Условия развития чувства ответственности
♦ Самоуважение
Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, или легче справиться с какой-либо задачей.
♦ Разумные ограничения
Ограничения рождают у детей чувство защищенности, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.
♦ Условия развития ребенка
Развитие ответственности — длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоятельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным — значит осуществлять выбор по собственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.
Установлено, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь выраженныхпоказателей самостоятельности в разных видах деятельности (игре, труде, познании, общении):
— стремление к деятельности без посторонней помощи;
— умение поставить цель деятельности;
— осуществление элементарного планирования;
— реализация задуманного и получение результата, адекватного поставленной цели;
— способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и приемлемо для него. Для этого:
— поймите природу своих притязаний, определите свои цели;
— учитывайте возрастные особенности ребенка;
— принимайте в расчет особенности характера;
— оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.
Разумеется, родительские планы (в соответствии с исходными ситуациями и особенностями развития ребенка) будут различными по своей форме и содержанию. И все же ядром каждого плана, ориентированного на будущее ребенка, неизбежно окажутся одни и те же элементы и принципы:
— формирование таких черт характера, как дисциплинированность, самообладание, мужество, терпение, трудолюбие, честность;
— развитие умения принимать решения, отбирать и накапливать необходимую информацию как основу для принятия решений;
— формирование устойчивого, целостного мировоззрения, способного к саморазвитию;
— выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового самообслуживания, планирование и соблюдение бюджета, бережное отношение к имуществу и т.п.;
— выработка навыков общения: умение устанавливать и поддерживать контакты с людьми, владение основами практической психологии, умение разрешать конфликтные ситуации, стойкость в случае необходимости сопротивляться давлению общества.
* По материалам работы: Корвин Д. Воспитание детей в семье: выбор принципов//Информационно-образовательный ежемесячник российских немцев. 1998. № 1.
Приложение 5
МЕТОД «ВЫБОР» *
Всякая ответственность предполагает и определенную степень самостоятельности. Человек не может отвечать за решения, которые принимал не он. Значит, прежде чем спрашивать с ребенка,нужно предоставить ему возможность принимать решения самому,хотя бы в ограниченных пределах. Другая предпосылка ответственности, которую взрослые обязательно должны обеспечить:ребенок должен быть обучен решать те или иные конкретные проблемы. Ведь не можем же мы, к примеру, наказывать его за то, что он не может решить задачу по математике или выполнить сложное физическое упражнение, если сами не сделали ничего, чтобы этому его научить. Лишь когда мы убедимся, что ребенок научился решать ту или иную проблему и имеет достаточную свободу выбора при принятии решения, можно требовать от него ответа за последствия его действий и поступков.
Наличие вариантов выбора в корне меняет ситуацию. Взрослые получают в свои руки принципиально новую, эффективную форму контроля над ребенком, совершенно иной характер приобретает течение конфликтов «ребенок — взрослый» — в результате можно отказаться от категорических требований как средства управления поведением детей. Ослабевает сопротивление ребенка, его неприятие воспитательных воздействий: отрицать сразу несколько альтернативных вариантов всегда труднее, чем один-единственный.
Раньше вы, желая пресечь нежелательное поведение, говорили ребенку: «Нет!», и это слово само по себе, независимо от контекста, вызывало в нем готовность к сопротивлению. Теперь вы говорите: «Выбирай!» В первый момент он испытывает растерянность, а затем начинает думать, как бы не прогадать при выборе. Детское внимание полностью переключается на анализ альтернативных вариантов; процессы мышления и сопротивления не могут протекать параллельно в одно и то же время. При этом ребенок должен знать:если выбор не сделает он, то за него это сделаете вы — решительно и бескомпромиссно. Это предотвратит какие бы то ни было попытки с его стороны проигнорировать ваше предложение.
Метод «Выбор» ценен тремя основными позициями:
— дети более успешно учатся на собственных ошибках: они выбирают и сами отвечают за результат; в итоге, более четкая связь причины и следствия подготовит ребят ко взрослой, самостоятельной жизни.
— метод позволяет осуществлять контроль, избегая «сражений» с детьми;
— возможность выбора — свидетельство уважения к ребенку, веры в его способность мыслить самостоятельно и принимать правильные решения, что имеет важное стимулирующее значение.
После того как ребенок сделал выбор, не спешите пускаться в пространные рассуждения — он должен сам проделать определенную умственную, духовную работу и осмыслить причину и результат; и уж тем более не допускайте и тени злорадства, если выбор был неудачным для самого ребенка. Для начала — помолчите. И лишь позже выразите ему свое сочувствие и уверенность в том, что в будущем он поступит правильно. Обнимите малыша за плечи и прижмите к себе — он должен знать: вы любите его независимо от того, сопутствует ли ему успех или неудача, и будете рядом с ним, что бы ни случилось.
Ваша реакция на детскую радость тоже не должна быть немедленной и слишком уж бурной: дайте ребенку возможность и время самому усвоить урок жизни.
Необходимо соблюдать следующие правила при использовании метода «Выбор».
