Vi. связующие и вспомогательные движения 3 страница
PAS CISEAUX
Стать в позу croisee назад, правая нога сзади, присесть на левой, коротким и резким grand battement выбросить правую ногу вперед на efface на 90°, закинув корпус назад, левая нога присоединяется к правой в воздухе и сейчас же, вытянутая, проходит назад по полу через I позицию на 1-й arabesque, в то время как правая опускается на пол на plie.
Тут характерен момент, когда обе ноги в воздухе, причем эта перемена ног происходит в один темп.
В такой форме pas ciseaux изучают в классе, а для танца эффектнее другой подход. Когда после какого-нибудь исполненного pas вы остановились в позе с левой ногой на croise вперед, поднятой на90°, следует сделать coupe на нее, выбросить правую ногу и т. д. Корпус сильно вовлечен в это движение, сильно перегнут назад во время прохождения одной ноги мимо другой впереди в воздухе, затем перекидывается вперед на arabesque.
Рис. 79. Раз ciseaux
Руки сначала держат впереди себя в I позиции, затем они принимают позу arabesgue (рис. 79).
PAS BALLOTTE
Это движение очень трудноисполнимо в его правильной форме, оно требует силы ног и корпуса и редко удается танцовщицам. Обыкновенно они его сильно упрощают и сводят к подпрыгиванию и выбрасыванию ноги то вперед, то назад, да еще сильно подгибают ее “колечком”, что окончательно лишает ballotte его первоначальной формы. И в данном случае название очень образное и вызывает представление о качающейся на волнах лодке. Да, хорошо сделанное ballotte напоминает качание вместе с волной. Не видно никакой остановки, никакой задержки в движении, танцовщица качается в воздухе, проходя по воздуху сомкнутыми и прямыми ногами то вперед, то назад мимо точки, лежащей в центре этого движения; корпус сильно отклоняется назад, потом перебрасывается вперед, что при вытянутых ногах дает очень специфичный рисунок, действительно напоминающий какое-то непринужденное покачивание.
Такое ballotte можно видеть в I акте “Жизели”, в первой встрече Жизели и Альберта, и тут часто приходится наблюдать более правильную форму ballotte у танцовщиков, которым вообще это pas удается лучше благодаря силе ног и выдержке в прыжке.
Делается ballotte следующим образом.
Стать в позу croisee назад, правая нога впереди. Demi-plie на правой ноге, соединить ноги в прыжке в положении V позиции, проводя ими по воздуху вперед мимо точки, на которой стоял вначале, и, отклонив корпус назад (что очень помогает этому движению), упасть на левую ногу на plie, правую приоткрыть на efface, не сгибая, оттолкнуться, опять соединив ноги в положении V позиции, проводя по воздуху назад мимо точки, на которой стоял вначале, а корпус наклонить вперед. Остановиться на правой ноге на demi-plie, левая на efface назад на требуемой высоте.
Рис. 80. Pas ballotte: 3, 2 и 1 - вперед; 1, 2 и 3 - назад
Ноги надо почти не сгибать, корпус и ноги должны представлять одно целое. Когда ноги хорошо захвачены, тогда мы добьемся этого мягкого, волнообразного покачивания. Руки балансируют вместе с ногами. На остановке при движении вперед левая рука согнута на I позицию, правая отведена на II позицию; при остановке на правой ноге — правая рука на I, левая на II позиции. Переход рук делается плавно, причем они проходят свою основную позицию.
Удобнее приступать к изучению ballotte, начиная с V позиции; сделав demi-plie, соединяя ноги в прыжке в V позиции, крепко сомкнуть ступни с вытянутыми пальцами в начале прыжка и в таком виде отлететь вперед от точки, на которой стоял вначале, упасть на левую ногу на plie, правая нога открыта на efface вперед на 45°. Закончить, сделав assemble.
Затем в такой же форме ballotte исполняется и назад, т. е. после прыжка с V позиции отлететь двумя ногами назад от точки, на которой стоял вначале, упасть на правую ногу на plie, левая открыта на efface на 45°, закончить assemble (рис. 80).
PAS BALLONNE
Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, скользнув правой ногой на П позицию на 45°, прыжком сильно оттолкнуться левой ногой, вытянув пальцы, как бы перелететь к носку правой ноги; опускаясь на левую ногу на demi-plie, одновременно пригнуть правую sur le cou-de-pied.
Часто, когда учат детей, не обращают внимания на аккуратное приведение ноги sur le cou-de-pied; получается перенос за ногу, ноги скрещиваются, что и неправильно, и некрасиво.
