Система педагогических знаний
Таблица. 1
Педагогика как | Субъект | Объект | Предмет | Результат |
Педагогическая теория (наука) | Педагог-ученый | Вся педагогическая действительность. | Исследование связей между элементами педагогической действительности | Педагогическиезнания: законы, закономерн., принципы, теории и пр. |
Педагогическая деятельность (практика) | Педагог – учитель, воспитатель | Обучение и воспитание детей | Усвоение педагогических знаний и применение их на практике | Личность ученика, его обученность и воспитанность |
Учебная дисциплина | Преподаватель. педагогики | Педагогическая теория и практика | Формирование профессионально-педагогич. знаний и умений | Учитель- профессионал |
КАТЕГОРИИ ПЕДАГОГИКИ
Педагогика - наука об обучении, воспитании и образовании. Это определение указывает на основные ее категории: обучение, воспитание и образование. Традиционно к ним добавляют еще и развитие. Отдавая должное роли развития в педагогическом процессе, мы остаемся на той позиции, что в качестве основной выступает та категория, которая рассматривается вначале данной наукой, а затем остальными. Сказать о том, что развитие изучается вначале педагогикой, а затем другими науками, нет никаких оснований. Поэтому категорию развития мы будем изучать как очень важную, однако, не основную в педагогике. Основными же будут обучение, воспитание и образование, которые действительно изучаются вначале педагогикой, а затем уже используются другими науками (методиками преподавания предметов и пр.).
1. ОБУЧЕНИЕ. Определив основной целью обучения передачу социального опыта от одного поколения к другому, можно вывести простейшую формулу обучения:
Обучение = преподавание + учение |
Она указывает на двусторонность процесса обучения и содержит в себе три компонента его определения:
· преподавание как передачу социального опыта;
· учение – как его усвоение
· " + " – как взаимодействие между ними.
Отсюда вытекает, что
Обучение – это взаимодействие преподавания и учения (учителя и ученика) с целью передачи и усвоения социального опыта |
Двусторонность процесса обучения характеризуется неразрывным единством преподавания и обучения, когда одно не существует без другого. Невозможно представить процесс обучения при отсутствии обучаемых. Это равносильно работе преподавателя в пустой аудитории. С другой стороны, обучение не состоится и при отсутствии преподавания.
В некоторых учебниках в противовес этому утверждению рассматривается самообразование, когда ученик учится сам, без преподавателя. Однако и в этих условиях процесс преподавания (т.е. передавания социального опыта) налицо, только в качестве преподавателя выступают книги, компьютеры, телепрограммы и пр., то есть, все то, в чем заложен обобщенный социальный опыт, и откуда его может почерпнуть ученик. Преподавания не будет лишь при отсутствии социального опыта или средств его передачи, но тогда потеряет смысл и сам процесс обучения.
2. ВОСПИТАНИЕ. По аналогии с предыдущей категорией можно сказать, что воспитание – это взаимодействие воспитателя и воспитанника сцелью ….Для определения целей воспитания рассмотрим три подхода к воспитанию:
· воспитание как формирование личности,
· как ее социализация,
· как внутренняя потребность самого ребенка.
Воспитание как формирование личности. Основная целевая установка: формирование личности. Личность представляет собой совокупность отношений, поэтому второй уровень цели будет выглядеть как формирование отношений. Основные из них: к себе, к обществу, к людям (к старшим, ровесникам, младшим; к знакомым и незнакомым и пр.), к деятельности (учебной, трудовой, бытовой, спортивной, культурно-массовой и пр.), к ценностям (материальным и духовным), к природе (живой и неживой) и т.д.
Каждое из этих отношений имеет свои качественные характеристики. Например, жадность и щедрость – это качества отношений к материальным ценностям, честность и лживость – качества отношений к людям. Эти качества выступают как качества личности или личностные качества. Поэтому третий уровень цели формирование личностных качеств.
Воспитание как социализация человека. Основная целевая установка: подготовка к самореализации в основных сферах жизнедеятельности (семья, работа, общество, досуг). В каждой из этих сфер человеку предстоит выполнять соответствующие социальные роли (на работе: коллега, сотрудник, начальник, подчиненный, рационализатор и пр.; в семье: отец, хозяин, муж, сын, брат и пр.). Поэтому цель второго порядка: формирование социальных ролей. Каждая социальная роль представляет собой совокупность социальных связей, которые формируются в результате социальных контактов (цель третьего порядка).
