Tour с v позиции с глубокого plie
Для tour в adagio с глубокого plie V позиции прием исполнения совершенно иной: начиная plie, возможно дольше удерживать пятки на полу, но дойдя до предельной точки (т. е. оторвав пятки от пола), тотчас же, вытянув ногу, на которой исполняется tour, подняться высоко на полупальцы, сохраняя спину совершенно прямой без малейшего колебания. Руки, вскинутые в сторону II позиции при начале plie, идут плавно вниз в подготовительное положение, и в момент подъема они принимают форму, как и при исполнении tours с IV и V позиций.
TOURS CHAINES
Tours chaines, deboules — по французской терминологии. Привожу эти оба названия, так как в общей сложности они очень образны и с разной стороны характеризуют движение. Внезапно мчащаяся цепь маленьких кружков — вот определение, вытекающее из названия и дающее точную картину pas. Chaines делаются в очень быстром темпе, каждый поворот на 1/8 или 1/16. Движение вперед по диагонали (от точки 6 к точке 2 плана нашего класса (рис. 1, б). Этим pas часто заканчивают вариацию, но оно с большим эффектом применяется и в композиции самой вариации или другого танца. Исполняются chaines следующим образом.
При движении направо — поворот на правой ноге, выдвинутой по диагонали; заканчивая поворот, левую ногу надо поставить вперед на место правой (ни в коем случае не сзади), дать толчок для начала, выбросив правую руку вперед; затем соединить руки перед собой. При начальном изучении это движение рук повторяется с каждым кружком. Когда же техника усвоена и темп все ускоряется и ускоряется, танцовщица не успевает уже выбрасывать руку вперед и помогает себе только маленькими движениями рук в этом же направлении, но не отдаляя слишком их от себя. При быстром темпе, дав толчок ногой первый раз вправо, двигаешься по инерции в том же направлении, хотя ноги и не делают шага, а остаются одна около другой, — всему движению помогают руки (см. выше).
Рис. 116. Tours chaines. Путь следования
Для того чтобы хорошо сделать chaines, надо обладать большой подвижностью, крепко держать спину, совершенно прямо, никуда не гнуться. Заключение движения превращается в стремительную цепь поворотов, которая заканчивается неожиданной остановкой.
Виртуозность этого движения дошла до большой степени, темпы достигаются головокружительные. Chaines делают высоко на полупальцах и затем на пальцах.
Нужно добавить, что tours chaines, партерное jete en tournant и некоторые другие pas в танце часто исполняются по кругу сцены.
TOUR EN L'AIR
Это движение — область мужского танца, которого я вообще здесь не касаюсь. Хотя и pas, и ежедневный урок одинаковы, к мужскому танцу приходится приспосабливать более сложные движения, считаясь с более сильной мускулатурой танцовщиков. У них есть и большое облегчение в работе — отсутствие танца на пальцах, отнимающего у танцовщицы силы и время на его изучение; эти сбереженные силы и время танцовщик отдает на усиление pas, общих с женскими танцами, но получающих иной характер и иную степень виртуозности в мужском исполнении.
В мужском танце уделяется меньше времени и для adagio. С одной стороны, adagio нужно для женщины как способ укрепить корпус, от природы гибкий и более слабый, чем корпус мужчины; с другой стороны, самая эта гибкость позволяет женщине достигать тех совершенных линий танца, которые, за очень редким исключением, остаются недоступными танцовщикам.
Если здесь я касаюсь tour en 1'air, то отчасти потому, что его могут делать и женщины, и современные балетмейстеры иногда этот tour применяют в женском танце.
Стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie поглубже (едва не отрывая пяток от пола), левая рука откинута в сторону, правая вперед, на I позицию. Оттолкнувшись пятками, поднявшись на воздух, сделать круг в воздухе; руки соединить вместе во время tour. Упасть в V позицию, demi-plie, правая нога назад, руки приоткрыть перед собой.
Нужно следить, когда берут force, чтобы правое плечо не шло вперед перед прыжком, т. е. оставлять корпус совершенно face.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О TOURS
Первое условие хороших tours — абсолютно прямой, собранный корпус. Нужно не терять точки остановки и все время чувствовать face, чтобы голова не кружилась. Например, если в популярных 32 fouettes исполнительница будет терять точку перед собой, не выравниваться, делая plie каждый раз прямо, то ничего не удастся.
Теоретически рассуждая, и при tours, как и при всяких поворотах, нужно оставлять голову обращенной к зрителю как можно дольше. Но в tours надо следить, чтобы голова отнюдь не склонялась на бок от той оси, вокруг которой происходит вращение. Не соблюдая этого, вы легко собьете себя с устойчивости. Чтобы достигнуть доступных современной технике многочисленных tours, надо очень умерять это движение головы, подчеркивая его только взглядом, т. е. каждый раз, проходя face, взглянуть на зрителя, удерживая этот взгляд возможно дольше.
При tours с поддержкой кавалера прежде всего он сам должен хорошо держаться на ногах. Неопытный кавалер невольно откидывается назад при начале tours и лишь при последнем наклоняется вперед, — так он неизбежно толкнет и собьет партнершу. Он должен стоять как вкопанный, чтобы партнерша ходила между кистями рук. Дальнейшее зависит уже от партнерши: если она сама ловка, ее не следует подвертывать. Слабых же нужно подвертывать руками.
В adagio с кавалером бывают еще другие разновидности tours, например, tour с preparation с V позиции на пальцах, причем force берется следующим образом: оставаясь стоять на пальцах левой ноги, правую вынести на croise вперед, сильно откинуть в сторону, избегая менять положение бедра (взять force ногой), пригнуть к левому колену сзади или впереди и вертеться. Кавалер помогает, держа партнершу за талию, сначала слегка выдвигая ее правый бок вперед, а при размахе левой рукой подталкивает для tour.
С того же preparation танцовщица делает tours, держась за средний палец правой руки кавалера, поднятой над ее головой. Партнерша должна держаться за палец всей кистью, а партнер немного помогает, вращая его. Но force берется тем же сильным размахом ноги, а ловкость поворотов зависит от умелого пользования помощью кавалера.
При исполнении всяких tours с кавалером нужно держать руки впереди себя, заведя их одна на другую. Еще заключительное указание: взяв force рукой, находящейся впереди, следует с этого preparation делать tours, а не замахиваться рукой дополнительно.
Тут мы немного удалились от темы книги, так как не наша задача писать о поддержке.
XI. ДРУГИЕ ВИДЫ ПОВОРОТОВ
ПОВОРОТЫ В ADAGIO
При исполнении adagio на середине зала проделываются медленные повороты на всей ступне, которые иногда встречаются и в танце. Их можно делать во всех позах: attitude, arabesque, во II позиции на 90°, developpe вперед. Этот медленный поворот совершается легким сдвигом пятки в требуемую сторону.
