Описание проблемы
XXI век позиционирует проблему качества как приоритетное направление во всех областях социальной сферы, включая образование и здравоохранение. Качество человека, качество окружающей среды, качество жизни – ключевые ориентиры инновационного подхода в образовании и важные приоритеты в здравоохранении. Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы характеризуется неуклонным ухудшением.
В Конвенции о правах ребенка отмечается, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь и обеспечение в максимально возможной степени выживания и здорового развития ребенка (ст. 6); признается право ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27). В широком смысле речь идет о качестве жизни ребенка (в контексте данного проекта – дошкольника), которое осмысливается в трех аспектах: медицинском (все показатели здоровья детей), психолого-педагогическом (образовательная среда, направленная наформирование и развитие культуры здоровья) и социально-экономическом (питание, активная деятельность, отдых и др.). В психолого-педагогическом аспекте качество жизни ребенка изучается, в частности, с позиций педагогики здоровья, а прогнозируемым социально-педагогическим результатом может стать культура здоровья как условие сохранения, развития, созидания здоровья человека и здоровья окружающей среды. Здоровье человека можно рассматривать как интегральный системный индикатор здоровья окружающей (в том числе и образовательной) среды.
В Федеральной целевой программе развития образования на 2006– 2010 годы прогнозируется значительное включение детей в систему предшкольного образования: 2 % – в 2007 г., 5 % – в 2008 г., 10% – в 2009 г., 20% – в 2010 г. Критериями готовности детей к школьному образованию ученые называют «...морфофизиологическую зрелость, развитие психических процессов, в особенности воображения как интегральной психологической характеристики, определенный уровень развития эмоционально-волевой сферы и социальной зрелости...» (Г. Новикова, 2004).
В настоящее время разработано множество образовательных и парциальных программ дошкольного образования, имеющих в качестве ведущего направления здоровьесбережение и оздоровление. Тем не менее, проблема развития культуры здоровья дошкольников в общепедагогическом, организационном и технологическом планах системно не разработана, практически не выявлены условия эффективного взаимодействия семьи и образовательных учреждений в деле сохранения и улучшения здоровья детей. Поэтому тема настоящего проекта является актуальной и перспективной как в социальном, так и в научно-педагогическом планах.
Цель проекта: создание, апробация и распространение модели организации взаимодействия семьи и детского сада в сфере формирования культуры здоровья.
Задачи проекта:
· обобщение опыта деятельности дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) в области педагогики здоровья;
· обоснование концепции и разработка модели культуры здоровья на основе взаимодействия семьи и детского сада;
· апробация модели на базе 10 ДОУ Санкт-Петербурга;
· распространение опыта реализации модели на базе не менее 125 ДОУ Санкт-Петербурга и Ленинградской области;
· проведение в Санкт-Петербурге городского конкурса «Здоровая семья»;
· проведение родительского всеобуча;
· издание методического пособия «Семья и детский сад: на пути к культуре здоровья» (тираж – 1000 экз.);
· распространение пособий на территории субъектов Российской Федерации.