Ballonne делается по всем направлениям — efface, croise назад и вперед, ecarte вперед и назад, причем руки надо комбинировать сообразно направлению движения. Например, когда исполняется ballonne на efface правой ногой, можно пригнуть левую руку к I позиции, а правую отвести в сторону (рис. 81); но чуть изменив корпус, повернув -правое плечо, мы получаем прыжок в форме ecarte.
Тогда красивее правую руку пригнуть, левую открыть, откинув корпус назад налево, как и требует поза.
Возможно также поднимать одну или обе руки наверх, на III позицию.
При большом ballonne (на90°) ногу нужно пригибать к колену, но при малом — форма правильнее, если держать ногу sur le cou-de-pied.
При исполнении ballonne корпус и руки должны оставаться при прыжке в неподвижном состоянии принятой позы, чтобы не чувствовалось усилия и передергива-ния в руках в виде мнимой помощи прыжку.
Для первоначального изучения ballonne нужно исполнять на месте, не продвигаясь в сторону; т. е. с V позиции demi-plie, правая нога скользит по полу в сторону II позиции на 45°, затем прыжок левой ногой — и отведенная нога сгибается sur le cou-de-pied, левая — на demi-plie.
Рис. 81. Раз ballonne effaces (вперед)
PAS CHASSE
Это pas мало употребляется в женском танце, чаще в мужском. Делается обыкновенно несколько раз подряд.
Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, прыжок наверх, правая нога вынимается на II позицию на 45° (делается sissonne tombee направо), но более проходящим движением, чем принято, левая подтягивается, скользя к правой, ноги соединяются в воздухе прыжком вертикально в V позиции с захваченными пальцами.
Прыжок должен быть выполнен с продвижением в том же направлении и, по возможности, более высоко именно в этот момент (рис. 82).
Исполняется это pas во все стороны, как и многие другие, в соответственных позах.
Рис. 82. Pas chasse
PAS GLISSADE
Казалось бы, самое название указывает на скользящий характер этого pas. На самом деле мы видим, что обычно это движение исполняется небрежно (смазывается) и за последнее время пропадает на сцене. Особенно в мужском танце часто нельзя разобрать, где glissade, где просто разбег для прыжка. Это печально для исполнителей, потому что glissade, когда его правильно делают, способствует прыжку, разбрасывание же ног в разбеге сбивает всю фигуру с должного приема и лишает прыжок красоты и силы.
Glissade можно делать с переменой ног и не меняя ноги. Этот последний прием применяется при первоначальном изучении, его я и рассмотрю здесь.
Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie, правая нога скользит на II позицию по полу вытянутым носком и достигает носком II позиции; за этим сейчас же, слитно, передать корпус направо на правую ногу, не отрывая ног от пола, и, скользнув левой ногой по полу, не задерживаясь, привести ее в V позицию назад, опускаясь на demi-plie (рис. 83).
Это и есть главная особенность glissade: он начинается и кончается с plie. Последнее plie и способствует последующему прыжку, почему glissade является наилучшей подготовкой для прыжков, заменяя разбег.
Делается glissade в разных направлениях и в разных позах.
Рис. 83. Раа glissade
Неверно делать glissade вроде jete ferme, но неверно и “ползать”, не отрываясь от земли.
Чтобы избежать этого “ползучего” вида, переход с правой ноги на левую нужно делать прыжком, но не отрывая ног от пола.
Если вы исполняете glissade как подсобное pas для подготовки на большой прыжок, то руки нужно раскрыть в сторону при раскрытии ноги на II позицию, затем опять закрыть в подготовительное положение; этим берется хороший force для последующего прыжка.
PAS FAILLI
Это движение делается в один темп, все его переходы нераздельны, слитны, в нем есть что-то мимолетное, в чем его прелесть и свойственная ему окраска.
Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie, сделать прыжок вертикально, захватив хорошенько пальцы ног. В прыжке перевести корпус на efface назад, приоткрывая левую ногу, опуститься на demi-plie на правую ногу, а левую открыть на 45° на efface назад и сейчас же, не задерживаясь, провести носком левой ноги по полу через I позицию вперед на croise, на demi-plie.
Но весь свой характер failli получает от правильного аккомпанемента рук, — их нужно вести мягко, непроизвольно. При начале движения несколько вскинуть руки, потом левая рука проходит вперед вместе с левой ногой, в то же время и корпус склоняется налево.
