Педагогическое общение – это профессиональное общение педагога с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата
Проблемное обучение – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями, а также развитие мыслительных способностей.
Проблемная ситуация – основная категория проблемного обучения, ведущим элементом которой является противоречие, выявленное и осознанное.
Проблемная ситуация – это психическое состояние учащегося, возникающее в ходе решения проблемы, при котором он видит противоречия или какие-либо несоответствия, осознает их как трудности, требующие новой информации, и хочет разрешить данное противоречие.
Постер – (от англ. post — расклеивать, развешивать) это объявление, афиша, плакат. Основной составляющей в дизайне постеров является графика – изображения с минимальным количеством художественно выполненного текста.
Постерная технология – технология разработки и создания в малых группах постеров, образно представляющих пути, способы, этапы, ресурсы решения проблемы, презентацию постеров и их обсуждение, разработку групповых докладов по представленной в постерном изображении проблеме.
Рефлексия – деятельность человека, направленная на осознание своих внутренних состояний, действий, анализ этих состояний и формулирование соответствующих выводов.
Самоопределение личности –процесс и результат сознательного выбора личность собственной позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком внутренней свободы.
Самореализация личности –наиболее полное выявление личностью своихиндивидуальных и профессиональных возможностей.
Самоутверждение– достижение субъективной удовлетворенности результатом и/или процессом самореализации.
Ситуация ценностного самоопределения – это сознательно сконструированная педагогом система психолого-педагогических условий, способствующих осуществлению внешнего и внутреннего диалога человека по рассмотрению, оцениванию, принятию или отвержению ценностей, свойственных различным институтам общества, семье, значимым лицам, сверстникам и т.д., и ведущих к формированию у человека собственной системы ценностных ориентаций.
Содержание ценностного самоопределения - система ведущих социальных ценностей, выбираемых человеком в качестве аксиологической основы жизнедеятельности в различных сферах (профессиональной, семейной, сфере общения и др.).
Социально-педагогическое сопровождение ценностного самоопределения – особая стратегия и тактика воспитания, связанная с организацией социального опыта подростков и старшеклассников и индивидуальной помощи им в выборе ценностных ориентиров своей жизнедеятельности.
Социально-психологический тренинг – форма специфически организованного общения, в которой решаются проблемы развития личности, оказания ей психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников, формировать навыки социального взаимодействия.
Социальный опыт– опыт совместной жизнедеятельности людей, зафиксированный в знаниях, принципах и нормах поведения, моральных предписаниях, традициях, обычаях и ритуалах, представлениях о должном.
Социальный проект – совместная деятельность участников образовательного процесса (взрослых и детей, молодежи), направленная на решение реальной социально значимой проблемы и достижение социально значимого результата.
Социальное проектирование – форма социально- и практико-ориентированной деятельности в образовательном процессе, в основе которой лежит реализация социальных проектов, направленная на решение социальной проблемы и развитие социальных навыков его участников.
Таксономия педагогическая –построение четкой системы педагогических целей, внутри которой выделены их категории и последовательные уровни (иерархия).
Технологическая культура учителя –совокупность свойств личности,обеспечивающих ее готовность к конструированию своей деятельности как системы педагогических задач и способов их решения.
Технология игровой деятельности – определенная последовательность действий, операций педагога по отбору, разработке, подготовке игр, включению детей в игровую деятельность, осуществлению самой игры, подведению итогов и результатов.
Технология решения ценностной дилеммы – способ построения решения ценностной дилеммы в определенной последовательности действий, (шагов, операций), неукоснительное соблюдение которой ведет субъекта ее решения к нахождению ценностного контекста и к выбору ценности в качестве личностного ценностного ориентира.
Технология социального проектирования – способ построения проектной деятельности в определенной последовательности этапов, действий, шагов, операций, процедур, соблюдение которых ведет к решению социальной проблемы и социально значимому результату.
ТРИЗ-технология – технология решения изобретательских задач, основанная на идеях, подходах, алгоритмах ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).
