или с указкой у таблицы, поэтому группы ребят непрерывно сменяют друг друга. Это нам трудно раз двадцать на пол лечь и быстро подняться, а им нет. Ребятам это даже необходимо, природа их такова.

А диктанты будем писать, показывая по таблице 1 склады и знаки над таблицей: Кс Зб К-ТО пробел ПО-Д пробел МО-С-ТИ-КО-М пробел ВИ-ЛЯ-Е-Т пробел Х-ВО-С-ТИ-КО-М вопросительный знак тире Зб РЫ-Б-КА точка.

Ошибся - отдавай указку другому, желающих много. Один пишет, другие - и заставлять не надо - внимательно наблюдают. Участвуют, переживают. Голова поднята, глаза следят за перемещениями указки, никто не горбится, всякий готов сорваться с места, прийти на помощь. Удивительны объёмы такого письма. За полчаса с пяти-шестилетками напишем больше, чем с пяти-шестиклассниками за урок.

Скорость письма приближается к машинописной: Ваня - 4 удара на машинке, а по таблице два; бабушка - 7 ударов на машинке и 4 по таблице.

Пожалуйста, не переживайте, что употребление знаков препинания окажется для детей невероятно сложным, непреодолимым. Сами мы всеми этими знаками правильно пользуемся вовсе не потому, что вызубрили полторы сотни правил, к их у потреблению относящихся. Просто, намурыжившись, в конце концов схватили, поняли: знаки препинания - отражение интонации на письме. Увязав определенную интонацию (начала, конца высказывания, вопроса, восклицания, уточнения, перечисления) с употреблением определенного знака, мы перестали испытывать мучения с прокручиванием десятков правил в голове и начали расставлять знаки, что называется, автоматически.

Ознакомимся постепенно и с самими правилами, вводя их в качестве устного сопровождения, комментария, объяснения к письму, многократного нашего проговаривания, ведущего к тому, что дети намного быстрее усвоят правила и сами начнут озвучивать их.

Не бойтесь ошибок, совершаемых учениками, дайте им поискать, подумать, поиспытывать поле поиска не так велико, всё перед тобой.

Такой диктант не столь эффективен в работе с маленькой группой - сужаются возможности коллективного поиска, опробования вариантов.

Но главное - повторим в который раз - хороший, интересный, развивающий, обогащающий ребят текст.

Примечательно, что даже семнадцатилетние двоечники с интересом, азартом втягиваются в такой диктант и быстро прогрессируют в правильном письме: наконец-то им доверяют, не ругают за ошибки, поиск осуществляется ими самими, с использованием их собственного чутья, все ошибки исправляются, текст не занудный, а наоборот, интересный, с каждой строчкой что-то новое, нужное или меткое, остроумное узнаешь (потом в речь где-нибудь вставишь).

Вспомним еще раз основополагающий принцип: к чтению через письмо. Именно такой диктант с использованием знаков препинания быстрее выведет детей в хорошее, правильно интонированное чтение, так как знакомит, приучает ребенка ко всему, с чем ему предстоит "бороться" в озвучивании текста

29) ПРАВИЛА ПЕРЕНОСА быстрее и лучше, чем с кубиками и предложенной полкой не изучишь. Доски полки "строчки". На верхней "строчке" справа выставляем слово. Здесь же белый кубик, который нам нужен из-за имеющейся на нем черточки.

В последнее время, в связи с несовершенством программ для переноса слов при компьютерном наборе, слова переносятся, как придется: ПОЛ-ИТИКА, СВИН-ЬЯ и проч. Но это дело временное, невежливое, конечно, по отношению к читателю, вынужденному о таким образом перенесенные слова глазами спотыкаться.

Но мы с вами, ребята, люди грамотные, вежливые, и пере носим слова правильно. Какое слово будем переносить? ТЕЛЕВИДЕНИЕ? Выкладывайте.

ТЕ-ЛЕВИДЕНИЕ? Можно так перенести, но, вообще-то, ТЕЛЕ в древнегреческом означает "вдаль, далеко". Лучше бы, пожалуй, это ТЕЛЕ не делить. А то какой-нибудь человек увидит ТЕ- и подумает, что дальше речь будет идти о ТЕЛЯТАХ.

ТЕЛЕ-ВИДЕНИЕ. Так хорошо.

ТЕЛЕВИ-ДЕНИЕ? Можно, но лучше бы корень не разбивать. Здесь корень ВИД: видел, видно, видимость. Увидят ТЕЛЕВИ и подумают, что дальше ЧОК.

ТЕЛЕВИДЕ-НИЕ. Правильно.

А ТЕЛЕВИДЕНИ-Е можно? - Нет, нельзя. Склады из одной буквы не оставляются и не переносятся.

Возьмем для переноса другое слово.

Например, УЧИТЕЛЬНИЦА.

У-ЧИТЕЛЬНИЦА, можно? - Нет (уже сами ребята подсказывают), одна буква не оставляется.

УЧИ-ТЕЛЬНИЦА. Можно.

УЧИТЕ-ЛЬНИЦА. Нет, нехорошо. Суффикс ТЕЛЬ разделили.

УЧИТЕЛЬ-НИЦА. Так пойдет.

УЧИТЕЛЬНИ-ЦА. Тоже хорошо.

Возьмем еще слово.

И-ССЛЕДОВАТЕЛЬ. Нельзя (ребята сами скажут почему).

ИС-СЛЕДОВАТЕЛЬ. Можно.

ИСС-ЛЕДОВАТЕЛЬ. Нельзя. Приставка ИС (грамматику начинаем осваивать в садике, таблица с приставками, понятная даже пятилеткам, висит рядом), корень СЛЕД. Нехорошо отрывать одну букву от корня.

ИССЛЕ-ДОВАТЕЛЬ. Можно, но лучше не делить корень.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Можно. Лучше бы, конечно, суффикс 0В не делить.

ИССЛЕДОВА-ТЕЛЬ. Очень хорошо.

ИССЛЕДОВАТЕ-ЛЬ. Нельзя, склады без гласных не оставляются и не переносятся.

Слова ТЕ-ЛЕ-ВИ-ДЕ-НИ-Е и У-ЧИ-ТЕ-ЛЬ-НИ-ЦА из шести кубиков каждое. И-С-С-ЛЕ-ДО-ВА-ТЕ-ЛЬ из восьми. Были опробованы все варианты переноса, но ни разу никому не пришло в голову делить слова на такие, к примеру, части:

ТЕЛ-ЕВИДЕНИЕ, УЧ-ИТЕЛЬНИЦА, ИССЛЕД-ОВАТЕЛЬ, ТЕЛЕВ-ИДЕНИЕ, УЧИТЕЛЬНИЦА, ИССЛ-ЕДОВАТЕЛЬ и т.д. и т.п. Кубики этого не позволяют, сразу отбрасывая невозможные для переноса варианты, исключая грубейшие ошибки переноса слов.

Группа (класс) внимательно отслеживает производимые действия, все активны, желают лично участвовать в работе, идёт активный обучающий диалог между учителем и учащимся.

А почему ребята активны? - Да они, ведь, проводят ненаказуемое двойками или окриками настоящее исследование, поиск условленных грамматической конвенцией правильных вариантов, пробуют, испытывают, предлагают.

Не оставим без внимания и проходящую через все наши наработки "красную нить" - здоровье ребёнка: глаза не портим, осанку тоже, свободно передвигаемся, учебный материал удобен для восприятия чисто физиологически.

