Воспитание выразительности движений в подвижных играх

Подвижные игры как часть физической культуры занимают важ­нейшее место во всестороннем воспитании ребенка. Они отражают .Нцеалы общественного воспитания, заложенные как общечелове­ческой культурой, так и культурой отдельных народов.

Изучение современной психолого-педагогической литературы убедительно доказывает взаимосвязь между движениями, жестом, мимикой и состоянием психики, мыслями и чувствами человека. Уже в Древней Греции понимали взаимосвязь и взаимозависи­мость движения и психических процессов. Древние греки высоко ценили грациозность движения, считая, что грацией отличаются только «произвольные движения», а среди них движения, пред­ставляющие собою выражение «моральных ощущений». По их мне­нию, движения, не имеющие иного источника, кроме чувствен­ной природы, при всей их произвольности, относятся только к природе, которая сама по себе никогда не возвысится до грации. Грациозность, самовыражение в движении они относят к прекрас­ным проявлениям души. В произвольных движениях, где имеет место грация, там движущим началом является душа и в ней заключает­ся причина красоты движения. По мнению древнегреческих фило­софов, грация, красота не дана природой, а создается самим че­ловеком. Ф.Шиллер писал, что техничными, красивыми, граци­озными, выразительными движения человека становятся лишь бла­годаря мысли.

В древних культурах Индии, Китая, Японии одухотвореннос­ти движений уделялось значительное внимание. С философско-религиозных позиций человек рассматривался как единствотгло-ти и духа.

Научное обоснование взаимодействия психики и мышечной де­ятельности внесли работы И. М. Сеченова и И. П. Павлова об отра­жательной роли мозга. Наличие связи функционального состояния центральной нервной системы с тонусом поперечно-полосатой и гладкой мускулатуры свидетельствует, что движение — конечное выражение всякого психического акта, мысль — это рефлекс, за­торможенный в своей двигательной части, и что всякая мысль есть слово в состоянии начала мускульной деятельности. В работах В.М.Бехтерева и его сотрудников (Н.М.Щелованова, М.П.Дени­совой, Н.Л.Фигурина и др.) была подтверждена обратная зависи­мость двигательных и психических функций ребенка. В указанных исследованиях содержится материал, свидетельствующий о том, что, начиная от простых видов движения и заканчивая самыми сложными произвольными действиями, развитие познания и дей­ствий определяется в единстве. Благодаря системному подходу пси­хологической науки к познанию ребенка в комплексе всех свойств и особенностей становится возможным обосновать роль самовы­ражения через движения в подвижной игре в психокоррекции и интеллектуальном развитии ребенка.

В настоящее время имеются исследования, в том числе и зарУ" бежные, отражающие влияние телесных поз на психику. УтверЖ"

дается, что некоторые психические особенности человека имеют определенный мимический паспорт (К.И.Платонов, В.А.Белов и др.). Американские психотерапевты используют напряженные позы для коррекции психики. Регулярное использование напряженных поз помогает войти в контакт с собственным телом и сохранить чувство гармонии. По мнению специалиста из США Орсона Бина, двигательные упражнения используются для психокоррекции, по­могая человеку вернуться к первичной природе, снять эмоцио­нальное напряжение. По его мнению, эмоциональное напряжение можно снять, используя упражнение «Велосипед». Важную роль в этом играет также «школа мяча». Она помогает свободному само­выражению, ведет к личностному совершенствованию. Ребенок при­выкает открыто выражать свои эмоции, у него появляется воз­можность пережить обширный диапазон чувств. Эмоциональная раз­рядка помогает взаимодействию с другими детьми и взрослыми, поиску общения, вербальной работе над своими реакциями.

Методика М.Фелденкрайса имеет целью восстановление гра­циозности и свободы движений, утверждающих образ «Я», рас­ширение самосознания и развитие возможностей ребенка и взрос­лого с помощью физических упражнений, осознание мышечных усилий. Через искусство самовыражения в движении формирует­ся ловкость, умение найти наиболее эффективный способ дви­жения.

Интересен подход к совершенствованию развития личности по методу Матиаса Александера. Он утверждает, что человеческий орга­низм есть единое целое и деформация одного компонента влияет на все тело. Коррекция привычных телесных поз, их улучшение помогает создать правильное взаимоотношение частей тела и пси­хики. Язык жеста не менее выразителен, чем язык слов. Цепкость и ловкость прекрасно развивается «игрой», формирующей свободу и выразительность жеста.

Известный русский актер М.Чехов доказал, что выразитель­ный жест оказывает влияние на культуру мышления. Предлагая идти от движения к мысли, М.Чехов формирует связь между дви­жением и словом, движением и эмоциями. Человек, многократно проделывающий одно и то же волевое и выразительное движение, Получает в результате также соответствующую эмоцию.

При проведении подвижных игр значительное внимание следу-61 Уделять комплексному подходу в проведении игры. С этой целью Детям читают художественную литературу, просматривают и об-сУ*Дают с ними мультфильмы, диафильмы, рассматривают кар­аны, осуществляют наблюдение за окружающей природой, про-^Дят беседы и используют другие методические формы подведе-'Ия детей к осознанию сюжета и задач игр. В играх «День и ночь»,

«Море волнуется» и других, им подобных, при объяснении реко­мендуется пользоваться сюжетным рассказом. Например, днем ба­бочки, жучки, насекомые, звери двигаются: летают, прыгают, пол­зают. Наступает ночь и все звери и животные засыпают в той позе в какой застала их ночь. В игре «Сделай фигуру» предлагается приду­мать индивидуальные и коллективные фигуры по сюжетам: «Спорт­смены», «Скульптор», «Зверинец» и др. с предметами и без них. При этом важное место отводится поощрению детей, придумавших не­обычную фигуру, красиво и образно ее выполнявших. Особенно по­ощряются дети, преодолевшие неуверенность, робость и достиг­шие выразительности движений.

В оценке ребенка за точку отсчета берется его собственное до­стижение, проявление им осознанности и творчества. Следует от­метить, что каждый может и должен придумать свое движение, игровой образ, отражая в нем свою индивидуальность, неповто­римость. К оценке выполнения заданий можно привлекать детей. Они способны анализировать, кто лучше, интереснее, точнее пе­редает образ в движении. Выразительность движения, поэзия же­ста, его одухотворенность играют важную роль в осмыслении дви­жения, образности его воспроизведения.

Лучшему использованию двигательного опыта детей (при обу­чении физическим упражнениям) способствует формирование творческой направленности деятельности детей при обучении фи­зическим упражнениям в подвижных играх.

Психокоррекционное воздействие физических упражнений осу­ществляется при использовании разнообразных игр с мячом (для разных положений рук, туловища, головы при отбивании мяча), пальчиковой и глазодвигательной гимнастики, включенной в фи­зические упражнения.

Красота движения проявляется в совершенном физическом конт­роле, который позволяет телу властвовать над пространством и временем. Играя, ребенок удовлетворяет природную потребность в движении. Известно, что когда потребность удовлетворена, может развиться свободная сила воображения. Ф.Шиллер справедливо пи­сал: «Реальность вещей — это их дело, видимость вещей — это дело человека, и дух, наслаждающийся видимостью, радуется уже не тому, что он воспринимает, а тому, что он воспроизводит».

Творческая активность имеет важнейшее биологическое значе­ние и является движущей силой саморазвития каждого индивида, основой его здорового образа жизни.

Особое место в системе подвижных игр занимают спортивные игры. В дошкольных учреждениях используются только их элемен­ты, подводящие ребенка к более сложным спортивным игровые действиям при дальнейшем его обучении в школе.

Наши рекомендации