Воспитание как внутренняя потребность ребенка. Этот подход вытекает из анализа термина "вос+питание", то есть многократное питание ума (умственное), души (эстетическое и нравственное) и тела (физическое воспитание), которое происходит в процессе труда ума, души и тела (трудовое воспитание). Как физическое тело требует материальной пищи, так душа требует духовной, а ум – интеллектуальной. Если указанные потребности не удовлетворяются, то появляется недостаток, который нужно восполнить (вос+питать), а не бороться с ним, как принято. Отсюда вытекает цель и основной путь воспитания: восполнение недостатков.
Подставив каждую из перечисленных целей в определение воспитания, мы получим одинаково правильные, но односторонние дефиниции. Для преодоления этого интегрируем все три подхода в одном определении:
Воспитание – это взаимодействие воспитателя и воспитанникас цельюформирования личности для самореализации в основных сферах жизнедеятельностипутем восполнения недостатков |
3.ОБРАЗОВАНИЕ мы рассматриваем как процесс и результат обучения и воспитания. В виде формулы это выглядит следующим образом:
Образование = обучение + воспитание |
Другими словами, получение образования говорит о приобретении соответствующего уровня обученности и воспитанности: (начального, среднего, высшего), а образованность выступает как интегративное качество личности, объединяющее в себе обученность и воспитанность. Такой подход снимает противопоставление образованности и воспитанности, так как нельзя противопоставлять часть целому.
Образование можно систематизировать по ряду признаков:
· по уровню образованности начальное, среднее, высшее;
· по профессиональной направленности: медицинское, педагогическое, юридическое и пр.;
· по профилю: гуманитарное, техническое, естественно-научное;
· по полноте: законченное и незаконченное;
· по значимости: основное (дипломное) и дополнительное (последипломное).
Основные пути приобретения образования – это обучение в соответствующих учебных заведениях и самообразование. Его качество фиксируется при сдаче экзаменов в обычном варианте или экстерном, после самостоятельного изучения избранного курса. При выполнении государственной программы учащимся выдаются соответствующие сертификаты, удостоверяющие полученное образование: справка об окончании учебного заведения, удостоверение, аттестат или диплом.
4. РАЗВИТИЕ. Несмотря на то, что развитие не является основной категорией педагогики, ввиду значимости для педагогического процесса, мы включаем его рассмотрение в данный раздел пособия. В приложении к педагогике
Развитие – это процесс качественных и количественных изменений, происходящих в организме, сознании и поведении человека под воздействием окружающей среды в результате разрешения внешних и внутренних противоречий |
В зависимости от развивающейся сферы личности, развитие бывает
· физическим, если развивается организм (рост, вес, костно-мышечная система и пр.);
· психическим, когда речь идет о развитии нервной системы и психических функций (мышление, память, внимание и пр.);
· нравственным, когда совершенствуются нравственные характеристики человека и общества;
· эстетическим, которое развивает эстетические качества, формирует эстетический вкус и пр.
· …
Циклы развития включают в себя эволюционные периоды, характеризующиеся постепенным накоплением определенных качеств, и революционные, представляющие собой скачок в развитии, появление качественно нового образования. Периоды эволюционного развития человеканазываются возрастными этапами. Внутри них наблюдается значительное сходство физических, психических и социальных характеристик, изучение и учет которых позволяют оптимально строить педагогический процесс, прогнозировать и корректировать его результаты относительно каждой возрастной группы.
В истории и теории педагогики известны несколько вариантов возрастной периодизации. Наиболее распространенным из них является следующий:
· до одного года – младенческий возраст;
· до трех лет – преддошкольный;
· до шести (семи) – дошкольный;
· 1 – 4 классы – младший школьный;
· 5 – 9 классы – средний школьный (подростковый);
· 10 – 12 классы – старший школьный (юношеский).
Рассмотренные категории педагогики (обучение, воспитание, образование и развитие) взаимосвязаны и взаимозависимы. Обучение и воспитание в своем единстве дают образование, в процессе которого осуществляется развитие. В соответствии с уровнем последнего организуется новый этап обучения и воспитания. Схематически это выглядит следующим образом:
Обучение + Образование Развитие |
Воспитание
Представленная схема характеризует собой целостность педагогического процесса на категориальном уровне. Она показывает взаимосвязь, взаимозависимость и единство рассмотренных категорий.
СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
В настоящее время педагогика существует как определенная отрасль теоретических и практических знаний о педагогических явлениях и представляет собой систему педагогических наук.
На теоретическом уровне каждая из педагогик, входящая в эту систему, изучает законы, закономерности, принципы и правила определенной педагогической целостности. На технологическом – цели, содержание, методы, формы и результат педагогического процесса. На содержательном - знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности и опыт эмоционально-ценностных отношений, которые каждая из них отбирает из социального опыта для передачи последующему поколению. Кроме этого, все перечисленные ниже педагогики могут быть представлены в виде науки, как совокупности теоретических знаний, практической деятельности и учебной дисциплины.
