Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения

Пассивное слушание– умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики типа «да-да», «ну конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально.

Главное в этом виде слушания:

не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека – тем более;

не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;

не говорить партнеру: «Не волнуйся, все уладится», так как за этими словами он увидит недооценку его проблемы. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения.

Эмпатическое слушаниепозволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания – такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.

Нужно уметь держать паузу, чтобы собеседник мог помолчать, подумать, разобраться в своем переживании.

Высокая культура диалога

Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становится причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил :

умение слушать, способствующее лучшему пониманию учителем ребенка и нейтрализующее склонность учителя к оценке;

восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации;

учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр.);

выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус;

заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося;

критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом («Этот поступок представляется мне некрасивым», а не: «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др.);

контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору;

при отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.), готовность признать ошибки, извиниться за оплошность;

готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности;

терпимость, уступчивость в мелочах;

дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки;

доминирование экспрессии оптимизма.

Наши рекомендации