Особенности изодеятельности дошкольников с нарушением интеллекта.

Рисование возникает одновременно с развитием речи и имеет важное значение для всего Ψго развития рб. Особенностями изоДти при УО являются:

1) Большинство УО дт в возрасте 4 – 5 лет не могут выполнить даже самые примитивные изображения.

2) Графическая Дть УО дт носит манипулятивный хар-р и находится на стадии доизобразительного чирканья. Дети не понимают поставленной п/д ними задачи, вместо того, чтобы рисовать. стучат карандашом, рвут бумагу. Хаотично воспроизводят различные штрихи, не обращая внимание на оставленный след. Часто выходит за пределы бумаги, продолжает рисовать на столе.

3) Отмечается некоторое различие в изоДти у дт-дебилов и дт-имбецилов.

а) У дт-дебилов при рисовании отмечается способность к схематическим изображениям, свойственным и нормальным детям. Однако отмечается моторность, стереотипность изображений. Трудности в изображении орнаментов, т.к. дети затрудняются определить чередование элементов орнамента (при этом путает не только порядок, но и формат). В целом по сравнению с нормальными дт отмечается меньшее количество подробностей в изображении (бедная схема). Отмечаются более легкие отклонения в изоДти обратимого хар-ра.

б) У дт-имбецилов в связи с недоразвитием моторики (особенно тонких дифференцированных движений рук)отмечается почти полная беспомощность в изоДти. Имбецилы пассивны с карандашом и бумагой, оказываются не в состоянии повторить за взрослым даже простую линию. Заучив какое-либо изобр. движение многократно его повторяют неосознанно. У некоторых имбецилов отмечается высокая подражательная способность, которая носит формальный хар-р. При обучении с трудом усваиваю простейшие графич. навыки; воспроизведение орнамента крайне сложно, практически не доступно. Можно разивать рисование по образцу или с наглядной натурой, но рисование по представлению оказывается недоступным.

Общие особенности рисунка УО дт:

1) Неадекватное расположение рисунка на листе бумаги (+ выход за площадь листа).

2) Чрезвычайно мелкие изображения;

3) Предметы размещаются в один ряд или «этажами», которые не связаны друг с другом.

4) Плоские рисунки с непропорциональными частями. Одного размера Чк, дом, дерево.

5) Прозрачные изображения;

6) Значительные сложности при рисовании на 1м листе нескольких предметов («нет места»).

7) Нечеткое представление главных и второстепенных частей предметов (Чка начинает рисовать с глаз, нарушая общий принцип рисунка – от общего к частному).

8) Своеобразие использования цвета в рисунках. Эта неадекватность выбора цвета реальной окраски предметов. Т.е. произвольный выбор цвета карандаша затруднен.

9) Не понимает прямого назначения цвета, хотя предпочитает яркое, насыщенное изображение. С трудом отличает оттенки цветов (путает красный и коричневый).

10) Примитивность и схематичность изображения: большинство рисунков по форме приближена к хорошо знакомым геом. фигурам. Используется простая проволочная линия (одинаковая толщина на всем протяжении). Существенные части и детали опускаются.

11) Статичность изображения (научившись рисовать сложные изображения, предметы оказываются сложными в динамике (дым, лучи солнца, дождь).

В целом уровень изоДти у УО дт зависит:

* от степени снижения интеллекта;

* от возраста детей;

* от готовности рб к графической Дти;

* От структуры изображаемого объекта (сначала те формы, которые рб освоил как представления).

Т.о. обучение изоДти оказывает на них большое влияние: развиваются внимание рб, восприятие и представление, улучшается зрительно-моторная координация; осуществляется коррекция двигат. навыков, совершенствуется пространственная ориентация; улучшается речевое развитие. Происходит становление функции воображения, благоприятный эффект наблюдается в эмоц.-личностном развитии.

Наши рекомендации