Условия развития чувства ответственности

♦ Самоуважение

Дети нуждаются в положительной самооценке. Если они верят в то, что способны, ответственны, или легче справиться с какой-либо задачей.

♦ Разумные ограничения

Ограничения рождают у детей чувство защищенно­сти, позволяют вести себя правильно в обществе, где соседствуют разные ценности.

♦ Условия развития ребенка

Развитие ответственности — длительный процесс. Родители должны позволить ребенку быть самостоя­тельным, помочь ему развить свои способности. А быть самостоятельным — значит осуществлять выбор по соб­ственному желанию, самому принимать решения и нести за них ответственность.

Установлено, что к концу старшего дошкольного возраста дети могут достичь выраженныхпоказателей самостоятельности в разных видах деятельности (игре, труде, познании, общении):

— стремление к деятельности без посторонней по­мощи;

— умение поставить цель деятельности;

— осуществление элементарного планирования;

— реализация задуманного и получение результа­та, адекватного поставленной цели;

— способность к проявлению инициативы и творче­ства в решении возникающих задач.

Воспитывая в детях ответственность, принимайте во внимание тот факт, что каждый ребенок уникален. Вы должны определить, что наиболее важно и прием­лемо для него. Для этого:

— поймите природу своих притязаний, определите свои цели;

— учитывайте возрастные особенности ребенка;

— принимайте в расчет особенности характера;

— оценивайте опыт ребенка, не спрашивайте то, чему его не учили.

Разумеется, родительские планы (в соответствии с исходными ситуациями и особенностями развития ре­бенка) будут различными по своей форме и содержа­нию. И все же ядром каждого плана, ориентированно­го на будущее ребенка, неизбежно окажутся одни и те же элементы и принципы:

— формирование таких черт характера, как дис­циплинированность, самообладание, мужество, терпе­ние, трудолюбие, честность;

— развитие умения принимать решения, отбирать и накапливать необходимую информацию как основу для принятия решений;

— формирование устойчивого, целостного мировоз­зрения, способного к саморазвитию;

— выработка навыков повседневной жизни: знание правил личной безопасности, умение готовить пищу, навыки бытового самообслуживания, планирование и соблюдение бюджета, бережное отношение к имуще­ству и т.п.;

— выработка навыков общения: умение устанавли­вать и поддерживать контакты с людьми, владение ос­новами практической психологии, умение разрешать конфликтные ситуации, стойкость в случае необходи­мости сопротивляться давлению общества.

* По материалам работы: Корвин Д. Воспитание детей в семье: выбор принципов//Информационно-образовательный ежемесячник российских немцев. 1998. № 1.

Приложение 5

МЕТОД «ВЫБОР» *

Всякая ответственность предполагает и определен­ную степень самостоятельности. Человек не может от­вечать за решения, которые принимал не он. Значит, прежде чем спрашивать с ребенка,нужно предоста­вить ему возможность принимать решения самому,хотя бы в ограниченных пределах. Другая предпосыл­ка ответственности, которую взрослые обязательно дол­жны обеспечить:ребенок должен быть обучен решать те или иные конкретные проблемы. Ведь не можем же мы, к примеру, наказывать его за то, что он не может решить задачу по математике или выполнить сложное физическое упражнение, если сами не сдела­ли ничего, чтобы этому его научить. Лишь когда мы убедимся, что ребенок научился решать ту или иную проблему и имеет достаточную свободу выбора при при­нятии решения, можно требовать от него ответа за по­следствия его действий и поступков.

Наличие вариантов выбора в корне меняет ситуа­цию. Взрослые получают в свои руки принципиально новую, эффективную форму контроля над ребенком, совершенно иной характер приобретает течение конф­ликтов «ребенок — взрослый» — в результате можно отказаться от категорических требований как средства управления поведением детей. Ослабевает сопротивле­ние ребенка, его неприятие воспитательных воздей­ствий: отрицать сразу несколько альтернативных ва­риантов всегда труднее, чем один-единственный.

