Метод прямого толкования слов

Ассоциативный эксперимент

Оценка представителями разных социальных групп нормативного и ненормативного вариантов слова (методом ассоциативного эксперимента).A.Д Голубева

Автор утверждает что, с одной стороны, доказано, что ассоциативный эксперимент может применяться как метод социолингвистического исследования; с другой стороны, количество подобных исследований пока незначительно, а ассоциативный эксперимент как метод социолингвистического исследования, соответственно, является развивающимся направлением. А.Д Голубева предполагает рассмотреть существующие на данный момент типологии ассоциаций и в случае необходимости предложить свою, составленную с опорой на уже существующие, но учитывающую особенности конкретного исследования.

Цель: Целью проводимого эксперимента было исследование оценки представителями разных социальных групп нормативного и ненормативного произносительного варианта слова.

Вывод: Автор статьи отмечает, что ассоциации людей без высшего образования указывают на то, что они мыслят в категориях нормы в значительно меньшей степени, чем представители других рассматриваемых социальных групп. Это выливается в отсутствие разницы между ассоциациями на нормативные и ненормативные варианты слова. Кроме того, люди без высшего образования не склонны к социальным оценкам и резким отказам. Несмотря на то, что люди с высшим образованием очень чётко разделяют нормативную и ненормативную форму, им свойственна меньшая резкость в суждениях

Метод семантического дифференциала

Семантический дифференциал как метод диагностики восприятия учащимися педагога Захарова И.В., Стрюкова Г.А.

Автор утверждает, что метод является весьма информативным для изучения восприятия учащимися различных объектов познания. В частности, СД позволяет изучить восприятие детьми учителей как партнеров по общению. Это важно для адекватного взаимодействия с ними. СД помогает увидеть тот образ оцениваемого объекта, который складывается в сознании реципиента. Любой воспринимаемый индивидом объект (предмет, изображение предмета, название предмета) вызывает у данного индивида определенные реакции

Цель:Диагностировать восприятия детьми педагогов методом СД для самоизучения и саморазвития субъектов педагогического общения. В частности, для построения поддерживающего поведения и других форм взаимодействия.

Выводы: В ходе эксперимента авторы обозначили, что проведенное исследование свидетельствует о том, что СД дает достаточно объективную картину восприятия учащимися педагогов. Данный вывод подтверждается и другими методами (опросы, анкетирование, беседы). Поэтому для адекватного построения педагогического общения с классом или отдельными учениками рационально использовать данный метод.СД позволяет в корректной форме продиагностировать коммуникативную стратегию учителя в отношении класса. Диагностика дает основания для сопоставления поведенческих характеристик разных педагогов. Полная четырехступенчатая математическая обработка данных иллюстрирует механизм, лежащий в основе взаимоотношений учителей с детьми.

Метод прямого толкования слов

Методика прямого толкования окказиональных слов как показатель лингвистической креативности младших дошкольников A.H Таскаева

Одним из способов выявления речевой креативности является экспериментальный метод прямого толкования. Испытуемым предлагается любым способом объяснить значение предъявленных слов. Считается, что в ходе подобного эксперимента выявляется, каким образом понимает респондент значение данного слова, какие смыслы он вкладывает в него.

Цель: выявление речевой креативности дошкольников при помощи экспериментального метода прямого толкования слов.

Вывод: Автор статьи утверждает, что основными направлениями совершенствования работы системы образования являются гуманизация педагогического процесса, раскрепощение условий жизни детей и создание для них обстановки эмоционального благополучия, развития творческих способностей каждого ребенка. В Концепции дошкольного воспитания реализация этих направлений связана с изменением взгляда на ребенка, признанием самоценности детства.

Метод классификации

Потенциал использования метода классификации слов для создания текстов. Е.А. Пятова.

Е.А Пятова отмечает, что психолингвистические методики во многом способствуют более адекватному восприятию текста, а также позволяют ребёнку стать автором, которому позволено творить и который получает эстетическое удовольствие, понимая, что может действовать креативно, творчески, а не в заданных рамках. Во многом этому способствует метод классификации, позволяющий в ходе работы устанавливать семантические связи между словами, активизировать когнитивные процессы в сознании ребёнка.

Выводы: Автор пришел к выводу, что анализ письменных текстов учащихся в психолингвистическом аспекте позволяет видеть проблемы создания текста, намечать пути их решения. Данные эксперименты позволяют ребенку понять, из каких «компонентов» состоит текст, а также то, что в тексте должен получить воплощение определённый замысел, а семантические комплексы, на основе которых создаётся текст, должны получить развитие через обретение связей с другими словами.

Наши рекомендации