Рис. 84. Pas failli
Можно закончить и иначе, приведя руки в позу preparation a la pirouette, так, что заключительная поза failli может служить как preparation с IV позиции для tour или какого-нибудь другого движения (рис. 84).
PAS EMBOITE
Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie на левой ноге, причем правая нога согнута впереди на высоте 45°; вытянуть правую ногу, прыжок наверх, упасть на нее на demi-plie, переведя в воздухе вперед согнутую левую ногу. Прыжок наверх, в воздухе правая переводится согнутой вперед. Остановка на левой ноге на demi-plie, согнутая правая — впереди.
Чтобы сделать это движение правильно, надо, чтобы ноги во время прыжка и перемены их заходили одна за другую. Так же делается и emboite назад.
Можно делать и grand emboite, нога выбрасывается выше и согнута до уровня колена. На сцене красиво применять emboite в последовательном ряде, начиная с совсем маленького, внизу, потом выбрасывать ногу все выше и выше до grand emboite на 90°.
Emboite en tournant. Стать в V позицию, правая нога впереди. Demi-plie, прыжок в сторону II позиции, причем отлететь всем корпусом и ногами вместе, переводя в воздухе вперед согнутую левую ногу, опуститься на правую ногу на demi-plie спиной, согнув левую ногу перед собой на высоту 45°, повернуться в воздухе прыжком, отлетев в том же направлении, переводя согнутую правую ногу вперед, остановиться на левой на pile face — и так продолжать.
Рис. 85. Раз embotte en toumant
Руки должны помогать. Вначале правая рука на I позиции, левая открыта на II, необходимо оттолкнуться от пола, при прыжке откинуть правую руку в сторону и при остановке спиной подвести левую руку вперед вместе с левой ногой; при следующем повороте и прыжке левую руку откинуть в сторону, а правую перевести вперед вместе с правой ногой и т. д. (рис. 85).
PAS BALANCE
Это одно из легких pas allegro, которое легко исполняется даже детьми. В классике оно часто употребляется в темпе вальса (рис. 86).
Стать в V позицию, правая нога впереди. С demi-plie делается легкое jete правой ногой с продвижением в сторону, направо. Затем подвести левую ногу sur le cou-de-pied сзади (на раз), на два — переступить на левую ногу на полупальцы, отделив правую пятку от пола, вытянув пальцы, и на три — опять опуститься на правую ногу на demi-plie, а левую поднять sur le cou-de-pied сзади.
Во всех трех темпах исполняемого pas корпус и голова каждый раз сопровождают движение.
Следующее balance будет налево, т. е. jete налево и т. д.
Рис. 86. Рая balance
CABRIOLE
Cabriole делается вперед и назад, на croise, efface, ecarte, arabesque из V позиции или с какого-нибудь подготовительного pas — маленького sissonne tombee или coupe. Форма самого cabriole от этого не меняется, и поэтому я опишу наиболее принятый из них: cabriole на efface вперед.
Начинают вырабатывать cabriole на небольшой высоте, и все нижеизложенные правила для grande cabriole на 90° применяются и при изучении его на 45°.
Как во всех наших примерах, делаем cabriole с правой ноги. Чтобы сделать cabriole правой ногой, нужно начать с preparation croisee, впереди левая нога, с demi-plie на левую ногу, правая нога отбрасывается в верх на 90° на efface вперед с прыжком, левая нога поддается к правой и ударяется о нее. Ноги должны быть совершенно вытянуты, колени хорошо выпрямлены, пальцы крепко захвачены. Правая нога не должна опускаться навстречу ударяющей левой.
Рис. 87. Cabriole
Падаем на левую ногу, на demi-plie, сохранив правую в заданной позе, в данном случае effacee вперед (рис. 87).
Cabriole fermee отличается тем, что нога не остается открытой, а закрывается в V позиции. Правая нога должна закончить движение в тот же темп, как левая, на demi-plie в V позицию.
Корпус в этих двух cabriole имеет направление efface в более откинутом виде назад, чем обыкновенно принято.
Когда cabriole исполняется вперед, корпус необходимо откидывать назад, но если cabriole делается на 3-й и 4-й arabesques (которые удобно брать с того же preparation), то корпус нужно побольше дать вперед, т. е. в положение, свойственное этим arabesques.
Если cabriole исполняется на II позицию или на ecarte правой ногой, то preparation нужно взять croise назад левой ногой и ею сделать coupe.