30) В целом ряде садиков, работающих по нашим методикам, успешно соединяют ЗАНЯТИЯ ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ С ПИСЬМОМ.

Первые вести поступили еще несколько лет назад из Краснодара, где начали кубики осваивать с 1989 года, сразу после того, как они появились. Заметили, что дети, работающие с ними, вдруг начинают рисовать, даже если раньше к этому особого интереса не проявляли. Объясняли возбуждением какого-то полушария.

Слава Богу, конечно, что хоть одно возбуждается, но полушария дело настолько тонкое, малоисследованное, модное и маловразумительное (вроде астрологии), и столько по полушариям вдруг объявилось специалистов, что захотелось найти объяснения поближе к тому же глубокополушарному здравому смыслу.

Ребятам, овладевающим письмом, наверно хочется себя получше выразить. Речевые возможности пока недостаточны, изобразительные тоже, а вот сочетанием рисунка, картины с надписыо, с текстом сможешь сказать больше.

В 31-м садике Василеостровского района Петербурга ведет ИЗО Лена Пашкова. Ко всем своим рисункам занимающиеся у неё дети, даже трёхлетки, придумывают СВОИ названия, а Лена рисунки красивыми печатными буквами в присутствии детей подписывает. Дети постарше пишут картины красками, а к ним текст на листочке. В последнее время решили лучшие тексты перепечатывать крупными буквами на принтере (родители помогают).

От выставки картин с ребячьими текстами подолгу не отходя I взрослые: и смешно, и грустно, и есть над чем подумать. И, конечно, много узнаешь о детях: чем они живут, что их волнует.

Постоянно действующая такая выставка в садике является, одновременно, хорошим материалом по укреплению навыков, чтения и стимулом для создания новых произведений.

И еще одно наблюдение. Ребёнок не боится выражать себя, творить в слове, ему нужно помочь в этом, поддержать. Возрастает роль наставника, чувствующего слово, умеющего деликатно направить ребёнка.

Думать с карандашом или ручкой в руках не учат ни н школе, ни в институте. Большинство людей даже с высшим образованием испытывают мучения при необходимости изложить мысль на бумаге. Так культурные ли мы люди? И не надо ли начинать учиться излагать мысль, творить в слове как можно раньше, пока благоприятный момент не упущен?

В знакомой семье трёхсполовинолетний Дениска нарисовал фломастерами машину с какими-то разноцветными колечками вокруг. Спрашиваю: "А что это такое?" И получаю потрясающий ответ: "Свадебная машина". Пишем на рисунке печатными буквами (кубики Дениска знает, поэтому наблюдает весьма осмысленно): СВАДЕБНАЯ МАШИНА. На другой стороне картинки делаем ту же надпись и в уголке проставляем число, месяц, год - вырастет Дениска, даст Бог, рисунки сохранятся, вспомнит, подсчитает, сколько лет, сколько месяцев ему было, и что он хотел здесь выразить. А пока такие рисунки, накапливаясь, будут чудесным домашним пособием по начальному письму и чтению - картинки, ведь, можно узнавать по надписи на обратной стороне.

Мама Дениски, увидев рисунок с надписью, прокомментировала: "Позавчера мы свадьбу видели. Жених невесту в дом на руках нёс". А Дениску поразила не брачующаяся пара, а машина с разноцветными шариками. Он впервые увидел такую и услышал интересное словосочетание такого-то числа, месяца и года. И выразил впечатление в рисунке. Импрессионизм.

Шестилетняя Лика показывает картину в целый альбомный лист. Рябинка с красными гроздьями и полуоблетевшими листьями. Лесок вдали, солнышко в небе. А на переднем плане справа какая-то огромная разноцветная капля.

Оказывается, здесь, прямо над краями, где живёт Лика, пролетала Жар-Птица и уронила перышко. Назвали и подписали: ПЕРЫШКО ЖАР-ПТИЦЫ, число, месяц, год. "Не надо, она сама умеет писать!" - вмешался папа. Нет, надо. Надо спросить, обсудить, назвать, красиво подписать, число, месяц, год поставить.

Мамы, бабушки хранят, хранят рисунки детей и внуков. Дети выросли, разглядывают. Что было раньше создано, что позже ни сами, ни мамы не помнят. Какие-то колесики над машиной, какая-то цветная капля. Да и я ли, вообще, это рисовал? Вздохнут раз-другой, да и... выбросят.

31) Игры 1, 3, 4, 5-8, 12-24 могут выполняться в записи цветными мелками НА ДОСКЕ, фломастерами НА БОЛЬШИХ ЛИСТАХ БУМАГИ.

Пишите красиво, сначала заглавными печатными, затем и строчными буквами. Со временем подключим и прописные буквы.

Пишите в разных местах доски, листа бумаги. На листе размером 60х90 разместится 30-40 слов. Ребёнку нужно многократно, в крупных буквах пронаблюдать ваши движения при письме, направления и порядок прописывания элементов букв и т.п. Ведь скоро, прямо вот сейчас, он сам начнёт так действовать, копируя увиденное.

Помню, на одном выступлении подмосковного преподавателя музыки и пения Л. В. Виноградова, добивающегося замечательных результатов в работе с трёхлетками, спросили:

"А когда Вы им объясняете, как нужно держать скрипку?". "Это вам месяц нужно объяснять, а ребёнок один раз увидел и уже держит, как надо", - отвечал Виноградов.

Уже на первых занятиях можно записать на доске или листе бумаги имена всех ребят, пусть их будет хоть двадцать. Пишем МАКСИМ. Сказали, а потом написали МА; сказали и написали К; произнесли СИ и пишем названное; заканчивая, произносим и записываем М. Когда напишем имена всех ребят, поупражняемся в превращениях звуков в знаки, то есть в письме (в сотый раз, чтобы усвоилось, повторяем: это письмо).

- Кто знает, где Настя?

- Вот!

- Выходи.

- Кто знает, где Женя?

- Вот.

- Нет, это Таня. А где Женя?

- Вот он!

- Выходи!

И так далее, пока не выйдут все. Сыграв раз-другой, можем начать и чтение:

- Кто знает, кто это?

- Вадик!

- Выходи!

Через некоторое время напишем имена с фамилиями. Про красно сыграем в магазин, зоопарк и т.п. со словами, записанными на доске или большом листе бумаги. А если напишем слова для таких игр на отдельных картонках, сможем играть не однократно с разными группами детей.

Лучше, если ребята находят слова, написанные мелом, указками, а не рукой, - руками смажут буквы.

Прекрасно в этом жанре работает Александр Михайлович Лобок в Екатеринбурге, используя листы ватмана и толстые цветные фломастеры. Листы не выбрасываются, а развешиваются по всей комнате, вторым и третьим рядом под самый' потолок. Чтобы написать слово, Александр Михайлович забирается даже на лестницу, забираются и ребята показать найденное слово. Они помнят, находят, прочитывают слова, которые записывались давным-давно, а если написать новое слово - тоже прочитают, неизбежно наступает такой момент.

32) ИЗОБРЕТАЙТЕ САМИ. Людмила Петровна Хазан из Петербурга любит с детьми "готовить" салаты, винегреты, борщ. Составят из кубиков ВОДА и "наливают" в большуюбольшую кастрюлю, кладутся туда же составленные из кубиков МЯСО, СВЁКЛА, КАПУСТА и т.д. "А если я вам теперь эти кубики отдам, сможете вспомнить и опять составить всё, что мы туда клали?" Конечно, смогут, конечно, составят. Приходят домой и говорят: "Мама, а я борщ умею готовить!"