♦ Какой бы вариант из предложенных вами ребенок ни выбрал — сразу же соглашайтесь; не пытайтесь подсказками или возражениями побудить его «переиграть»: в этом случае основная идея метода просто теряет свой смысл.
♦ Не предлагайте более двух вариантов сразу. Однако должен подразумеваться и третий: если ребенок отказывается от выбора, взрослый свободен поступать так, как сочтет нужным.
♦ Возможность выбора должна ограничиваться теми вариантами, которые устраивают родителей; альтернатива, нежелательная для них, не должна предлагаться даже в порядке эксперимента; скорее всего, ребенок выберет именно ее.
♦ Не предлагайте ребенку выбор, пока не почувствуете себя готовыми осуществить «третий вариант» — поступить так, как считаете нужным.
♦ Последствия выбора неотвратимы, отменить их нельзя. «Не хочешь есть за обедом — остаешься голодным до самого ужина». «Не хочешь ужинать — голодай до завтрака: "перехватить кусочек", когда тебе этого захочется, уже не получится». «Не хочешь вовремя ложиться спать — хорошо, не спи, но лежи тихо, не мешай другим; однако завтра тебе придется вставать как обычно, независимо от того, выспался ты или нет». И т.д.
♦ Метод «Выбор» ни в коем случае не должен применяться, если под угрозой безопасность ребенка.
Особое внимание нужно обратить на правильную формулировку предлагаемого выбора. Попробуйте мысленно встать на место ребенка и с его точки зрения сравнить и оценить следующие высказывания.
— «Либо ты сделаешь так, как я сказал, либо тебе влетит!»
— «Если ты не уберешь свою комнату, не получишь яблока!»
— «Если не уберешь игрушки, не пойдешь гулять во двор!»
— «Почему ты сидишь и рисуешь, а игрушки повсюду разбросаны? Немедленно убери их, а не то пожалуюсь отцу!»
«Почему бы тебе не выполнить мою просьбу? Конечно, если у тебя есть какие-то предложения в связи с этим, мы можем их вместе обсудить».
«После того как комната будет убрана, мой помощник получит приз — яблоко».
«После того как ты соберешь игрушки, можно будет погулять во дворе».
«Как только игрушки отправятся на свое место, наступит время для рисования».
Излишне, наверное, объяснять, какому из приведенных выше вариантов ребенок последует с большей готовностью. Любая содержащаяся в наших высказываниях угроза или подчеркнутое отрицание («нет», «не», «ни за что») провоцируют у него подсознательную реакцию сопротивления. Это природный механизм поведения — возмущаться, злиться или жаловаться здесь бесполезно; лучше понять его и стараться обойти, не осложняя взаимоотношения с ребенком.
Точно так же нужно следить и за тоном голоса, которым вы разговариваете с детьми, — уж что-что, а тончайшие оттенки интонаций и их эмоциональную нагрузку ребята чувствуют прекрасно. Спокойный тон позволяет вашему слушателю полностью сконцентрироваться на смысле произнесенных слов. Если же в голосе присутствуют нотки, несущие дополнительную информацию, да еще речь сопровождается жестикуляцией, подсознание собеседника реагирует на это и распределяет внимание по соответствующим направлениям, отвлекая его от содержания высказывания. В итоге эффективность восприятия резко снижается. Для детей — с их еще не сформировавшейся способностью к избирательному восприятию поступающей извне информации — эта проблема стоит вдвойне остро.
Иначе говоря, учитесь выбирать слова, против которых ребенку не хотелось бы возражать, слова, не провоцирующие сопротивление, а позволяющие сконцентрироваться и побуждающие задуматься.
Если вы, подумав, приходите к выводу, что не сможете заставить ребенка силой что-то делать, организуйте условия, в которых он сам бы осознал необходимость поступать так, как это видится правильным вам. Например, бесполезно принуждать ребенка хорошо есть за обедом: даже втиснутая в него насильно пища едва ли принесет пользу, но при этом еще у вас обоих останется горький осадок на душе от конфликта. Но если вы создали условия, в которых ребенок сам захотел есть (высокий уровень физической активности, турпоходы, регулярные интенсивные тренировки, физический труд на свежем воздухе), тогда проигравших нет, поскольку не возникло причин для сопротивления вашим пожеланиям. Более того, все в выигрыше, ведь здоровье вашего ребенка важно для семьи.
Словом, всегда полезно отыскивать такие пути решения проблем, которые не создавали бы напряжения во взаимоотношениях с детьми. Ребенок сделал свой выбор, подтвердив его поступками. Пришла пора пожинать последствия. И тут он начинает просить вас отложить их наступление до следующего раза: «Я больше никогда-никогда не буду!..» Не поддавайтесь на эту агитацию, как бы вам ни было его жаль: вы учите ребенка жизни, а она не откладывает и не отменяет последствий. В реальном мире не бывает первого, второго, третьего предупреждения •— в нем есть причина и следствие. И никто не станет слушать вашего выросшего питомца, если он, совершив служебный проступок или правонарушение, начнет упрашивать отложить наказание до следующего раза. Не соглашаясь ни на какие уговоры ребенка, вы проявляете не жестокость, а сочувствие к нему: ваша твердая позиция позволит сформировать у него правильный стереотип поведения и избежать в будущем куда более крупных неприятностей, нежели шлепок или час, проведенный в углу.