Учебное целеполагание – сложная, системная деятельность педагога по выстраиванию иерархии целей: от наиболее обобщенных, диктуемых общими требованиями к образованию личности; – через цели обучения по предмету; – к целям обучения по конкретной теме, каждому уроку.
Цель педагогическая – идеальная модель ожидаемого результата педагогического процесса.
Ценность – это мера значимости для человека тех или иных явлений и предметов и их свойств, выступающихв качестве средств удовлетворения его потребностей и интересов (В.П. Тугаринов).
Ценностные ориентации – избирательные отношения личности к различным сторонам и явлениям действительности, представляющим для нее определенную ценность (В.Н. Мясищев).
Ценностное самоопределение – процесс определения человеком ценностных приоритетов в построении проекта будущего, как условие обретения им ценностных основ своего реального бытия, обеспечивающим психологическую устойчивость и относительную стабильность его существования в сложном и противоречивом настоящем.
Эссе– (от франц. essai — опыт, набросок) жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Представляет собой небольшое по объему прозаическое сочинение, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на исчерпывающий ответ.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие……………………………………………………………………. | |
Глава 1. Педагогические технологии: теоретические аспекты………........... | |
1.1. Понятие о педагогической технологии……………………………. | |
1.2. Классификации педагогических технологий…… | |
1.3. Технологическая культура педагога……………………………….. | |
Глава 2. Технологии воспитания…………………………………………....... | |
2.1. Технологии коллективного целеполагания и планирования…… | |
2.2. Технологии организации общения…………………………… | |
2.2.1.Организация игрового тренинга общения………………… | |
2.2.2.Технологии организации педагогического общения……… | |
2.3. Технологии поддержки ценностного самоопределения……… | |
2.3.1.Тренинг ценностного самоопределения…………………… | |
2.3.2.Приемы создания ситуаций ценностного самоопределения | |
2.3.3. Технологии решения ценностных дилемм………………… | |
2.4. Технология социального проектирования……………………… | |
Глава 3. Технологии обучения………………………………………………..... | |
3.1.Технология учебного целеполагания ………………………………. | |
3.2.Технологии индивидуализации и дифференциации обучения……. | |
3.2.1. Диагностика в процессе индивидуализации и дифференциа-ции обучения…………… | |
3.2.2.Технология разноуровневого обучения……………………….. | |
3.2.3. Технология модульного обучения…………………………….. | |
3.3.Технологии группового и коллективного взаимодействия……...... | |
3.3.1. Технология организации групповой дискуссии……………… | |
3.3.2. Технология организации ролевой игры………………………. | |
3.3.3. Технология взаимообучения (КСО)…………………………... | |
3.4.Технологии творческого развития личности……………………...... | |
3.4.1. Технология проблемного обучения…………………………… | |
3.4.2. ТРИЗ-технология……………………………………………..... | |
3.4.3. Технология учебного проектирования………………………... | |
Глоссарий………………………………………………………………… |
Учебное издание
Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Железнякова О.М., Новичкова Н.М.
ТЕХНОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
Под редакцией Н.Н. Никитиной
[1] Цит. по: Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989.
[2] Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1989. – С.12-13.
[3] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
[4] См.: Анисимов В.В., Грохольская О.Г., Никандров Н.Д. Общие основы педагогики: учеб.для вузов. М., 2006. – С. 305-307.
[5] Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2002. – С. 11.
[6] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998.
[7] Бондаревская Е.В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. – 1997. – №4. – С.17.
[8] Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. – Волгоград, 1994. – С. 12.
[9] Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем пелдагогического образования в научной школе В.А.Сластенина // Известия Российской академии образования. – 2000. - №3. – С.45.
[10] Колесникова И.А. Основы технологической культуры педагога. – СПб, 2003. – С. 264-267.
[11] Азаров Ю.П. Радость учить и учиться. – М., 1989. – С. 248.
[12] Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. – М., 1980.