Методика новая, материал, приёмы работы, наблюдена нужно копить, публиковать.

Часто спрашивают: "А программа, когда будет программа?"

Под программой имеют ввиду позанятийное расписывали каждого шага: на 16-м занятии вот то-то делай, а на 37-м вот это. "Здравствуйте, дети, пора вставать! На чём поедем?" - не поленились раз двести написать в известной программе, спланировав для воспитательницы побудку после тихого часа.

Позанятийно, поурочно расписанная программа никогда и нигде толком не работала, отучала педагогов думать, творчески относиться к делу. Учителя английского языка, двадцать лет урок в урок отработав по книге с дотошно расписанными урочными планами, до того (Господи, прости!) сдали, что им ни одной живой мысли теперь не передашь. Результаты работы по обучению языку всем известны.

ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Напомним: чтение это превращение знаков в звуки.

33) ОЗВУЧИТЬ ВЫБРАННЫЙ СКЛАД. Если малыш выбирает сам, значит работает по СВОЕЙ программе, ведет СВОЕ исследование. Это и есть ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ обучения Работа по своей программе всегда производительнее, чем по навязанной.

Пусть ребенку полтора года. Ходит, по почти еще не говорит. Мама на кухне моет посуду. Ребенок с кубиками в комнате. Приносит кубик маме, показывает. "ГУ", - озвучивает мама обращенную к ней сторону кубика. "Неси другой!" Малыш уходит за следующим кубиком. "ТА", - называет мама новый кубик.

А если ребята постарше и их много? - Ну и что? Работа пойдет побыстрее, поживее, почаще воспитательнице придется называть склады. Можно это делать даже на прогулке во дворе детсада, почти везде есть беседки, нужен только стол для кубиков.

34) ОЗВУЧИТЬ ВЫБРАННЫЙ КУБИК. Ребёнок подает кубик воспитателю, держа его в обеих руках. Называем, а еще лучше, пропеваем склады, поворачивая кубик в руках ребенка в следующем порядке: Б-БА-БО-БУ-БЫ БЭ. Или: БЬ-БЯ БЁ-БЮ-БИ-БЕ. Стол с кубиками поставьте подальше, чтобы ребята могли пробежаться, распределиться во времени и пространстве, кубик потрясти (запомнить рукой) в пробежке туда-сюда. Еще лучше, если ребятам придется в пути преодолевать какие-либо препятствия: подлезать, перелезать, спрыгивать.

Правило: поворачивайте кубик и проговаривайте склады, обращенные к ребенку, так быстро, как только сможете. Я провел сотни курсов с показом на детях 4-5 лет, не читающих, из ближайшего садика, в Петербурге и других городах. Дети приходили ежедневно на одно 30-35-минутное занятие. На четвертый день обязательно начинали читать. Тому тысячи свидетелей, многократно такие занятия снимались на пленку. Таких же результатов добиваются и многие мои ученики.

Так знаете, кто быстрее в такой результат выходит? - Те, кто кубики быстрее вертеть научились. У тех же, кто к детям пристаёт: "А это какая буковка? А эта?", кто еле-еле кубики поворачивает, результаты намного хуже.

Провернул, назвал кубик (у каждого как бы есть имя) - и давай команду ребенку: "Беги, неси другой!" Тогда дети смеются от радости, бегом за новым кубиком бросаются, бегом обратно. А к приставучей тете не бегут, сидит в одиночестве.

Запоминается то, что мелькает, а если как улитка ползёт? Ну и ползи, ползи, всегда к тебе успеем. Лучше помнится то, что многократно повторяется, предъявляется, высвечивается. При таком показе быстрее проникаешь в систему, осваиваешь закономерности. Сугестопедия? Без специальной аппаратуры, компьютеров, магнитофонов, видео?

Тугослышащие или глухие дети подают наставнику кубик и кладут руки ему на шею под подбородком, чтобы "слышать" звуки руками, видеть одновременно их буквенный эквивалент на кубике, приближенном ко рту наставника, да еще заглядывать тому в рот, наблюдая и имитируя положение речевых органов.

35) КЛАССИФИКАЦИЯ-1. 46 кубиков (маленький беленький в кармане у наставника) лежат на столе, слева и справа от которого еще два свободных.

Предложите мальчикам на левый стол перенести большие кубики, а девочкам на правый стол маленькие.

Теперь наставнику нужно назвать все кубики. Если мы умеем их быстро поворачивать, это займет совсем немного времени.

Сначала называем все большие, а потом маленькие. Можно это делать и по очереди, переходя от стола к столу. Ребята притихнут, внимание полнейшее, лица у всех умненькие. Размышляют, улавливают, анализируют.

Без всяких словесно-логических пояснений, терминов (вся кий термин - абстракция, им надо заканчивать, а не с нею начинать), абстрактно-безумных схем слова и английских мальчиков Тома и Тима ПОКАЗЫВАЮТСЯ особенности твердых и мягких, сходство и различие между ними.

36) КЛАССИФИКАЦИЯ-2. 46 кубиков опять на столе посредине. Предложите одной группе ребят перенести на левы я стол "железные" и "железно-золотые" кубики, а другой группе на правый стол - "деревянно-золотые".

На среднем столе должны остаться два "золотых" (большой и маленький) и "железно-деревянный" (с твердыми знаками).

Назовите кубики. Что мы проделали? - Правильно, ПОКАЗАЛИ, а не рассказывали об этом, звонкие и глухие, сходство и различие между ними. Еще древними подмечено: все познается в сравнении.

Разумеется, первую и вторую классификации можно проводить не по одному разу.

37) КЛАССИФИКАЦИЯ-3. Поставим на полку кубик А и предложим ребятам принести и справа от него расположить все кубики с такой буквой.

Получится что-то вроде А-ДА-СА-КА-ВА-МАПА-БАГА-РА-ХА-ЖА-ТА-ВА-11Л-ПА-ФА-БА-ША-ЧА-ЗА-НА-МА -ЛА-ЩА-КА. Сразу же ребят предупредите, что приносить можно только по одному кубику. Задача наставника подсказывать ребятам: стань ДА, ставь СА, ставь КА... Следить, чтобы не ставили слева от кубика А; чтобы не переворачивали кубики, не ставили боком.

Ребята сами убедятся, что на полке только большие кубики и два маленьких двойных деревянно-золотых: ЧА и ЩА. А на столе остались только маленькие и один большой железно-деревянный с твердыми знаками.

Сразу же другое задание: поставить на полку кубики с буквой Я: Я-ТЯ-ЛЯ-НЯ-ФЯ-ВЯ-ПЯ-КЯ-ГЯ-ЗЯ-ТЯ-БЯ-ХЯ ДЯ-СЯ-МЯ-ДЯ-РЯ.

На столе остались только три кубика: большой железно деревянный с твердыми знаками, маленький весь железный (Й) и маленький беленький со знаками препинания.

На полках получились два "поезда": из сомкнутых 26 больших кубиков и 18 маленьких.

Конечно, нужно прочитать то, что составили, слева направо, ставя на читаемые кубики маленький беленький со знаком ударения.

И сразу новая игра, пока кубики на полках.

В арабском варианте: поезд серый и желто-белый и по каждому кубику прыгает огласовка.

