Упражнения на резонирование для детей (от 6 до 12 лет)

Стон.

И.п. стоя. Постонать, помычать на звуке «м», как будто больны. Следить за расслабленностью шеи, гортани. Позвоночник выровнен. Голова безвольно спадает вниз, вбок. Плечевой пояс тоже расслаблен. Губы сомкнуты. Проверяйте ощущение свободы, приятное сонное состояние.

2.Теперь, немного приоткрывая рот, добавляем к звуку «м» гласные а, о, у, э, и, ы.

МммАмммОмммУмммЭмммИмммЫммм…

3.Произносить во время «стона» слоги:

БАммм-БОммм-БУммм-БЭммм-БИммм-БЫммм…

ДАннн-ДОннн-ДУннн-ДЭннн-ДИннн-ДЫннн…

Похоже на удар колокола. Представьте, что вы звоните в колокола:

БУммм-БОммм! БУммм-БОммм! БУммм-БОммм!..

ДИньнь-ДОннн! ДИньнь-ДОннн! ДИньнь-ДОннн!

4.Произносить на стоне фразу: «Мам, меду нам».

Поймать звук.

Раскрыть рот с беззвучной артикуляцией «а», закрыть с вибрацией на губах звука «м». Получается, как будто мы ловим звук на губы. Одновременно дублируем движения ладошек – они также раскрываются и захлопываются, какбудто это лягушки ловят комаров. То левой, то правой рукой поочередно. Следить, чтобы в глотке было ощущение зевка.

Вытянуть звук.

После предыдущего упражнения, когда мы ловили звук, представьте, что звук в какой-то момент поймали, захлопнули ладошку на вытянутой руке, а потом вытягиваем его к себе и одновременно сгибаем руку. Тянется долгий звук «м».

Диапазон

Прежде чем начать работу над диапазоном, необходимо найти и укрепить центрголоса. Если этого не будет сделано, то голос будет сиплым на низких тонах и резким вверху. Будет быстро уставать.

Упражнения на выявление и закрепление середины голоса хорошо влияют на дыхание, тренируют нижнебрюшные мышцы (тогда, когда произносятся согласные звуки) и межреберные мышцы (в момент длинного выдоха). Теплый выдох снимает напряжение окологортанной мускулатуры, помогает вывести звук на губы.

Упражнения выполняются беззвучно и со звуком. Здесь не нужно думать о громкости звука. В конце упражнения звучание проверяется на текстах.

В данных упражнениях тексты произносятся мысленно. При такой речи мы не наносим вреда, и в то же время весь речеголосовой аппарат легко тренируется.

Упражнения на центр голоса для детей 8–12 лет

1. а) Произнести беззвучно согласный звук «б» примерно 1–2 секунды. Мысленно, но губы при этом смыкаются: «Хочу произнести, но не могу». Затем мысленно произносим гласный звук «и». Гласный «тянется» так же беззвучно на теплом выдохе (проверить теплоту ладошкой). Теплый выдох должен быть длинным.

Повторить то же, но с другим гласным. Получается так:

Б-иии…б-эээ…б-ааа…б-ооо…б-ууу… б-ыыы…

Повторить то же, но с другими согласными:

П-иии…п-эээ…п-ааа…п-ооо…п-ууу…п-ыыы…

Д-иии…д-эээ…д-ааа…д-ооо…д-ууу… д-ыыы…

Т-иии…т-эээ…т-ааа…т-ооо…т-ууу…т-ыыы…

Г-иии…г-эээ…г-ааа…г-ооо…г-ууу…г-ыыы…

К-иии…к-эээ…к-ааа…к-ооо…к-ууу… к-ыыы…

б) После того как потренировали все согласные звуки, нужно попробовать произнести мысленно таким же образом небольшую фразу с большим количеством тренируемого звука.

Добыл бобов бобыль.

Сидел тетерев не дереве.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

После этого вслух произнести любую скороговорку (проверочный текст), и вы почувствуете, как голос будет звучать на естественной середине. Это упражнение хорошо готовит речеголосовой аппарат к дыханию и звучанию.

2.То же самое, как в упражнении 1б, но согласные произносятся вслух (негромко). А гласные «тянутся» мысленно, без звука на теплом выдохе. Старайтесь произносить согласные звуки отдельно от гласных.

После этого произнесите ту же скороговорку, но вслух. Скороговорка может быть такой:

Все бобры добры для своих бобрят.

3.Берется хорошо знакомый текст, например: «У Лукоморья дуб зеленый». Он проговаривается мысленно. Вслух же тянется любой из звуков л, м, н, ж , з, втак, чтобы интонационный рисунок был такой же, как будто бы говорится весь текст обычным способом.

Текст читается по строчкам. В конце каждой строки – добор дыхания.

После произнесения первой строчки с одним согласным звуком, взять добор дыхания и произнести ту же первую строчку, но обычным способом. Потом следующую строчку так же.

При проверке звучания (по второму разу) слухом контролируется свобода звучания, попадание в резонаторы. Согласные с каждой новой строчкой могут меняться.

Артикуляция

Четкость речи напрямую зависит от владения артикуляционным аппаратом, и, как следствие, возникает хорошая или плохая дикция. Неприятно слушать человека шамкающего, небрежно выговаривающего, цедящего сквозь ротовую щель. Часто родители жалуются, что не понимают своих детей, даже если те говорят медленно. При убыстрении речи возникает «скороговорка», при плохо развитой артикуляции так же трудная для понимания.

Артикуляционный аппарат – это ротовая полость, мягкое небо, полость глотки (глотка похожа на трубку, начинающуюся у основания черепа и заканчивающуюся у пищевода), язык, твердое небо, зубы, губы и нижняя челюсть. При соприкосновении артикуляционных поверхностей возникают щели, пустоты в некоторых местах. По ним проходит выдыхаемый воздух, и произносятся различные звуки. Насколько разработан артикуляционный аппарат, настолько качественна дикция.