Раньше вы, желая пресечь нежелательное поведе­ние, говорили ребенку: «Нет!», и это слово само по себе, независимо от контекста, вызывало в нем готов­ность к сопротивлению. Теперь вы говорите: «Выби­рай!» В первый момент он испытывает растерянность, а затем начинает думать, как бы не прогадать при выборе. Детское внимание полностью переключается на анализ альтернативных вариантов; процессы мыш­ления и сопротивления не могут протекать параллель­но в одно и то же время. При этом ребенок должен знать:если выбор не сделает он, то за него это сдела­ете вы — решительно и бескомпромиссно. Это предот­вратит какие бы то ни было попытки с его стороны проигнорировать ваше предложение.

Метод «Выбор» ценен тремя основными позиция­ми:

— дети более успешно учатся на собственных ошиб­ках: они выбирают и сами отвечают за результат; в итоге, более четкая связь причины и следствия подго­товит ребят ко взрослой, самостоятельной жизни.

— метод позволяет осуществлять контроль, избегая «сражений» с детьми;

— возможность выбора — свидетельство уважения к ребенку, веры в его способность мыслить самостоя­тельно и принимать правильные решения, что имеет важное стимулирующее значение.

После того как ребенок сделал выбор, не спешите пускаться в пространные рассуждения — он должен сам проделать определенную умственную, духовную работу и осмыслить причину и результат; и уж тем более не допускайте и тени злорадства, если выбор был неудачным для самого ребенка. Для начала — помолчите. И лишь позже выразите ему свое сочув­ствие и уверенность в том, что в будущем он поступит правильно. Обнимите малыша за плечи и прижмите к себе — он должен знать: вы любите его независимо от того, сопутствует ли ему успех или неудача, и будете рядом с ним, что бы ни случилось.

Ваша реакция на детскую радость тоже не должна быть немедленной и слишком уж бурной: дайте ребен­ку возможность и время самому усвоить урок жизни.

Необходимо соблюдать следующие правила при ис­пользовании метода «Выбор».

♦ Какой бы вариант из предложенных вами ребе­нок ни выбрал — сразу же соглашайтесь; не пытай­тесь подсказками или возражениями побудить его «пе­реиграть»: в этом случае основная идея метода просто теряет свой смысл.

♦ Не предлагайте более двух вариантов сразу. Од­нако должен подразумеваться и третий: если ребенок отказывается от выбора, взрослый свободен поступать так, как сочтет нужным.

♦ Возможность выбора должна ограничиваться теми вариантами, которые устраивают родителей; альтерна­тива, нежелательная для них, не должна предлагаться даже в порядке эксперимента; скорее всего, ребенок выберет именно ее.

♦ Не предлагайте ребенку выбор, пока не почувству­ете себя готовыми осуществить «третий вариант» — поступить так, как считаете нужным.

♦ Последствия выбора неотвратимы, отменить их нельзя. «Не хочешь есть за обедом — остаешься голод­ным до самого ужина». «Не хочешь ужинать — голо­дай до завтрака: "перехватить кусочек", когда тебе этого захочется, уже не получится». «Не хочешь вовремя ложиться спать — хорошо, не спи, но лежи тихо, не мешай другим; однако завтра тебе придется вставать как обычно, независимо от того, выспался ты или нет». И т.д.

♦ Метод «Выбор» ни в коем случае не должен при­меняться, если под угрозой безопасность ребенка.

Особое внимание нужно обратить на правильную формулировку предлагаемого выбора. Попробуйте мыс­ленно встать на место ребенка и с его точки зрения сравнить и оценить следующие высказывания.

— «Либо ты сделаешь так, как я сказал, либо тебе влетит!»

— «Если ты не уберешь свою комнату, не полу­чишь яблока!»

— «Если не уберешь игрушки, не пойдешь гу­лять во двор!»

— «Почему ты сидишь и рисуешь, а игрушки по­всюду разбросаны? Немед­ленно убери их, а не то пожалуюсь отцу!»

«Почему бы тебе не выпол­нить мою просьбу? Конечно, если у тебя есть какие-то пред­ложения в связи с этим, мы можем их вместе обсудить».

«После того как комната будет убрана, мой помощник получит приз — яблоко».

«После того как ты собе­решь игрушки, можно будет погулять во дворе».