38) САРДЕЛЬКИ И СОСИСКИ. Разберем "поезд" из больших кубиков на "сардельки", а "поезд" из маленьких на "сосиски" по три-четыре кубика: АДАСА, КАВАМА, ПАБА-ГА РЛХАЖА, ТАВАЦА, ПАФАБА, ШАЧАЗАНА, МАЛА-ЩАКА - сардельки. ЯТЯЛЯ, НЯФЯВЯ, ПЯКЯГЯ, ЗЯТЯ-БЯ, ХЯДЯСЯ, МЯДЯРЯ сосиски.

А теперь (с помощью беленького кубика) прочитаем и "сардельки" и "сосиски" с ударением на первом, втором, третьем, а там где четыре кубика, то и па четвертом слоге. Для чего? - Чтобы не рассказывать, а показать, что такое ударение, качество ударных и безударных, редукцию: КАВАМА, КАВАМА, КАВАМА... МЯДЯРЯ, МЯДЯРЯ, МЯДЯРЯ.

Не забываем, что безударные О произносятся подобно безударным А, безударные Е, Я подобно безударным И.

39) БРАТИШКИ И СЕСТРЁНКИ. Почти у всех больших кубиков есть "сестрёнки" среди маленьких кубиков, а у всех маленьких - "братишки" среди больших. Надо собрать вместе "братишек" и "сестрёнок": АЯ, ДАДЯДЯ, САСЯ, КАКЯКА, ВАВЯВА, МАМЯМА, ПАПЯПА, БАБЯБА, ГАГЯ, РАРЯ, ХАХЯ, ТЯТЛТЯ, ФАФЯ, ЗАЗЯ, НАНЯ, ЛАЛЯ. У мальчиков ДА и ТА по две сестрёнки, а у сестрёнок БЯ, ВЯ, МЯ, ПЯ, КЯ по два братца. У высоких мальчиков ЖА, ША, ЦА ни братишек, ни сестрёнок, у девочек ЧА и ЩА тоже.

40) Проделайте упражнения, аналогичные 37-38-39, с начальными 0-Ё,У-Ю,Ы-И,Э-Е.

41) Работа с согласными складами может выглядеть следующим образом:

а) К-Д-С-Н-Б-Л-Б-В-Х-П-Ж-3-М-Р-Т-М-Ф-К-Г-П-В-Ш ВЪ-Ч-Щ-Й (кубик с твердыми знаками можно выставлять любой стороной; последние три принадлежат ряду из-за отсутствия мягкого знака).

б) С мягким знаком: КЬ-ДЬ-СЬ-ЛЬ-ЗЬ-ТЬ-ГЬ-ПЬ-ХЬ-БЬ ВЬ-ДЬ-МЬ-ТЬ-НЬ-РЬ-ЧЬ-ЩЬ-ЖЬ-ШЬ (последние четыре вынимаются из первого ряда).

в) "Братишки-сестрёнки": К-К-КЬ, Д-ДЬ-ДЬ, С-СЬ, I? НЬ, Б-Б-БЬ, Л-ЛЬ, В-В-ВЪ-ВЬ, Х-ХЬ, П-П-ПЬ, 3-ЗЬ, М-М МЬ, Р-РЬ, Т-ТЬ-ТЬ, Ф-ФЬ, Г-ГЬ.

42) КАКУЮ ПЕСЕНКУ ТЕБЕ СПЕТЬ? Песенками будем называть блоки складов из таблиц 1 и 2:

При озвучивании больших квадратиков ребята встают на носочки, маленьких - приседают: Г! ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ (стоя), ГЬ! ГЯ ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ (присев): 21 песенка по таблице 1.

Дайте ребёнку самому выбрать песенку. Он лучше нас с вами знает, что ему нужно уточнить, узнать. Таблица висит высоко, никто, в том числе и учитель, не закрывает её спиной, головы подняты, полутора-двухметровая указка переходит из рук в руки. Каждому хочется песенку заказать. Через некоторое время кто-то начинает подпевать. Поддержите этого ребенка похвалой, а остальных спросите: "А вы что мне не помогаете? Ну-ка, пойте!"

Сразу появляется еще несколько любителей пения, и вот уже вся группа запела. Ребята не забывают песенки: исполняют их дома родителям, на прогулке. Многим хочется иметь такую же таблицу дома, и они заставляют родителей ее перерисовывать. А одна девочка, рассказывают, вылепила таблицу дома из пластилина!

По нашим наблюдениям, промежуток времени, за который группа выходит на хоровое, дружное исполнение песенок весьма невелик и часто зависит от исполнительских данных наставника. И - самое интересное! - именно вслед за этим многими ребятами самостоятельно прочитываются первые слова.

В чём секрет такой эффективности? - Во-первых, матрица: в ожидаемом месте в ожидаемое время получаем ожидаемый результат. Только произнесли М!, и уже готовы к автоматическому воспроизведению МА-МО-МУ-МЫ-МЭ. Во-вторых, частотность. За две минуты, требующихся для пропевания таблицы, склады с буквой А, к примеру, встретятся 21 раз. В-третьих. И не просто встретятся 21 раз, а в системе, перевязке с другими складами, в соотнесении их по сходству и различию.

Клетка ВУ находится в верхней части таблицы среди подобных ей железных и железнозолотых (больших и маленьких);

входит в состав блока В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, ВЬ-ВЯ-ВЕ-ВЮ-ВИ-ВЕ, не случайно, конечно ("Каким дебилом нужно быть, чтоб не догадаться", - как говорит В.Ф.Шаталов), соотнесенного с ниже расположенным блоком Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ; принадлежит подблоку В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, легко соотносимому с подблоком ВЬ-ВЯ-ВЁВЮ-ВИ-ВЕ и ниже расположенным Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, с совершенно просто обнаруживаемыми соотношениями ВУ-ВЮ и ВУ-ФУ; принадлежит ряду БУ-БЮ-ВУ-ВЮ-ГУПО-ДУ-ДЮ-ЖУ-ЗУ-ЗЮ-ЛУ-ЛЮ-МУ-МЮ-НУ-НЮ-РУ-РЮ, легко соотносимому с расположенным в нижней части таблицы рядом ПУ-ПЮ-ФУ-ФЮ-КУ-КЮ-ТУ-ТЮ-ШУ-СУСЮ-ХУ-ЦУ-ЧУ-ЩУ.

Уфф!... Как непросто пересказывать то, что хорошо показано и выясняется просто разглядыванием.

Но с опорой на таблицу лет в 7-8 все это перескажем, даже подметим не подмеченное, с удовольствием используя всю терминологию и пребывая в восторге от собственной учености.

А пока конкретным оперировать будем: большие-маленькие, железные-деревянные-золотые, не будем приставать с неизбежным "буква одна, а звука два", или "буквы две а звук один" и прочим.

Когда ребята укрепятся в чтении, можно будет сказать: "А вот по-научному так не говорят: большие-маленькие". "А как говорят?" "Твердые-мягкие. Железные, деревянные тоже не говорят". "А как?" "Звонкие, глухие... А заметили, какого цвета буквы на кубиках и в таблицах? Правильно: синие, голубые, зелёные. Так вот. Синие - С - согласные, голубые - Г гласные, зелёные - 3 - знаки".

Целый лес рук, все "по-научному" хотят говорить. Общечеловеческая слабость.

43) КАКУЮ ПЕСЕНКУ ТЕБЕ СПЕТЬ? Теперь по таблице 2.