RENVERSE
Renverse, как показывает его название, есть запроки-дывание в повороте корпуса. Renverse имеет различные формы, это одно из сложнейших движений, заключительных в классическом образовании танцовщицы. Описать его чрезвычайно трудно, и ничто не заменит тут живого примера и указаний на уроке, причем сам преподаватель должен виртуозно владеть танцем.
Опишем здесь следующие виды renverse. En dehors. Начинается движение с attitude croisee, demi-plie, и тут же корпус слегка склоняется вперед, подчеркнув движение наклоном головы, затем вскочить на полупальцы в позу attitude, и в то же время вся инициатива движения сосредоточивается в спине. Спина сначала выпрямляется, затем сильно выгибается назад, как только начинается поворот en dehors, причем поворот делает корпус, ноги лишь в последнюю минуту следуют за его движением, делая pas de bourree en dehors, когда переменивший центр тяжести корпус уже как бы невольно заставляет их переступить, запрокидываясь. Корпус заставляет перенести ногу, а не нога поворачивает корпус. Для эффекта этого pas при счете ¾ на. раз — приходится склонение и начало поворота с подъемом на полупальцы на левой ноге, на attitude, на два — корпус удерживается спиной к зрителю на правой ноге с сильно выгнутой спиной, с головой, повернутой к плечу; эта поза задерживается возможно дольше (ко 2-й четверти ставится точка), так что на заключительное довертывание корпуса и переступание ног (pas de bourree) остается минимальная доля такта (рис. 117).
Рис. 117. Renverse en dehors
Обычная ошибка недостаточно виртуозных танцовщиц — поворачивать в renverse корпус движением рук и переступанием ног, заставляя корпус идти по инерции за руками. Не говоря о том, что от pas остается одно название, при таком исполнении танцовщица теряет самоуправление: как только она повторит это pas несколько раз подряд, ее “несет” в сторону; ища равновесия, она теряет ритм и т. д.
En dedans. Обратное движение, оно значительно легче и проще по исполнению. Начинается с battement developpe вперед croise, корпус пригибается вперед и проделывается такое же запрокидывание с задержкой на позе croisee, как в renverse, en dehors, с переступанием ног в обратную сторону.
En ecarte. Делается с 4-го arabesque. Правая нога с 4-го arabesque в начале поворота пригибается носком к колену опорной ноги, поднявшейся на полупальцы, в положении en tire-bouchon.[23] Одновременно корпус сильно склоняется вправо вперед, к колену стоящей на нолупальцах ноги. Корпус выворачивается en dedans, запрокидываясь назад, в то же время пятка быстро и твердо становится на пол, другая нога вместе с корпусом раскрывается на ecarte назад.
Руки с 4-го arabesque сильным движением соединяются в подготовительном положении при ноге en tire-bouchon и одновременно с открытием ноги и корпуса резко раскрываются в III позицию на ecarte назад. И это движение, как и первый вид renverse, предполагает сильно развитый корпус и умение танцовщицы начать движение спиной.
FOUETTE
Fouette en tournant на 45°. En dehors. Делается с demi-plie на левой ноге, правая в это время открывается на II позицию на 45°, tour en dehors на левой ноге; во время tour замахнуться правой ногой сзади икры опорной ноги, быстро обойти ее и провести правую ногу вперед. Остановку нужно делать опять на demi-plie, раскрыв руки и ногу на II позицию. Во время движения ноги на II позицию руки также открываются на II позицию и смыкаются в подготовительном положении во время tour.
En dedans. Делается так же, но нога идет сначала впереди икры, а потом назад.
Когда fouette делают подряд в большом количестве, надо взять нечто вроде “размаха”. Можно начать так:
сделать pas de bourree en dedans и потом уже приступить к fouette. Но этот прием не очень надежен, он не дает устойчивости корпусу и может сбить с места. Все зависит от особенностей корпуса.
Надежней следующий прием: сделать preparation в IV позицию, вскочить на пальцы, делая один tour en dehors, и продолжать вертеться, проделывая fouette.
Это pas, казавшееся еще так недавно пределом трудности и виртуозности, теперь легко проделывают хорошие танцовщицы.
Grand fouette. Этот вид fouette, хотя он и проделывается без поворота, описываю здесь как одноименный с другими его видами (рис. 118).
Выработанное нами fouette несколько своеобразно. В нем есть кое-что и от французской, и от итальянской школ. Разберем сначала чисто итальянское fouette, при котором корпус остается все время face.
En dehors. Поза croisee назад левой ногой. Coupe на левую ногу на полупальцы, раскинув руки во время coupe на II позицию, опуститься на левой ноге на demi-plie, пригнуть левую руку на I позицию, проводя полусогнутую правую ногу вперед на 90°, подняться на левой на полупальцы, быстро обводя правой ногой grand rond de jambe назад и закончить его на левую ногу на demi-plie в 3-й arabesque face. Во время grand rond de jambe руки проделывают следующее port de bras: левая поднимается на III позицию и проходит на II, тогда как правая идет на III позицию и проходит через I позицию на 3-й arabesque во время опускания левой ноги на рИё.
Опишу теперь то fouette, которое делают мои ученицы, хотя в словесном изложении почти невозможно передать и уловить тот “прием”, которым берется движение и достигается согласованность во время движения рук и ног. Этим fouette управляют руки, движение всему корпусу сообщают они, и надо очень хорошо им овладеть и усвоить все его построение, чтобы проделывать его на сцене, не боясь потерять равновесие.
Рис. 118. Grand fouette
Preparation — то же coupe. Раскинув руки на II позицию, пригнуть левую на I позицию, стать на левую ногу на полупальцы, demi-plie на левой ноге, поворот корпуса на efface, выводя правую ногу полусогнутой на efface на 45° вперед, пригнуть корпус к этой ноге, взяв правый бок в себя и выгнув левый; подняться на полупальцы, провести ногу через grand rond de jambe, во время прохождения поднимая ее на 90° и выше, повернув корпус на attitude effacee, одновременно левая рука поднимается на III позицию и открывается на II позицию, правая же рука идет наверх со II позиции в III позицию в позу effacse. Опуститься на demi-plie.
Так проделываемое движение переведено в более пластичные, классические формы, тогда как итальянское fouette несколько сухо и схематично, без переходных поз, смягчающих croisee и effacee и т. д.
En dedans. Правая нога полусогнута назад на efface 45°, и корпус изогнут к ноге, правая рука на I позиции, левая — открыта на II. Подняться на полупальцы левой ноги, проводя правой grand rond de jambe тем же приемом, который указан в grand fouette en dehors, выводя ногу на 90° и выше вперед на efface.
