Роль речевого этикета в педагогической риторике
Результативность педагогического общения учителя зависит от владения им правилами речевого поведения в устойчивых ситуациях общения (встреча с учащимися, коллективом учителей, родителями; прощение, извинение, благодарность, поощрение, наказание и др.). Эти правила общения принято называть речевым этикетом.
Речевой этикет, речевая культура являются важной, неотъемлемой частью процесса подготовки будущих учителей-словесников. Именно речевой этикет в педагогической риторике позволяет студентам овладеть знаниями структуры «словесных» речевых поступков, которые помогают им профессионально общаться на практических занятиях при изучении теоретических и методических курсов, способствует тому, чтобы будущий учитель-словесник стал речевым, этическим образцом нашего времени.
Успешное педагогическое общение требует от студента знания композиционных форм, соответствующих содержанию и цели общения (выбор определенного речевого жанра и знания правил его построения).
Каждый, особенно начинающий учитель, не застрахован от коммуникативных неудач, приводящих к конфликту, и здесь важно умение разобраться в условиях успешного общения, найти выход к взаимопониманию, компромиссу. В этом помогут учителю знания целого ряда формул, передающих оттенки значений в зависимости от характера общения и взаимоотношения учителя с учащимися. Особая роль в этом принадлежит поощрительным формулам, которые позволяют создать необходимые условия для успешного общения. Положительная оценка, поощрение выполняет психологический эффект «поглаживания», одобрения, вызывает положительные эмоции у собеседников (учителя и ученика).
Существует множество речевых формул поощрения: это и уменьшительно-ласкательные обращения, благожелания: «хорошей тебе учебы», « всего тебе хорошего» и др., и характеристика знаний: «уже лучше, молодец!», «отлично», «великолепно» и др.
Отсутствие вежливости в речевом обращении будущего учителя ведет к возникновению коммуникативных неудач, ссорам, конфликтам. Отрицательная оценка учителем поведения учащегося рассматривается как невежливое речевое проявление и обычно заключается в установке на конфликт. Отрицательная оценка может быть различной: от простой насмешки до личного оскорбления. Речевые ситуации в этом случае могут иметь такие жанровые разновидности, как упрек, оскорбление, выговор, сплетня, ссора, осуждение и др.
Незнание будущим учителем типологии речевых жанров затрудняет речевое общение. Следует помнить, что наиболее жанрообразующим признаком является коммуникативная цель, на основании которой распознаются этические оценочные жанры. Характерной особенностью оценочных жанров (похвала, одобрение, комплимент и др.) является категория вежливости, представляющая этический аспект акта коммуникации и позволяющая создать необходимые условия педагогического общения. Категория вежливости проявляется в степени заинтересованности учителя и учащегося, в создании комфортности, атмосферы доверительности, доброжелательности, внимания по отношению к учащемуся, в готовности оказать услугу, сдержанности в проявлении негативных эмоций, оценок, следовании правилам этического поведения.
Таким образом, указанные особенности речевого этикета определяют его роль в педагогической риторике в процессе подготовки будущего учителя-филолога.
3. Используя материалы Приложения 1 (Виды чтения), объясните, какие элементы книги вам необходимы при различных видах чтения.
Тема 2.2. Наблюдение
Среди древнейших методов исследования можно выделить наблюдение. «Наблюдение – активная форма чувственного познания, имеющая целью накопление фактов, образование первоначальных представлений об объектах окружающего мира. Наблюдение есть восприятие, тесно связанное с мышлением» (педагогическая энциклопедия).
«Наблюдение – это целенаправленное систематизированное восприятие какого-либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике» (Бережная Е.В.).
Наблюдение является наиболее информативным методом исследования. Это единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых явлений и процессов, доступные восприятию наблюдателя – как непосредственному, так и с помощью различных приборов. Научное наблюдение от обычной фиксации явлений отличается целенаправленностью и систематичностью, комплексным и аналитическим характером:
1) цель – это направленность наблюдения на выбранные объекты при опоре на представления об истории предмета, его развитии и структуре;
2) аналитический характер позволяет из общей картины выделить отдельные стороны, элементы, связи;
3) комплексность наблюдения вытекает из целостного характера социально-педагогического процесса;
4) систематичность наблюдения предполагает его достаточную продолжительность.
Научность педагогического наблюдения обеспечивается соблюдением следующих основных требований:
· наблюдение проводится с заранее четко поставленной целью. Чем уже и точнее цели наблюдения, тем легче регистрировать результаты наблюдения и делать достоверные выводы. Проводить «наблюдение вообще» или наблюдение «на всякий случай», а потом решать, как и где употребить полученные данные, бесполезно;
· наблюдение проводится по заранее продуманному и написанному плану. В плане детализируются все вопросы, по которым необходимо получить конкретные ответы;
· если, например, наблюдатель изучает деятельность учителя на занятии, то он заранее составляет подробный вопросник о том, что именно его интересует в этой деятельности на каждом этапе учебного занятия;
· количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. При этом необходимо исходить из известного факта, что оперативная память большинства людей способна оперировать не более, чем десятью объектами одновременно. А наблюдатель в ходе изучения педагогических явлений и процессов находится, как правило, в условиях острейшего дефицита времени (кроме наблюдений в лабораторных условиях). Чем точнее и детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем яснее определены критерии оценки этих признаков, тем большую научную ценность будут иметь получаемые данные. Если вопросы нечетки, и исследуемые признаки невозможно измерить достаточно точно, то анализировать и интерпретировать результаты наблюдения намного труднее, а то и просто невозможно;
· наблюдатель должен тщательно предусматривать возможность появления ошибок в наблюдениях и, по возможности, предупреждать их. Ошибки зависят, прежде всего, от личности наблюдателя. Исследователь, изучающий педагогический процесс, должен быть чрезвычайно наблюдательным[6], обладать хорошей памятью и иметь определенный опыт проведения наблюдений, что достигается, в частности, специальными предварительными тренировками наблюдателя. На наблюдение несомненное влияние оказывает личное отношение наблюдателя к изучаемым явлениям. Например, исследователь посещает занятия. На одном занятии используются методы, рекомендуемые им самим, на другом – традиционная методика. Нередко в первом случае исследователь не замечает даже серьезных ошибок и тщательно фиксирует все удачные моменты, на другом же занятии – отмечает мельчайшие промахи и не придает значения положительным сторонам занятия. Чтобы избежать подобного положения, наблюдатель должен быть нейтральным лицом, не имеющим предубеждений по отношению к тому или иному используемому методу.