Б-П-В-Ф-Г-К, Д-Т-Ж-ЖЬ-Ш-ШЬ-3-С, Л-М-Н-Р (тук-тук-тук-тук!), Х-Ц-Ц! Этот ряд не поется, а громко и энергично проговаривается, естественно, с показом складов указкой.

44) КАКУЮ ПЕСЕНКУ ТЕБЕ СПЕТЬ? Снова по таблице 1, но по-другому.

Склады с буквой А встретились еще 31 раз. Итого:

21+26+31=78. 78 раз за 6-7 минут пропевания.

45) НАЖМИ НА КУБИК. Кубики лежат на столе в произвольном порядке. Каждый из четырех-пяти ребят, вызванных для игры, ставит пальчик на край любого (какого хочет) кубика так, чтобы не закрывать букв. Наставник, слева направо, по очереди касается рукой плеч детей, при этом озвучивая их кубики: "КУ, НА, Д, ПО, ГЕ ". Ребята переставляют пальчики на другие кубики: "ЗЬ, ЛУ, ЖЕ, М, НЯ" и т.д. Через некоторое время ребята меняются местами, чтобы понажимать другие кубики.

За короткое время успеваем нажать и услышать звучание многих складов. Новая группа ребят, стоявших рядом, переворачивает кубики и тоже приступает к игре. Может, назвать игру "КОМПЬЮТЕР"?

46) Группа ребят делится на две команды. Наставник поднимает со стола кубик и показывает ребятам, сидящим поодаль. Команда, прочитавшая показанный склад первой, получает названный кубик. По окончании игры подсчитываем число кубиков у каждой команды и определяем победителя.

47) СМЕШНЫЕ СЛОВА. До этой игры многие додумываются сами - дети подсказывают.

Ребенок выставляет три-четыре, а то пять и более кубиков и просит их прочитать. Наставник берет руку ребёнка и проводя ею слева направо вдоль кубиков, прочитывает составленное. "Нет такого слова, что это ты придумал!" "у меня прочитайте, у меня!" - кричат другие дети. Очень им нравится "слова" изобретать.

Чему учимся, как и во многих предыдущих играх? - Писать и прочитывать слева направо, узнавать верх-низ кубиков, озвучивать их. И каждый раз новое, тобой изобретённое "слово", и каждый раз смешно и интересно!

48) Нашей целью является самостоятельное прочтение детьми первого для них в их жизни слова. Потом будет второе, третье ... Пока мы ведем подготовку к этому.

У каждого ребенка миллион вопросов: КУДА пойдем? КТО звонил? ЧТО купили? ГДЕ? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТКУДА? ЧТО будет на обед? и т. д. и т.п.

Если полка, кубики, таблицы, указка рядом, то отвечать на такие вопросы совсем не трудно хоть сорок раз на дню.

Сначала устанавливаем в клетке указку и с разрывом в какой-то момент озвучиваем склад, что должно заставлять ребят, сгорающих от любопытства, предугадывать его, отгадывать слово, предложение. Это нам, взрослым, легко по увиденным или услышанным кусочкам восстановить слово, но не всякий ребенок, начинающий осваивать чтение, догадается, что увиденные или даже озвученные кусочки А-ПЕ-ЛЬ-СИ-Н должны образовать слово АПЕЛЬСИН.

С этим же столкнется ребёнок через некоторое время при попытках начать самостоятельное чтение: кусочки озвучил правильно, а о самом слове не догадался, или догадался с трудом. Навык "склеивания" кусочков в слово надо формировать и затренировывать, чего мы и добиваемся предлагаемым упражнением.

- Кто звонил?

- Отгадайте! На-де-ж-да Пе-т-ро-в-на (показываем склады и озвучиваем их).

- Надежда Петровна!

- Правильно!

49) СКЛАДОВЫЕ КАРТИНКИ. Выполняются форматом либо в половину альбомного листа (приблизительно 14 см но высоте и 20 см по ширине), либо в его четверть (10 см на 14 см). Выбор формата будет зависеть от величины картинки, наклеиваемой на лист.

В левом верхнем углу листа 14х20 см пишем буквами высотой 2-2,5 см. На листе 10х14 см делаем надписи полутора двухсантиметровыми буквами.

Надписи (КОЛОКОЛЬЧИКИ, к примеру) выполняются в два цвета: безударные склады зелёным, ударные чёрным. Под надписью, с очень небольшим отрывом от неё, размещается картинка. С обратной стороны листа только надпись.

Теперь объясним, почему выгоднее все сделать именно так, как выше рекомендовано.

Ширина листа больше высоты для того, чтобы на нем могло разместиться даже очень длинное слово.

Русские ударные в 5, 6, 10, 12 раз дольше безударных (кто как произнесёт), слова опознаются по ударным складам, очень важно научиться их выделять в слове и правильно озвучивать, а то скажешь дИван вместо дивАн или бАлкон вместо балкОн, так только людей озадачишь или насмешишь.

Выделив ударный склад чёрным, мы как бы его вперед выдвигаем, заставляем дольше произносить, что ребята, между прочим, очень быстро схватывают.

Безударные склады, обозначенные зелёным, как бы отодвигаются, становясь не столь важными, как ударный чёрный. Преподаватели русского языка как иностранного говорят студентам: "Произноси как хочешь, только ударный склад произнеси правильно, а то тебя не поймут".

Слово записывается сверху и с левого края для приобретения навыка считывать информацию слева направо и сверху вниз. Минимальный разрыв между словом и наклеенной (нарисованной) под ним картинкой обеспечивает охват того и другого одним взглядом, без перевода или с самым незначительным переводом глаз.

А для чего слово записывается еще и с обратной стороны карточки? - Правильно, чтобы угадывалось, узнавалось, прочитывалось и без картинки.

Складовые картинки понадобятся очень скоро и нужно их много, сотни полторы-две, тогда с ними можно проводить множество игр. В "Видах письма" (No18) уже говорилось об использовании таких картинок для тренировки переписывания. Сейчас покажем, как их можно использовать для чтения.

Приготовим штук шесть картинок, любых, со словами разной длины. Например, ТИГР, МЕДВЕДЬ, ЩУКА, КЕНГУРУ, ЁЖИК, ЛЕВ. Почему разной длины? А чтобы опознавать, отличать друг от друга потом легче было. Ведь в любом тексте (ребята знают это) есть слова из одной буквы, двух, трех, короткие и очень-очень длинные. Сами мы, взрослые читающие люди, слова именно так и опознаем, охватывая взглядом по несколько слов сразу: длинное или короткое, какие буквы в начале - какие в конце, что в середине слова и т. п.

В словах на складовых картинках подсказкой будет еще ц выделенный чёрным ударный склад. Будем приучать ребенка охватывать взглядом слово, мгновенно производить анализ и синтезировать совокупность признаков; целиком, а не но кусочкам произносить слово.

- Ну-ка, прочитайте, что здесь написано?

- Тигр!

- Правильно. ТИ долго говорится, чёрным написано.

- А здесь что?

- Медведь!

- Правильно. Говорится [мидветь] а пишется МЕДВЕДЬ, потому что МЕДВЕДИ, мёд ведают, где искать. ВЕ долго произносится.

- А это?

- Рыба!

- Рыба-то рыба, да прочитайте какая.

- ЩУКА! - произносит кто-то из детей.

- Молодец! - Другие дети разглядывают слово над картинкой: действительно, ЩУКА.

- А это кто?

- КЕНГУРУ!

