Тема: Старты и повороты в спортивном плавании.
Старты.В спортивном плавании различают два вида старта: прыжком с тумбочки и толчком от стенки бассейна. Стартовый прыжок применяется во всех способах плавания на груди; старт толчком от стенки бассейна используются только при плавании на спине. Движения пловца при стартовым прыжке можно условна разделить на следующие фазы: исходное положение , подготовительное движения и отталкивания, полет, вход в воду и скольжение, выход на поверхность и первые гребковые движения.
Стартовый прыжок. В ожидании команды пловец находится около стартовой тумбочки. По первому стартовому сигналу судьи он встает на тумбочку. По второму стартовому сигналу- занимает стартовое положение у ее переднего края: ноги расставлены на ширину плеч и слегка согнуты, пальцы ног захватывают край тумбочки, туловище наклонено вперед, руки отведены назад и немного в сторону.
По команде «Марш!» или выстрелу пловец энергично отталкивается от тумбочки, сильным махом посылает руки вперед- вверх и прыгает в воду. В полете тело должно быть выпрямлено, голова опущена между руками, ноги соединены, носки оттянуты. Тело под углом 20-25 градусов входит в воду и погружается на глубину до 50см.. Первые метры пловец скользит подводой в положение вытянувшись, затем слегка прогибается в пояснице, поднимает руки, выныривает из воду и начинает первые гребковые движения. При плавании кролем первые гребковые движения начинают ноги, при плавании брассом- руки.
Старт из воды. Для старта из воды пловец входит в воду на своей дорожке и подплывает стартовому щиту или бортику. По команде он занимает исходное положение для старта: взявшись руками за поручни или вырезы в стартовой тумбочки, пловец сильно сгибает ноги и упирается ими в щит или бортик бассейна. Плечи и колени находятся над водой.
По команде «Марш!» или выстрелу пловец откидывает голову назад отрывает руки от поручней и резко взмахивает ими назад за голову по направлению движения, одновременно с этим резко отталкивается ногами. Потянувшись за руками спортсмен слегка прогибается и, немного пролетев по воздуху, входит в воду. В воде он вытягивается и скользит на глубине 50-60см., выдыхая через рот и нос. Как только ноги окажутся в воде, пловец начинает ими энергичные движения. При выходе на поверхность выполняется первый гребок рукой.
После того как учащийся научится свободно проплывать 25-50м., приступает к изучению стартов. Техника движения сначала изучается на суши, а затем в воде.
Повороты в спортивном плавании.Вовремя соревнований, а также при выполнении нормативов учебной программы пловец несколько раз переплывает реку, водоем, бассейн и делает повороты. Правило соревнований требуют прежде чем плыть в обратную сторону, пловец должен коснуться стенки бассейна или поворотного щита при плаванием брассом и баттерфляем двумя руками, в кроле- любой частью тела. Пловец имеет право оттолкнуться от стенки или щита.
Технику поворотов можно условно разделить на фазы: подплывание, собственно поворот, исходное положение перед отталкиванием, отталкиванием, скольжением, первые гребковые движения.
Опытные пловцы способом кроль выполняют поворот кувырком вперед, не касаясь рукой стенки бассейна. Этот поворот более эффективный и быстрый. Горизонтальный поворот применяется также при плавании способом брасс, но пловец обязательно должен коснуться стенки бассейна двумя руками. К упражнениям для освоения техники поворотов следует приступать после того, как пловец овладеет техникой того или иного способа плавания. Вначале изучается техника простых (горизонтальных) поворотов, а позднее на их основе изучаются более сложные (кувырок вперед, сальто назад с полувинтом).
Лекция №6
Тема: Организация обучения плаванию на естественных водоемах.
1. В тех случаях, когда школа лишена возможности проводить обучение плаванию в зимних бассейнах, нужно организовать его в бассейнах на естественных водоемах или на огражденных участках озера, реки и т.п. Однако такие занятия можно проводить только начиная с конца мая, а в некоторых местностях – с середины июня. Следовательно, в расписание школьных занятий обучение плаванию включить невозможно. Основной сезон плавания на открытых водоемах начинается тогда, когда занятия в школах заканчиваются. Поэтому занятия следует проводить в виде кратковременных сборов с ежедневными уроками плавания. В таких условиях обучение следует начинать с четвертого или пятого класса. Желательно, чтобы каждая группа прошла такие сборы два раза в течение двух лет, однако в крайнем случае можно ограничиться и одним сбором.
Обучать не умеющих плавать следует тому способу, который они осваивают легче всего. Для этого на первых уроках изучают движения ногами способом кроль и брасс и скольжение на груди и на спине. Наблюдая, за тем, как ученики усваивают эти упражнения преподаватель определяет к какому способу плавания учить того или иного воспитанника.
В занятиях на естественном водоеме продолжительность пребывания детей в воде во время урока зависит прежде всего от температуры воды и воздуха. При низкой температуре длительность пребывания в воде сокращается. В плохую погоду проводится только занятия на суше, во время которых повторяет различные подготовительные учреждения, применяющиеся при обучении плаванию. В хорошую погоду можно проводить два занятия в день – утром и во второй половине дня.
При обучении плаванию большинство занимающихся с трудом усваивает технику дыхания с выдохом в воду. Чтобы облегчить им усвоение техники дыхания в кроле и брассе, можно до начала занятий плаванием научить их подготовительному упражнению – выдохи в таз с водой и попросить родителей, чтобы дети регулярно делали это упражнение во время утреннего и вечернего умывания. Хорошо также ввести в утреннюю зарядку или в уроки по физическому воспитанию в школе упражнения с резиновыми амортизаторами, имитирующие движения в плавании, и другие подготовительные упражнения на суше.
2.Обучение и тренировка неразрывно связаны между собой ,являются двумя сторонами учебно-тренировочного процесса. Однако его можно разделить на две части: начальное обучение плаванию и спортивная тренировка. Термином «обучение» условно обозначают часть учебно-воспитательного процесса в которой доминирует задача обучения навыкам плавания. Под спортивной тренировкой подразумевается педагогический процесс, направленный на достижение спортсменов высоких результатов, повышение его функциональных возможностей. Начальное обучение плаванию и спортивная тренировка- это педагогический процесс, которым руководит преподаватель .Строится он в соответствии к закономерностями усвоения людьми знаний и навыков и их физического развития под влиянием упражнений. На основании изучения этих закономерностей разработаны дидактические принципы педагогики.
1.Принцип сознательности и активности.
2. Принцип доступности.
3. принцип систематичности и последовательности.
4. принцип прочности.
. Принцип наглядноти и т.д.
Лекция №7