При заключительном движении на plie корпус нужно сильно перегнуть налево. Исполнять это нужно внимательно, чтобы сохранить правильную и красивую позу. Руки во всех случаях должны принять требуемое позой положение. Для cabriole на 1-й и 2-й arabesques удобно брать preparation с небольшого sissonne tombee в направлении движения.
Cabriole является одной из наиболее трудных форм прыжка, в начале его изучения можно применить следующий способ: открыть правую ногу на efface 45° вперед, сделать plie на левой ноге и прыжком подкинуть вытянутую напряженно левую ногу, ударить ею о правую и опуститься на левую ногу на demi-plie. Не меняя положения, проделать несколько раз. Так же изучать и назад, приняв позу маленького arabesque.
В мужском танце cabriole делается двойной — ноги ударяются два раза икрой об икру. Очень сильные танцовщики могут даже увеличить число ударов, нужно только следить, чтобы каждый раз ноги хорошо раскрывались, иначе не получится та блестящая виртуозность, которую такое трудное pas предполагает.
Вообще за изучение grande cabriole можно браться, когда трудности других прыжков уже преодолены; он наиболее сложен, он наиболее труден, так как требует развитой элевации с баллоном.
VIII. ЗАНОСКИ
В нашей практике мы чаще прибегаем в данном случае к русскому слову заноски, чем французскому названию batteries. Потому это русское название я здесь и оставлю.
Заноска — удар одной ноги о другую. Заноски вносят в танец виртуозность, и потому их исполнение не терпит никакой небрежности, никакой приблизительности и упрощенности, иначе они теряют свой смысл. Вырабатывая заноски, надо следить за следующими правилами. Прежде всего при заноске обе ноги должны быть одинаково хорошо вытянуты, никогда не следует ударять одной ногой при пассивном состоянии другой. Перед каждым ударом ноги об ногу надо не забывать слегка их раскрыть, чтобы получить отчетливую заноску. Точно так же, когда заноска делается с V позиции при начале прыжка, необходимо немного приоткрывать ноги в сторону. Не соблюдая этого правила, вы получите “мазню”, делающую из виртуозного раз какую-то досадную помеху в танце.
Если заноска делается ранее отведенной ногой, т. е. не с V позиции, то после удара икрой об икру ноги должны слегка раскрыться и затем уже принять должную заключительную позу.
Заноски надо не упрощать, а, наоборот, делать их в максимально трудной форме, в этом и скажется хорошая школа. Например, такие небольшие заноски, как royal, entrechat-trois, -quatre, -cinq, надо стремиться делать очень низко над полом; тогда приходится скрещивать ноги очень быстро, коротким и четким движением. Это гораздо труднее, но в таком исполнении больше компактности, энергии и блеска. Если же эти небольшие заноски давать с большого прыжка высоко в воздухе, — имеешь много времени на то, чтобы занести ноги, и исполнение утрачивает блеск.
Заноски делятся на три разновидности: pas battu, entrechat и brise.
PAS BATTU
Pas battu — всякое pas, сопровождаемое ударом одной ноги о другую. Когда начинают делать более трудные pas allegro, их можно сделать с заноской, например, saut de basque, что уже очень трудно, jete entrelace с заноской делают только мужчины. Разберем несколько примеров.
Чтобы сделать assemble с правой ноги с заноской, поступаем так: если с V позиции правая нога открывается в сторону, то при возвращении в V позицию она ударяется впереди о левую, снова слегка приоткрывается и заканчивает в V позицию назад. Надо не забывать, что ноги ударяются икрами и что следует открыть ногу, перенеся ее в V позицию.
Jete с правой ноги с заноской делается так: выброшенная на II позицию правая нога ударяется спереди о левую, при возвращении успевает слегка открыться, прежде чем упасть на demi-plie.
Petit echappe с правой ноги с заноской: после того как сделано plie на II позиции, при возвращении удариться обеими вытянутыми ногами икра об икру, правая нога впереди, раскрыть немного ноги и упасть в V позицию, правая нога сзади.
Echappe battu можно сделать и более сложно: при начале в прыжке с V позиции приоткрыть ноги, ударить (правая нога впереди) и опуститься во II позицию на demi-plie; возвращаясь в V позицию, снова ударить (правая нога впереди), приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая нога сзади.
Это echappe можно усложнить и дальше: перед тем как открыть ноги на II позицию, сделать заноски типа entrechat-quatre и то же при возвращении со II позиции в V. При echappe последнего вида приходится делать большой прыжок, почти такой же, как и для grand echappe, хотя вообще я рекомендую для entrechat-quatre прыжок низкий. Но тут движения сложнее и требуют больше времени, в малый прыжок их не уложить.