Артикуляция бывает внешней и внутриглоточной.

Хорошо развитая внутриглоточная артикуляция (глотка, хрящи гортани, мягкое небо, корень языка) способствует правильному дыханию, в ней образуются и резонируют гласные звуки. В голосообразовании огромную роль играет мягкое небо. Когда оно поднимается, глотка раскрывается, звук становится мощным. Мягкое небо усиливает диафрагму и мышцы брюшного пресса, собирает звук в передней части рта. Подъем мягкого неба улучшает смыкание голосовых складок, поэтому на занятиях учащиеся тренируют удержание полости зева, глотки в активном состоянии. Мягкое небо должно быть поднято при артикуляции всех гласных русского языка.

Если во время речи мягкое небо опущено, возникает гнусавый звук. Чтобы этого не происходило, необходимо приучить небную занавеску подниматься, а для этого:

...

Почаще зевайте… с удовольствием!

Дело в том, что при зевке опускается корень языка, поднимается мягкое небо – создаются благоприятные условия для хорошего звучания.

Откройте рот, посмотрите в зеркало. Если вы увидите маленький язычок – это уже хорошо. Теперь попробуйте зевнуть и обратить внимание – что происходит. Вы увидите, что там как будто все распахнулось в разные стороны. Корень языка опустился на дно, мягкое небо поднялось кверху, в горле ощутилось приятное растягивание. Попробуйте проделать то же самое, но не доводить до зевка. Думать о зевке, но не зевать. Необходимо и в жизни во время речи сохранять вот это ощущение зевка.

При правильной работе корня языка (он должен быть опущен), освобождается гортань.

«Опытами установлено, что если мягкое небо и мышцы глотки не развиты, т.е. внутриглоточная артикуляция пассивна, речевой голос теряет тембр, звонкость, обертоны, актер быстро устает, не выносит речеголосовой нагрузки» (из книги «Сценическая речь». Под ред. Козляниновой, Промптовой. 1995. 479 с.).

Внешняя артикуляция – движения нижней челюсти, языка (особенно кончика) и губ. Все органы внешней артикуляции должны хорошо работать, не перенапрягаться, но и не должны быть вялыми, неповоротливыми.

Язык влияет на работу внутриглоточной артикуляции. Плохо, если он неразработан, выдвинут вперед или, наоборот, западает внутрь глотки, во время артикулирования смещается вбок или дрожит. Все эти недостатки сказываются на речи.

Нижняя челюсть формирует гласные звуки, так необходимые в русской речи. Она должна хорошо опускаться вниз, быть подвижной.

...

Говорите, открывая рот!

При зажатой челюсти невозможно осуществить полноценный вдох. Артикуляция будет некачественной. Гласные звуки – звуки, выражающие чувства в русской речи, придающие певучесть, красоту, будут звучать холодно, неэмоционально. Кроме того, речь сквозь стиснутые зубы кажется злой, недоброжелательной.

Внешняя и внутриглоточная артикуляции взаимосвязаны. Плохая, вялая работа губ заставляет гортань смещаться либо вверх, либо вниз. При этом напрягается шея и нарушается дыхание. Но правильная работа нижней челюсти способствует хорошей артикуляции и влияет на внутриглоточную артикуляцию.

Поэтому на занятиях мы будем тренировать подъем мягкого неба, подвижностьнижней челюсти, языка, губ.

Делая упражнения для губ и для языка, обращайте внимание на челюсть – она часто двигается в стороны – влево, вправо. Это неправильно. Старайтесь удерживать ее в вертикальном положении.

Как правило, очень ленива верхняя губа – она у многих вообще не поднимается во время речи. Для произнесения звука «ф» или «в» она должна быть поднята. Задача в упражнениях – нагрузить мышцы так, чтобы они устали, и тем самым можно снять излишние напряжение и натренировать. Хорошо, если после тренировки тяжело шевелить губами. Они разгорячены. Значит, все сделано правильно. Если эффект от упражнений нечувствителен, значит, была сделана какая-то ошибка.

Упражнения для языка тренируют его подъем, подвижность в разных темпах. Язык должен уметь укладываться в трубочку, чашечку, вытягиваться как иголочка с острым концом, широким языком облизывать верхнюю губу. Как правило, трудно детям удержать язычок в форме чашечки – она либо болтается, либо вылезают вверх разные части – то кончик, то боковые края. Поэтому необходимо тренировать его на удержание верного положения. Под счет от 5 до 10. У некоторых детей кончик языка не может упереться в основание верхних зубов. Значит, необходимо больше делать упражнений на подъем языка.

В упражнениях следует чередовать напряжение и расслабление. Если губы перенапряглись, то необходимо их расслабить. То же и с языком.

Для работы с дошкольниками используются наглядные пособия – рыбки с нарисованными на них упражнениями. Всегда, особенно на первых порах, для контроля за правильностью положения языка и губ используем зеркальца. Они небольшие, выдаются каждому ребенку. Зеркала используются во всех возрастных группах.

Артикуляционные упражнения для детей (4–6 лет)

(Здесь лучше дать рисунки детей, делающих каждое из этих упражнений)

Сделать подряд несколько зевков, позевать. С открытым, а потом с закрытым ртом.

Рыбки раскладываются перед ребятами. Поочередно показывается им каждое из упражнений, дети повторяют, контролируя себя перед зеркалом. В скобках перечислены звуки, произношение которых улучшается от выполнения и отработки данного упражнения. Все упражнения нужны для растягивания, укрепления мышц языка, а также для увеличения его подвижности, расслабления и амплитуды.

Упражнения для губ

Наши рекомендации