«Как только игрушки от­правятся на свое место, на­ступит время для рисова­ния».

Излишне, наверное, объяснять, какому из приве­денных выше вариантов ребенок последует с большей готовностью. Любая содержащаяся в наших высказы­ваниях угроза или подчеркнутое отрицание («нет», «не», «ни за что») провоцируют у него подсознательную реакцию сопротивления. Это природный механизм поведения — возмущаться, злиться или жаловаться здесь бесполезно; лучше понять его и стараться обой­ти, не осложняя взаимоотношения с ребенком.

Точно так же нужно следить и за тоном голоса, которым вы разговариваете с детьми, — уж что-что, а тончайшие оттенки интонаций и их эмоциональную нагрузку ребята чувствуют прекрасно. Спокойный тон позволяет вашему слушателю полностью сконцентри­роваться на смысле произнесенных слов. Если же в голосе присутствуют нотки, несущие дополнительную информацию, да еще речь сопровождается жестику­ляцией, подсознание собеседника реагирует на это и распределяет внимание по соответствующим направ­лениям, отвлекая его от содержания высказывания. В итоге эффективность восприятия резко снижается. Для детей — с их еще не сформировавшейся способ­ностью к избирательному восприятию поступающей извне информации — эта проблема стоит вдвойне ос­тро.

Иначе говоря, учитесь выбирать слова, против кото­рых ребенку не хотелось бы возражать, слова, не про­воцирующие сопротивление, а позволяющие сконцен­трироваться и побуждающие задуматься.

Если вы, подумав, приходите к выводу, что не смо­жете заставить ребенка силой что-то делать, органи­зуйте условия, в которых он сам бы осознал необхо­димость поступать так, как это видится правильным вам. Например, бесполезно принуждать ребенка хо­рошо есть за обедом: даже втиснутая в него насильно пища едва ли принесет пользу, но при этом еще у вас обоих останется горький осадок на душе от конфлик­та. Но если вы создали условия, в которых ребенок сам захотел есть (высокий уровень физической ак­тивности, турпоходы, регулярные интенсивные тре­нировки, физический труд на свежем воздухе), тогда проигравших нет, поскольку не возникло причин для сопротивления вашим пожеланиям. Более того, все в выигрыше, ведь здоровье вашего ребенка важно для семьи.

Словом, всегда полезно отыскивать такие пути ре­шения проблем, которые не создавали бы напряжения во взаимоотношениях с детьми. Ребенок сделал свой выбор, подтвердив его поступками. Пришла пора по­жинать последствия. И тут он начинает просить вас отложить их наступление до следующего раза: «Я боль­ше никогда-никогда не буду!..» Не поддавайтесь на эту агитацию, как бы вам ни было его жаль: вы учите ребенка жизни, а она не откладывает и не отменяет последствий. В реальном мире не бывает первого, вто­рого, третьего предупреждения •— в нем есть причина и следствие. И никто не станет слушать вашего вы­росшего питомца, если он, совершив служебный про­ступок или правонарушение, начнет упрашивать от­ложить наказание до следующего раза. Не соглашаясь ни на какие уговоры ребенка, вы проявляете не жес­токость, а сочувствие к нему: ваша твердая позиция позволит сформировать у него правильный стереотип поведения и избежать в будущем куда более крупных неприятностей, нежели шлепок или час, проведенный в углу.

Самые действенные последствия выбора, сделанно­го ребенком, — те, которые естественным путем выте­кают из совершенных им поступков. Столкнувшись с неперсонифицированной силой, стоящей за развити­ем событий, он не имеет возможности обвинять кого- либо, кроме себя (не надел теплых носков, отправля­ясь зимой на прогулку, в результате простудился и заболел). Это облегчает усвоение полученного урока.

Однако в силу ряда причин, далеко не всегда мы сами бываем заинтересованы в наступлении естествен­ных последствий поведения наших детей — уж очень тяжелыми они могут оказаться. Собственно говоря, суть воспитания и заключается в моделировании реальных ситуаций в их облегченном варианте (психологичес­кая «вакцинация») с целью выработать правильный поведенческий стереотип. Чтобы быть хорошим вос­питателем, недостаточно предоставить своему подопеч­ному возможность учиться на собственных ошибках; нужно еще и постараться, чтобы потери обучаемого свелись к минимуму.