Общая педагогикавключает в себя дидактику(теорию обучения), которая изучает законы и закономерности обучения, определяет его принципы и правила, рассматривает цели, содержание, формы, средства, результат учебного процесса, теорию воспитания, которая исследует те же вопросы относительно воспитательного процесса, и школоведение как теорию управления современной школой.
Возрастная педагогика (по аналогии с возрастной психологией) включает в себя ясельную педагогику, изучающую обучение, воспитание и развитие детей ясельного возраста; дошкольную, которая изучает закономерности обучения и воспитания детей преддошкольного и дошкольного возраста; педагогику школы, изучающую образование детей школьного возраста. Она имеет дополнительную градацию по типам учебно-воспитательных учреждений, объединяющих детей указанного возраста: педагогика общеобразовательной школы, педагогика профтехобразования, педагогика среднего специального образования; педагогику высшей школы, рассматривающую специфику высшего образования; педагогику взрослых, которая в последнее время получила более правильное название андрогогика (от слова Andros – мужчина, взрослый). Она развивается в основном в двух направлениях: как педагогика последипломного образования (переквалификации или повышения квалификации) и как педагогика "третьего возраста" (старости).
Отраслевая педагогика представляет собой систему специальных педагогических знаний, используемых в различных отраслях науки и производства. Это военная педагогика, инженерная, медицинская, юридическая и пр.
Сравнительная педагогика изучает закономерности развития образовательных систем в различных странах мира путем их сопоставления, нахождения сходств и различий, оценки положительных и отрицательных сторон.
Специальная педагогика посвящена проблемам обучения и воспитания людей, имеющих отклонения в физическом, психическом и умственном развитии. Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания глухих детей, тифлопедагогика – слепых, олигофренопедагогика - умственно отсталых детей.
Лечебно-профилактическая педагогика – сравнительно новая отрасль педагогики, быстро прогрессирующая в настоящее время. Это связано с массовым ухудшением здоровья подрастающего поколения. Развивается она на стыке с медициной и рассматривает закономерности обучения и воспитания больных и потенциально больных детей, требующих особых условий для сохранения и восстановления здоровья. Для таких детей создаются специальные школы санаторного типа в курортных и экологически чистых местах.
Исправительно-трудовая педагогика(или педагогика пенитенциарных учреждений) представляет собой теорию и практику перевоспитания лиц, находящихся в метах лишения свободы за совершенные ими преступления. Она направлена на исправление антисоциальных форм поведения детей и взрослых. Данная отрасль педагогических знаний тесно связана с юриспруденцией и правоведением.
В последние годы в нашей стране приобрела особую популярность и статус педагогической науки социальная педагогика, рассматривающая закономерности внешкольного образования детей и взрослых.
Одной из новых педагогических наук современности является самая древняя из педагогик – народная педагогика. Она относится к области эмпирических педагогических знаний и представляет собой многотомный устный учебник о воспитании и обучении подрастающих поколений, который создается народом, сохраняется в его памяти, постоянно ним используется и систематически пополняется. В ее состав входят:
· народная фамилогия – народные знания и опыт создания здоровой и крепкой семьи;
· народное детоведение как устоявшиеся взгляды на детей (кормильцы в старости, продолжатели рода, созидатели культуры и пр.), эмпирические знания об онтогенезе человеческого организма и формировании личностных качеств, о закономерностях развития личности в детские годы;
· родительская педагогика как мудрость социализации ребенка в семье, передача детям духовного наследия и производственного опыта;
· народная дидактика как обобщенный опыт умственного развития и формирования мировоззрения подрастающего поколения;
· народная деонтология (в переводе с греческого, наука о крайне необходимом) как формирование культуры поведения и правовых отношений в семье, привитие трудолюбия, уважительного отношения к старшим, родителям, к хлебу, любви к родной земле и языку.
История педагогики изучает закономерности функционирования и развития образования в прошлом. Она связана с исследованиями по гражданской истории, археологии, этнологии, этнографии. При раскрытии историко-педагогических проблем на современном этапе особое место должна занять идеологическая независимость науки. Это, несомненно, усилит объективность данной отрасли знаний, а от ее исследователей потребует не только компетентности, а и беспристрастности, честности, объективности в изложении и обосновании конкретно-исторических фактов.
В систему педагогических наук входят также многочисленные методики обучения школьников и студентов различным дисциплинам и методика воспитательной работы. Они изучают специфические закономерности управления формированием личности и развитием мышления учащихся, обогащают науку предметными истинами обучения конкретной дисциплине, воспитания ее средствами. Интегрированные методические знания расширяют арсенал общей теории образования.