Педагогическое наблюдение применяется для сбора фактического материала, для подтверждения гипотезы, данных опытов. Обычно наблюдение проводится в соответствии с заранее намеченным планом. Процесс наблюдения может осуществляться с помощью кино-, фото-, радио- и видеоаппаратуры.
Применение метода наблюдения завершается анализом, устанавливающим взаимосвязь между фактами наблюдения и высказанными предположениями, утверждениями.
Объектом наблюдения может быть:
1) деятельность ребенка, педагога;
2) условия обучения и воспитания (пособия, предметы труда и т.д.);
3) речь и письмо ребенка;
4) диалектика процесса.
Виды наблюдения:
1) по временному признаку организации – непрерывное и дискретное;
2) по частоте наблюдения – постоянное (например, занятия по какому-либо предмету в течение длительного времени – учебного года), периодическое (через определенные промежутки времени – например, один раз в неделю) и однократное;
3) по «плановости» – неструктурированное (когда отсутствует детальный план наблюдения, обозначены лишь общие черты ситуаций) и структурированное (имеется детальный план наблюдения, инструкция, достаточная информация об объекте);
4) по объему – широкое (например, ведутся наблюдения за группой в целом или за процессом развития личности как таковым) и узкоспециальное, направленное на выявление отдельных сторон явления или отдельных объектов;
5) по типу связи наблюдателя и наблюдаемого – невключенное и включенное, когда исследователь работает или живет с изучаемой группой (например, в летнем оздоровительном лагере; проводит экскурсию, организует поход, дискуссию, консультации, творческую студию и др.);
5) по характеру взаимодействия с объектом – скрытое, при котором люди не знают, что являются наблюдаемыми, и открытое, при котором люди осведомлены о производимом наблюдении;
6) в зависимости от того, проводит ли наблюдение сторонний наблюдатель или учитель, участвующий в учебном процессе, – стороннее и самостоятельное;
7) в зависимости от объекта наблюдений – внешнее (за поведением других людей) и самонаблюдение (интроспекция);
8) по характеру восприятия – сплошное, когда исследователь обращает внимание в равной степени на все доступные ему объекты, и выборочное, когда его интересуют лишь определенные параметры объектов;
9) по характеру регистрации данных – констатирующее, где задача исследователя состоит в том, чтобы четко зафиксировать и собрать факты, и оценивающее, где исследователь сравнивает факты;
10) по способу получения информации – непосредственное и инструментальное (с использованием технических средств и приемов: хронометраж, кино-, фото- и телесъемка, магнитофонная запись и т. д.)
Выделяют следующие этапы подготовки и проведения педагогического наблюдения:
1) выбор объекта (что?), цели наблюдения (для чего?), уточнение предмета;
2) составление плана наблюдения, подготовка документов, в том числе: бланков, протоколов наблюдения, инструкций наблюдения; оборудования для наблюдения;
3) сбор данных наблюдения (записи, протоколы, таблицы и т.д.);
5) анализ результатов и выводы наблюдения.
Для того чтобы каждое наблюдение имело четкие границы и легче было делать заключения и выводы, результаты наблюдения следует фиксировать в протоколах, таблицах, стенограммах, аудио- или видеозаписи, дополнениях к конспектам уроков. Форма протокола[7] может быть свободная, но в нем обязательно должны быть указаны дата наблюдения, наблюдаемые объекты, учебное заведение, класс, учащиеся, преподаватель, тема урока, содержание и характер наблюдаемых действий, цель наблюдения. В протоколе отмечается ход занятий вместе с дозировкой времени, действия преподавателя, действия учащихся, замечания и комментарии.
Как и любой другой метод, наблюдение имеет свои сильные стороны и недостатки. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в естественных условиях, в его живых, многогранных связях и проявлениях. В то же время этот метод не позволяет активно вмешиваться в изучаемый процесс, изменять его или намеренно создавать определенные ситуации, делать точные замеры. Поэтому результаты наблюдений нужно сопоставить с данными, полученными другими методами, дополнить и углубить их.
Типичные ошибки исследователя, применяющего метод наблюдения:
- игнорирование того, что противоречит гипотезе;
- смешивание главного и второстепенного;
- преждевременность обобщений и выводов;
- определяющее влияние на итоги наблюдения первого впечатления о человеке или группе;
- непринятие во внимание самочувствия наблюдаемых, значимых изменений условий ситуации.