Артикуляционные упражнения
Занятия артикуляционной гимнастикой по своим результатам подобны утренней зарядке; они усиливают кровообращение, укрепляют мышцы лица, развивают гибкость отдельных частей речевого аппарата.
Тренировка нижней челюсти
У п р а ж н е н и е 1.1. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.
Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты.
На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик - у нижних резцов, губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт (счет ведется про себя).
Тренировка губных мышц
У п р а ж н е н и е 2.1. Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.
На счет «один» губы вытягиваются вперед, как бы принимая форму «пятачка»; на счет «два» губы растягиваются в стороны, не обнажая зубов (растягивать губы особенно сильно в стороны не следует, нужно больше тренировать их в движении вперед). Упражнение повторяется три-четыре раза без перерыва.
У п р а ж н е н и е 2.2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» губы собираются в «пятачок»; на счет «два» «пятачок» двигается вправо, на счет «три» собранные губы снова выдвигаются вперед, на счет «четыре» «пятачок» двигается влево, а затем все движения в той же последовательности повторяются три-четыре раза.
У п р а ж н е н и е 2.3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх, повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.
У п р а ж н е н и е 2.4. Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы.
Тренировка мышц языка
Подвижность и точность работы языка является одним из главных условий правильного звучания гласных и согласных звуков. В образовании их большее или меньшее участие принимают различные части языка: кончик языка, передняя его часть, спинка языка, корень языка.
У п р а ж н е н и е 3.1. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, язык у нижних резцов.
На счет «один» язык поворачивается за верхние зубы, на счет «два» язык опускается в исходное положение (язык у нижних резцов). Упражнение повторяется четыре-шесть раз.
У п р а ж н е н и е 3.2. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней стороны левой щеки; на счет «два»-внутренней стороны правой щеки. Эти движения повторяются три-четыре раза без перерыва; при этом необходимо следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
У п р а ж н е н и е 3.3. Исходное положение: см. упражнение 1. На счет «один» высунуть язык так, чтобы почувствовать напряжение в уздечке, затем вернуть его к исходному положению. Упражнение повторить три-четыре раза.
У п р а ж н е н и е 3.4. Исходное положение: Рот приоткрыт, губы улыбаются, кончик языка щелкает, челюсть не двигается, кончик языка не подворачивается.
У п р а ж н е н и е 3.5. Это упражнение дается для тренировки небной занавески и корня языка. Губы сомкнуты, язык лежит плоско, кончик - у нижних передних зубов. Не разжимая губ и беря дыхание через нос, опускать нижнюю челюсть до возможно глубокого положения при сомкнутых губах. Ощущается напряженное состояние мышц небной занавески и корня языка. На некоторое время задержать это состояние, а затем снять напряжение.
Памятка по культуре устной речи для педагогов начальной школы (Часть 4)
Ястребова А. В., Лазаренко О. И.