Правая рука открывается на II позицию через подготовительное положение, левая идет наверх в III позицию. Опуститься на demi-plie на левой ноге. Эти движения можно проделывать и с прыжком, соблюдая те же правила.
Grand fouette en tournant. En dedans. Этот вид более распространен, чем следующий en dehors. Стать в позу croisee вперед, левая нога впереди, опуститься на demi-plie на левую ногу, вскочить на нее на полупальцы и выбросить правую ногу на II позицию на 90° — grand battement jete. Руки вскинуть на II позицию. Опуститься на левую ногу на demi-plie, поворачиваясь, бросить размахом по полу правую ногу — battement вперед на 90° в направлении точки 6 (рис. 1, б), проводя ее близ опорной ноги, подняться на нее на полупальцы, перегнув корпус назад и довернуться en dedans, удерживая правую ногу на той же высоте, закончить движение на 3-й arabesque на demi-plie (можно закончить и на 1-й arabesque).
Рис. 119. Grand fouette en toumant
При переходе ноги вперед руки проходят через подготовительное положение наверх, на III позицию, и заканчивают на arabesque (рис.119).
En dehors. Поза croisee, левая нога назад, coupe, demi-plie на левой ноге, выбрасывая правую ногу на II позицию на 90°, поднявшись на полупальцы на левой, руки открыть на II позицию, бросить правую ногу по полу через I позицию на 3-й arabesque на demi-plie, проводя руки через подготовительное положение также на 3-й arabesque, и поворотом en dehors вывернуться на полупальцах на croise вперед на 90°, на demi-plie, придав рукам должную позу.[24]
Grand fouette en tournant исполняется также и со II позиции, своим видом оно напоминает fouette на 45°, но проделывается в два приема. Его следует начинать за тактом, выбрасывая коротким движением ногу на II позицию на 90° на полупальцы, раскрыв руки также на II позицию, на 1-ю четверть — plie на опорной ноге, затем делают tour, проводя ногу сзади и впереди колена; заканчивают движение на 2-ю четверть на plie, нога впереди колена (одновременно руки соединяются в подготовительном положении).
Как и toilette на 45°, это pas исполняется только на пальцах, без прыжка, и служит для женского исполнения.
Grand fouette en tournant sante. Те же pas можно сделать в прыжке. Начинаем так же, после plie на левую ногу, правая нога выбрасывается на II позицию, левая отрывается от пола прыжком, в то время как правая бросается описанным приемом, поворот производится также в воздухе, на прыжке левой ноги.
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИМЕР УРОКА
Привожу ниже пример урока, пригодного для старших классов; он исполняется на полупальцах.[25]
ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ
1. Plie на пяти позициях (в 2 такта по четыре четверти): одно медленное яа четыре четверти, другое скорое на две четверти и на две четверти подняться на полупальцы.
Battements tendus.
Вперед: по четверти — два с plie, два — без plie; три — по восьмым, (на четвертой восьмой — пауза); семь — по шестнадцатым (на восьмой шестнадцатой — пауза).
В сторону — то же.
Назад — то же.
Опять в сторону — то же.
Повторить упражнение.
Повторить все с другой ноги.[26]
3. Battements fondus и frappes (комбинация на 8 тактов по четыре четверти).
Вперед: один fondu медленный на две четверти, два скорых по одной четверти.
В сторону — то же.
Назад — то же.
Опять в сторону — то же.
Два frappes медленных по одной четверти, три скорых по восьмой (четвертая восьмая — пауза) четыре раза.
Всю комбинацию повторить, начиная в первый раз назад.
С другой ноги.
4. Bonds de jambes(2 такта на четыре четверти).
Три скорых ronds de jambes par terre en dehors на три восьмых; на четвертую восьмую подняться на полупальцы, открыв ногу на II позицию. Три ronds de jambes en 1'air en dehors на три восьмых (на четвертую восьмую — пауза), четыре ronds de jambes en 1'air en dehors на четыре восьмых. РИё sur le cou-de-pied и tour en dehors на четыре восьмых.
Повторить упражнение en dedans.
Повторить все с другой ноги.
5. Battements battus и petits battements (8 тактов по четыре четверти).
4 раза на четыре четверти двойной battement battu с остановкой в позе effacee вперед на plie после каждой четверти. Следующий такт battement battu делается подряд с остановкой на четвертой четверти в позе effacee вперед на plie.
4 раза на четыре четверти по одному petit battement с остановкой на II позиции после каждой четверти. 1 такт подряд petits battements с остановкой на II позиции и на plie на четвертой четверти.
4 раза на четыре четверти по одному petit battement с остановкой в позе effacee назад на plie после каждой четверти. 1 такт подряд petits battements с остановкой ка четвертой четверти в позе effacee назад на plie.
Повторить вышеописанные 2 такта petits battements с остановкой на II позиции.
С другой ноги.
6. Battements developpes (на 2 такта по четыре четверти).
Вынести правую ногу вперед носком в пол, делая demi-plie левой ногой (первая четверть), поднять правую ногу на 90°, вытянув колено левой ноги (вторая четверть), небольшое короткое balance поднятой ногой (третья четверть), провести ногу на II позицию (четвертая четверть). Согнуть правую ногу в колене (первая четверть), открыть на 2-й arabesque, подняться на полупальцы (вторая четверть), упасть на правую ногу назад на demi-plie, вытянув пальцы левой ноги вперед (третья четверть), и быстро на нее подняться на полупальцы, подняв правую ногу на attitude croisee (четвертая четверть), т. е. исполнить battement developpe tombe.
Вся эта комбинация делается в обратном порядке, с выносом ноги назад.
Третья фигура — на II позицию и все позы в сторону: заключительная в первом случае ecarte назад, во втором — ecarte вперед.
С другой ноги.
7. Grands battements jetes balances (до 1 такту на четыре четверти).
Начнем, вытянув пальцы и отведя ногу назад. По I позиции нога сначала бросается вперед, а затем назад (первая и вторая четверти) и 2 раза по I на II позицию (третья и четвертая четверти).
В следующий раз бросить ногу назад, затем вперед и на II позицию.
С другой ноги.
Корпусом необходимо балансировать, как указано для battement balance.
Я считаю, что экзерсис дает полное развитие мышцам и связкам, и думаю, что всякие искусственные, противоестественные приемы растягивания, которые иногда практикуются у палки или без нее, излишни, например растягивание связок, положив ногу на палку. Я очень редко рекомендую эти упражнения, но нижеизложенный маленький прием хорошо помогает войти в работу.