- Да. Говорится [ки], а пишется КЕ. РУ черное. А это прочитайте.

- Ёжик!

- Ё черное. А это кто?

- Лев!

- Лев, конечно. ЛЕ черным написано. Говорится [леф], а пишется ЛЕВ, потому что ЛЬВЫ. Надо же, какие вы все ребята сообразительные - уже читать научились! Вот родители обрадуются, бабушки-дедушки тоже.

Ребята в сомнении: "Ведь мы же по картинкам угадывали". А у некоторых такая мысль на лице: "А может, уже и в самом деле умеем?"

- Давайте, еще раз прочитаем.

"Прочитываем", называем ребятам склады, обозначенные чёрным (в это время они всё слово видят, переключают внимание от картинки к слову, невольно воспринимая его цел! ком, озвучивая его внутренним голосом, прочитывая про себя

Перемешав карточки, еще раз предъявляем их детям, а он громко и дружно называют слова. Похвалим еще разок, за то что они так быстро "читать" научились, перемешаем картинки и... покажем обратной стороной, без картинки.

- Ой! - бывает вырвется у кого-то. Секундная напряженная пауза и...

- Ёжик!

- Правильно! На, получай картинку! А это что? - Показываем другую карточку обратной также стороной.

- Тигр! - кричит уже другой ребенок и тоже получает карточку.

Разобраны первые шесть картинок. Ребятам хочется продолжить игру. Берем новую порцию из шести штук, опять прочитываем три-четыре раза с лицевой стороны предъявляем обратной. Каждый, первым выкрикнувший слово, получает карточку на руки. Ребята радостно узнают и выкрикивают слова без предварительного шевеления тубами, морщения лба и набарматывания ("рэ-а - ра, мэ-а - ма").

И вот уже у многих по одной-две-3-4 карточки в руках, а у некоторых пока ничего. Пора объявлять: "Те ребята, которые наберут 5 картинок, идут вот сюда (покажем место), посмотрят картинки друг у друга и будут играть, как мы играем. Сможете так?"

Конечно, смогут. А нам сейчас с теми поработать, у кого пока ни одной картинки нет.

Уменьшим порцию предъявляемых карточек до пяти, потом до четырёх. Когда около нас останется совсем мало детей, уменьшим её и до трёх. Бывают ребята, которым и из двух карточек одну заданную трудно выбрать. "Это ТЕЛЕВИЗОР, а это МЯЧ. ТЕЛЕВИЗОР - ВИ чёрное, МЯЧ - МЯ чёрным написано". Предъявляем несколько раз, ребёнок "прочитывает", как и все, слова на лицевой стороне, кладем карточки на стол картинкой вниз: "Где телевизор?" "Вот". "Молодец!" Маленькая, но победа.

Только последний вышел, получив свои пять (две, три - число условное, по ситуации и ощущению момента преподавателем) карточек, все ребята возвращаются и игра начинается снова.

Выявляются "быстрые" и "медленные" дети. Последние, может быть, впервые поставлены перед необходимостью самим решать, отвечать, делать выбор, действовать. Очень часто среди "медленных" обнаруживаются ребята, не доставляющие хлопот воспитателям, вполне приличные с виду, уже научившиеся вести себя так, чтобы к ним поменьше приставали, поменьше их тормошили. Раскрываются глаза и у воспитателей, и у родителей. И слава Богу!

Ребёнок пластичен, быстро перестраивается на новый стиль поведения, становится активнее. Обнаружим таких детей в Два-три-четыре года - вытянем, разовьём,

растормошим. В шесть-семь лет сделать это будет уже намного труднее.

Недавно мы выпустили первую часть комплекта складовых картинок - "Животный мир" и приступаем к подготовке других частей.

Петербургский художник и мой дорогой одноклассник А. А. Иванов эпиграфом к своему вступлению для этой работы взял слова Рудольфа Анхейма: "Мы систематически душим умственные способности, заставляя нашу молодежь мыслить в основном вербальными и числовыми знаками"... Я сразу пожалел, что не взял это изречение эпиграфом ко всей книге. Далее Александр Александрович пишет:

"Использование изобразительного материала для обучении и воспитания имеет столь длительную историю (К.Д. Ушинский, Н. И.Пирогов), что невольно появляется желание взглянуть на примелькавшиеся вещи по новому. Так родилась идея сопроводить упражнения в чтении по методике Н.А. Зайцева рисунками-силуэтами.

Сегодня силуэт живет и развивается как коммуникативное средство в виде различных пиктограмм, указателей и товарных знаков. Объясняется это тем, что, будучи своеобразным художественным приемом, силуэт содержит в себе все признаки графического символа: фронтальную плоскость изображения; мгновенную узнаваемость; простоту; отсутствие второстепенных, отвлекающих внимание деталей; выразительный Контур; низкий горизонт; плотную массу и высокий Контраст.

Символичность силуэта сближает его с детским рисунком, потому что дети рисуют символами или "эмблемами" (Симонович-Ефимова). Семантическая природа этой близости позволяет предположить, что силуэт может с успехом использоваться как вспомогательный материал в процессе обучения. Иногда спрашивают: "А почему силуэт черный?" Силуэт черный и двухмерный по определению. В этом может убедиться каждый желающий, выглянув ночью в окно. Однако, феномен силуэта состоит в том, что в его плоскости угадывается третье измерение и цвет изображаемого предмета. От этого чернота силуэта легче, условней и неопределеннее "настоящей" черной краски. Вместе с тем, такая "нецветность" (в сравнении с предельно яркими картинками для детей) делает силуэтное изображение более абстрактным, тоесть в большей степени обращенным к интеллекту, настраивая на серьезную, сосредоточенную и более внимательную работу.

Я думаю, что силуэтные Картинки заинтересуют детскую аудиторию они таят в себе некоторую загадочность, дают свободу в выборе индивидуальных черт изображенных персонажей, развивают воображение и, надеюсь, художественный вкус.

Я, со своей стороны, старался исполнить эти рисунки как можно точнее, считая своей обязанностью наилучшим образом и без художественных амбиции решать практические задачи".

50) ЗАГАДАЛИ ЗАГАДКУ ребятам, а они отгадать не могут. Отгадку в таком случае выкладываем из кубиков - вот она рядом. Хочется прочитать? - Конечно.

Конечно, с загадками работы не на один день. Поначалу выкладывайте отгадки из кубиков, потом записывайте их и на доске.

Можно загадки написать на полосках картона с номерами отгадок, а отгадки на отдельном листе.

Нужно, чтобы ребёнок запомнил побольше, загадывал родителям, знакомым. Это и есть развитие его речи, художественного и абстрактного мышления, вкуса, ввод в литературу.

Используйте загадки для описанных выше диктантов. Договаривались, ведь, ни строчки дряни не писать?

51) СКЛАДОВЫЕ КАРТИНКИ ИЗ ДВУХ СЛОВ выполняются размером 20 см по высоте и 14 см по ширине, либо 14 см на 10 см для совсем маленьких картинок. Слова записываются в две строчки, буквы уже меньше размером - 810 мм Надписи выполняются также зелёным и чёрным, уже без разбивки на склады по низу слова, заглавными и строчным" буквами на обеих сторонах карточки.

Для приучения ребят к строчным буквам изготовьте табличку размером примерно 15 на 45 см, на которой будет:

А

Б

Е

Ё

Р

У

Ф

а

б

е

ё

р

у

ф

Только семь строчных букв в прямом печатном шрифте отличаются от заглавных не только размером, но и исполнением. Последние три тем, что хвостики опущены под строчку. Скажите ребятам, что в верхней и нижней строчках написано одно и то же хитрое слово Абеёруф.

