Практическая часть (поэтапное выполнение).
Учитель обращает внимание детей на иллюстративный ряд с различными деревьями.
Затем воспитанники определяют, какая у них будет погода в лесу, солнечная или пасмурная, то есть будет тёплый или холодный колорит. Ближе к солнцу снег и дерево будут теплее. А там, где солнышко ещё спит и спряталось от нас, будет холоднее и цвета тоже будут холодными.
Учитель с детьми определяют яркость и тон дерева и фона вокруг, что из элементов будет светлее и бледнее, а что темнее и ярче.
В процессе создания учитель даёт советы и помогает детям, а также проходит беседа – на что похож батик и своя композиция.
Итог занятия.
Работы выставляются на мольбертах или на доске.
Дети вместе с учителем беседуют о получившихся работах, высказывается мнение о работах и о том, что нового и интересного каждый из ребят подчеркнул на данном занятии.
Конспект занятия №2.
Возраст учащихся: занятие проводится для взрослой группы.
Данная тема достаточно обширная для ознакомления обучающимися, не имеющими ранее опыта и знаний в композиции и технике батик, поэтому её изучение распределяется на несколько занятий, в нашем случае 3 занятия.
Тема занятия: «Геометрия в абстрактной композиции».
Цель урока: развитие абстрактного мышления при создании композиции методом случайных линий.
Задачи занятия:
Обучающие:
· Научить аккуратно наносить контур и краску на области композиции, выполненной в технике батик.
Воспитывающие:
· Воспитание чувства гармонии цветов в тёплой и холодной гамме в композиционной творческой работе.
· Открытие своеобразия, красоты и характера техники.
Развивающие:
· Развитие воображения и фантазии;
· сформировать представление о видах и формах современного декоративного искусства;
Оборудование для педагога:
· Цветовые спектры;
· Методическое пособие по композиции (законы и приёмы композиции);
· Схема поэтапного выполнения метода случайных линий
· Примеры композиций, выполненных данным способом;
· Фотографии работ учащихся и художников, выполненных в технике батик и витраж, с композицией, выполненной с помощью техники случайных линий;
Оборудование для обучающихся:
· Ткань «креп», формат 15х20 см., натянутая на подрамник, соответствующего размера;
· Круглые синтетические кисти;
· Фломастеры для батика;
· Краски по шёлку «Marabu», «Dekola»;
· 2 баночки для воды;
· Пластиковая палитра;
· Резервирующий состав;
· Трубочка для резервирующего состава.
Структура занятия:
1.Объяснение нового материала – 5 мин.
2.Практическая часть.
· объяснение задания на самостоятельную работу – 5 мин.
· самостоятельная работа – 40-50 мин.
3.Итог занятия – 5-6мин.
Организация рабочего места:
Рабочее место обучающегося организуется по такому же принципу, как и в занятии №1.
Первое занятие является занятием-беседой. Учитель знакомит с определениями «композиция», «формальная композиция», «абстракция», «ассоциация», «ассоциативное мышление», «геометрия в композиции». Проходит совместное обсуждение выбора цветового, композиционного решения при создании панно или изделия в технике батик, а также выбор формата.
Композиция – (от лат. compositio) означает составление, соединение сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей. Это основа любого художественного произведения.
Композиция – основа росписи, и от того, насколько она будет продуманна, зависит конечный результат. То есть, разрабатывая композицию для панно в технике батик нужно учитывать место, в котором панно будет находиться, цвета в интерьере, в предметах, формат панно – вертикаль, горизонталь, либо панно может иметь округлую форму.
Формальная композиция – ритмически организованное членение плоскости произведения, с целью выявления ясных или скрытых очертаний формы, либо нескольких форм, подчинённых общему художественно-декоративному замыслу.
Формальная композиция даёт нам возможность скрыть замысел композиции, под мозаичной техникой, или явно подчеркнуть задумку художника цветом.
Абстракция – композиция, основа которой является отказ от изображения от реальных объектов, предельное обобщение.
Ассоциация – сравнение с чем-либо, синоним в искусстве. Ассоциативное мышление применяется художниками с целью закладки глубокого смысла в композицию картины.
Геометрия в композиции – применение простых геометрических форм в стилизованной композиции, либо геометризация – стилизация реальных объектов, с помощью наложения мозаики из геометрических фигур.
Также помогает абстрагировать объекты композиции, или композицию в целом. Фантазировать и интерпретировать с помощью геометрии различные причудливые формы предметов и объектов.
Все перечисленные приёмы применимы к абстрактному искусству.
Второе и последующие занятия практическое, оно заключалось в освоении метода случайных линий. Учитель с обучающимися составляли композиции, из которых затем обучающиеся самостоятельно в процессе или после окончания рисования метода выявляли тему и форму композиции.
Учитель объясняет, что метод случайных линий заключается в том, чтобы с помощью пересечения линий, нарисованных случайным образом выявить определённый объект или сюжет композиции будущего панно. Данный метод является одним из вариантов создания авторской работы, и может применяться не только в технике батик, но и во всех имеющихся видах искусства. Сначала можно нарисовать на выбранном формате только прямые линии, затем полукруглые, либо с самого начала рисовать разные по направлениям и форме линии.
Затем учитель выясняет тип воображения у обучающихся. По воображению люди делятся на две категории. С подвижным воображением, люди придумывают и выявляют сюжет в процессе создания. С устойчивым воображением, данной категории людей необходимо рассмотреть и проанализировать получившуюся композицию после создания, затем уже выявлять в ней объекты и сюжет.
Сюжет композиции обучающийся выявляет, активно работая с композицией: поворачивая лист в разные стороны, добавляя или убирая лишние детали, дополняя композицию недостающими для определённого сюжета элементами. И в завершении, получившаяся композиция выполняется в цвете, для большего выявления объектов, и для лучшего понимания.
Третье занятие посвящено выполнению с эскиза композиции в технике холодный батик.