Показатель осознанности чтения
После чтения показать соответствующую картинку.
Задание 7
Если ребенок уже владеет определенным навыком чтения вслух, то проверяется и чтение про себя, т.к. овладение техникой чтения включает в себя и научное чтение без внешнего озвучивания. Чтение про себя проверяется путем соотнесения прочитанного слова с соответствующей картинкой или путем контрольных вопросов о его значении.
Приведем один из диагностических приемов, который можно использовать в процессе обследования чтения про себя. Ребенку предлагаются для чтения отпечатанные столбики слов и инструкция: «Слева в вертикальном столбике напечатаны слова. К каждому из этих слов в этой же строчке дано по 4 слова, среди которых нужно найти первое слово. Это слово нужно подчеркнуть. Читай про себя как можно быстрее!»
ток жало цвет щепка дачка бабочка сладость фотографировать | сок сало свет шапка тачка папочка молодость стенагрофировать | мох зола швед щепка бочка тапочка жалость топографировать | ток сажа цвет сетка дачка шапочка сладость фигурировать | шок жало привет шейка качка бабочка зависть фотографировать |
Слова для чтения про себя подобраны по степени нарастания слоговой их трудности. Кроме того, в каждую строку включены конфликтные (отвлекающие) слова, отличающиеся друг от друга 1-2 элементами. В процессе обследования в протоколе отмечается время начала и конца чтения для определения темпа чтения и приемы чтения (шепотное чтение с участием артикуляции, чтение одними глазами без артикулирования).
Использование указанного приема позволяет выявить не только уровень чтения про себя, но и ошибки, связанные с неправильным различением букв, и установить причину этих ошибок (обусловлены ли они сходством начертания букв или же отождествлением звуков, близких по фонетическому признаку).
ИССЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ
ФРАЗ И ТЕКСТА
Цель: оценка сформированности навыков чтения.
Материалы: задания 1-7 с фразами различной синтаксической конструкции:
v простые по конструкции с прямым порядком слов;
v с увеличенным объемом слов;
v сложные по грамматической структуре: атрибутивные, инвертированные, сравнительные конструкции и т.п.;
v задания с текстами 1-3.
Техника:
Ребенку предлагаются фразы и инструкция: «Прочитай предложения» («Читай вслух предложения»)или«Прочти то предложение, которое я покажу».
В процессе обследования обращается внимание на то, при чтении каких фраз у ребенка возникает больше всего затруднений (например, простые фразы прочитываются правильно, а безошибочное прочтение предложений с увеличенным объемом слов становится недоступным).
Если ребенок справляется с чтением отдельных фраз, ему предлагается прочесть отрывок или отдельный текст, соответствующий его знаниям, доступный ему по объему и содержанию. Тексты должны отвечать программным требованиям того класса, в котором обучается обследуемый, с тем чтобы определить уровень овладения навыком чтения. В тех случаях, когда ученик не справляется с текстом, обследуемый путем варьирования материала выявляет уровень, который доступен ученику.
Инструкция: «Читай вслух, постарайся прочесть рассказ как можно лучше» («Прочти вслух рассказ»).
Обследуемый фиксирует приемы чтения, которыми ученик пользуется при чтении слов различной структуры в тексте, отмечает количество и качество ошибок. Также ведется наблюдение за темпом чтения, что является весьма важным компонентом техники чтения, показателем его автоматизма.
ǎ ǎ ǎ
Помимо оценки уровня овладения техникой чтения важно установить состояние понимания прочитанного. Это связано с тем, что основная цель чтения – понимание читающим той информации и того смысла, который заключен автором а тексте.
С целью выяснения понимания смысла прочитанного могут использоваться следующие приемы обследования:
· пересказ прочитанного рассказа;
· ответы на вопросы о прочитанном;
· объяснение значения отдельных прочитанных слов и выражений;
· соотношение слов с конкретными предметами или их изображениями на картинках; прочитанных фраз с картинками, на которых изображены соответствующие события.
Задание 1
Мама шила. Маша мала. Мышки играют. Лето прошло. | Нина спала. Пила тупа. Яма пуста. Петя малыш. | Дома тихо. Кот спит. Дети бегут. Папа устал. |
Таня читает книгу. Кошка ловит мышку. Мальчик ловит рыбу. | Паша хорошо читает. Кроты рыли нору. Папа разбил очки. |
Задание 2
Зима была очень холодная.