Дизартрия при других формах дцп

Самой тяжелой формой ДЦП является двойная гемиплегия, возникающая при наиболее распространенном поражении мозга, прежде всего его больших полушарий. При этом поражены все конечности, причем руки в большей степени, чем ноги. Дети не ов­ладевают статическими и локомоторными функциями. Речевые нарушения проявляются в виде тяжелой псевдобульбарной дизарт­рии, иногда анартрии, в некоторых случаях в сочетании с проявле­ниями бульбарных расстройств. Обычно резко выражено повыше­ние мышечного тонуса в общей и речевой мускулатуре с выражен­ным и стойким влиянием лабиринтного и шейных тонических рефлексов.

Сходные, но часто менее выраженные речевые расстройства наблюдаются при гемипаретических формах ДЦП, когда имеет ме­сто одностороннее поражение центрального двигательного нейрона. У ребенка отмечаются односторонние двигательные расстрой­ства, менее выраженные в нижней конечности и в проксимальных отделах верхней конечности, т.е. отмечается более тяжелое пора­жение кисти руки.

При атоническо-атактической форме церебрального паралича имеет место поражение мозжечка и его связей с другими структу­рами мозга, прежде всего с лобными отделами коры больших полушарий. Нарушения общей и артикуляционной моторики определяются низким мышечным тонусом, отсутствием точности и соразмерности движений, нарушением их синхронности и рит­ма. При этой форме церебрального паралича наблюдается мозжеч­ковая дизартрия. Ее частота составляет 70-75%.

Ведущим расстройством при мозжечковой форме дизартрии является грубое нарушение интонационного оформления речи и ее монотонность.

Речь атетозного ребёнка, для которого характерно преоблада­ние непроизвольных движений, достаточно многообразна. В лег­ких случаях наблюдаются лишь несущественные нарушения в об­ласти артикуляции в отличие от детей с серьезными кинетичес­кими расстройствами, у которых речь отсутствует.Обычно, речь атетозного ребенка неплавная, отсутствует координация, отрывоч­на и без ритма. Речевые нарушения у атетозных детей усугубляются тем, что они не контролируют движения головы и не могут глотать образующуюся у них слюну. При сочетании симптомов спастичности и атетоза артикуляция нарушается грубее, чем при наличии одной спастичности.

Имеется ряд исследований, посвященных различиям речи спастических и атетозных детей. Так, W.A. Wolfe (ПО), работая с 50 детьми страдающими церебральным параличом, исследовал членораздельность их речи. В результате он обнаружил, что речь 40% атетозных детей нечленораздельна, тогда как в речи 72% спас­тических больных некоторая членораздельность наблюдается. W.A. Wolfe (ПО) считал, что эти результаты неудивительны, по­скольку предварительное изучение речевого механизма показало, что у 100% атетозных больных нарушены функции органов дыха­ния и артикуляции, следствием чего являются расстройства произ­ношения.

В некоторых случаях можно наблюдать сочетание различных ДЦП у одного и того же ребенка. В этих случаях отмечаются сме­шанные формы дизартрии.

Для смешанной формы дизартрии характерен комплекс нару­шений и в экспрессивной речи и артикуляционном аппарате, свойственных соответствующим степеням поражения спастичес­кой и гиперкинетичекой форм.

Алалии при ДЦП

Кроме речевых расстройств по типу дизартрии у детей с цереб­ральным параличом могут появляться алалии.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органи­ческого поражения речевых зон коры головного мозга во внутри­утробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия является весьма сложной для диагностики и коррек­ции, так как недоразвитие символической языковой системы соче­тается со специфическими особенностями мыслительной деятель­ности детей. Локальное повреждение корковых речевых зон при алалии сопровождается специфической неврологической симпто­матикой, часто находит свое подтверждение при электроэнцефа­лографическом обследовании.

При моторной алалии речь детей с церебральным параличом без специального обучения практически не развивается и остается на уровне звукоподражательных и лепетных слов.

Алалия чаще наблюдается при двуполушарных поражениях мозга у детей со спастической диплегией при вовлечении в патоло­гический процесс и верхних конечностей. Общая частота алалии у детей с церебральным параличом относительно невелика и состав­ляет около 3-5%. Патогенез связан с двумя факторами:

— повреждением корковых механизмов речи под влиянием раз­личных экзогенных вредностей, являющихся также и причиной детского церебрального паралича (гипоксический и травматичес­кий факторы во внутриутробном периоде и в родах, перинаталь-. ные энцефалиты и т. д.);

-вторичным недоразвитием корковых механизмов речи в результате двигательно-кинестетической депривации или патоло­гической афферентации с периферических отделов речевой сис­темы в связи с поражением речевой моторики, а также в связи с нарушением формирования слухо-кинестетической интеграции у детей, у которых ДЦП осложняется нарушениями слуха (гипер­кинетическая форма заболевания).