Стать лицом к палке на I позицию, держась за нее обеими руками, с вытянутыми ногами. Тянуться направо, не отрывая пяток от пола; возвратиться обратно в исходную точку и то же проделать налево. Повторить несколько раз.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ
Учитывая недостаточную продолжительность урока, я рекомендую для скорейшего проведения программы располагать упражнения на середине следующим образом.
I. Маленькое adagio. Комбинировать plie с различными battements developpes и battements tendus.
II. Во второе маленькое adagio ввести комбинации с battementa fondus и frappes, с ronds de jambe en 1'air.
III. Большое adagio, куда вводится ряд наитруднейших для данного класса движений характера adagio.
IV. Allegro. Для начала allegro я стараюсь давать небольшие прыжки, т. е. невысокие и несложные. Затем идут allegro с большими pas.
V. Для первых pas на пальцах я выбираю те, которые делаются на двух ногах: echappe на II позицию, затем ва IV позицию. Эта предосторожность необходима для того, чтобы ввести в работу новые мускулы при переходе на новое движение, несмотря на то что ноги в данный момент уже в достаточной мере разогреты.
VI. Закончить урок для приведения в равновесие всех возбужденных большой работой мускулов и связок маленьким changement de pieds. Для корпуса, чтобы окончательно хорошенько его развернуть и развить гибкость, делается port de bras.
МАЛЕНЬКОЕ ADAGIO
Большое plie в V позиции, полтора tours en dehors sur le cou-de-pied, остановиться на 1-м arabesque спиной, в том же направлении продолжить движение и вывести ногу вперед на croise, глядеть под правую руку, поднятую на III позицию; провести ногу по полу на 2-й arabesque, plie и сделать два tours en dehors на attitude croisee; закончить renverse en dehors. Два battements tendus назад левой ногой, два — вперед правой, делая их четвертями; левой ногой три battements tendus скорых и Vg — пауза; повторить и правой ногой. Шесть battements tendus в сторону II позиции, делая все восьмыми, и flic-flac en dehors, остановиться в IV позиции, preparation на левой ноге — один и два tours en dehors sur le cou-de-pied.
ВТОРОЕ МАЛЕНЬКОЕ ADAGIO
Grand releve en dehors на 90° на II позицию, провести ногу по полу на attitude croisee, coupe на правую ногу, четыре ronds de jambes en 1'air en dehors левой ногой, plie и pas de bourree en dehors.
To же самое en dedans.
БОЛЬШОЕ ADAGIO
Поза croisee назад левой ногой, plie, coupe на левую ногу и ballonne на ecarte вперед с остановкой на efface правой согнутой ногой сзади колена, вытянуть ее в том ясе направлении efface назад, сделать на ней два tours en dedans sur le cou-de-pied, остановиться на ecarte назад левой ногой, обе руки на III позиции, медленно повернуться и провести раскрытую ногу на 1-й arabesque, обратив корпус к точке 2 (рис. 1, б);
руки, раскрывая на II позицию через подготовительное положение, провести вперед со скрещенными кистями. Coupe на левую ногу и pas ciseaux (остановка на правой ноге), повернуться на efface вперед левой ногой, chasse на efface, упасть на левую ногу на plie, после чего переступить на правую ногу, приняв позу croise на attitude, быстро повернуться en dehors, став на левую ногу на 4-й arabesque, renverse на ecarte назад, pas de bourree en dehors, два tours en dehors с IV позиции sur le cou-de-pied, pas de bourree en dehors и entrechat-six de volee правой ногой.
ALLEGRO
1. Grande sissonne вперед на croise en tournant en dehors, assemble вперед и sissonne-soubresaut на attitude effacee на правую ногу, провести левую ногу по полу вперед, glissade правой ногой в сторону и cabriole fermee правой ногой на efface.
2. a) Saut de basque и renverse saute en dehors, повторить, sissonne tombee вперед на efface, cabriole на 1-й arabesque, pas de bourree, cabriole на 4-й arabesque, sissonne tombee en tournant en dehors на croise вперед на правую ногу, coupe на левую ногу и jete fermee fondu на правую ногу в сторону И позиции.
б) Четыре sauts de basque по диагонали с руками в III позиции, четыре tours chaones по диагонали к точке 2 (рис. 1, б), preparation в IV позиции croisee и два tours en dehors sur le cou-de-pied; закончить в IV позицию.
3. Preparation croisee вперед левой ногой, grande cabriole fermee на efface правой ногой и повернуться en dedans на пальцах в V позицию. Повторить еще раз. Sissonne tombee, назад на croise с правой ноги, на efface с лавой ноги, правой ногой en tournant en dehors вперед на croiae, cabriole на 4-й arabesque и pas de bourree.[27]
НА ПАЛЬЦАХ
1. Preparation croisee, левая нога назад, coupe левой ногой и на пальцах grand fouette en dehors правой ногой, согнуть колено, и быстро проведя правую ногу вперед croise, два раза подняться на пальцах, sissonne на 3-й arabesque на правой ноге;
coupe левой ногой, fouette на левой ноге en dehors на 45°, pas de bourree en dehors, preparation на IV позиции и два tours sur le cou-de-pied en dedans на правой ноге, остановка в V позиции.
2. Раз de chat закончить на правое колено, battement developpe вперед на левую ногу на пальцах efface и тотчас провести ногу на efface назад, не спускаясь с пальцев. Pas de bourree (кончить на правую ногу, левая sur le cou-de-pied), fouette en dedans на правой и en dehors на левой ноге, остановка в V позиции.
3. Четыре раза по одному tour en dehors на левой ноге (начиная каждый раз с degage левой ногой) по диагонали от точки 6 к точке 2 (рис. 1, б), два fouettes en dehors и третье fouette двойное, также на левой ноге. Остановиться в IV позиции, правая нога назад.
ПРИМЕР УРОКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ[28]
ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ
для старших классов и класса усовершенствования
I. Plie ва пяти позициях. Каждое plie исполняется в 2 такта по четыре четверти, причем одно исполняется на demi-plie, другое — на большом plie. При исполнении demi-plie рука остается на II позиции; большое plie исполняется в сопровождении опускающейся и поднимающейся вместе с движением ног руки. Переход с одной позиции на другую исполняется вытянутыми пальцами.
II. Battements tendus с комбинацией plie на II позиции (нога и рука открыты на II позицию за тактом) (24 такта по две четверти).
1-й такт — Два раза опустить пятку на пол, распустив свободно подъем и каждый раз крепко вытягивая пальцы, поднимать пятку — по одной четверти.
2-й такт — Глубокое plie на II позиции — на две четверти, с опусканием и подниманием руки.
3, 4-й такты — Эту комбинацию движений повторить.