Так исполняются все эти заноски при движении назад; когда идешь вперед, их делают наоборот, т. е. нога ударяется сзади, и заключительная позиция — спереди.
При начальном изучении заносок легче дается echappe с заноской, после него уже проходят assemble и jete.
ENTRECHATS
Entrechat royal. Стать в V позицию (правая нога впереди), demi-plie, сделать небольшой прыжок,во время которого приоткрыть обе ноги и с совершенно вытянутыми коленями ударить икрами одна о другую (правая нога впереди), успеть опять слегка приоткрыть ноги в сторону и в заключение кончить в V позицию на demi-plie, переменив ноги.
Entrechat-quatre. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, небольшой прыжок, приоткрыть ноги и ударить правой икрой об икру левой назад, раскрыть немного ноги в сторону и закончить правой впереди в V позицию и на demi-plie.
Свое название это entrechat носит потому, что нога проходит как бы четыре отрезка ломаной линии: 1-й — открывание, 2-й — удар назад, 3-й — открывание, 4-й — закрывание в V позицию.
Рис. 88. 1 — Entrechat-trois, 2 — entrechat-quatre, 3 — entrechat cinq, 4 — entrechat-six, б — royal
Повторяю еще раз, что весь блеск этого pas, вся его суть в том, чтобы проделать его как можно ниже над полом, успев отчетливо приоткрыть и скрестить ноги, и чтобы заноска чувствовалась обеими ногами (рис. 88).
Entrechat-six. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок, в продолжение которого открыть ноги, правая ударяет назад, приоткрыть ноги в сторону, правая ударяет вперед, приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая нога назад.
Прыжок делается несколько выше, но и тут не надо увлекаться высотой, потому что при высоком прыжке всякий успеет проделать все эти скрещивания, проявить же блеск своего исполнения можно только при низком прыжке, так как тут уже требуется большая четкость и быстрота.
Entrechat-huit. Прибавляется еще одно раскрывание и закрывание; следовательно, правая нога заканчивает впереди.
Entrechat-trois. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, маленький прыжок, ноги приоткрываются, правая нога ударяется впереди, слегка раскрывается и подгибается назад sur le cou-de-pied, при остановке на левой ноге на plie, т. е. это entrechat, как и вообще все нечетные, заканчивается на одну ногу.
Entrechat-cinq. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, маленький прыжок, в продолжение которого ноги приоткрываются, правая нога ударяется сзади, ноги приоткрываются — правая соединяется впереди с левой; при падении останавливаются на правой, на demi-plie, левая идет sur le cou-de-pied назад.
Entrechat-sept. V позиция, правая нога впереди, demi-plie, прыжок, приоткрыть ноги, правая ударяет назад, приоткрыть ноги, правая ударяет вперед, приоткрыть ноги, ноги соединяются в воздухе (правая сзади) и остановка на левой на plie, правая — в воздухе или sur le cou-de-pied или на II позиции 45° или 90° в зависимости от требования. Entrechat-trois и entrechat-cinq можно также заканчивать в разных позах.
Entrechat-trois и entrechat-cinq мы заканчиваем с одной ногой sur le cou-de-pied назад; можно их проделать, заканчивая sur le cou-de-pied вперед. Для этого, если правая нога была вначале впереди, ноги после маленького прыжка приоткрываются, левая нога ударяет сзади об икру (ноги слегка раскрываются) и переносится вперед sur le cou-de-pied.
Entrechat-sept можно заканчивать и в другую позу:
вперед на efface или croise, назад на arabesque или attitude.
Entrechat можно делать не только с прыжка на месте, но и отлетая в любом направлении, т. е. с полета — entrechat de volee. При исполнении его удобнее делать с подходом — glissade или coupe, но учить можно и с V позиции.
Entrechat-six de volee.V позиция, левая нога впереди, demi-plie, правая выбрасывается на 90° в сторону II позиции, прыжок — и вы переноситесь всем телом к этой ноге, делая требуемые для entrechat-six заноски. Закончить в V позиции на demi-plie, правая нога впереди (рис. 89).
Entrechat-huit de volee. Делается тем же приемом, лишь с увеличением числа заносок.
Необходимы соответствующее положение рук и поворот головы, принятые при позах croisee, если нога sur le cou-de-pied, то и руки невысоко, одна на 45° на I позиции, а другая на той же высоте на II позиции; если же нога в воздухе на 90°, то и руки должны принять позы attitude, arabesque или иное положение, соответствующее большим позам.