На карточках могут быть: Красные тюльпаны, Жёлтые тюльпаны, Железная дорога, Парусный корабль, Грузовые машины, Легковые машины и т. п.; виды города, края (Исаакиевская площадь, Невский проспект, Петропавловская крепость и т. п. для Петербурга).

Ребята привыкают к более мелким, но всё ещё достаточно крупным буквам, заглавным и строчным, учатся охватывать взглядом и прочитывать уже не одно, а два, а то и три слова.

52) РЕБЕНКА ДОЛЖНЫ ОКРУЖАТЬ ВЕЛИКИЕ КАРТИНЫ, - пишет господин Масару Ибука в книге "После трёх уже поздно". Совершенно согласны. А если к картине (репродукции) добавить еще и надпись крупным шрифтом с её названием и именем художника? "И.Е.Репин. Бурлаки на Волге". "И.И.Шишкин. Утро в сосновом лесу". "Васнецов В.М. Богатыри". "Кустодиев Б.М. Купчиха, пьющая чай".

Если репродукций много, получается выставка, которую целесообразно передвигать по садику, из группы в группу, в помещения, где часто бывают дети.

Ребята всё рассмотрят, впитают, прочитают.

53) Тамара Васильевна Мокеева, организующая работу по "кубикам" в Алма-Ате и Чимкенте, разрезала крупномасштабный альбом цветных художественных фотографий "Кошки", сопроводила каждую фотографию надписью крупными буквами и устроила в детском саду выставку. Успех превзошел все ожидания. Пока ребята не прочитали и не выучили все породы, выставку не покидали. "Эх, собак бы еще достать!" - поделилась со мной Тамара Васильевна. Через некоторое время узнал - достала и выставку сделала. Выставки эти - передвижные, передвигаются из группы в группу, из сада в сад.

В Казахстане русскоязычные дети, научившиеся читать по "Кубикам", легко осваивают и казахское чтение по подготовленным нами пособиям.

То же происходит и на Украине, где после "Кубиков" вводят "Ридну мову за методикою М.О. (Мыколы Олександровича) Зайцева".

Напомним заодно, что и освоение английского чтения у нас сделано лёгким, подготовлен и татарский язык. Разумеется, может быть обработан под новые технологии и любой другой.

54) Вера Васильевна Пермякова из Краснодара на полосках картона пишет детям довольно крупными зелёными и чёрными буквами пословицы, поговорки, загадки с отгадками, прибаутки. Да всё повеселее отбирает, а не как в учебнике Бабайцевой: "Кто аккуратен, тот и людям приятен".

"Чтение - это труд, надо сделать так, чтобы ребенок не даром потрудился, а узнал что-то новое, интересное, меткое, веселое", - говорит Вера Васильевна.

Потрудится ребёнок, разберет, к Вере Васильевне бежит, чтобы ей прочитать. "Дайте еще картонку!" - просит. Потом, хвастаются стопками: "Во я сколько прочитал!"

55) А почему бы не предложить ребятам для закрепления навыков и повышения скорости чтения такие интересные для них вещи, как СКОРОГОВОРКИ и ЧИСТОГОВОРКИ? По много раз прочитаешь, заучишь, другим передашь, технику чтения улучшишь, речь обогатишь, и произношение каких то звуков подчистишь.

Начинайте с каких попроще, добавляйте постепенно более сложные.

1. Наша дочь речистая, у нее речь чистая.

2. От топота копыт пыль по полю летит.

3. Ткёт ткач ткани на платки Тане..

Насколько ребята ненавидят секундомерные проверки скорости чтения, настолько им нравится соревноваться в быстрочтении скороговорок и чистоговорок. Тут они не против секундомера, а только за. Воспользуйтесь этим для укрепления техники чтения, чистоты, четкости речи. Проводите и личные и бригадно-командные состязания.

56) Помогут укрепить навыки чтения и другие произведения народного творчества: колыбельные ПЕСЕНКИ, СЧИТАЛКИ, жеребьёвые СГОВОРКИ, ДРАЗНИЛКИ, НЕБЫЛИЦЫ.

58) Сродни загадкам и ЗАГАДАЛКИ (слово предложено М.В.Сидневой, воспитательницей д/с 31 Василеостровского р-на Петербурга, с успехом использующей эту игру в работе с детьми). Материал для "загадалок" в избытке предоставляет словарь Ожегова:

Многолетнее растение с твёрдым стволом и ветвями; обычно образующими крону. Что такое? Дерево.

Можно "загадалки" написать на полосках картона, а отгадки зашифровать номерами, - опять пособие для укрепления навыков чтения.

59) СТИХИ-ПЛАКАТЫ. Замечали, как ребята, овладевающие чтением, готовы хоть по двадцать раз прочитывать, демонстрируя умение, знакомые тексты? Зачем-то им это, значит, нужно.

Во-первых, все мечтали научиться читать, и вот теперь, вроде бы, умеют. Дайте им насладиться, похвалы послушать. Не омрачайте радости, говоря, что этот текст-де, уже в школе (садике) проходили.

Во-вторых. При неоднократном прочитывании знакомого текста ребёнок закрепляет навыки, которые пригодятся для озвучивания текста незнакомого.

А навыки многие нужны: водить глазами по строчкам; добравшись до конца строчки, перебрасывать глаза вниз и влево, не сбившись строчкой; целиком, не спотыкаясь, прочитывать слово; сливать, ударять, интонировать, редуцировать.

Вправо глазами по строчке забегать, ловя следующие слова, догадываясь, как их в связке с предыдущими озвучить; не орать, но и не произносить слова слишком тихо; читать плавно, с выражением, быстро, но не тараторить.

Традиционные методики ставят ребенка в обескураживающее положение, почти сразу обрушивая на него все эти трудности. Да еще в книге с мелким шрифтом (конечно он мелок, постепенно к такой величине букв надо приучать, какая в букваре дается). Да еще обязательно сидя. Да сплошь и рядом на занудных, а то и вовсе не по-русски сложенных текстах:

"Моя мама работает в птичнике, где разводят кур. Я и сестра часто ходим к маме на работу. Там много цыплят. Вот совсем крошечные, желтые, пушистые цыплятки. А вот и постарше, уже с перышками. Несёт мама цыплятам корм и зовет: Цып-цып-цып!" Они бегут за ней и пищат. Иногда мы тоже кормим цыплят", (из букваря Эльконина).

Разве можно ребенку 20 раз подобный текст перечитывать или хотя бы прослушивать в исполнении товарищей? Никак ему потом речь не разовьёшь. Да и учительнице тоже. Ведь букварь Эльконина преподносится ей как чрезвычайное методическое достижение, что подтверждается значительными тиражами и переизданиями ("Уж не стали бы чепуху в таком количестве печатать да еще и перепечатывать!").

Стихи-плакаты представляют собой исполненные крупным шрифтом произведения ВЕЛИКИХ, отобранных временем авторов. В течение десятилетий полчища графоманов, утверждаясь через издания для детей, наплодили массу рифмованной белиберды, в том числе и переводной, под девизами "Литература и фантазия", "Мировая художественная культура". В восторженном экстазе подрабатывающие на детской литературе графоманы слились с методистками, зарабатывающими на педагогике и... Теперь в детских садах, начальной школе почти нет Крылова, совсем мало, по сравнению с вездесущими графоманами, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, почти нет Кольцова, Фета, Тютчева. Из "Детства" Сурикова прочитаем четыре четверостишия и достаточно. Испорчен вкус воспитателей, учителей, родителей, детей.