5, 6, 7, 8-й такты—Восемь battements tendus—по одной четверти каждый.
8 тактов — Повторить все сначала.
8 тактов — 32 battements tendus jetes, исполняя восьмыми. То же исполняется и с другой ноги.
III. Ronds de jambes par terre и grands ronds de jambes jetes (8 тактов по четыре четверти).
1-й такт — Три ronds de jambes par terre en dehors — no одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол, обвести ногой rond de jambe par terre на demi-plie — на две четверти.
2-й такт —Четыре grands ronds de jambes jetes en dehors, исполняя по одной четверти каждое.
3-й такт — Три ronds de jambes par terre — по одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол; пять ronds de jambes par terre en dehors шестнадцатыми и пауза на три шестнадцатых.
4-й такт — Четыре grands ronds de jambes jetes, исполняя поодной четверти.
Повторить всю фигуру en dedans на 4 такта.[29] То же исполняется с другой ноги.
IV. Battements fondus и frappes. (16 тактов по две четверти).
1-й такт — Battement fondu вперед — восьмая с точкой, petit battement — на одну шестнадцатую, battement fondu назад той же формы и тем же темпом.
2-й такт — Повторить сначала.
3 и 4-й такты — Три fondus на II позицию — каждый на одну
четверть, plie на левой ноге и два быстрых tours en dehors
(с этого положения) тоже на одну четверть.
5 и 6-й такты — Восемь battements frappes — по одной восьмой каждый.
7 и 8-й такты —Восемь battements double frappes—по одной восьмой каждый.
Вся комбинация движений повторяется на 8 тактов, начиная назад, причем tours исполнять en dedans.
V. Ronds de jainbes en 1'air (4 такта по четыре четверти).
1-й такт —Два ronds de jambes en 1'air en dehors no одной восьмой, остановка plie в сторону II позиции на третьей восьмой, подняться на полупальцы на четвертую восьмую. Два ronds de jambes en 1'air no одной восьмой, закончить на demi-plie в V позицию (правая нога сзади), на четвертую восьмую — полный поворот на полупальцах на обеих ногах en dehors.
2-й такт — С demi-plie V позиции один tour sur le cou-de-pied en dehors — на одну четверть. Еще раз повторить — на вторую четверть.
На третью четверть — два tours, открыть ногу в сторону II позиции — на четвертую четверть.
3 и 4-й такты — Все повторить en dedans.
VI. Petits battements (8 тактов по две четверти).
1 и 2-й такты — Шесть petits battements no одной восьмой, на седьмую — быстрый переход на другую ногу с поворотом en dehors, на восьмую — остановка.
3 и 4-й такты — Продолжать движение с другой ноги, возвратиться обратно.
5, 6, 7 и 8-й такты — Все то же исполнить с поворотом en dedans на 4 такта.
VII. Battements developpes (8 тактов по четыре четверти).
На первую четверть — developpe вперед.
На вторую четверть — согнуть ногу к колену.
1-й такт На первую восьмую — developpe назад.
На вторую восьмую — demi-plie на левой ноге.
На одну четверть — подняться на полупальцы.
На первую четверть — повернуться на левой ноге en
dehors на полупальцах, правая нога впереди.
На вторую четверть — повернуться обратно на полу
пальцах, правая нога сзади.
2-й такт На третью четверть — броском по полу нога через I
позицию проскальзывает вперед, закончив движение на
plie левой ноги.[30]
На четвертую четверть — подняться на левой ноге на
полупальцы (подняв правую руку наверх, взгляд под
руку).
3-й и 4-й такты — Комбинация движений 1-го и 2-го тактов делается в обратном порядке.
При переходе на каждую новую фигуру нога сгибается в колене.
На первую четверть — developpe ва II позицию.
На вторую четверть — согнуть ногу к колену.
5-й такт На восьмую — открыть правую ногу ва II позицию.
На вторую восьмую — demi-plie на левой ноге..
На одну четверть — подняться на полупальцы.
На первую четверть — быстро повернуться en dedans в
полуоборот, подменив ногу, открыть другую на II позицию.
На вторую четверть — проделать еще раз эту фигуру,
возвратиться обратно, открыв правую ногу на II позицию.
6-й такт На третью четверть — короткий бросок ноги по полу
через I позицию и обратно наверх —на II позицию (левая
нога на pile).
На четвертую четверть — подняться на полу-L пальцы,
приняв позу ecartee назад.
7-й и 8-й такты — Эту комбинацию движений, начиная с 5-го такта, повторить в обратном порядке, т. е. исполнить повороты en dehors и закончить на ecartee вперед.
VIII. Grands battementa jetes (8 тактов по три восьмых). Три grands battements jetes — вперед по одной восьмой каждый. Три grands battements jetes — в сторону II позиции. Три grands battements jetes — назад. Три grands battements jetes — в сторону II позиции. Еще раз повторить всю комбинацию движений на 4 такта. В старших классах и тем более в классе усовершенствования экзерсис исполняется у палки и на середине зала на полупальцах.
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА
I. (16 тактов по три четверти).
V позиция, demi-plie, developpe вперед правой ногой на efface (за тактом).
На 1-й такт — встать на полупальцы на 1-й arabesque.
На 2-й такт — опуститься на plie в той же позе.
На 3-й такт — поворот на левой ноге en dedans, 4 такта
4 такта закончив на efface вперед на полупальцах.
На 4-й такт — plie в этой позе effacee и продолжать. Это pas
следует проделать 4 раза по диаго-_ нали от точки 6 к точке 2
плана нашего класса.
В другую сторону исполняется от точки 4 к точке 8.
II. Затем pas исполняется обратно с продвижением назад от точки 2 к точке 6 и от точки 8 к точке 4 (также 16 тактов). V позиция, demi-plie, developpe назад, efface левой ногой (за тактом).
На 1-й такт — встать на левую ногу на полупальцы, открыв
правую ногу на efface вперед.
На 2-й такт — опуститься на plie в той же позе.
4 такта На 3-й такт — поворот на правой ноге en dehors, закончив
во 2-й arabesque на полупальцах. На 4-й такт — plie в этой
позе.
Продолжать все сначала (повторяется 4 раза в одну .и другую
стороны).
Эта комбинация движений исполняется плавно, мягко, без малейшего подпрыгивания и заменяет первое adagio на середине зала.
III. Battements tendus (8 тактов по четыре четверти).
1-й такт — Четыре battements tendus в сторону II позиции по одной четверти.
2-й такт — Шесть battements tendus jetes в сторону II позиции, 7-й — flic-flac en toumant en dedans, 8-й — остановка в сторону II позиции — по одной восьмой каждое рая.
