Методика заучивания стихотворений.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная произведением развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворения – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. В стихотворении рассматривают две основные стороны: содержание художественного образа и поэтическую форму (музыкальность, ритмичность). Заучивание стихов включает в себя два процесса: слушание поэтического произведения и его воспроизведение, т.е. чтение стихотворения наизусть. Воспроизведение поэтического текста зависит от того, насколько глубоко и полно ребенок поймет стихотворение, прочувствует его. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем встает две задачи:
· Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удержанию стихотворение в памяти.
· Учить читать выразительно. Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли, чувства, выраженные в произведении. Оно требует дословного знания текста, т.к. пропуск или изменение порядка слов нарушают художественную форму.
Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, т.к. он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительное чтение.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов:
· Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается, или пропадает смысл стихотворения, появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение.
· Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи, стихотворения заучиваются целиком.
· Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять при подходящих обстоятельствах.
· В процессе заучивания следует учитывать индивидуальные особенности, их склонности и вкусы, их склонности и вкусы. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песни. Застенчивым приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
· Необходимо создавать атмосферу поэзии в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе.
Построение занятия по заучиванию стихотворения особенное. В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. После беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. Пауза после чтения педагога дает возможность пережить минуту эмоционального сопереживания, когда ребенок находится во власти поэзии. С целью более глубокого восприятия стихотворения и подготовки к его воспроизведению проводится его анализ. Это беседа о стихотворении, которая ведется с опорой на текст. Необходимо помочь детям понять трудные места, дать возможность еще раз их прослушать. Вопросы лучше сформулировать так, чтобы дети могли отвечать словами текста. Повторно произведение читается с установкой на запоминание. Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы:
· Игровые (чтение стихотворения с обыгрыванием).
· Досказывание детьми рифмующего слова.
· Чтение по ролям.
· Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива.
· Драматизация с игрушками.
· Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского).
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
· Образец выразительного чтения.
· Пример выразительного чтения ребенка.
· Оценка чтения.
· Подсказ нужной интонации.
Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности.
В младшем дошкольном возрасте используются короткие стихи и потешки (А. Барто «Игрушки»). В них описывают хорошо знакомые игрушки, животные, дети. Наличие игровых моментов небольших стихов дают возможность часто повторять текст и использовать игровые приемы в заучивании стихов. Поскольку у детей младше 4-х лет еще недостаточно развита способность к запоминанию на занятиях не ставится задача запомнить стихотворение. Вместе с тем стихи заучиваются в процессе многократного повторения.
В среднем дошкольном возрасте продолжается работа по воспитанию интереса к поэзии, желание запомнить и выразительно читать стихи, пользуясь естественными интонациями. Заучивание стихов проводится как специальное занятие, или как его часть, где ставится задача запомнить произведение. Рекомендуются более сложные по содержанию и форме стихи (Е. Благинина «Мамин день»).
В старшем дошкольном возрасте совершенствуется умение осмысленно, отчетливо, ясно и выразительно читать наизусть стихи, проявляя инициативу и самостоятельность. Для заучивания рекомендуются достаточно сложные по содержанию и художественным средствам стихи (А.С. Пушкин «Ель растет перед дворцом»).
Приложение 4
Мониторинг освоения детьми образовательной области «Чтение художественной литературы»
Литературное развитие дошкольника можно определить как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности.
Первым компонентом литературного развития является читательский интерес. Он характеризуется с позиции широты, глубины, осознанности и избирательности. Центральным компонентом литературного развития выступают восприятие интерпретация художественного произведения.
Способность к отражению литературного опыта в самостоятельной творческой деятельности является еще одним компонентом литературного развития дошкольника.
Предмет диагностики: Литературное развитие детей дошкольного возраста.
Задачи диагностики:
1. Изучить особенности литературного опыта детей.
2. Выявить наличие и особенности читательских интересов детей.
3. Изучить своеобразие восприятия детьми литературных текстов разных жанров.
4. Выявить возможности использования детьми литературного опыта в
самостоятельной творческой деятельности.
Планируемые промежуточные результаты освоения программы.
Промежуточные результаты освоения Программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период освоения программы по всем направлениям развития детей.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов программы.
Мониторинг проводится два раза в год. В проведении мониторинга участвуют, воспитатель и дети группы. Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка
Образовательная область «Художественная литература»
Дата проведения мониторинга ______________________
Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательной области «Художественная литература» | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка | Ф.И. ребенка |
Любознательность, активность Любит слушать новые стихотворения, загадки, потешки, участвует в обсуждениях. | |||||
Проявляет интерес к уже знакомым и новым для него произведениям. | |||||
С любопытством рассматривает иллюстрации к текстам, называет героев, на них изображенных. | |||||
Эмоциональность, отзывчивость Умеет проявлять доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим. | |||||
Эмоционально переживает содержание прочитанного, радуется «хорошему» концу сказки, рассказа. | |||||
В процессе общения распознает ярко выраженные основные эмоции собеседника (смеется - плачет, веселится- грустит), адекватно реагирует на них действием или словом («надо пожалеть, погладить, обнять») или присоединяется к данному эмоциональному состоянию (начинает смеяться, плакать). | |||||
Овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | |||||
Обращается к взрослому с просьбой прочитать знакомое и любимое произведение (сказку, короткий рассказ, стихи). | |||||
Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге. | |||||
Отвечает на вопросы взрослого по содержанию прочитанного. | |||||
Ситуативно делится впечатлениями сам. | |||||
Совместно со взрослыми, сверстниками рассматривает книги. | |||||
Способность управлять своим поведением и планировать свои действия Способен соблюдать общепринятые нормы и правила поведения: | |||||
Овладевает умением слушать художественное произведение в коллективе сверстников, не отвлекаясь (не менее 7 мин.). | |||||
Способность решать интеллектуальные и личностные задачи Способен самостоятельно выполнить элементарные поручения (убрать игрушки, разложить материалы к занятиям). | |||||
Узнает знакомое произведение, его героев при повторном прочтении. | |||||
Начинает использовать прочитанное (образ, сюжет, отдельные строчки) в других видах детской деятельности (игре, продуктивной деятельности, самообслуживании, общении ). | |||||
Овладение предпосылками учебной деятельности | |||||
Исполняет наизусть короткие стихотворения, произведения малых форм. Слушает и слышит (отвечает на несложные вопросы по содержанию прочитанного) взрослого. | |||||
Итоговый результат: |
Результаты мониторинга образовательного процесса заносятся в общую таблицу, где указываются все результаты уровня овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям.
Оценка уровня развития:
1 балл– большинство компонентов недостаточно развиты;
2 балла – отдельные компоненты не развиты;
3 балла – соответствует возрасту;