[13] Филонов Л.Б. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. – М., 1983.
[14] Никитина Н.Н. Игровой тренинг общения в школьном классе // Классный руководитель. – 2006.–- №5. – С.55 – 73.
[15] Леонтьев А.А. Педагогическое общение. – М., 1979. – С. 3.
[16] Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 1987. – С.27.
[17] Филонов Л.Б. Техника установления контакта с дезадаптированными подростками в процессе их реабилитации. – М., 1983.
[18] Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. – Л., 1990..
[19] Учимся общаться с ребенком / В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Л.М. Кларина и др. – М., 1993.
[20] Сериков В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования образовательных систем.– М., 1999. – С. 89.
[21] Каган М.С. Философия культуры. – С.-Пб., 1996. – С. 294-297.
[22] Крылова Н.Б. Педагогическая поддержка и воспитывающее общение // Социально-педагогические проблемы ценностного самоопределения личности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции.– Ульяновск, 2005.– С. 193.
[23] См.: Никитина Н.Н., Балашова В.Г., Новичкова Н.М. Социально-педагогические основы ценностного самоопределения в ранней юности. – Ульяновск, 2006.
[24] Зеличенко А.И. Психология духовности. – М., 1996. – С. 224.
[25] Прутченков А.С. Трудное восхождение к себе: Методические разработки и сценарии социально-психологических тренингов. – М., 1995. – С. 5-6.
[26] Современная методика гражданского образования. – Самара, 2003.– С.75.
[27] Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня.– 2003. – №5. – С. 38.
[28] Гузеев В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002. - № 9. – С. 113 – 122.
[29] Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М., 1998
[30] См: Околелов О.П. Современные технологии обучения в вузе: сущность, принципы проектирования, тенденции развития // Высшее образование в России.– № 2.– 1994. – С. 45-50.
[31] Гузеев В.В. Содержание образования и профильное обучение в старшей школе // Народное образование. – 2002. - № 9. – С.113 – 122.
[32] См.: Цели, содержание и организация предпрофильной подготовки в выпускных классах основной школы: Рекомендации директорам школ, руководителям региональных и муниципальных управлений образованием. – М., 2003. – С.5-7.
[33] Никитина Н.Н., Южанина Н.А. Организация предпрофильной дифференциации обучения в основной школе. – Ульяновск, 2004.
[34] Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 20.
[35] Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб.заведений. – М., 1996. – C. 423-424.
[36] Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. – Петрозаводск, 1992. – С. 20.
[37] См.: Занков Л.В. Избранные педагогические труды.– М.,1990; Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М. – Тюмень, 1994.
[38] Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997. – С.53-55.
[39] См.: Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Под ред. Т.И. Шамовой, П.И. Третьякова. – М. – Тюмень, 1994.
[40] Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Педагогика. – 1990. – №1. – С.55.
[41] Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения // Педагогика. – 1990. – №1. – С.55-60.
[42] Рубцов В.В. Социальные взаимодействия и обучение // Психологическая наука и образование.– N 2.– 1996.– С. 9-19.
[43] См.: Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат.– М., 1999; Эллис А., Фоутс Дж. Педагогические инновации: Пер. с англ. – М., 1993.
[44] Кавтарадзе Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения. – М., 1998. – С.97.
[45] Борисова Н.В., Соловьева А.А. Дискуссия в активном обучении. – М.,1992.
[46] Шмаков С.А. Игры учащихся как феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – С.81.
1 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994. – С.154.
1 Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М., 1994.
2 Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.
[47] Дьяченко В.Г. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М., 1989.
[48] Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991.
[49] См.: Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. – М., 1997.
[50] Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию изобретательских задач.– Новосибирск, 1991.
[51] Подробнее см.: Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления. – М., 2000.
[52] Цит. по: История педагогической технологии: Сб. научн. трудов / Под ред. М.Г. Плохова, Ф.А.Фрадкина. – М.,1992. – С. 20.
[53] Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С.Полат.– М., 1999. – С.67.