3-й такт — Четыре battements tendua в сторону II позиции — по одной четверти (первый battement исполняется в V позицию назад).
4-й такт — Шесть battements tendus jetes в сторону II позиции (начиная первый battement в V позицию назад), 7-й — flic-flac
en teurnant en dehors, 8-й — остановка в сторону П позиции по одной восьмой каждое раз.
5-й такт — Один tour en dehors с preparation II позиции медленным поворотом — на четыре четверти/[31]
6-й такт — Два tours en dehors с preparation П позиции — ка две четверти.
Три tours en dehors с preparation II позиции — на две четверти.
7-й такт — Один tour en dedans на правой ноге с preparation II позиции медленным поворотом — на четыре четверти.
8-й такт — Два tours en dedans с preparation II позиции — не две четверти.
Три tours en dedans с preparation II позиции — на две четверти.
То же исполняется с другой ноги.
IV. Battements fondus и frappes (комбинированные) (8 тактов по две четверти).
1-й и 2-й такты — Три battements fondus doubles в сторону II позиции — по одной четверти и два tours en dehors sur le cou-de-pied — но одну четверть.
3-й такт — Пять battements frappes шестнадцатыми на три восьмых — остановка в сторону П позиции.
4-й такт — Flic-flac en dehors, закончив efface вперед на 90°, и остановка в этой позе на две четверти, Повторить, начиная левой ногой.
1-й и 2-й такты — Три battements fondus doubles в сторону II позиции — по одной четверти я два tours en dedans sur le cou-de-pied — на одну четверть.
3-й такт — Petite battements — шестнадцатыми на две четверти.
4-й такт — Flic-flac en dedans, закончив на attitude effacee, и остановка в этой позе на две четверти
.
БОЛЬШОЕ ADACIO[32]
(4 такта по четыре четверти).
V позиция на demi-plie, правая нога откидывается в сторону П позиции на 45° и pas de bourree en tournant en dehors, закончив в V позицию на demi-plie, правая нога впереди (проделать движение за тактом).
1-й такт — На первую четверть — два tours sur le cou-de-pied en dedans.
На вторую четверть — остановка на attitude effacee левой ногой.
На третью четверть — повернуться en dedans на полкруга спиной в направлении точки 6 (рис. 1, б).
На четвертую четверть — коротким броском по полу через I позицию вывести левую ногу вперед на croise.
2-й такт — Два grand chasse, croise спиной и остановка в этом направлении к точке 6 на левой ноге на 3-й arabesque на две четверти.
Короткий поворот en dehors на efface вперед. Два grand chasse, efface вперед остановка на 1-й arabesque на правой ноге — на две четверти.
3-й такт — Левой ногой два раза проделать grand fouette en dedans на attitude effacee no две четверти каждое.
4-й такт — Sissonne tombee на croise назад левой ногой — на одну четверть.
Sissonne tombee на croise назад правой ногой — на одну четверть, с остановкой preparation в IV позицию.
Три tours en dehors sur le cou-de-pied на одну четверть. Остановка в позе IV позиции, руки поднять наверх (III позиция) — на одну четверть.
ALLEGRO
I. (4 такта по две четверти).
1-й такт — CV позиции с demi-plie правой ногой —два ronds de jambes en 1'air saute, исполняя в повороте en dehors на полкруга, остановка спиной на первую четверть. Закончить assemble, правая нога вперед — вторая четверть.
2-й такт — То же самое повторить с поворотом в полкруга en dehors, закончив лицом к зрителю.
3-й такт —Двойной rond de jambe en 1'air saute en dehors 2 раза, первый раз исполняя с V позиции с остановкой на II позицию 45° — на первую четверть. Второй раз повторить с temps leve — на вторую четверть.
4-й такт — Pas de bourree en dehors, закончив в V позицию — на первую четверть.
Brise вперед в V позицию левой ногой — на вторую четверть.
С другой ноги комбинация движений проделывается en dedans также на 4 такта.
II. (4 такта по две четверти).
1-й такт — CV позиции левой ногой rond de jambe en 1'air saute, исполняя в повороте en dedans на полкруга, остановка спиной на первую четверть.
Закончить assemble левой ногой сзади — на вторую четверть.
2-й такт — Повторить с поворотом в полкруга, закончив лицом к зрителю.
3-й такт — Двойной rond de jambe en 1'air saute en dedans 2 раза, первый раз исполнять с V позиции, остановка на П позиции 45' — на первую четверть, второй раз повторить с temps leve — на вторую четверть.
4-й такт — Pas de bourree en dedans, заканчивая в V позицию на первую четверть.
Brise назад в V позицию правой ногой — на вторую четверть.
III. Свободно танцевальная форма исполнения (16 тактов по две четверти).
1-й и 2-й такты — V позиция, demi-plie и, начиная за тактом glissade на ecarte вперед правой ногой, сделать grand jete на 1-й arabesque.
3-й и 4-й такты —Glissade на ecarte назад левой ногой и grand jete на efface назад (правую ногу открыть efface вперед).
5 и 6-й такты — Grande sissonne renversee en dehors, закончив на demi-plie на правую ногу (левая — sur le cou-de-pied).
7-й и 8-й такты — Grand fouette saute en tournant en dedans левой ногой, закончив на 3-й arabesque.
9-й и 10-й такты — Pas de bourree en dedans и grand jete на attitude effacee.
11-й и 12-й такты — Повторить еще раз эту фигуру.
13-й, 14-й, 15-й и 16-й такты — Coupe на левую ногу и tours chaines по диагонали к точке 2 (рис. 1, б). Исполнить то же с другой ноги.
IV. (8 тактов по две четверти). Исполняется строго ритмическим узором.
1-й такт — V позиция, entrechat-cinq назад левой ногой (правая рука на I позиции, левая — на II позиции) — на первую четверть. Pas de bourree en dehors en tournant в V позицию — на вторую четверть; в повороте руки закрываются в подготовительное положение.
2-й такт — Entrechat-cinq вперед правой ногой (левая рука на I позиции, правая — на II позиции) — на первую четверть. Pas de bourree en dehors en tournant в V позицию — на вторую четверть; в повороте руки закрываются в подготовительное положение.
3-й такт — Entrechat-cinq вперед правой ногой (левая рука на I позиции, правая — на II позиции) — на первую четверть. Pas de bourree en dedans en tournant в V позиции — на вторую четверть; в повороте руки закрываются в подготовительное положение.
4-й такт — С другой ноги повторить то же самое на две четверти.
5-й такт —Два brise вперед с левой ноги не две четверти (левая рука на I позиции, правая — на П позиции, причем без напряжения, при первом brise кисти вовнутрь, при втором — подняты наверх).
