Основные методы коррекционного обучения

С учетом основных задач курса и принципов его построения под­бираются методы обучения. Так как занятия проводятся с учащими­ся первых классов, еще не умеющими читать и писать и плохо владе­ющими русским языком, одними из основных методов являются практические методы обучения. Овладение лексико-грамматическим материалом происходит без обращения к правилам: дети изучают способы словообразования и словоизменения, составляют предложения и связные высказывания за счет практического усвоения лексико-грамматических закономерностей.

Использование игровых методов обучения способствует повышению познавательной и речевой активности при усвоении речевого материала, соответствует ведущей деятельности возраста и позволяет решать целый ряд коррекционныхи воспитательных задач. С одной стороны, играющий выполняет реальные действия, связанные с изучением вполне конкретного лексико-грамматического материала; с другой — игровая ситуация позволяет от­влечься от реальной ситуации с ее ответственностью, наказуемостью, снять барьеры страха быть смешным, получить плохую оценку. В игре легче усваивается изучаемое, быстрее вырабатываются необ­ходимые умения и навыки. Например, при изучении темы «Слова, обозначающие предметы» дети не просто учатся вычленять из рече­вого потока и подбирать такие слова, а учат говорить робота, недав­но созданного учеными и знающего совсем мало слов. Игра («Робот и конструкторы»). При знакомстве с темой «Простое двусоставное предложение» ученики превращаются в «разведчиков», которым не-обходимо разгадать шифровку (схемы предложений).

Важное значение в устранении речевых нарушений имеют на­глядно-демонстрационные методы обучения, позволяющие, в со­ответствии с теорией Л. С. Выготского, проводить коррекционное обучение с опорой на сохранный анализатор. Поэтому демонстрация натуральных предметов или дей­ствий, муляжей, игрушек, использование сюжетных и предметных картинок, схем способствует успешному усвоению изучаемого, сти­мулирует речевую произвольность. Например, детям, испытываю­щим трудности при построении связных высказываний, ощутимую помощь оказывает картинный план или рисуночная схема.

Так как для таких детей русский язык не является родным, при проведении занятий учитываются и психологические предпосылки усвоения иностранного языка. Имеются в виду нередко существую­щие у детей психологические барьеры, когда трудности заключаются не столько в овладении речевым материалом, сколько в социально-психологическим взаимодействии с окружающими на чужом языке. Преодолеть эти трудности помогают методы ролевого моделирова­ния типовых ситуаций. Сущность состоит в том, что занятия строят­ся как участие ребенка в какой-либо реальной, игровой или сказоч­ной ситуации, когда учитель-логопед не столько наставляет ребенка, сколько сотрудничает с ним. Иногда логопед специально играет роль ученика и вместе с детьми, являющимися в этом случае учителями, устанавливает связи, намечает пути решения учебных задач. При изучении самых различных тем всегда есть возможность для исполнения детьми разнообразных ролей: учителя, робкого или смелого ученика, продавца, покупателя, шофера, регулировщика, кондукто­ра, волшебника, зайчика, котенка. При таком подходе дети не толь­ко легче овладевают учебным материалом, но и осваивают навыки конструктивного общения, формы речевого этикета. Ребенок ощу­щает уважение к себе, к своей личности, у него снижается уровень тревожности, формируется уверенность в своих силах.

При проведении занятий используются также словесные мето­ды обучения (рассказ, беседа), но их удельный вес на первом этапе невелик.

Использование всех перечисленных методов соответствует ос­новным задачам и принципам построения курса, возрастным и пси­хологическим особенностям учащихся.

Наши рекомендации