Социально-педагогическое значение ФВ учащихся
ФВ в учреждениях общего среднего образования – важная часть всей учебно-воспитательной работы. Правильная постановка ФВ – одно из существенных условий ФР, формирования ЗОЖ, полноценной подготовки учащихся к общественно полезному труду и защите Отечества.
Значение ФВ в школьный период жизни человека заключается в создании фундамента для всестороннего ФР, укреплении физического и психического здоровья, формировании необходимых в жизни двигательных умений и навыков, воспитании бережного и ответственного отношения к собственному здоровью и здоровью других граждан, формировании гигиенических навыков и ЗОЖ.
К социально значимым результатам ФВ относятся:
- достижение высокого уровня физического и духовно-нравственного развития, повышение умственной и физической работоспособности, снижение отрицательного воздействия умственной и эмоциональной нагрузки, обусловленной напряженным режимом обучения;
- формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, способности к самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности;
- формирование представлений, знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения безопасности жизнедеятельности. Приобретение умений и навыков сотрудничества со сверстниками.
- формирование у учащихся старших классов мотивов повышения общей физической подготовленности к будущей профессиональной деятельности, службе в вооруженных формированиях, созданных в соответствии с Конституцией Республики Беларусь. Подготовке девушек и юношей к будущей трудовой деятельности, семейной жизни[160].
Согласно современным концептуальным подходам к организации ФВ, ФК человека получает свое воплощение в определенном уровне ФР, физической подготовленности и образованности, в осознании путей и способов их достижения. Необходимо исходить из того, что повседневная ДА является естественной потребностью растущего организма и непременным условием ФР, укрепления здоровья и повышения сопротивляемости организма неблагоприятным внешним условиям. Однако специальные исследования двигательного режима школьников убедительно свидетельствуют о плохом удовлетворении этой потребности, если недостаточно используются средства ФК в школе, внешкольных учреждениях и в быту. В то же время регулярные движения стимулируют рост, способствуют гармоническому развитию мышц, внутренних органов и нервной системы, предупреждают нарушение осанки и плоскостопие, повышают работоспособность и усвояемость учебного материала.
В Республике Беларусь сложилась научно обоснованная система ФВ, рассчитанная на приобщение к ФК всего подрастающего поколения.
К школьному возрасту относятся дети, подростки и юноши в возрасте от 6–7 до 17–18 лет. В социальной возрастной периодизации выделяют три периода: младший, средний и старший. Преподавателю ФВ предстоит учитывать особенности каждого возрастного периода, как при проведении практических занятий, так и при формировании знаний учащихся, необходимых им для безопасного использования средств ФК. Без знания возрастных особенностей детей невозможно правильно осуществлять ФВ[161].
К особенностям возрастного развития учащихся младшего школьного возраста (6–7 до 11 лет) относятся:
- достаточно спокойный период развития: ежегодно масса тела увеличивается на 3–4 кг, длина – на 4–5 см, пропорции тела изменяются за счет удлинения ног;
- неравномерное окостенение скелета (к 9–11 годам заканчивается окостенение фаланг пальцев, к 12–13 – запястья и пясти; сращение костей плеча и предплечья, окостенение ключицы, костей плюсны и предплюсны происходит позже);
- постепенное формирование изгиба позвоночника (к 7 годам – шейная и грудная кривизна, к 12 – поясничная);
- слабое развитие мышечной системы: неэкономично функционируют сердечно-сосудистая и дыхательная системы;
- несформированность силы и уравновешенности нервных процессов при воздействии монотонных раздражителей способно вызвать запредельное торможение.
В младшем школьном возрасте происходит завершение анатомо-физиологического созревания систем, обеспечивающих ДА ребенка. Однако, в начале периода эти системы еще далеки от созревания, а сам процесс развития моторики еще далек от завершения, хотя и протекает в этом возрасте с высокой степенью интенсивности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека[162].
Если такой закладки не произошло, то время формирования будущего физического потенциала школьника можно считать упущенным, ибо все дальнейшие шаги в этом отношении окажутся аналогичными, противоречащими основным законам развития моторики школьника, нарушающим гармонию этого развития.
В возрасте 7–11 лет начинают формироваться интересы и склонности к определенным видам физической активности, выделяются специфика индивидуальных моторных проявлений, предрасположенность к тем или иным видам спорта.
К особенности возрастного развития учащихся среднего школьного возраста (12–15) лет относятся:
- максимальные темпы прироста всего организма и его частей. Ежегодный прирост массы тела 3–6 кг, длины – 4–7 см (в основном за счет ног). Максимальный темп развития у мальчиков в 13–14 лет, у девочек – в 11–12 лет;
- усиление окислительных процессов, нарастание функциональных резервов организма, усиление функциональной дифференцировки головного мозга, происходит половое созревание;
- бурное развитие костной системы. Позвоночный столб становится более подвижным. Увеличение массы мышц (за счет увеличения количества и толщины мышечных волокон), увеличение абсолютной и относительной силы. Интенсивное развитие второй сигнальной системы;
- усиливающаяся концентрация возбуждения и торможения;
- нарастающая масса сердца (особенно левого желудочка), увеличивается систолический объем сердца;
- увеличение объема легких. Увеличивается ЖЕЛ, МПК, вентиляция легких, аэробные возможности при слабой анаэробной производительности.
При осуществлении ФВ подростков необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации. Так, чрезмерные мышечные нагрузки как фактор ускорения процесса окостенения могут замедлить рост трубчатых костей в длину, что отрицательно влияет на сбалансировании ритма роста ребенка. К серьезным изменениям функций различных органов и систем могут привести нарушения осанки, если не осуществлять постоянный контроль за позой подростка и не обеспечивать укрепление мышц, управляющих осанкой.
В подростковом возрасте наиболее успешно развиваются те компоненты физического потенциала ребенка, которые обеспечивают повышение уровня скоростных и скоростно-силовых способностей. При этом базовым элементом всего комплекса физических качеств является быстрота. Быстрота и скоростные качества наиболее интенсивно развиваются именно в подростковый период, что и даёт основание считать его критическим, или сенситивным[163].
К особенностям возрастного развития учащихся старшего школьного возраста (16–18 лет) относятся:
- спокойный период развития и роста. Приросты длины тела уменьшаются, темпы развития в ширину увеличиваются. Позвоночник становится более прочным, грудная клетка продолжает развиваться;
- увеличение различий между юношами и девушками в пропорциях тела и функциональных параметрах работоспособности (усиление полового диморфизма);
- мышцы становятся эластичными и имеют хорошую нервную регуляцию, по химическому составу приближаются к мышцам взрослого;
- готовность опорно-двигательного аппарата выдерживать значительные статические напряжения и длительную работу;
- завершение развития центральной нервной системы. Совершенствуется деятельность головного мозга. Нервные процессы подвижны, но возбуждение еще преобладает над торможением;
- оптимизация деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной системы, что приводит к повышению работоспособности, выносливости к работе средней и умеренной мощности;
- завершение формирования познавательной сферы: повышается способность понимать структуру движений, воспроизводить и дифференцировать движения, осуществлять двигательные действия в целом;
- способность старшеклассников проявлять волевые качества, формируется мировоззрение.
Период юношества – время бурного расцвета физических способностей человека, формирования телесной красоты и двигательного совершенства, достижения близкого к максимально возможному уровню развития физических качеств. Наиболее важными задачами ФВ юношей и девушек является развитие силовых качеств, повышение уровня выносливости и совершенствование техники выполнения физических упражнений наряду с освоением новых видов движений и действий.