Рис. 89. Entrechat de volee
BRISE
Brise имеет два вида.
Brise, заканчивающееся в V позицию. Чтобы начать движение правой ногой, нужно стать в V позицию, левая впереди, plie, и правая нога скользящим движением выбрасывается на воздух не выше чем на 45°, в сторону между точками 2 и 3 (рис. 1, б), затем ударяется впереди по левой ноге (обе ноги напряженно вытянуты), которая с прыжка подлетает вместе со всем корпусом к носку правой ноги, к тому месту, куда нога была выброшена. Приоткрыть ноги и закончить в V позицию, правая назад — demi-plie (рис. 90).
Это движение вперед часто употребляется в танцах. Brise назад — реже, но для полноты опишем и его.
Чтобы двигаться в противоположную сторону, надо стать в V позицию, левая нога впереди, demi-plie и скользить назад в сторону на 45° между 6 и 7 точками плана класса, левая нога ударяется о правую ногу сзади (ноги напряженно вытянуты), отлетая в том же направлении, куда шла левая нога, приоткрыть ноги и закончить левой впереди на demi-plie, соблюдая выворотность левой ноги.
Эти направления между точками 2 и 3 (рис. 1, б) для движения вперед и точками 6 и 7 для движения назад надо точно соблюдать. Если идти просто по диагонали, brise получает небрежный, незаконченный вид, так как ноги не успевают правильно сделать заноску и только задевают пятками друг о друга.
Рис. 90. Brise
Рис. 91. Brise dessus
Руки при исполнении brise занимают следующее положение: при взлете приоткрываются в сторону II позиции, а при окончании brise вперед — правая рука на I позиции, левая на II позиции; то же правило соблюдают, когда исполняют brise назад, лишь при заключении левая рука на I позиции, правая — на II позиции. В обоих случаях руки не выше 45°.
Brise dessus-dessous. V позиция, левая нога впереди, demi-plie, правая скользит и выбрасывается в сторону между точками 2 и 3, ударяется спереди о левую ногу, затем нужно приоткрыть ноги и опуститься на правую на demi-plie, левая идет sur le cou-de-pied вперед (рис. 91).
Рис. 92. Brise dessous
Принято делать непосредственно за этим brise dessous: левая нога открывается на II позицию, ударяет назад о правую ногу; приоткрыть ноги и упасть на левую на demi-plie, подняв правую sur le cou-de-pied назад (рис. 92). Brise dessus исполняется с продвижением вперед, dessous — с продвижением назад.
В brise корпус имеет легкую игру, тогда как при других видах заносок о ней говорить не приходилось. Именно: при brise корпус наклоняется и отклоняется вперед и назад в зависимости от движения. При brise dessus корпус даже нужно пригнуть к правому боку, при brise dessous — к левому, повернув голову в том же направлении.
Правая рука согнута, левая отведена в сторону; в момент перехода от одного brise к другому руки переводятся — правая открывается, левая сгибается, и голова поворачивается налево.
IX. ТАНЕЦ НА ПАЛЬЦАХ
Танцем на пальцах называется, строго говоря, танец на концах всех пальцев при вытянутом подъеме. Но пальцы бывают очень различны и зависят от сложения ноги танцовщицы. Удобнее всего для танца на пальцах нога с ровными, как бы “обрубленными” пальцами, невысоким подъемом и плотной крепкой щиколоткой. Нога же, которую мы считаем красивой, с высоким подъемом, хорошо схваченной и тонкой щиколоткой, с правильно сгруппированными пальцами, затрудняет движения на пальцах, особенно прыжки на пальцах, которые теперь широко применяются. Если такой ноге и не удается стать на все пальцы, как предписывают правила танца, ей все же можно помочь, старательно увеличивая выворотность (рис. 93).
В отношении пальцев техника итальянцев обладает несомненным преимуществом. Чекетти учил подниматься на пальцы с маленького прыжка, отталкиваясь отчетливо от пола. Эта манера, вырабатывает более упругую ногу и приучает концентрировать равновесие тела на одной точке. Французская манера плавно подниматься на пальцы с первых шагов обучения отдаляет техническое совершенство. Пробовал же один из представителей французской школы учить нас подниматься на пальцы у палки на босые ноги! Так не выработаешь крепости носка!
Рис. 93. Пальцы
Рис. 94. Sus-sous