6-й такт — Два brise назад с правой ноги на две четверти (правая рука на I позиции, левая — на II позиции, движение кистей рук, как и в предыдущем исполнении).
7-й такт — Glissade левой ногой в сторону II позиции — на первую четверть.
Entrechat-six de volee левой ногой на ecarte вперед (при взлете раскрытые руки в позе ecartee), закончить — левая нога в V позицию вперед на вторую четверть.
8-й такт — Поворот с V позиции en dehors, меняя ноги (обе руки наверх), заканчивается в V позицию, правая нога впереди на demi-plie — на две четверти.
V. (8 тактов по шесть восьмых).
Направление от точки 6 к точке 2 плана нашего класса. Поза croisee назад на demi-plie на левой ноге (за тактом).
1-й такт — Jete passe вперед с правой ноги.
2-й такт — Повторить еще раз.
3-й такт — Sissonne tombee на efface вперед правой ногой. Grand assemble en tournant en dedans, закончить — левая нога в V позиции впереди. 4-й такт — Petite sissonne tombee назад на croise левой ногой и cabriole fermee на 45° правой ногой вперед и в направлении точки 8 (рис. 1, б). б-й такт — Grand jete на attitude croisee правой ногой, начиная его исполнение с preparation coupe левой ногой.
6-й такт — Повторить еще раз такое же grand jete.
7-й такт — Sissonne tombee левой ногой вперед на efface и grande cabriole на левой ноге на 1-й arabesque.
8-й такт — Отбежать (лицом к зрителю) к точке 4 и оттуда начинать исполнение с другой ноги. Начиная с 9-го такта, повторить все вышеизложенное от точки 4 к точке 8 плана нашего класса.
УПРАЖНЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ
I. (8 тактов по две четверти).
1-й такт — Два echappes на П позиции с переменой ног — по одной четверти каждое.
2-й такт — Три sus-sous с продвижением вперед на croise (правая нога впереди) — на три восьмых, четвертая — остановка в V позиции на demi-plie. (При исполнении кисти рук слегка поднимаются на небольшую позу, голова повертывается вправо.)
3-й такт — Два echappes на II позиции с переменой ног — по одной четверти каждое.
4-й такт — Три sus-sous с продвижением на croise назад (левая нога сзади — на три восьмых, четвертая — остановка в V позиции на demi-plie, голова отклоняется также слегка налево, взгляд через левое плечо назад).
5-й такт — Два sissonnes simples правой и левой ногой, меняя их — по одной четверти каждый.
6-й такт — Два ronds de jambes en 1'air en dehora правой ногой на первую четверть, на вторую четверть V позиция на demi-plie, левая нога впереди.
7-й такт — Четыре sissonnes simples, меняя каждый раз ноги, — по одной восьмой, двигаясь назад, последний заканчивается preparation на IV позицию.
8-й такт — Два tours en dehors sur le cou-de-pied на первую четверть, закончить на вторую четверть в IV позицию, обе руки наверх (взгляд под руки налево). Повторить с другой ноги.
II. (8 тактов по три восьмых).
1-й такт — V позиция, правой ногой три chasses на croise на пальцах вперед — на три восьмых, закончив в V позицию на demi-plie. Правая рука, поднятая наверх во время исполнений, постепенно открывается.
2-й такт — Левой ногой assemble soutenu en tournant en dedans на три восьмых (руки соединяются в повороте).
3-й такт — Левой ногой три chasses на croise назад на пальцах на три восьмых, закончив в V позицию demi-plie, левая рука, поднятая наверх, открывается постепенно при исполнении chasse.
4-й такт — Правой ногой assemble soutenu en dehors en tournant — на три восьмых (руки соединяются в подготовительное положение).
5-й, 6-й, 7-й такты—Pas couru на пальцах en tournant en dedans левой ногой вперед вокруг своей оси — на две восьмых,левая рука поднята наверх, на третью восьмую — правую ногу поставить вперед в V позицию, правая рука на I позиции, левая — на П позиции.
8-й такт[33] — Затем короткий pas de basque для preparation в ГУ позицию и два tours en dehors sur le cou-de-pied, исполнив все также на три восьмых.
III. (8 тактов по шесть восьмых).
1, 2, 3 и 4-й такты — Исполнить четыре раза grand fouette en dshors на II позицию на 90° — по шести восьмых каждое, заканчивая на plie, правая нога у колена.
5-й такт — Отсюда берется полкруга на правой ноге на 1-й
arabesque en dedans и pile. Еще полкруга на 1-й arabesque с окончанием на plie.
6-й такт — Два tours en dedans, левая нога en tire-bouchon, закончить на левую ногу на demi-plie, правая — sur le cou-de-pied.
7-й такт — Отступать назад на пальцах шесть раз восьмыми, меняя ноги (руки поднимаются и постепенно раскрываются).
8-й такт —Preparation в ГУ позицию, левая нога впереди и два
tours en dehors sur le cou-de-pied. Закончить в IV позицию на demi-plie, правая нога сзади.