Самые действенные последствия выбора, сделанного ребенком, — те, которые естественным путем вытекают из совершенных им поступков. Столкнувшись с неперсонифицированной силой, стоящей за развитием событий, он не имеет возможности обвинять кого- либо, кроме себя (не надел теплых носков, отправляясь зимой на прогулку, в результате простудился и заболел). Это облегчает усвоение полученного урока.
Однако в силу ряда причин, далеко не всегда мы сами бываем заинтересованы в наступлении естественных последствий поведения наших детей — уж очень тяжелыми они могут оказаться. Собственно говоря, суть воспитания и заключается в моделировании реальных ситуаций в их облегченном варианте (психологическая «вакцинация») с целью выработать правильный поведенческий стереотип. Чтобы быть хорошим воспитателем, недостаточно предоставить своему подопечному возможность учиться на собственных ошибках; нужно еще и постараться, чтобы потери обучаемого свелись к минимуму.
Последствия, не являющиеся естественными, а смоделированные нами, обязаны отвечать трем основным критериям:
— быть выполнимыми;
— быть адекватными поступку (в особенности тогда, когда последствия выглядят как наказание);
— должны осуществляться без злобы, раздражения и несправедливости.
При таких условиях смоделировать ситуацию выбора на ходу, т.е. как только возникают предпосылки к ней, не всегда легко. Что же делать, если вы оказались не готовы отреагировать немедленно? Прежде всего ни в коем случае не спешить, не руководствоваться принципом: «Главное — начать действовать, а там будет видно!» Честно скажите ребенку: «Я еще не решил, как быть, мне нужно подумать». Так вы сможете избежать необдуманных, ошибочных решений, а ваш родительский авторитет от отсрочки нисколько не пострадает. Можно попытаться частично переложить проблему и на плечи ребенка: «А что ты думаешь по этому поводу? » Предложив поразмыслить вместе, вы побудите его проделать определенную внутреннюю работу, что само по себе важно и полезно.
СОДЕРЖАНИЕ
От авторов....................................................................... 3
ГЛОССАРИЙ.................................................................. 5
АЗБУКА ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ................. 14
Ассоциации, детские организации
(Юнисеф, Детский фонд) ...................................... 14
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 14
Безопасность................................................................. 15
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 15
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 16
Война.............................................................................. 17
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 17
Герб............................................... ,............................... 19
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 19
Гражданственность ..................................................... 20
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 20
Рассказ для детей 6—7 лет............. ...................... 21
Детская игра................................................................. 23
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 23
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 25
Детская литература .................................................... 26
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 26
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 27
Доброта......................................................................... 30
Рассказ для детей 4—5 лет............. ...................... 30
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 31
Долг ............................................................................... 32
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 32
Дом................................................................................. 35
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 35
Достоинство ............. ................................................... 37
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 37
Дружба.......................................................................... 38
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 38
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 40
Естественные права..................................................... 41
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 41
Жадность ...................................................................... 42
Рассказ для детей 4—5 лет………………………….42
Проблемная ситуация............................................. 44
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 45
Жизнь............................................................................. 46
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 46
Защита детства............................................................. 47
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 47
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 48
Здоровье........................................................................ 50
Рассказ для детей 6—7 лет........................................ 50
Игрушки ..................................................................... -52
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 52
Проблемные ситуации........................................ ...53
Рассказ для детей 6—7 лет................................... 54
Имя................................................................................ 55
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 55
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 58
Индивидуальность................... .................................. 59
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 59
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 60
Инициатива.................................................................. 62
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 62 .
Информация ............................................................... 63
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 63
Любовь........................................................................... 65
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 65
Одежда.......................................................................... 66
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 66
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 67
Ответственность .......................................................... 69
Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 69
Рассказ для детей 5—6 лет..................................... 70
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 71
Права природы............................................................ 73
ч Рассказ для детей 4—5 лет......................................... 73
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 73
Права человека ............................................................ 75
Рассказ для детей 6—7 лет........................................ 75
Религия............................................................................. 76
. Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 76
Толерантность.............................................................. 78
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 78
Труд............................................................................... 80
Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 80
ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................... 82
Приложение 1. Воспитание мальчиков и девочек..... 82
«Джентельмен», или «Последний бойскаут»
(памятка для родителей мальчиков)................ 82
«Василиса Премудрая», или «Золушка»
(памятка для родителей девочек) ................... 83
Приложение 2. Игрушки для мальчиков.................... 84
Приложение 3. Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» (из курса лекций
«Семейная педагогика и домашнее воспитание»)..85
Приложение 4. Как развивать у ребенка чувство
ответственности (консультация для родителей). 94
Приложение 5. Метод «Выбор» ……………………97