Нарушение письменной речи

При ДЦП ввиду разнообразной локализации поражения мозга, а также нарушений его созревания и недостаточности интегратив-

ной деятельности, могут отмечаться все — известные формы дисграфии и дислексии. Важную роль в механизме этих нарушений играет недостаточное функционирование различных сенсорных систем. Нарушения письменной речи у детей с церебральным параличом могут зависеть от недостаточности их зрительных впечат­лений и представлений, несформированности оптико-простран­ственного гнозиса (буквы не узнаются, долго не запоминаются и не осознаются как графемы). Это затрудняет их соотнесение с опреде­ленными звуками — звуко-буквенный анализ формируется с боль­шим трудом. На письме буквы смешиваются, особенно сходные по начертанию, искажается смысл слов. Если эти нарушения опреде­ляются недостаточностью зрительных представлений, то списыва­ние остается сохранным. Если же в их основе лежит несформированность оптико-пространственных представлений, то и списыва­ние претерпевает определенные трудности.

Особенностью нарушений письма у детей с церебральным па­раличом является его зеркальность, проявляющаяся на начальных этапах обучения. Наиболее часто она наблюдается у детей с право­сторонним гемипарезом при письме левой рукой. Дети рисуют и пишут справа налево и асимметричные буквы изображают зер­кально. Они путают сходные по написанию графемы.

В ряде случаев нарушения при письме проявляются в виде про­пусков слогов и букв, смешениях и заменах согласных звуков, близких по месту и способу артикуляции.

Специфические затруднения при письме у детей с ДЦП чаще всего обусловлены недостаточностью взаимосвязи зрительных об­разов слов с их звуковыми и артикуляционными, с несформированностью зрительно-моторной координации. Ребенок не может плавно прослеживать движения пишущей руки, это затрудняет слитное написание слов или отдельных слогов, чаще со стечения­ми согласных. В результате возникают пропуски, перестановки слогов и слов, в некоторых случаях повторение одних и тех же букв или слогов, а иногда и слов.

Предупреждению дисграфии у детей с церебральным парали­чом способствует ранняя коррекционная работа, направленная как на развитие всех сторон речи, так и на развитие зрительного и слу­хового восприятия, зрительно-моторной координации.

Затруднения при письме очень часто не соответствуют состоя­нию устной речи. Встречаются дети, у которых грубые нарушения звукопроизносительной стороны речи никак не отражаются на письме. И, наоборот, у некоторых даже незначительное нарушение звукопроизношения может вызывать затруднения в письме. Наи­большую сложность для учителей представляют дети, у которых

отмечаются в письме ошибки, связанные с недостатком диффе­ренцирования звуков, сходных по звучанию. Примером таких ошибок могут быть смещение и замены звонких и глухих соглас­ных, шипящих и свистящих, мягких и твердых: дочка-точка, мыш­ка-миска, угол-уголь и т.д. Эти ошибки могут быть связаны как с нарушением фонематического слуха, общим снижением слуха и нарушением слухового восприятия, так и нарушением внима­ния, работоспособности и неумением выполнить умственные мыслительные операции, необходимые для сравнения слова со слуховыми и зрительными образами (52).

Своеобразие формирования лексико-грамматической стороны речи нередко находит отражение на письме. Чаще всего это прояв­ляется в ошибках, которые связаны с нарушением морфологиче­ской структуры слова. Таким детям свойственно неправильное употребление приставок, суффиксов для образования родствен­ных слов. В письменных работах учащиеся нередко употребляют слова, словосочетания, которые ими недостаточно поняты. В связи с недостаточностью понимания смысла слов при письме у учащих­ся встречаются пропуски, перестановки, повторения слов. Это так­же приводит к тому, что дети при письме путают приставки и пред­логи, при написании отрывают приставку от слова, а предлоги мо­гут написать слитно. Чаще всего учителю приходится сталкиваться с, обедненностью и некоторой шаблонностью, письменной речи таких учащихся. Если учитель видит, что у ученика имеются стой­кие ошибки на пропуски слов при написании, нарушение согласо­вания слов и предложений, слитное написание слов, этого ребенка надо обязательно показать логопеду, который сможет определить причину этих нарушений и дать педагогу конкретные педагогиче­ские рекомендации.

Глава 7.

Наши рекомендации