Связанные одной нитью

У лесенки развития есть одна особенность: по ней не подняться одному. Даже самый талантливый, даже гениальный ребёнок в одиночку не сможет её одолеть. Ему нужен посредник - взрослый, который когда-то уже прошёл этот путь и теперь сможет стать как бы промежуточным звеном между ребёнком и обществом.

Он - соединительная нить, страховочный канат и канал информации, он - образец и представитель большого мира, с него (или с них) будет ребёнок писать свой портрет.

И отношения в этом тандеме не просто «взрослый—ребёнок», то есть «старший—младший», а взаимоправное сотрудничество, партнёрство.

Глава третья

СВЕРЯЙТЕСЬ ПО ТАБЛИЦАМ

Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено - это успокаивает. Приятно осознавать, что ты не один на планете страдающий родитель. И полезно знать, что любая трудность обладает одним прекрасным свойством: она когда-нибудь заканчивается.

Одним из признаков перехода ребёнка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, а по сути - того способа, каким ребёнок познаёт мир и себя (приобретает знания о мире и о себе).

Чтобы освоить мир и определить своё место в нём, ребёнок сначала должен усвоить достижения предшествующих поколений. В каждом возрастном периоде он делает это по-разному, но всегда—через определённую деятельность. Когда же растущий человек переходит на следующую ступеньку развития, старый тип деятельности (как способ познания мира и себя) не исчезает, но отходит как бы на второй план, уступая место новому. Так, например, игра - основной вид деятельности дошкольников, но играют не только маленькие дети, играют и подростки, и взрослые, только игры у них другие, а «чистая» игра для них уже не так важна. Ведущая деятельность - это, по сути, ведущее отношение ребёнка к действительности.

Таблица № 1

Ведущий вид деятельности

Возрастной период Вид деятельности Польза
Младенец Эмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение. Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми.
Раннее детство Предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым. Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт).
Дошкольный возраст Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых. Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями.
Младший школьный возраст Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную. Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения.
Подростковый возраст Общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности). Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим.
Юность Учебно-профессиональная деятельность. Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы «кто я, каким и кем мне быть».

Основная цель конкретного возрастного периода — центральная задача, которую ребёнок должен решить Таблица № 2

Период Чему надо научиться, что в себе выработать Если задача решена Если задача не решена
Дошкольный возраст Решить проблему доверия, а затем - независимости (автономии). Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что-то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет). Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым.
Школьный возраст (6-11-13 лет) Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции). Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром. Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности.
Тинейджеры 14-20 лет(12-18 лет) Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное «я» (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей) Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем; положительный образ своего «я»; интимность; способность любить. Ролевое смещение; не решается вопрос «кто я такой?»; изоляция; чувство социальной изолированности.  

Наши рекомендации