Связанные одной нитью
У лесенки развития есть одна особенность: по ней не подняться одному. Даже самый талантливый, даже гениальный ребёнок в одиночку не сможет её одолеть. Ему нужен посредник - взрослый, который когда-то уже прошёл этот путь и теперь сможет стать как бы промежуточным звеном между ребёнком и обществом.
Он - соединительная нить, страховочный канат и канал информации, он - образец и представитель большого мира, с него (или с них) будет ребёнок писать свой портрет.
И отношения в этом тандеме не просто «взрослый—ребёнок», то есть «старший—младший», а взаимоправное сотрудничество, партнёрство.
Глава третья
СВЕРЯЙТЕСЬ ПО ТАБЛИЦАМ
Чтобы вам было проще ориентироваться во всех этих переходах, ступеньках и кризисах, мы свели их в простые таблицы. Время от времени возвращайтесь к ним. Замечено - это успокаивает. Приятно осознавать, что ты не один на планете страдающий родитель. И полезно знать, что любая трудность обладает одним прекрасным свойством: она когда-нибудь заканчивается.
Одним из признаков перехода ребёнка от одной стадии к другой является изменение ведущего типа деятельности, а по сути - того способа, каким ребёнок познаёт мир и себя (приобретает знания о мире и о себе).
Чтобы освоить мир и определить своё место в нём, ребёнок сначала должен усвоить достижения предшествующих поколений. В каждом возрастном периоде он делает это по-разному, но всегда—через определённую деятельность. Когда же растущий человек переходит на следующую ступеньку развития, старый тип деятельности (как способ познания мира и себя) не исчезает, но отходит как бы на второй план, уступая место новому. Так, например, игра - основной вид деятельности дошкольников, но играют не только маленькие дети, играют и подростки, и взрослые, только игры у них другие, а «чистая» игра для них уже не так важна. Ведущая деятельность - это, по сути, ведущее отношение ребёнка к действительности.
Таблица № 1 |
Ведущий вид деятельности
Возрастной период | Вид деятельности | Польза |
Младенец | Эмоциональный контакт с родителями (или с теми, кто их заменяет); непосредственно эмоциональное общение. | Благодаря этому образуется потребность общаться с другими людьми. |
Раннее детство | Предметно-манипулятивная деятельность; практическое сотрудничество со взрослым. | Ребёнок занят предметом и действием с ним; возникает потребность в речи (чтобы наладить контакт). |
Дошкольный возраст | Общение (ролевая игра); игра (как универсальная форма развития); сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации; потребность принять участие в жизни и деятельности взрослых. | Формируется потребность воздействовать на мир; действует как взрослый, но с предметами-заместителями. |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность; игра исчерпала свои познавательные возможности; игровая мотивация сменяется на познавательную. | Учится выполнять осмысленную работу, развиваются такие качества, как устойчивое внимание и прилежание; развивается словесно-логическое мышление; ребёнок учится управлять восприятием, вниманием, памятью; появляется способность к произвольной регуляции поведения. |
Подростковый возраст | Общение интимно-личностное; общение со сверстниками (в общественно полезной деятельности). | Постепенно осознаёт (узнаёт) себя и свой внутренний мир; учится строить отношения с другими людьми; умеет посмотреть на ситуацию с точки зрения другого человека и принимать решения в соответствии с этим. |
Юность | Учебно-профессиональная деятельность. | Осознав свои потребности и интересы, отвечает на вопросы «кто я, каким и кем мне быть». |
Основная цель конкретного возрастного периода — центральная задача, которую ребёнок должен решить Таблица № 2
Период | Чему надо научиться, что в себе выработать | Если задача решена | Если задача не решена |
Дошкольный возраст | Решить проблему доверия, а затем - независимости (автономии). | Формируется чувство базисного доверия (1-й год); умение проявлять свою волю и самому что-то делать (2-й год); инициатива (3-5 лет). | Не формируется; сомневаются в своих способностях; появляется чувство вины за усилие быть независимым. |
Школьный возраст (6-11-13 лет) | Приобрести уверенность в том, что они способные и трудолюбивые существа (развитие компетенции). | Ведут себя уверенно; проявляют трудолюбие; Живут в равновесии (в гармонии) с миром. | Ведут себя приниженно; появляется чувство неполноценности. |
Тинейджеры 14-20 лет(12-18 лет) | Проигрывают разные роли, чтобы самоутвердиться. Необходимость постичь своё собственное «я» (синтез прошлых, настоящих и будущих возможностей) | Идентичность (знать и любить себя, принимать таким, как есть); уверенность в своём будущем; положительный образ своего «я»; интимность; способность любить. | Ролевое смещение; не решается вопрос «кто я такой?»; изоляция; чувство социальной изолированности. |