СОДЕРЖАНИЕ
А. Я. ВАГАНОВА и ее книга “ОСНОВЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА” 3
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ................ 11
ПОСТРОЕНИЕ УРОКА.................................................................... 14
ФОРМЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА.......................................... 21
I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ............................................................... 21
ПОЗИЦИИ НОГ............................................................................. 21
PLIE................................................................................................ 21
EPAULEMENT............................................................................... 24
ПОЗЫ CROISEE И EFFACEE....................................................... 24
EN DEHORS И EN DEDANS......................................................... 26
APLOMB......................................................................................... 28
II. BATTEMENTS.............................................................................. 30
BATTEMENTS TENDUS................................................................. 30
GRANDS BATTEMENTS JETES..................................................... 32
BATTEMENT FRAPPE................................................................... 35
PETIT BATTEMENT SUR LE COU-DE-PIED................................ 36
BATTEMENT BATTU..................................................................... 36
BATTEMENT FONDU.................................................................... 37
BATTEMENT SOUTENU................................................................ 38
BATTEMENTS DEVELOPPES....................................................... 38
BATTEMENT DIVISE EN QUARTS................................................ 40
III. RONDS DE JAMBES................................................................... 43
ROND DE JAMBE PAR TERRE...................................................... 43
ROND DE IAMBE EN L'AIR........................................................... 43
GRAND ROND DE JAMBE JETE................................................... 44
IV. РУКИ............................................................................................ 46
ПОЗИЦИИ РУК............................................................................. 46
PORT DE BRAS.............................................................................. 48
ПРИМЕРЫ УЧАСТИЯ РУК В ЭКЗЕРСИСЕ............................... 55
V. ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА........................................... 58
ATTITUDES.................................................................................... 58
ARABESQUES................................................................................ 59
ECART1SE...................................................................................... 61
VI. СВЯЗУЮЩИЕ И ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ......... 63
PAS DE BOURREE......................................................................... 63
PASCOURU.................................................................................... 67
COUPE........................................................................................... 67
FLIC-FLAC..................................................................................... 68
PASSE............................................................................................. 69
TEMPS RELEVE............................................................................. 69
VII. ПРЫЖКИ................................................................................... 72
CHANCEMENT DE PIEDS............................................................. 74
PAS ЁСНАРРЕ............................................................................... 75
PAS ASSEMBLE.............................................................................. 76
PAS JETE........................................................................................ 78
SISSONNE....................................................................................... 86
SOUBRESAUT................................................................................ 88
ROND DE JAMBE EN L'AIR SAUTE.............................................. 89
PAS DE CHAT................................................................................ 90
PAS DE BASQUE............................................................................ 91
SAUT DE BASQUE......................................................................... 92
CARCOUILLADE............................................................................ 94
PAS CISEAUX................................................................................. 95
PAS BALLOTTE.............................................................................. 95
PAS BALLONNE............................................................................. 97
PAS CHASSE.................................................................................. 97
PAS GLISSADE............................................................................... 98
PAS FAILLI..................................................................................... 99
PAS EMBOITE.............................................................................. 100
PAS BALANCE.............................................................................. 101
CABRIOLE.................................................................................... 102
VIII. ЗАНОСКИ............................................................................... 104
PAS BATTU................................................................................... 104
ENTRECHATS.............................................................................. 105
BRISE............................................................................................ 107
IX. ТАНЕЦ НА ПАЛЬЦАХ............................................................. 110
X. TOURS........................................................................................ 116
ПОДГОТОВКА К ИЗУЧЕНИЮ................................................... 116
TOUR С PREPARATION DECACEE........................................... 118
TOUR С IV ПОЗИЦИИ................................................................ 119
TOUR С V ПОЗИЦИИ.................................................................. 121
TOURS HA ATTITUDES, НА ARABESQUES И ДРУГИЕ ПОЗЫ 122
TOUR A LA SECONDE НА 90" (СО II ПОЗИЦИИ).................... 123
TOUR С V ПОЗИЦИИ С ГЛУБОКОГО PLIE............................. 124
TOURS CHAINES......................................................................... 125
TOUR EN L'AIR............................................................................ 126
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ О TOURS............................................... 126
XI. ДРУГИЕ ВИДЫ ПОВОРОТОВ................................................ 128
ПОВОРОТЫ В ADAGIO.............................................................. 128
RENVERSE................................................................................... 128
FOUETTE..................................................................................... 129
ПРИЛОЖЕНИЯ................................................................................ 133
ПРИМЕР УРОКА............................................................................ 133
ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ................................................................. 133
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ....................................................... 135
МАЛЕНЬКОЕ ADAGIO................................................................ 135
ВТОРОЕ МАЛЕНЬКОЕ ADAGIO................................................ 135
БОЛЬШОЕ ADAGIO.................................................................... 136
ALLEGRO..................................................................................... 136
НА ПАЛЬЦАХ............................................................................... 136
ПРИМЕР УРОКА С МУЗЫКАЛЬНЫМ ОФОРМЛЕНИЕМ......... 138
ЭКЗЕРСИС У ПАЛКИ................................................................. 138
ЭКЗЕРСИС НА СЕРЕДИНЕ ЗАЛА............................................. 144
БОЛЬШОЕ ADACIO.................................................................... 147
ALLEGRO..................................................................................... 148
УПРАЖНЕНИЯ НА ПАЛЬЦАХ................................................... 152
СОДЕРЖАНИЕ................................................................................ 155
[1] Агриппина Яковлевна Ваганова. Л.; М., 1958.
[2] Архив А. Я. Вагановой. Фонд Санкт-Петербургского музея театрального и музыкального искусства. № кп. 10371/329. А. Я. Ваганова. Мой путь. С. 2.
[3] Архив А. Я. Вагановой. Мой путь. С. 2.
[4] Жизнь искусства. 1926. № 26. С. 9, 10.
[5] Жизнь искусства. 1927. № 6. С. 6.
[6] Рабочий и театр. 1926. № 9. С. 13.
[7] Дудинская Н. М. Незабываемые уроки // Агриппина Яковлевна Ваганова. Л.; М., 1958. С. 191
[8] Экземпляр третьего издания книги А. Я. Вагановой с ее поправками к четвертому изданию хранится в Санкт-Петербургском музее театрального и музыкального искусства. № кп 10372/3. За помощь в его разыскании приношу благодарность Л. А. Рождественской.
[9] Предисловие к последнему прижизненному изданию. (Ред.)
[10] Общепринятое выражение при занятиях.
[11] В настоящее время этот фильм находится в Ленинградском государственном театральном музее. (Прим. спец. ред.)
[12] Когда мы будем говорить о положении face, это означает, что корпус остается прямым, в противоположность epaulsment (когда корпус повернут).
[13] Перед началом исполнения экзерсисов у палки рука открывается на II позицию.
[14] Когда название pas или позы сопровождается словом grand (большой), это значит, что нога в этом раз или при этой позе поднимается на высоту 900.
[15] Sur le cou-de-pied вперед — положение ноги на щиколотке другой ноги, причем ступня с вытянутым подъемом и опущенными пальцами носком охватывает эту щиколотку. Sur le cou-de-pied назад — подъем и пальцы в том же положении, но пятка примкнута к щиколотке сзади. При постановке ноги sur le cou-de-pied с первых же шагов надо следить, чтобы нога не принимала скрюченного положения, а соблюдалось бы вышеописанное правило.
[16] Участницы студий “пластического” танца, получивших особое распространение в двадцатые годы под влиянием Айседоры Дункан. “Пластички” противопоставили классическому танцу босоножие, “свободную” пластику, представлявшую собой в основном стилизацию изображений античной вазовой живописи. (Прим. спец. ред.)
[17] Следует обратить внимание на то, чтобы не заводить ногу вперед полукругом, а срезать прямой линией, подводя ее со II позиции к V. Соблюдая это, вы избегаете небрежного исполнения. При исполнении pas de bourree en toumant эта же подробность приучает хорошо владеть спиной.
[18] Чем больше прыжок, тем глубже demi-plie перед исполнением его, но при этом необходимо следить, чтобы от напряжения пятки не поднимались.
[19] Есть видоизмененное окончание движения jetH ferme: в заключение нога ставится плавно, и тогда движение носит название jete fondu (тающее).
[20] Это старинный термин, сейчас редко применяемый. Я к нему обращаюсь лишь в описании tours.
[21] Делая экзерсис