Последствия, не являющиеся естественными, а смо­делированные нами, обязаны отвечать трем основным критериям:

— быть выполнимыми;

— быть адекватными поступку (в особенности тог­да, когда последствия выглядят как наказание);

— должны осуществляться без злобы, раздражения и несправедливости.

При таких условиях смоделировать ситуацию вы­бора на ходу, т.е. как только возникают предпосылки к ней, не всегда легко. Что же делать, если вы оказа­лись не готовы отреагировать немедленно? Прежде всего ни в коем случае не спешить, не руководство­ваться принципом: «Главное — начать действовать, а там будет видно!» Честно скажите ребенку: «Я еще не решил, как быть, мне нужно подумать». Так вы сможете избежать необдуманных, ошибочных реше­ний, а ваш родительский авторитет от отсрочки нис­колько не пострадает. Можно попытаться частично переложить проблему и на плечи ребенка: «А что ты думаешь по этому поводу? » Предложив поразмыслить вместе, вы побудите его проделать определенную внут­реннюю работу, что само по себе важно и полезно.

СОДЕРЖАНИЕ

От авторов....................................................................... 3

ГЛОССАРИЙ.................................................................. 5

АЗБУКА ПРАВ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ................. 14

Ассоциации, детские организации

(Юнисеф, Детский фонд) ...................................... 14

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 14

Безопасность................................................................. 15

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 15

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 16

Война.............................................................................. 17

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 17

Герб............................................... ,............................... 19

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 19

Гражданственность ..................................................... 20

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 20

Рассказ для детей 6—7 лет............. ...................... 21

Детская игра................................................................. 23

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 23

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 25

Детская литература .................................................... 26

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 26

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 27

Доброта......................................................................... 30

Рассказ для детей 4—5 лет............. ...................... 30

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 31

Долг ............................................................................... 32

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 32

Дом................................................................................. 35

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 35

Достоинство ............. ................................................... 37

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 37

Дружба.......................................................................... 38

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 38

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 40

Естественные права..................................................... 41

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 41

Жадность ...................................................................... 42

Рассказ для детей 4—5 лет………………………….42

Проблемная ситуация............................................. 44

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 45

Жизнь............................................................................. 46

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 46

Защита детства............................................................. 47

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 47

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 48

Здоровье........................................................................ 50

Рассказ для детей 6—7 лет........................................ 50

Игрушки ..................................................................... -52

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 52

Проблемные ситуации........................................ ...53

Рассказ для детей 6—7 лет................................... 54

Имя................................................................................ 55

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 55

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 58

Индивидуальность................... .................................. 59

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 59

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 60

Инициатива.................................................................. 62

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 62 .

Информация ............................................................... 63

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 63

Любовь........................................................................... 65

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 65

Одежда.......................................................................... 66

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 66

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 67

Ответственность .......................................................... 69

Рассказ для детей 4—5 лет..................................... 69

Рассказ для детей 5—6 лет..................................... 70

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 71

Права природы............................................................ 73

ч Рассказ для детей 4—5 лет......................................... 73

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 73

Права человека ............................................................ 75

Рассказ для детей 6—7 лет........................................ 75

Религия............................................................................. 76

. Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 76

Толерантность.............................................................. 78

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 78

Труд............................................................................... 80

Рассказ для детей 6—7 лет..................................... 80

ПРИЛОЖЕНИЯ........................................................... 82

Приложение 1. Воспитание мальчиков и девочек..... 82

«Джентельмен», или «Последний бойскаут»

(памятка для родителей мальчиков)................ 82

«Василиса Премудрая», или «Золушка»

(памятка для родителей девочек) ................... 83

Приложение 2. Игрушки для мальчиков.................... 84

Приложение 3. Детские имена, прозвища и родительские «ярлыки» (из курса лекций

«Семейная педагогика и домашнее воспитание»)..85

Приложение 4. Как развивать у ребенка чувство

ответственности (консультация для родителей). 94

Приложение 5. Метод «Выбор» ……………………97

Наши рекомендации