Пяти-шестилетки по стихам-плакатам с удовольствием, громко, с выражением, артистизмом читают "Муравья" Крылова на 225 слов, 23 четверостишия "Детства" Сурикова, "Генерала Топтыгина", "Школьника" Некрасова, любят выступать перед взрослыми. А на чём еще проводить с детьми столь любимую всеми работу по развитию речи? Не на этом же: "А я придумал слово, смешное слово - плим. Вот прыгает и скачет: плим, плим, плим! И ничего не значит!" Или: "Ох, тяжелая это работа из болота тащить бегемота!" Или на этом речь развивать: "В моей Вообразилии, в моей Вообразилии болтают с вами запросто Настурции и Лилии"? "Жил на свете муравей без ресниц и без бровей. Он терпеть не мог девиц без бровей и без ресниц"?

60) ПЕСНИ-ПЛАКАТЫ. Выразительное чтение и хоровое пение - главные предметы в детском саду и начальной школе. От попевок и алфавитных песенок до пения песен по плакатам - один шаг. Можно распевать и на знакомые мелодии, оформив алфавиты следующим образом:

А Бэ Вэ Гэ Дэ

ЕЕ Же Зэ И

иЙ Ка эЛ эМ эН О Пэ (О протянуть)

эР эС Тэ У эФ

Ха Це Че Ша Ща

твёрдый Ы мягкий Э Ю Я

("Подмосковные вечера")

.

Трёхлетки психоневрологического дома ребенка поют песенки в четыре строчки, написанные на полулисте ватмана. Воспитательница показывает пропеваемые слова указкой, музработник играет на гармошке и поёт вместе с детьми: "Я люблю свою лошадку, причешу ей шерстку гладко..." Плакат красивый, наверху лошадка нарисована, буквы крупные, зелёные и чёрные, как на складовых картинках.

За 10 минут ребята пропевают несколько песенок. Спросишь после пения:

- Где написано "лошадку"?

- Вот

- А где написано "хвостик"?

- Вот хвостик. Любое слово покажут. По плакатам поют намного лучше, дружнее, чем без них. После кубиков, складовых картинок, стихов и песенок быстрее выходят в речь.

Песни-плакаты важны еще и тем, что приучают детей к пению. Непоющая школа - непоющий народ, а мы стали непоющим народом. Предки с неполным начальным образованием пели "Бородино", и "Песнь о вещем Олеге", и "Жили двенадцать разбойников" на слова Некрасова, двенадцать четверостишии лермонтовской "Тамары", которой и мотивчика уже вспомнить не можем.

61) И вот теперь только ребят можно пустить в КНИЖНЫЙ ТЕКСТ, да и то пока с крупными буквами. Мы готовили их к этому, постепенно уменьшая величину букв: кубики - таблицы складовые картинки - загадки, пословицы, поговорки, записанные крупным шрифтом, стихи и песни на плакатах.

Ребята привыкли взглядом охватывать одно-два-три слова и моментально озвучивать их, не спотыкаясь.

На диктантах указкой по таблице привыкли к красной строке, заглавным буквам, знакам препинания, правильной интонационной реакции на них.

Никого не удивляет, что некоторые слова пишутся несколько иначе, чем произносятся.

Привыкли глазами отслеживать строчки, перепрыгивать с одной на другую.

Теперь нужно закрепить эти навыки на книге.

62) КНИЖКА-КОЛЛЕКТИВКА. Ребята получают одинаковые книги, хорошо иллюстрированные, с крупным шрифтом. У наставника такая же книга. Наставник читает, ребята отслеживают текст глазами. В это время они читают внутренним голосом, и эта работа очень для них важна.

Начнём минут с пяти-десяти, постепенно увеличим еже дневную дозу до получаса. "Внутренний голос" до того крепнет, что ребята то и дело предлагают: "А можно я попробую?" У некоторых уже и получается. Почти как у взрослых.

Очень важно на этом этапе привить ребятам правильную осанку, выбор оптимального расстояния от глаз до книги, пронаблюдать и проверить, не нужна ли некоторым детям помощь окулиста. Необходимо объяснить и внушить детям, что читать им пока нужно при дневном свете, что страницы книги должны быть хорошо освещены, что многие люди, носящие очки, испортили себе глаза чтением при недостаточной освещенности.

63) ЧТЕНИЕ С ВТОРЕНИЕМ поможет к накопленным навыкам добавить еще и участие голоса, вывести его наружу. Чтобы при чтении вслух не попасть впросак, надо научиться глазами заглядывать на несколько слов вперед, видеть знаки препинания, не просто прочитывать слово, ас выражением. "Когда перенимать с умом, - читает наставник. - КОГДА ПЕРЕНИМАТЬ С УМОМ", - тут же вторят дети, глядя в книги, "Тогда не чудо (ТОГДА НЕ ЧУДО, - вторят дети,) и пользу от того сыскать (И ПОЛЬЗУ ОТ ТОГО СЫСКАТЬ); а без ума перенимать (А БЕЗ УМА ПЕРЕНИМАТЬ), и боже сохрани (И БОЖЕ СОХРАНИ), как худо! (КАК ХУДО!) Я приведу пример тому (Я ПРИВЕДУ ПРИМЕР ТОМУ) из дальних стран (ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАН). Кто обезьян видал [(КТО ОБЕЗЬЯН ВИДАЛ), те знают (ТЕ ЗНАЮТ), как жадно (КАК ЖАДНО) всё (ВСЁ) они перенимают (ОНИ ПЕРЕНИМАЮТ)".

Читаем интонационно-смысловыми кусочками, постепенно увеличиваем периоды, доводя их до целых предложений.

Заметим попутно, что вторение - прекрасный способ овладения чтением и для взрослых, изучающих иностранный язык.

64) Из двух одинаковых книжек, хорошо иллюстрированных, но с мелким шрифтом, можно устроить КНИЖКУ-ВЫСТАВКУ, разобрав книги на листы и переписав, или перепечатав текст на принтере крупными буквами. Хороши для таких выставок книги с большими иллюстрациями и малым количеством текста. Книга располагается на стене, не на уровне глаз, а много выше. В комнате красиво, ребята читают стоя, задрав головки ( вспомним о том, что свыше 63% учеников начальной школы имеют нарушения осанки). Через день-другой текст знают, мамам демонстрируют, как они уже "по-взрослому" читать умеют.

65) ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ И ХОРОВОЕ ПЕНИЕ с опорой на текст - главные предметы в детском саду и начальной школе. Наш отчет перед родителями - выступления с чтением хороших стихов, пением хороших песен. Обязательно с опорой на текст..

66) Повальное увлечение секундомерными замерами скорости чтения является, на наш взгляд, вреднейшим делом, доводящим порой до нервных срывов и у детей, и у родителей. Кому не ясно, что читать нужно С ЧУВСТВОМ, ТОЛКОМ, РАССТАНОВКОЙ

68) Перечисленные виды письма и чтения преподаватель сочетает по своему чутью и вкусу, изобретает свои приёмы, не забывая, однако, главного: К ЧТЕНИЮ ИДЕМ ЧЕРЕЗ ПИСЬМО.

Наши рекомендации